- Преподавателю
- Химия
- Белки - основа жизни
Белки - основа жизни
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зайцева С.В. |
Дата | 10.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Зайцева Светлана Владимировна, учитель химии высшей категории
ГУО «Средняя школа № 3 г. Осиповичи»
Тема урока «Белки - основа жизни».
Тип урока: урок изучения нового материала и практического применения знаний и способов деятельности учащихся в жизненных ситуациях.
Цель урока: создать условия для осмысления связей и отношений в объектах изучения, построения «лестницы деятельности», выполнения и обсуждения результатов исследования на фальсификацию продуктов с белковым содержанием.
Задачи:
образовательные:
-определить значение белков в осуществлении процессов жизнедеятельности, выявить их значение и особенности функционирования как носителей жизни;
-познакомить с современными научными представлениями о составе, строении и свойствах белков;
-сформировать практические умения проводить исследования на определение фальсификации продуктов с белковым содержанием;
развивающие:
-довести до сознания учащихся необходимость изучения белковых тел;
-способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, применяя нестандартные формыобучения для правильного понимания жизненных процессов;
-создать условия для развития исследовательских умений через умение выполнять эксперимент;
-продолжить развитие интереса к химии как экспериментальной науке в познании жизненных проблем;
воспитательные:
-содействовать формированию научного мировоззрения у учащихся путем ознакомления их с историей изучения состава, строения и свойств белков;
-создать условия для совершенствования системы коммуникативных умений путем организации индивидуальной и коллективной культуры учебной деятельности;
-создать условия для воспитания экологического и энергосберегающего мышления, ценностного отношения к жизни и здоровью человека, к окружающей среде.
Форма урока: интерактивная игра. Урок нарастающей степени самостоятельности учащихся в познании проблем. Построение «лестницы деятельности», логико-смысловой модели.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация в «Power Point», раздаточные дидактические материалы для учащихся; набор реактивов и оборудование для экспериментальных исследований, результаты творчества учащихся (сообщения и сказки о белках), таблица: «Структуры белка», плакат с изображением «лестницы деятельности» и с девизом.
Слайды презентации открываются по ходу урока.
Основные методы обучения: игровой, поисковый, словесный, наглядный, практический, обобщающий, сравнительный.
Формы деятельности учащихся: парная, групповая, индивидуальная.
Межпредметные связи: с биологией, историей, литературой, философией.
Принцип организации групповой работы на уроке: группы формируются по желанию учащихся.
Планируемый результат урока: планируется, что в конце урока учащиеся успешно справятся с заданиями логического брифинга и выполнят тест.
Ход урока
Учитель: Проведём урок нарастающей степени самостоятельности в осмыслении связей и отношений в объектах изучения, построим «лестницу деятельности», проведем экспериментальные исследования и обсудим результаты исследования на фальсификацию продуктов с белковым содержанием.
Совместную творческую деятельность начнём с создания эмоционального настроя.
По почте пришло письмо от Стасевой Ирины, главного специалиста по сертификации пищевых продуктов. Вот, что она пишет: «В МЭУ им А.Д. Сахарова студенты проводят исследования, связанные с разработкой новых химических способов синтеза органических веществ. В частности выпускнику нашей школы Юле Зеленко предложено получить из отходов производства сажи → аминоуксусную кислоту → Х. Высылаю вам рисунок, где изображено это вещество Х» (на рисунке зашифрованный белок куриного яйца).
Что же это за вещество? Для определения вещества Х послушайте подсказку: Больной жалуется врачу на боли в желудке. Анализ показывает, что у него нулевая кислотность. Переваривание каких веществ затруднено в желудке? ( Белков, жиров). Что же за вещество должен получить Юра? Белок или жир? Вам решать.
Учащийся: В 19 веке русский поэт Семён Яковлевич Надсон писал:
Меняя каждый миг свой образ прихотливый,
Капризна как дитя и призрачна как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой.
Великое смешав с ничтожным и смешным.
Учитель: Чему посвящены эти строки? (Жизненным явлениям). А что такое жизнь? Как она зародилась на Земле?
