Конспект урока на тему Типы химических реакций

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока на тему Типы химических реакцийТема: Типы химических реакций.

Цель урока: Формирование у учащихся представлений о материальности мира, умений сравнивать и анализировать.

Задачи урока:

Образовательные: Познакомить учащихся с классификацией химических реакций по количеству исходных веществ и продуктов реакции. Научить учеников определять тип химической реакции: соединения, разложения, обмена, и замещения.

Развивающие: развитие логического мышления, при определении типов химической реакции, развитие химического языка при объяснении процессов протекания химических реакций. Развитие умения учащихся в написании уравнений химических реакций и расстановке коэффициентов.

Воспитательные: Продолжить формирование научного мировоззрения - объяснять сущность химических явлений с позиции атомно - молекулярного учения. Воспитывать у учащихся такие личностные качества, как наблюдательность, внимание, инициатива, доброжелательность

Тип урока: по дидактической цели - изучение нового материала;

по ведущему методу обучения - проблемный урок

методы и методические приемы : беседа, демонстационные опыты, самостоятельная работа, последовательное заполнение логической схемы.

Оборудование и реактивы: презентация, активный раздаточный материал «Типы химических реакций», бумажная корзинка, ответы к фронтальному опросу (ключевые понятия), спиртовка, медная проволока, раствор сульфата меди (2), железный гвоздик , раствор гидроксида натрия, пробирки, держатель.

План урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация ранее изученного материала

  3. Изучение нового материала

  4. Закрепление изученного материала

  5. Рефлексия

  6. Комментирование домашнего задания. Выставление оценок.



Ход урока

  1. Организационный момент.

Добрый день ребята! Все, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и неподвижной. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.

Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром.

О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте отгадать загадку

Она идет, она прошла, никто не скажет, что пришла. Она (химическая реакция)



  1. Актуализация ранее изученного материала.

На доске корзина «Химические реакции»

Ребята, чтобы отправиться дальше в страну знаний, нам с вами необходимо взять с собой багаж. На доске перед вами корзина «Химические реакции». Она пуста. Давайте заполним ее.

Что мы знаем о химических реакциях?

-Что такое химическая реакция (превращение одного или несколько веществ, в другие вещества, отличающиеся по составу и свойствам).

-Как мы можем отразить химическую реакцию на письме (с помощью химического уравнения).

-Что такое химическое уравнение (запись химической реакции с помощью формул и математических знаков).

- какой закон мы используем при составлении химического уравнения ( Закон сохранения массы веществ).

- Сформулируйте этот закон (Масса веществ, вступивших в химическую реакцию равна массе веществ, образовавшихся в результате ее).

- Кто и когда открыл закон сохранения массы веществ (М.В.Ломоносов в 1748 году).

- Как закон сохранения массы отражается в уравнении (уравниваем с помощью коэффициентов).

- Скажите, какими признаками сопровождаются химические реакции (образование осадка и газа, изменение цвета, появление запаха, растворение осадка и выделение и поглощение теплоты).

Ребята, мы с вами разобрали понятие химические реакции. Сейчас вспомним, как реализуется закон сохранения массы веществ в химических реакциях. У каждого на столе имеется Активный Раздаточный материал. Подпишите его. И приступаем к выполнению 1-го задания. Вам необходимо расставить коэффициенты в предложенных уравнениях. На выполнение данного задания Вам дается 4 минуты.



  1. Изучение нового материала

В природе существует огромное число химических реакций. Как же удержать в памяти все это многообразие и ориентироваться в нем?

Вспомните из курса биологии, как поступили ученные в данном случае. Ведь в мире также существует огромное многообразие живых организмов и разнообразие видов растений.

( Они классифицировали их)

Итак, в любой науке применяется метод классификации, позволяющий по общим признакам разделить все множество объектов на группы.

-Что может помочь в изучении многообразия химических реакций?

(Классификация химических реакций)

- Верно. Так что же будет являться целью нашего сегодняшнего урока?

(Изучение типов химических реакций и их классификация).

Правильно ребята, Используя все наши знания, мы сегодня продолжим изучать химические реакции и познакомимся с типами химических реакций и их классификацией.

Откройте тетрадь и запишите тему урока «Типы химических реакций». (Слайд 1)

Вы уже изучили классификацию химических реакций по тепловому эффекту. Вспомним эту классификацию

(Экзотермические реакции - выделяющие теплоту наружу и эндотермические реакции - поглощающие теплоту)

Сегодня мы будем классифицировать химические реакции по количеству и составу исходных и полученных веществ. В зависимости от этого признака химические реакции классифицируются на 4 группы. ( слайд 2)

А на какие группы, мы узнаем в ходе выполнения демонстрационных опытов.

Опыт 1. Итак, нам необходима скрученная спираль медной проволоки , закрепим ее в щипцах и прокалим в пламени спиртовки. Прокаливаем медную проволоку над верхней частью пламени, так как она более горячая. Через некоторое время мы будем наблюдать изменение цвета и появление черного цвета, в той области проволоки, которую мы прокаливаем. Образовавшийся черный налет это оксид меди. Если мы счистим налет с медной проволоки на белую бумагу, то у нас получится порошок оксида меди черного цвета. Составим уравнение проведенной реакции.

