Белки - основа жизни

Урок изучения нового материала и практического применения знаний и способов деятельности учащихся в жизненных ситуациях.   Интерактивная игра. Урок нарастающей степени самостоятельности учащихся в познании проблем. Построение «лестницы деятельности», логико-смысловой модели. Цель урока: создать условия для осмысления связей и отношений в объектах изучения, построения «лестницы деятельности», выполнения и обсуждения результатов исследования на фальсификацию продуктов с белковым содержанием. Задачи: образовательные: -определить значение белков в осуществлении процессов жизнедеятельности, выявить их значение и особенности функционирования как носителей жизни; -познакомить с современными научными представлениями о составе, строении и свойствах белков; -сформировать практические умения проводить исследования на определение фальсификации продуктов с белковым содержанием; развивающие: -довести до сознания учащихся необходимость изучения белковых тел; -способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, применяя нестандартные формыобучения для правильного понимания жизненных процессов; -создать условия для развития исследовательских умений через умение выполнять эксперимент; -продолжить развитие интереса к химии как экспериментальной науке в познании жизненных проблем; воспитательные: -содействовать формированию научного мировоззрения у учащихся путем ознакомления их с историей изучения состава, строения и свойств белков; -создать условия для совершенствования системы коммуникативных умений путем организации индивидуальной и коллективной культуры учебной деятельности; -создать условия для воспитания экологического и энергосберегающего мышления, ценностного отношения к жизни и здоровью человека, к окружающей среде.
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зайцева Светлана Владимировна, учитель химии высшей категории

ГУО «Средняя школа № 3 г. Осиповичи»


Тема урока «Белки - основа жизни».

Тип урока: урок изучения нового материала и практического применения знаний и способов деятельности учащихся в жизненных ситуациях.

Цель урока: создать условия для осмысления связей и отношений в объектах изучения, построения «лестницы деятельности», выполнения и обсуждения результатов исследования на фальсификацию продуктов с белковым содержанием.

Задачи:

образовательные:

-определить значение белков в осуществлении процессов жизнедеятельности, выявить их значение и особенности функционирования как носителей жизни;

-познакомить с современными научными представлениями о составе, строении и свойствах белков;

-сформировать практические умения проводить исследования на определение фальсификации продуктов с белковым содержанием;

развивающие:

-довести до сознания учащихся необходимость изучения белковых тел;

-способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, применяя нестандартные формыобучения для правильного понимания жизненных процессов;

-создать условия для развития исследовательских умений через умение выполнять эксперимент;

-продолжить развитие интереса к химии как экспериментальной науке в познании жизненных проблем;

воспитательные:

-содействовать формированию научного мировоззрения у учащихся путем ознакомления их с историей изучения состава, строения и свойств белков;

-создать условия для совершенствования системы коммуникативных умений путем организации индивидуальной и коллективной культуры учебной деятельности;

-создать условия для воспитания экологического и энергосберегающего мышления, ценностного отношения к жизни и здоровью человека, к окружающей среде.

Форма урока: интерактивная игра. Урок нарастающей степени самостоятельности учащихся в познании проблем. Построение «лестницы деятельности», логико-смысловой модели.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация в «Power Point», раздаточные дидактические материалы для учащихся; набор реактивов и оборудование для экспериментальных исследований, результаты творчества учащихся (сообщения и сказки о белках), таблица: «Структуры белка», плакат с изображением «лестницы деятельности» и с девизом.

Слайды презентации открываются по ходу урока.

Основные методы обучения: игровой, поисковый, словесный, наглядный, практический, обобщающий, сравнительный.

Формы деятельности учащихся: парная, групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи: с биологией, историей, литературой, философией.

Принцип организации групповой работы на уроке: группы формируются по желанию учащихся.

Планируемый результат урока: планируется, что в конце урока учащиеся успешно справятся с заданиями логического брифинга и выполнят тест.





Ход урока

Учитель: Проведём урок нарастающей степени самостоятельности в осмыслении связей и отношений в объектах изучения, построим «лестницу деятельности», проведем экспериментальные исследования и обсудим результаты исследования на фальсификацию продуктов с белковым содержанием.

Совместную творческую деятельность начнём с создания эмоционального настроя.