Учащиеся: Теория сверхъстественных сил,
Теория катаклизмов Вернадского,
Жизнь пришла из космоса,
Теория биологической эволюции Опарина.
Человеку всегда хотелось чуда. Одним из таких чудес является возникновение жизни, превращение неживой материи в живой организм.
Учитель: Опарин писал: «Жизнь - загадочное понятие для каждого мыслящего человека».
«Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней средой, причём с прекращением этого обмена веществ, прекращается и сама жизнь, что приводит к разложению белка». Это определение жизни дано Фридрихом Энгельсом в его работе «Анти-Дюринг».
Жизнь - это перемещение сложнейших химических процессов взаимодействия белков между собой и другими веществами. Наша задача попытаться раскрыть тайну этих процессов.
И так, тема урока: «Белки» (слайд презентации).
Девиз урока: «Белки - самые важные из всех веществ, входящих в состав организма животных и растений». Л. Полинг (слайд).
(Девиз написан на слайде и на плакате, там же нарисованы ступеньки «лестницы совместной деятельности», они закрыты и будут открываться в ходе урока).
Первая ступенька «лестницы совместной деятельности». Историческая.
Учащиеся: Начало изучению белков положила теория итальянского ученого Я.Б. Беккери в 1754 г. о существовании особых веществ, присущих и растениям, и животным. Он выделил из пшеничной муки клейковину, вещество растительного происхождения, которое можно было получить из животных организмов.
В 1888 г. русский учёный биохимик А.Я. Данилевский на основании своих опытов впервые высказал гипотезу о пептидной связи между остатками аминокислот и белковой молекулы.
В 1890 г. исследованием белков занялись немецкие химики-органики Эмиль Фишер (Нобелевская премия в 1902 г.) и Франц Гофмейстер.
В 1907 г. они экспериментально подтвердили «пептидную теорию», на основании которой в белках аминокислоты связаны за счёт аминогруппы одной кислоты и карбоксила другой. При образовании такой связи выделяется молекула воды.
Учащийся: Белки - природные высокомолекулярные соединения (биополимеры), основа всего живого на Земле. Во всех живых организмах белки играют исключительно важную роль.
II ступенька «лестницы совместной деятельности». Функции белков.
(Один учащийся рассказывает о функциях белков, другой составляет на доске логико-смысловую модель).
Белки - неотъемлемая часть пищи животных и человека. Растения и бактерии производят белки, но не питаются ими.
Наличие у живого организма свойств, отличающих его от неживого, связано в первую очередь с белками. Для живых организмов характерно огромное разнообразие белковых молекул и их высокая упорядоченность, что и определяет высокую упорядоченность живого, способность к движению, сокращению, воспроизводству себе подобных, обмену веществ и к многим физиологическим процессам.
Белки-ферменты, более 2 тысяч.
В каждой живой клетке непрерывно протекают сотни биохимических реакций, в ходе которых происходит распад и окисление поступающих извне питательных веществ, Клетка использует энергию, полученную вследствие окисления данных веществ; продукты их расщепления служат для синтеза необходимых клетке органических соединений. Быстрое протекание таких биохимических реакций обеспечиваюб биокатализаторы-ферменты.
Существует шесть групп ферментов: оксидазы, гидролазы, изомеразы, лиазы, синтеазы, трансферазы.
Известно более 2 тысяч ферментов. Каждая молекула способна осуществлять от тысячи до миллиардов операций в минуту, при этом биоферменты не расходуются.
Белки - регуляторы физиологических процессов. Гормоны производятся в особых клетках мозга, находящихся в гипотоломической части в гипофизе (гормоны роста), а также в специальных клетках поджелудочной железы (инсулин и глюкогон). Но не все гормоны - белки.
Белковые и небелковые гормоны влияют на организм, изменяя активность ферментов. Например, группа белков - ферментов роста - активизирует ферменты синтеза ДНК и усиливает деление клеток. Это важно для восстановления тканей при ранениях и после операции. Но слишком интенсивное деление клеток ведёт к их неконтролируемому росту (злокачественные опухоли).
Регуляторные гормоны: гормон роста, инсулин, глюкагон, тестостерон.
Белки-транспортёры: гемоглобин, альбумин.