2 Cu + O2 = 2 CuO ( на доске)

-Ребята, что происходит с веществами в результате химической реакции? (Они соединяются)

Итак, первый тип химической реакции - это реакция соединения. Записываем в логическую схему название данного типа.

- Попробуйте сформулировать определение данного типа химической реакции

Реакция соединения - это реакция, при которой из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество.

Условно данный тип химической реакции можно записать как

A+B = AB

AB+CD = ABCD

Запишите пример химической реакции.

2 Cu + O2 = 2 CuO

Опыт 2. Нам необходим раствор сульфата меди (2) , опустим в этот раствор железный гвоздик. Обратите внимание, что железный гвоздик серого цвета с металлическим блеском. Оставим на некоторое время железный гвоздик в растворе и через несколько минут посмотрим на результат.

Итак, посмотрим каков же результат данного опыта. На поверхности железного гвоздика появился рыжий налет, но это не ржавчина, не будем заблуждаться. Этим рыжим веществом является слой из атомов меди, которую железо, как более сильный металл вытеснил из раствора сульфата меди. Обратите внимание, что и сам раствор уже не такого цвета, как исходный, он приобрел рыжеватую окраску, так как это уже не раствор сульфата меди, а раствор образовавшегося сульфата железа. Запишем уравнения осуществленной реакции.( на доске)

Fe + CuSO4 = Cu + FeSO4

Ребята, что происходит с веществами в результате химической реакции?

Вспомните, игру баскетбол. Есть команда, в данном случае это сложное вещество, и есть запасной игрок, в данном случае это простое вещество. Что происходит, когда на скамейке сидит игрок, который сильнее какого либо другого игрока в команде.

(замена)

В химии данный процесс называется замещение.

Итак, следующий тип химической реакции - это реакция замещения. Записываем в логическую схему название данного типа.

- Попробуйте сформулировать определение данного типа химической реакции.

Реакция замещение- это тип реакции , при которой из одного простого и одного сложного вещества , получается новое одно простое и одно сложное вещество.

Условно, данный тип химической реакции можно записать следующим образом:

А +ВС = АС + В

Запишите пример реакции замещения.

Fe + CuSO4 = Cu + FeSO4

Опыт 3. Для следующего опыта мы возьмем раствор гидроксида натрия, добавим в него раствор сульфата меди (2). Обратите внимание на признак химической реакции. В результате этой реакции мы получили два новых вещества. Одно из них является осадком синего цвета, а другое прозрачный раствор. Запишем уравнения проведенной химической реакции и определим, какое вещество выпало в осадок.

2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2 + Na2SO4

Ребята, что происходит с веществами в результате химической реакции? (Они обмениваются)

Итак, следующий тип химической реакции - это реакция обмена. Записываем в логическую схему название данного типа.

- Попробуйте сформулировать определение данного типа химической реакции

Реакция обмена - это реакция между двумя сложными веществами, в ходе которого вещества обмениваются своими составными частями и получаются два новых сложных вещества.

Условно данный тип химической реакции можно записать как:

AB + CD = AD+ CB

Запишите пример реакции обмена в схему.

2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2 + Na2SO4

Опыт 4: Для следующего опыта нам необходим осадок голубого цвета, свежеосажденный, это раствор гидроксида меди, который мы получили ранее, закрепим пробирку с раствором в держателе и будем нагревать над пламенем спиртовки. Вначале прогреем всю пробирку, а затем будем нагревать ту часть, где находится вещество. Итак, мы наблюдаем образование вещества черного цвета. Оставшегося тепла хватит для завершения химической реакции. Через некоторое время мы увидим, как осядет оксид меди, а над ним образуется слой воды.

Запишем уравнение проведенной реакции (На доске)

Cu (OH) 2 = CuO + H2O

Черный

Цвет

Ребята, что происходит с веществами в результате химической реакции? (оно распадается)

Итак, следующий тип химической реакции - это реакция разложение. Записываем в логическую схему название данного типа.

- Попробуйте сформулировать определение данного типа химической реакции

Реакция разложения - это химическая реакция, в которую вступает одно сложное вещество, а в результате получается несколько менее сложных веществ или простых веществ. Хочу обратить внимание, что многие реакции разложения протекают при нагревании.

Условно данный тип химической реакции можно записать как:

AB = A+ B

ABCD = AB + CD

Запишите пример реакции замещения в схему.

Cu (OH) 2 = CuO + H2O

Черный

Цвет



  1. Закрепление изученного материала

Для закрепления выполните задания в активном раздаточном материала ( номер 2,3,4)

(Приложение 1)

  1. Рефлексия

-Ребята, как вы думаете, достигли ли мы цели урока?

-Сможете ли вы по числу реагентов и продуктов реакции определять тип химической реакции?

На столах вы видите листочки. Напишите, пожалуйста, что вам понравилось сегодня на уроке, а что бы вы хотели изменить. И закрепите листочки на дереве пожеланий, а я в свою очередь учту все ваши пожелания, при подготовке к следующим урокам.



  1. Комментирование домашнего задания. Выставление оценок.

Наш урок подходит к завершению. Открываем дневники и записываем домашнее задание.

Конспект в тетради. Выучить определения.

Подводим итоги. Вы активно работали на уроке, молодцы. Оценки получат все, после проверки активного раздаточного материала.



© 2010-2022