По почте пришло письмо от Стасевой Ирины, главного специалиста по сертификации пищевых продуктов. Вот, что она пишет: «В МЭУ им А.Д. Сахарова студенты проводят исследования, связанные с разработкой новых химических способов синтеза органических веществ. В частности выпускнику нашей школы Юле Зеленко предложено получить из отходов производства сажи → аминоуксусную кислоту → Х. Высылаю вам рисунок, где изображено это вещество Х» (на рисунке зашифрованный белок куриного яйца).

Что же это за вещество? Для определения вещества Х послушайте подсказку: Больной жалуется врачу на боли в желудке. Анализ показывает, что у него нулевая кислотность. Переваривание каких веществ затруднено в желудке? ( Белков, жиров). Что же за вещество должен получить Юра? Белок или жир? Вам решать.

Учащийся: В 19 веке русский поэт Семён Яковлевич Надсон писал:

Меняя каждый миг свой образ прихотливый,

Капризна как дитя и призрачна как дым,

Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой.

Великое смешав с ничтожным и смешным.

Учитель: Чему посвящены эти строки? (Жизненным явлениям). А что такое жизнь? Как она зародилась на Земле?

Учащиеся: Теория сверхъстественных сил,

Теория катаклизмов Вернадского,

Жизнь пришла из космоса,

Теория биологической эволюции Опарина.

Человеку всегда хотелось чуда. Одним из таких чудес является возникновение жизни, превращение неживой материи в живой организм.

Учитель: Опарин писал: «Жизнь - загадочное понятие для каждого мыслящего человека».

«Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней средой, причём с прекращением этого обмена веществ, прекращается и сама жизнь, что приводит к разложению белка». Это определение жизни дано Фридрихом Энгельсом в его работе «Анти-Дюринг».

Жизнь - это перемещение сложнейших химических процессов взаимодействия белков между собой и другими веществами. Наша задача попытаться раскрыть тайну этих процессов.

И так, тема урока: «Белки» (слайд презентации).

Девиз урока: «Белки - самые важные из всех веществ, входящих в состав организма животных и растений». Л. Полинг (слайд).

(Девиз написан на слайде и на плакате, там же нарисованы ступеньки «лестницы совместной деятельности», они закрыты и будут открываться в ходе урока).

Первая ступенька «лестницы совместной деятельности». Историческая.

Учащиеся: Начало изучению белков положила теория итальянского ученого Я.Б. Беккери в 1754 г. о существовании особых веществ, присущих и растениям, и животным. Он выделил из пшеничной муки клейковину, вещество растительного происхождения, которое можно было получить из животных организмов.

В 1888 г. русский учёный биохимик А.Я. Данилевский на основании своих опытов впервые высказал гипотезу о пептидной связи между остатками аминокислот и белковой молекулы.

В 1890 г. исследованием белков занялись немецкие химики-органики Эмиль Фишер (Нобелевская премия в 1902 г.) и Франц Гофмейстер.

В 1907 г. они экспериментально подтвердили «пептидную теорию», на основании которой в белках аминокислоты связаны за счёт аминогруппы одной кислоты и карбоксила другой. При образовании такой связи выделяется молекула воды.

Учащийся: Белки - природные высокомолекулярные соединения (биополимеры), основа всего живого на Земле. Во всех живых организмах белки играют исключительно важную роль.

II ступенька «лестницы совместной деятельности». Функции белков.

(Один учащийся рассказывает о функциях белков, другой составляет на доске логико-смысловую модель).

Белки - неотъемлемая часть пищи животных и человека. Растения и бактерии производят белки, но не питаются ими.

Наличие у живого организма свойств, отличающих его от неживого, связано в первую очередь с белками. Для живых организмов характерно огромное разнообразие белковых молекул и их высокая упорядоченность, что и определяет высокую упорядоченность живого, способность к движению, сокращению, воспроизводству себе подобных, обмену веществ и к многим физиологическим процессам.

Белки-ферменты, более 2 тысяч.

В каждой живой клетке непрерывно протекают сотни биохимических реакций, в ходе которых происходит распад и окисление поступающих извне питательных веществ, Клетка использует энергию, полученную вследствие окисления данных веществ; продукты их расщепления служат для синтеза необходимых клетке органических соединений. Быстрое протекание таких биохимических реакций обеспечиваюб биокатализаторы-ферменты.

Существует шесть групп ферментов: оксидазы, гидролазы, изомеразы, лиазы, синтеазы, трансферазы.