В крови, в наружных клетках мембран в цитоплазме и ядрах клетки находятся различные транспортные белки, которые обеспечивают активный и строго избирательный транспорт веществ.
Например, в крови белки-транспортёры узнают, связывают определённые белки-гормоны и несут к определённым клеткам. В транспорте жирных кислот принимают участие белки сыворотки крови - альбумины.
Специальные белки - иммуноглобулины - являются антителами к антигенам (чужеродным белкам), они связывают и выводят антигены из организма, препятствуют размножению бактерий и вирусов, нейтрализуют выделяемые ими токсины.
Например, в лимфатических тканях (вилочковая железа, лимфатические узлы, селезёнка), вырабатываются лимфоциты - клетки, синтезирующие антитела. Поэтому у человека и животных одна из главных систем - это иммунная система.
Белки, выполняющие структурные, строительные, сократительные, энергетические функции. Белки участвуют в образовании всех клеточных мембран, органоидов, а также внеклеточных структур.
При распаде 1 г белка выделяется 17,6 кДж энергии (Е).
Актин и миозин играют главную роль в работе мышц.
Кератин - входит в состав шерсти, волокон, перьев.
Коллаген - компонент волокон соединительных тканей.
Липопротеиды - составная часть мембран клеток.
По современным данным, эволюция отработала 1010 - 1012 различных белков, обеспечивающих существование ~ 1,2 млн видов живых организмов - от вирусов до человека. Количество белков характеризует степень сложности организмов. В кишечной палочке их 3000, в организме человека - более 5 млн.
Учитель: Если значение белков настолько велико, то они должны обладать особыми свойствами, обусловленными их строением и уникальным составом.
III ступенька «лестницы совместной деятельности». Состав белков.
Основной структурной единицей белков служат α-аминокислоты. В состав большинства природных белков входит около 20 α-аминокислот. Общая формула α-аминокислот: H2N-CH-COOH
|
Основным источником α-аминокислот для живого организма являются пищевые белки. Некоторые белковые аминокислоты синтезируются самим организмом. Их называют заменимыми аминокислотами. Другие α-аминокислоты синтезироваться в организме не могут и должны поступать извне. Такие аминокислоты называют незаменимыми, их 10 (названия указаны в таблице).
Суточная потребность человека в НАК
Аминокислота
Потребность индивидуума, г.
Потребность массы тела, мг/кг
Аргинин
Гистидин
Изолейцин
Лейцин
Лизин
Метионин
Фенилаланин
Треонин
Триптофан
Валин
1,8
0,9
0,7
1,1
0,8
1,1
1,1
0,5
0,25
0,8
Взрослый организм не нуждается
10
14
12
13
14
7
3,5
10
Белковые α-аминокислоты содержат один или два ассиметричных атома углерода и являются оптическими соединениями. Они существуют в виде пар зеркальных изомеров, различающихся положением аминогруппы у ассиметричного атома углерода (он обозначен звёздочкой).
СООН СООН
| |
Н-С*-NH2H2N-C*-H
| |
D- α-аминокислота L- α-аминокислота
Большинство D-изомеров обладают сладким вкусом, а L-изомеры - горькие или безвкусные.
В состав природных белков входят только L-аминокислоты. α-Аминокислоты D-ряда иногда называют неприродными, они не используются для построения белков человеческого организма.
α-Аминокислоты - кристаллические вещества, растворимые в воде, t пл 200-3000С.
В твёрдом состоянии и в водных растворах при определённых значениях рН среды
α-аминокислоты существуют в виде биполярных ионов RCH(+NH3)COO-, представляющих собой внутреннюю соль. В биполярном ионе карбоксильная группа диссоциирована (-СОО-), а аминогруппа протонирована (-+NH3)
-H+ -H+
H3N+ - CH - COOH→ H3N+ - CH - COO- → H2N - CH - COO-
| | |
R +H+R + H+R
Катионная форма Биполярный ион Анионная форма
(цвиттер-ион)
α-Аминокислоты содержат две различные функциональные группы: амино- и карбоксильную группы. Аминогруппа обуславливает основные свойства веществ, а карбоксильная - кислотные, поэтому α-аминокислоты являются амфотерными соединениями, т.е. образуют соли как с кислотами, так и со щелочами:
H2N - CH - COOH + НСI →CI [H3N - CH - COOH]
| |
H2N - CH - COOH + NaOH→H2N - CH - COONa
| |
α-Аминокислоты могут вступать в реакции между собой, где карбоксильная группа одной молекулы вступает в реакцию с аминогруппой другой молекулы и образуется пептидная связь:
О
||
H2N-CH-COOH + H-N-CH-COOH → H2N-CH-C-N-CH-COOH + H2O
| | | | | |
R H R R H R
O
|| ||
-C-N- пептидная группа -C-N- пептидная связь
| |
H
Названия белков даются исходя из названий образующих их аминокислот. Например, глицил-аланил-глицин (трипептид).
Физкультминутка (Презентация)
V ступенька «лестницы совместной деятельности». Строение белков.
Учащиеся: Первичная структура (определение) - последовательность аминокислотных остатков в полипептидной цепи. Первичная структура определяет его биологическую активность.
Вторичная структура - это конфигурация, которую принимает полипептидная цепь, состоящая из звеньев АК. Наиболее часто встречается спиралевидная форма. Данную структуру поддерживают водородные связи, образующиеся через 4 фрагмента АК .Группы направлены в разные стороны: одна к вышерасположенному витку, другая - к нижерасположенному.
О
||
-С- и - N -
|
Н
R - радикалы обращены наружу, что позволяет их функциональным группам вступать в разнообразные химические реакции.
Третичная структура - трёхмерная конфигурация закрученной спирали. Поддерживается дисульфидными, сложно-эфирными, амидными, солевыми мостиками.
Полярные гидрофильные R - радикалы, выступая наружу глобулы, обеспечивают специфическую биологическую активность белка.
При взаимодействии нескольких полимерных структур, образуется четвертичная конфигурация. Например, молекула гемоглобина.
V ступенька «лестницы . Свойства белка.
Учитель: Большинство белков образуют коллоидные растворы, доказательством чего служит способность рассеивать свет. Размеры молекул белков велики. Существуют белки, растворимые в воде и нерастворимые (ногти, шерсть, хрящи). Белки способны набухать в воде, имеют ярко выраженные гидрофильные свойства.
В растворе белка могут происходить процессы:
-
Высаливания - выделение белка из раствора при добавлении соли;
-
Денатурация - переход в состояние, отличное от природного, с частичной или полной потерей биологической активности;
-
Коагуляция - нарушение структуры гидратных оболочек макромолекул белка;
-
Ренатурация - следствие потери устойчивости белка при >t0, Р, УФ излучения, радиации, в кислотной или щелочной среде, при действии с Олей тяжёлых металлов.
Денатурация приводит к нарушению антигенной чувствительности белка, к потере способности ферментативной деятельности и к нарушению обмена веществ, воспалению слизистой оболочки органов пищеварения (гастрит, колит), к камнеобразованию в почечных чашечках, лоханках, мочеточниках (камни имеют белковую основу).
Учащийся: И.Н. Буланкиным высказано интересное предложение, что процессы старения при возрастных изменениях организма связаны с медленно протекающей денатурацией белков. Именно в преодолении этого процесса лежит ключ к продолжению жизни.
-
Гидролиз белка - это разрушение одного из уровней организации белковой молекулы. В организме гидролиз идёт под действием ферментов.
O O O
|| || ||
H2N-CH2-C-N-CH2-C + H2O →2H2N-CH2-C
| | |
H OH OH
VI ступенька «лестницы» познания. Экспериментальная.
Опыты выполняют учащиеся под руководством учителя
Качественные реакции на белок (ОПБ):
-
Биуретовая реакция или Пиотровского - распознание в молекуле белка пептидных групп:
- 1 мл р-ра белка + 2 мл 10% р-ра NaOH + 2-3 капли р-ра CuSO4 → фиолетовое окрашивание;
-
Ксантопротеиновая реакция - нитрование бензольных ядер, находящихся в составе радикалов молекул белка:
t охлаж.
2 мл р-ра белка + 0,5 мл конц. р-ра HNO3 → жёл. → NH3р-р →оранжев.