Известно более 2 тысяч ферментов. Каждая молекула способна осуществлять от тысячи до миллиардов операций в минуту, при этом биоферменты не расходуются.

Белки - регуляторы физиологических процессов. Гормоны производятся в особых клетках мозга, находящихся в гипотоломической части в гипофизе (гормоны роста), а также в специальных клетках поджелудочной железы (инсулин и глюкогон). Но не все гормоны - белки.

Белковые и небелковые гормоны влияют на организм, изменяя активность ферментов. Например, группа белков - ферментов роста - активизирует ферменты синтеза ДНК и усиливает деление клеток. Это важно для восстановления тканей при ранениях и после операции. Но слишком интенсивное деление клеток ведёт к их неконтролируемому росту (злокачественные опухоли).

Регуляторные гормоны: гормон роста, инсулин, глюкагон, тестостерон.

Белки-транспортёры: гемоглобин, альбумин.

В крови, в наружных клетках мембран в цитоплазме и ядрах клетки находятся различные транспортные белки, которые обеспечивают активный и строго избирательный транспорт веществ.

Например, в крови белки-транспортёры узнают, связывают определённые белки-гормоны и несут к определённым клеткам. В транспорте жирных кислот принимают участие белки сыворотки крови - альбумины.

Специальные белки - иммуноглобулины - являются антителами к антигенам (чужеродным белкам), они связывают и выводят антигены из организма, препятствуют размножению бактерий и вирусов, нейтрализуют выделяемые ими токсины.

Например, в лимфатических тканях (вилочковая железа, лимфатические узлы, селезёнка), вырабатываются лимфоциты - клетки, синтезирующие антитела. Поэтому у человека и животных одна из главных систем - это иммунная система.

Белки, выполняющие структурные, строительные, сократительные, энергетические функции. Белки участвуют в образовании всех клеточных мембран, органоидов, а также внеклеточных структур.

При распаде 1 г белка выделяется 17,6 кДж энергии (Е).

Актин и миозин играют главную роль в работе мышц.

Кератин - входит в состав шерсти, волокон, перьев.

Коллаген - компонент волокон соединительных тканей.

Липопротеиды - составная часть мембран клеток.

По современным данным, эволюция отработала 1010 - 1012 различных белков, обеспечивающих существование ~ 1,2 млн видов живых организмов - от вирусов до человека. Количество белков характеризует степень сложности организмов. В кишечной палочке их 3000, в организме человека - более 5 млн.

Учитель: Если значение белков настолько велико, то они должны обладать особыми свойствами, обусловленными их строением и уникальным составом.

III ступенька «лестницы совместной деятельности». Состав белков.

Основной структурной единицей белков служат α-аминокислоты. В состав большинства природных белков входит около 20 α-аминокислот. Общая формула α-аминокислот: H2N-CH-COOH

|

Основным источником α-аминокислот для живого организма являются пищевые белки. Некоторые белковые аминокислоты синтезируются самим организмом. Их называют заменимыми аминокислотами. Другие α-аминокислоты синтезироваться в организме не могут и должны поступать извне. Такие аминокислоты называют незаменимыми, их 10 (названия указаны в таблице).




Суточная потребность человека в НАК

Аминокислота

Потребность индивидуума, г.

Потребность массы тела, мг/кг

Аргинин

Гистидин

Изолейцин

Лейцин

Лизин

Метионин

Фенилаланин

Треонин

Триптофан

Валин

1,8

0,9

0,7

1,1

0,8

1,1

1,1

0,5

0,25

0,8

Взрослый организм не нуждается

10

14

12

13

14

7

3,5

10

Белковые α-аминокислоты содержат один или два ассиметричных атома углерода и являются оптическими соединениями. Они существуют в виде пар зеркальных изомеров, различающихся положением аминогруппы у ассиметричного атома углерода (он обозначен звёздочкой).

СООН СООН

| |

Н-С*-NH2H2N-C*-H

| |

D- α-аминокислота L- α-аминокислота

Большинство D-изомеров обладают сладким вкусом, а L-изомеры - горькие или безвкусные.

В состав природных белков входят только L-аминокислоты. α-Аминокислоты D-ряда иногда называют неприродными, они не используются для построения белков человеческого организма.

α-Аминокислоты - кристаллические вещества, растворимые в воде, t пл 200-3000С.