VII ступенька «лестницы совместной деятельности».
Расчётно-ситуационная.
-
Известно, что для взрослого человека необходимо 1,5 г белка на 1 кг массы. Зная свою массу, определите норму необходимого потребления белка для своего организма.
Решение: 1,5 г - 1 кг
х - 50 кг х = 1,5∙50 = 75 (г)
2. Известно, что при продолжительности жизни 70 лет обновление белка в организме происходит в среднем 200 раз. Зная свой возраст, предположите, сколько раз произошло обновление белка в вашем организме:
Решение: 70 лет - 200 раз 15∙200
15 лет - х х = ──── = 43 (раза)
70
VIII ступенька «лестницы совместной деятельности». Биологическая.
Учащийся: Белок является основным компонентом питания. Биологическая ценность белков определяется содержанием в них незаменимых АК. Недостаток белков или нарушение процессов их усвоения (переваривание и всасывание) приводят к развитию жировых отложений в печени, к болезням крови и ослаблению иммунитета.
Этапы гидролиза белка в организме
-
Под действием белков-ферментов в желудке происходит расщепление белковых молекул до полипептидов с меньшей молекулярной массой.
-
В кишечнике они гидролизуются до отдельных АК.
-
Смесь АК всасывается слизистой оболочкой тонкого кишечника.
-
Через систему воротной вены смесь АК попадает в печень.
-
Затем разносится кровью по всем органам и тканям.
-
АК расходуются на синтез белка и нуклеиновых (НК) кислот, а также распадаются в процессе жизнедеятельности.
IХ ступенька «лестницы совместной деятельности». Жизненная.
Учитель: Большое потребление белков ведёт к образованию в желудочно-кишечном тракте продуктов неполного расщепления, что может вызвать интоксикацию организма, поэтому необходимо помнить о рациональном питании.
Белковые продукты используются для лечения ряда заболеваний.
Сообщения учащихся: Молоко является источником биоценных белков, нормализует содержание холестерина в крови, используется в целях профилактики и лечения гастрита, язвы желудка, туберкулёза, сердечно-сосудистых заболеваний, стимулирует распад жиров и синтез других белков в организме, обеспечивает полное усвоение фосфора и кальция.
Творог повышает содержание метионина, предотвращает жировые отложения в печени, на его усвоение тратится меньше ферментов, желудочного сока и соляной кислоты.
Сыры возбуждающе действуют на нервную систему, не рекомендуется их употреблять перед сном.
Яйца содержат в белке все незаменимые АК. Желток содержит жирные кислоты и холестерин, однако благодаря большому содержанию лецитина холестерин яичного белка практически не попадает в кровь и выводится с желчью. Наилучшее усвоение ценных компонентов яйца наблюдается при первичной денатурации белка, когда яйцо сварено всмятку.
Мясо является основным источником ценных белков (биоценные белки мышц: миогены, миозин, глобулин и др.), повышает желудочную секрецию, возбуждает нервную систему, содержит железо, витамины группы С и В.
Рыба по составу АК не уступает белкам мяса, кроме того, содержит важные микроэлементы и активный йод.
Дополнительным источником белков могут служить одноклеточные организмы - дрожжи, водоросли, непатогенные бактерии, мицеллы, микроскопические грибы, одноклеточные водоросли (хлорелла, сценодемус).
Учитель: Для здорового питания нужно использовать полноценные, свежие и экологически чистые продукты. Приобретенные в магазинах и на рынке продукты не всегда соответствуют необходимым требованиям. Существуют экспериментальные приёмы определения качества продуктов питания.
X ступенька «лестницы совместной деятельности». Исследовательская.
Результаты проведённых исследований сообщают учащиеся.
Опыт 1. Качественное определение содержания белка в молоке. Реактивы: 10 капель 1% р-ра фенолфталеина + 0,1 н р-ра NaOH + 2 мл 10% р-ра формалина. Оборудование: прибор для титрования р-ра (бюретка).
Алгоритм: К пробе молока добавить 10 капель 1% р-ра фенолфталеина - розовое окрашивание + NaOH до исчезновения розового окрашивания.
Добавить 2 мл 10% р-ра формалина и продолжать титровать. Объём щелочи пошедшей на нитрование после добавления формалина, умножить на коэффициент 1,92.
Ключ. В коровьем молоке содержание белка в среднем 3,3%.
Опыт 2. Определение качества пастеризации молока. Пастеризацией предусматривается уничтожение патогенных микроорганизмов ферментов, которые ухудшают качество молока. Реактивы: 20 мл дистил. Воды и 0,1 н р-р серной кислоты. Оборудование: 2 стакана, фильтровальная бумага, воронка, пипетка, прибор для нагревания.
Алгоритм: К пробе молока добавить 20 мл дистил. воды + по каплям 0,1 н р-р серной кислоты до образования хлопьев казеина.
Ключ. В сыром молоке вновь появляются хлопья казеина.
Опыт 3. Определение свежести молока. Реактивы: 5 мл 1% р-ра фенола и 1%-го р-ра FeCI3
Алгоритм: К 5 мл 1% р-ра фенола прилить столько же р-ра FeCI3, отметить фиолетовое окрашивание, добавить пробу молока.
Ключ. Скисшее молоко даёт жёлто-зелёное окрашивание.
Опыт 4. Определение примеси в сметане. Реактивы: сметана, горячая вода. Оборудование: колба, столовая ложка.
Алгоритм: В колбу с горячей водой вместить столовую ложку сметаны.
Ключ. При наличии примеси жир всплывает, а казеин оседает на дно.
Опыт 5. Определение свежести мяса. Реактивы: 1 мл мясного бульона, 5 капель 5%-го р-ра серной кислоты. Оборудование: пробирки, держатель, спиртовка, воронка, вата или марля, пипетка.
Алгоритм: Приготовить мясной бульон, отфильтровать через марлю или вату, пользуясь воронкой. Добавить 5 капель 5%-го р-ра серной кислоты и встряхнуть. Через 5 минут отметить результат.
Ключ. В свежем бульоне раствор прозрачный, при сомнительной свежести раствор становится мутным, а у несвежего замороженного мяса - мутный с хлопьями, у безусловно несвежего мяса - желеобразный с осадками и хлопьями.
Опыт 6. Определение свежести мяса по содержанию сероводорода. Реактивы: 5 г мелко измельчённого мяса или колбасы, 10%-й раствор ацетата или нитрата свинца. Оборудование: пробирка, пробка с проволокой, фильтровальная бумага.
Алгоритм: 5 г измельчённого мяса внести в пробирку с пробкой. Мокрую фильтровальную бумагу пропитать в растворе ацетата или нитрата свинца. Закрепить на проволоке и внести в пробирку.
Ключ. Если бумажка приобретает тёмную окраску, то в данном продукте присутствует сероводород. При гниении сероводорода образуется в больших количествах, являясь своеобразным индикатором порчи мяса. В норме H2S должен отсутствовать.
На доске логическая модель по теме урока. На слайде «лестница» совместной деятельности учителя и учащихся.
С целью коррекции и отработки понятийного аппарата провожу логический брифинг по основным понятиям темы «Белки».
Условие: на группу даётся 4 вопроса, во время ответа соперники могут поправлять отвечающего.
-
Научное название белка. (Протеины).
-
Группы атомов, обуславливающие амфотерные свойства аминокислот (АК). (Амино и карбоксильная группы).
-
Связь, соединяющая остатки АК в полипептидную цепь. (Пептидная или амидная).
-
Мономеры, составляющие основу первичной структуры белка. (20 α-АК).
-
Структура белка, свёрнутая в спираль. (Вторичная).
-
Конфигурация третичной структуры белка. (Глобула).
-
Группы атомов, обуславливающие биологическую активность усложнённых белковых структур. (Радикалы).
-
Разрушение первичной структуры белка. (Гидролиз).
-
Процесс, обратный ренатурации. (Денатурация).
-
Реакции, определяющие наличие белка. (Биуретовая, ксантопротеиновая).
-
Гормон поджелудочной железы. (Инсулин).
-
Пищевые продукты с высоким содержанием белка. (Яйцо, молоко, рыба, мясо).