В твёрдом состоянии и в водных растворах при определённых значениях рН среды

α-аминокислоты существуют в виде биполярных ионов RCH(+NH3)COO-, представляющих собой внутреннюю соль. В биполярном ионе карбоксильная группа диссоциирована (-СОО-), а аминогруппа протонирована (-+NH3)

-H+ -H+

H3N+ - CH - COOH→ H3N+ - CH - COO- → H2N - CH - COO-

| | |

R +H+R + H+R

Катионная форма Биполярный ион Анионная форма

(цвиттер-ион)

α-Аминокислоты содержат две различные функциональные группы: амино- и карбоксильную группы. Аминогруппа обуславливает основные свойства веществ, а карбоксильная - кислотные, поэтому α-аминокислоты являются амфотерными соединениями, т.е. образуют соли как с кислотами, так и со щелочами:

H2N - CH - COOH + НСI →CI [H3N - CH - COOH]

| |


H2N - CH - COOH + NaOH→H2N - CH - COONa

| |

α-Аминокислоты могут вступать в реакции между собой, где карбоксильная группа одной молекулы вступает в реакцию с аминогруппой другой молекулы и образуется пептидная связь:

О

||

H2N-CH-COOH + H-N-CH-COOH → H2N-CH-C-N-CH-COOH + H2O

| | | | | |

R H R R H R

O

|| ||

-C-N- пептидная группа -C-N- пептидная связь

| |

H

Названия белков даются исходя из названий образующих их аминокислот. Например, глицил-аланил-глицин (трипептид).

Физкультминутка (Презентация)

V ступенька «лестницы совместной деятельности». Строение белков.

Учащиеся: Первичная структура (определение) - последовательность аминокислотных остатков в полипептидной цепи. Первичная структура определяет его биологическую активность.

Вторичная структура - это конфигурация, которую принимает полипептидная цепь, состоящая из звеньев АК. Наиболее часто встречается спиралевидная форма. Данную структуру поддерживают водородные связи, образующиеся через 4 фрагмента АК .Группы направлены в разные стороны: одна к вышерасположенному витку, другая - к нижерасположенному.

О

||

-С- и - N -

|

Н

R - радикалы обращены наружу, что позволяет их функциональным группам вступать в разнообразные химические реакции.

Третичная структура - трёхмерная конфигурация закрученной спирали. Поддерживается дисульфидными, сложно-эфирными, амидными, солевыми мостиками.

Полярные гидрофильные R - радикалы, выступая наружу глобулы, обеспечивают специфическую биологическую активность белка.

При взаимодействии нескольких полимерных структур, образуется четвертичная конфигурация. Например, молекула гемоглобина.

V ступенька «лестницы . Свойства белка.

Учитель: Большинство белков образуют коллоидные растворы, доказательством чего служит способность рассеивать свет. Размеры молекул белков велики. Существуют белки, растворимые в воде и нерастворимые (ногти, шерсть, хрящи). Белки способны набухать в воде, имеют ярко выраженные гидрофильные свойства.

В растворе белка могут происходить процессы:

  1. Высаливания - выделение белка из раствора при добавлении соли;

  2. Денатурация - переход в состояние, отличное от природного, с частичной или полной потерей биологической активности;

  3. Коагуляция - нарушение структуры гидратных оболочек макромолекул белка;

  4. Ренатурация - следствие потери устойчивости белка при >t0, Р, УФ излучения, радиации, в кислотной или щелочной среде, при действии с Олей тяжёлых металлов.

Денатурация приводит к нарушению антигенной чувствительности белка, к потере способности ферментативной деятельности и к нарушению обмена веществ, воспалению слизистой оболочки органов пищеварения (гастрит, колит), к камнеобразованию в почечных чашечках, лоханках, мочеточниках (камни имеют белковую основу).

Учащийся: И.Н. Буланкиным высказано интересное предложение, что процессы старения при возрастных изменениях организма связаны с медленно протекающей денатурацией белков. Именно в преодолении этого процесса лежит ключ к продолжению жизни.

  1. Гидролиз белка - это разрушение одного из уровней организации белковой молекулы. В организме гидролиз идёт под действием ферментов.

O O O

|| || ||

H2N-CH2-C-N-CH2-C + H2O →2H2N-CH2-C

| | |

H OH OH

VI ступенька «лестницы» познания. Экспериментальная.