С целью проверки реального уровня полученных знаний провожу тестовый контроль, заканчивающийся взаимопроверкой в паре. Уровневый тест имеет 2 варианта. Уровень заданий выбирает ученик, качество их выполнения определяет отметку.
Варианты работы с тестом:
идеально - от простого к сложному (уровень обучаемости);
исходя из ситуации - на выбор (уровень обученности).
Первый уровень для первого варианта.
-
Нарисуйте схему, соответствующую первичной структуре белка:
а) б) в)
2. Определите термин, не подходящий по смыслу слову «полимер»:
а) нуклеотид, б) мономер, в) дипептид.
3. Процесс утраты белковой молекулой своей структурной организации:
а) гидролиз, б) коагуляция, в) ренатурация.
Первый уровень для второго варианта: 1. Какие группы отсутствуют в формуле АК
а) О
||
СН-С-NH2, б) -R, в) -OH, ?
2. В данной цепочке функциональных групп есть одна лишняя, определяющая иные свойства. Найдите её: а) -NH2, б) -R, в) -СОOH.
3. Процесс восстановления структурной организации белковой молекулы называется:
а) гидролиз, б) денатурация, в) ренатурация.
Второй уровень для первого варианта
-
Какие структуры реализуют биологическую активность белка?
а) радикалы, б) полипептид, в) химические связи.
2. В образовании данной структуры принимают участие дисульфидные мостики:
а) вторичная, б) первичная, в) третичная.
3. Составьте дипептид из любых незаменимых АК, назови его.
Второй уровень для второго варианта
1. Какой уровень организации опосредованно определяет биологическую активность белка?:
а) четвертичная, б) первичная, в) вторичная структуры.
2. При денатурации происходит разрушение структуры:
а) вторичной, б) первичной, в) третичной.
3. Составьте дипептид из любых незаменимых АК, назови его.
Третий уровень для первого и второго вариантов
Смоделируйте не менее двух вариантов молекул полипептида из состава незаменимых АК. Условие: в состав одного полипептида должны входить не менее 4-5 АК-мономеров.
Тем, кто быстро справился с заданиями можно дать дополнительные вопросы:
-
Ренатурация - это…
-
Роль ванадия для живого организма.
-
Денатурация - это…
-
Роль марганца для живого организма.
-
Биуретовая реакция - это…
-
Роль галлия для живого организма.
(Ответы на вопросы логического брифинга и тестов даются на слайдах презентации).
Даётся время учащимся на взаимопроверку тестов.
Подведение итогов урока.
Учитель. Предлагаю вернуться к задачам, которые ставили в начале урока, сделать вывод о их решении.
Так, что же такое жизнь? Этот вопрос будет обсуждаться всегда. Определение жизни, данное матерью Терезой, звучит как призвание: «Жизнь - это тайна! Познай её!»
Учитель. Проведённое нами занятие даёт научное обоснование жизни и понимания, что жизнь и белки неразрывно связаны. Насколько многообразны белки, настолько сложна и многолика сама жизнь.
Подтверждением сложности жизни является высказывание И.В. Гёте: (слайд) «Я всегда говорил и не устаю повторять, что мир бы не мог существовать, если бы был так просто устроен».
Завершим урок лирическими строками стихов С.Я. Надсона (слайд):
Учащийся: Вот жизнь, вот что сфинкс! Закон её - мгновенье,
И нет среди людей такого мудреца,
Кто мог сказать толпе, куда - её движенье,
Кто мог бы уловить черты её лица.
То вся она - печаль, то вся она - приманка,
То в ней - блеск и свет, то всё - позор и тьма,
Жизнь - это Серафим и пьяная Вакханка,
Жизнь - это океан и тесная тюрьма!
Работа учащихся оценивается с учётом результатов выполненных тестов и работы на протяжении всего урока.
Домашнее задание: Творческие работы (стихи, сказки, кроссворды. ребусы, информационные сообщения) по желанию учащихся.
Рефлексия. Оцените сами свою деятельность на уроке. Прикрепите шаги (рисунки шагов выданы каждому учащемуся) на ступеньки лестницы в зависимости от Вашей самооценки работы на уроке.
19