Опыты выполняют учащиеся под руководством учителя

Качественные реакции на белок (ОПБ):

  1. Биуретовая реакция или Пиотровского - распознание в молекуле белка пептидных групп:

- 1 мл р-ра белка + 2 мл 10% р-ра NaOH + 2-3 капли р-ра CuSO4 → фиолетовое окрашивание;

  1. Ксантопротеиновая реакция - нитрование бензольных ядер, находящихся в составе радикалов молекул белка:

t охлаж.

2 мл р-ра белка + 0,5 мл конц. р-ра HNO3 → жёл. → NH3р-р →оранжев.

VII ступенька «лестницы совместной деятельности».

Расчётно-ситуационная.

  1. Известно, что для взрослого человека необходимо 1,5 г белка на 1 кг массы. Зная свою массу, определите норму необходимого потребления белка для своего организма.

Решение: 1,5 г - 1 кг

х - 50 кг х = 1,5∙50 = 75 (г)

2. Известно, что при продолжительности жизни 70 лет обновление белка в организме происходит в среднем 200 раз. Зная свой возраст, предположите, сколько раз произошло обновление белка в вашем организме:

Решение: 70 лет - 200 раз 15∙200

15 лет - х х = ──── = 43 (раза)

70

VIII ступенька «лестницы совместной деятельности». Биологическая.

Учащийся: Белок является основным компонентом питания. Биологическая ценность белков определяется содержанием в них незаменимых АК. Недостаток белков или нарушение процессов их усвоения (переваривание и всасывание) приводят к развитию жировых отложений в печени, к болезням крови и ослаблению иммунитета.

Этапы гидролиза белка в организме

  1. Под действием белков-ферментов в желудке происходит расщепление белковых молекул до полипептидов с меньшей молекулярной массой.

  2. В кишечнике они гидролизуются до отдельных АК.

  3. Смесь АК всасывается слизистой оболочкой тонкого кишечника.

  4. Через систему воротной вены смесь АК попадает в печень.

  5. Затем разносится кровью по всем органам и тканям.

  6. АК расходуются на синтез белка и нуклеиновых (НК) кислот, а также распадаются в процессе жизнедеятельности.

IХ ступенька «лестницы совместной деятельности». Жизненная.

Учитель: Большое потребление белков ведёт к образованию в желудочно-кишечном тракте продуктов неполного расщепления, что может вызвать интоксикацию организма, поэтому необходимо помнить о рациональном питании.

Белковые продукты используются для лечения ряда заболеваний.

Сообщения учащихся: Молоко является источником биоценных белков, нормализует содержание холестерина в крови, используется в целях профилактики и лечения гастрита, язвы желудка, туберкулёза, сердечно-сосудистых заболеваний, стимулирует распад жиров и синтез других белков в организме, обеспечивает полное усвоение фосфора и кальция.

Творог повышает содержание метионина, предотвращает жировые отложения в печени, на его усвоение тратится меньше ферментов, желудочного сока и соляной кислоты.

Сыры возбуждающе действуют на нервную систему, не рекомендуется их употреблять перед сном.

Яйца содержат в белке все незаменимые АК. Желток содержит жирные кислоты и холестерин, однако благодаря большому содержанию лецитина холестерин яичного белка практически не попадает в кровь и выводится с желчью. Наилучшее усвоение ценных компонентов яйца наблюдается при первичной денатурации белка, когда яйцо сварено всмятку.

Мясо является основным источником ценных белков (биоценные белки мышц: миогены, миозин, глобулин и др.), повышает желудочную секрецию, возбуждает нервную систему, содержит железо, витамины группы С и В.

Рыба по составу АК не уступает белкам мяса, кроме того, содержит важные микроэлементы и активный йод.

Дополнительным источником белков могут служить одноклеточные организмы - дрожжи, водоросли, непатогенные бактерии, мицеллы, микроскопические грибы, одноклеточные водоросли (хлорелла, сценодемус).

Учитель: Для здорового питания нужно использовать полноценные, свежие и экологически чистые продукты. Приобретенные в магазинах и на рынке продукты не всегда соответствуют необходимым требованиям. Существуют экспериментальные приёмы определения качества продуктов питания.

X ступенька «лестницы совместной деятельности». Исследовательская.

Результаты проведённых исследований сообщают учащиеся.

Опыт 1. Качественное определение содержания белка в молоке. Реактивы: 10 капель 1% р-ра фенолфталеина + 0,1 н р-ра NaOH + 2 мл 10% р-ра формалина. Оборудование: прибор для титрования р-ра (бюретка).

Алгоритм: К пробе молока добавить 10 капель 1% р-ра фенолфталеина - розовое окрашивание + NaOH до исчезновения розового окрашивания.

Добавить 2 мл 10% р-ра формалина и продолжать титровать. Объём щелочи пошедшей на нитрование после добавления формалина, умножить на коэффициент 1,92.

Ключ. В коровьем молоке содержание белка в среднем 3,3%.

Опыт 2. Определение качества пастеризации молока. Пастеризацией предусматривается уничтожение патогенных микроорганизмов ферментов, которые ухудшают качество молока. Реактивы: 20 мл дистил. Воды и 0,1 н р-р серной кислоты. Оборудование: 2 стакана, фильтровальная бумага, воронка, пипетка, прибор для нагревания.

Алгоритм: К пробе молока добавить 20 мл дистил. воды + по каплям 0,1 н р-р серной кислоты до образования хлопьев казеина.

Ключ. В сыром молоке вновь появляются хлопья казеина.

Опыт 3. Определение свежести молока. Реактивы: 5 мл 1% р-ра фенола и 1%-го р-ра FeCI3

Алгоритм: К 5 мл 1% р-ра фенола прилить столько же р-ра FeCI3, отметить фиолетовое окрашивание, добавить пробу молока.

Ключ. Скисшее молоко даёт жёлто-зелёное окрашивание.

Опыт 4. Определение примеси в сметане. Реактивы: сметана, горячая вода. Оборудование: колба, столовая ложка.

Алгоритм: В колбу с горячей водой вместить столовую ложку сметаны.

Ключ. При наличии примеси жир всплывает, а казеин оседает на дно.

Опыт 5. Определение свежести мяса. Реактивы: 1 мл мясного бульона, 5 капель 5%-го р-ра серной кислоты. Оборудование: пробирки, держатель, спиртовка, воронка, вата или марля, пипетка.

Алгоритм: Приготовить мясной бульон, отфильтровать через марлю или вату, пользуясь воронкой. Добавить 5 капель 5%-го р-ра серной кислоты и встряхнуть. Через 5 минут отметить результат.

Ключ. В свежем бульоне раствор прозрачный, при сомнительной свежести раствор становится мутным, а у несвежего замороженного мяса - мутный с хлопьями, у безусловно несвежего мяса - желеобразный с осадками и хлопьями.

Опыт 6. Определение свежести мяса по содержанию сероводорода. Реактивы: 5 г мелко измельчённого мяса или колбасы, 10%-й раствор ацетата или нитрата свинца. Оборудование: пробирка, пробка с проволокой, фильтровальная бумага.

Алгоритм: 5 г измельчённого мяса внести в пробирку с пробкой. Мокрую фильтровальную бумагу пропитать в растворе ацетата или нитрата свинца. Закрепить на проволоке и внести в пробирку.

Ключ. Если бумажка приобретает тёмную окраску, то в данном продукте присутствует сероводород. При гниении сероводорода образуется в больших количествах, являясь своеобразным индикатором порчи мяса. В норме H2S должен отсутствовать.

На доске логическая модель по теме урока. На слайде «лестница» совместной деятельности учителя и учащихся.

С целью коррекции и отработки понятийного аппарата провожу логический брифинг по основным понятиям темы «Белки».

Условие: на группу даётся 4 вопроса, во время ответа соперники могут поправлять отвечающего.

  1. Научное название белка. (Протеины).

  2. Группы атомов, обуславливающие амфотерные свойства аминокислот (АК). (Амино и карбоксильная группы).

  3. Связь, соединяющая остатки АК в полипептидную цепь. (Пептидная или амидная).

  4. Мономеры, составляющие основу первичной структуры белка. (20 α-АК).

  5. Структура белка, свёрнутая в спираль. (Вторичная).

  6. Конфигурация третичной структуры белка. (Глобула).

  7. Группы атомов, обуславливающие биологическую активность усложнённых белковых структур. (Радикалы).

  8. Разрушение первичной структуры белка. (Гидролиз).

  9. Процесс, обратный ренатурации. (Денатурация).

  10. Реакции, определяющие наличие белка. (Биуретовая, ксантопротеиновая).

  11. Гормон поджелудочной железы. (Инсулин).

  12. Пищевые продукты с высоким содержанием белка. (Яйцо, молоко, рыба, мясо).

С целью проверки реального уровня полученных знаний провожу тестовый контроль, заканчивающийся взаимопроверкой в паре. Уровневый тест имеет 2 варианта. Уровень заданий выбирает ученик, качество их выполнения определяет отметку.

Варианты работы с тестом:

идеально - от простого к сложному (уровень обучаемости);

исходя из ситуации - на выбор (уровень обученности).

Первый уровень для первого варианта.

  1. Нарисуйте схему, соответствующую первичной структуре белка:

а) б) в)

2. Определите термин, не подходящий по смыслу слову «полимер»:

а) нуклеотид, б) мономер, в) дипептид.

3. Процесс утраты белковой молекулой своей структурной организации:

а) гидролиз, б) коагуляция, в) ренатурация.

Первый уровень для второго варианта: 1. Какие группы отсутствуют в формуле АК

а) О

||

СН-С-NH2, б) -R, в) -OH, ?

2. В данной цепочке функциональных групп есть одна лишняя, определяющая иные свойства. Найдите её: а) -NH2, б) -R, в) -СОOH.

3. Процесс восстановления структурной организации белковой молекулы называется:

а) гидролиз, б) денатурация, в) ренатурация.

Второй уровень для первого варианта

  1. Какие структуры реализуют биологическую активность белка?

а) радикалы, б) полипептид, в) химические связи.

2. В образовании данной структуры принимают участие дисульфидные мостики:

а) вторичная, б) первичная, в) третичная.

3. Составьте дипептид из любых незаменимых АК, назови его.

Второй уровень для второго варианта

1. Какой уровень организации опосредованно определяет биологическую активность белка?:

а) четвертичная, б) первичная, в) вторичная структуры.

2. При денатурации происходит разрушение структуры:

а) вторичной, б) первичной, в) третичной.

3. Составьте дипептид из любых незаменимых АК, назови его.

Третий уровень для первого и второго вариантов

Смоделируйте не менее двух вариантов молекул полипептида из состава незаменимых АК. Условие: в состав одного полипептида должны входить не менее 4-5 АК-мономеров.

Тем, кто быстро справился с заданиями можно дать дополнительные вопросы:

  1. Ренатурация - это…

  2. Роль ванадия для живого организма.

  3. Денатурация - это…

  4. Роль марганца для живого организма.

  5. Биуретовая реакция - это…

  6. Роль галлия для живого организма.

(Ответы на вопросы логического брифинга и тестов даются на слайдах презентации).

Даётся время учащимся на взаимопроверку тестов.

Подведение итогов урока.

Учитель. Предлагаю вернуться к задачам, которые ставили в начале урока, сделать вывод о их решении.

Так, что же такое жизнь? Этот вопрос будет обсуждаться всегда. Определение жизни, данное матерью Терезой, звучит как призвание: «Жизнь - это тайна! Познай её!»

Учитель. Проведённое нами занятие даёт научное обоснование жизни и понимания, что жизнь и белки неразрывно связаны. Насколько многообразны белки, настолько сложна и многолика сама жизнь.

Подтверждением сложности жизни является высказывание И.В. Гёте: (слайд) «Я всегда говорил и не устаю повторять, что мир бы не мог существовать, если бы был так просто устроен».

Завершим урок лирическими строками стихов С.Я. Надсона (слайд):

Учащийся: Вот жизнь, вот что сфинкс! Закон её - мгновенье,

И нет среди людей такого мудреца,

Кто мог сказать толпе, куда - её движенье,

Кто мог бы уловить черты её лица.

То вся она - печаль, то вся она - приманка,

То в ней - блеск и свет, то всё - позор и тьма,

Жизнь - это Серафим и пьяная Вакханка,

Жизнь - это океан и тесная тюрьма!

Работа учащихся оценивается с учётом результатов выполненных тестов и работы на протяжении всего урока.

Домашнее задание: Творческие работы (стихи, сказки, кроссворды. ребусы, информационные сообщения) по желанию учащихся.

Рефлексия. Оцените сами свою деятельность на уроке. Прикрепите шаги (рисунки шагов выданы каждому учащемуся) на ступеньки лестницы в зависимости от Вашей самооценки работы на уроке.

19


© 2010-2022