• Преподавателю
  • Химия
  • Методическая разработка Использование цифровых образовательных ресурсов при преподавании предмета Химия

Методическая разработка Использование цифровых образовательных ресурсов при преподавании предмета Химия

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка Использование цифровых образовательных ресурсов при преподавании предмета ХимияМетодическая разработка Использование цифровых образовательных ресурсов при преподавании предмета ХимияМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Осы»







Методическая разработка

Использование ЦОР при преподавании предмета «Химия»

Выполнила: учитель высшей

квалификационной категории

Окулова Ангелина Анатольевна





г. Оса, 2015г.

Содержание.

1.Введение.

2.План - конспект урока химии в 8 классе с использованием ЦОР по теме «Чистые вещества и смеси»

3. Заключение.

4.Список литературы.



































Введение.

Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика.

Задачи ЦОР:

  • Помощь учителю при подготовке и проведении урока.

  • Помощь учащимся при подготовке домашнего задания.

  • Помощь учащимся при самостоятельном обучении.

Виды ЦОР:

  1. ЦОР, обеспечивающие содержательный компонент электронного обучения - ресурсы, направленные на объяснение нового материала, реализацию содержания обучения (мультимедийное объяснение нового материала; учебный видеофильм; презентации, архивные документы; фотоколлекция; звукозаписи, озвученные тексты; образцы решения задач и видов разбора).

  2. ЦОР, обеспечивающие мотивационно-целевой компонент электронного обучения - ресурсы, направленные на осознание и рефлексию учащимися целей обучения и формирование их интереса к изучаемому предмету или теме урока (мультимедийная озвученная презентация; игровая озвученная презентация; анимированная озвученная логико-структурная схема; интерактивные задания; автоматизированные опросники; игровые тесты).

  3. ЦОР, обеспечивающие оценочно-результативный компонент электронного обучения - тестирующие программы, с помощью которых учащиеся могут проверить свои учебные достижения (тестирующие программы по темам уроков; по итогам четверти; по итогам года; по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ)

  4. ЦОР, обеспечивающие операционно-деятельностный компонент электронного обучения - ресурсы, направленные на организацию практической деятельности учащихся по закреплению знаний, формированию умений и навыков в предметной области знаний (виртуальные лабораторные работы; интерактивные задания; электронные задачники; электронный словарь; интерактивные игры).

Актуальность использования ЦОР в обучении химии обусловлена тем, что в компьютерных технологиях заложены неисчерпаемые возможности для обучения учащихся на качественно новом уровне. Они предоставляют широкие возможности для развития личности учащихся и реализации их способностей. Использование анимации и звукового сопровождения в обучающихся программах воздействуют на несколько каналов восприятия обучаемого (аудиальный, кинестетический, визуальный), что позволяет при обучении учитывать особенности каждого учащегося.
Компьютерные технологии существенно усиливают мотивацию изучения химии, повышают уровень индивидуализации обучения, интенсифицируют процесс обучения. Наличие в кабинете большого количества цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по химии дает возможность учителю использовать на различных этапах обучения наиболее удачные фрагменты того или иного электронного учебника или образовательных ресурсов Интернет.
Практика использования видеоопытов единой коллекции ЦОР свидетельствует о повышении эффективности учебного занятия, усилении мотивации учащихся. Благодаря виртуальной лаборатории:
• можно проводить видеоопыты при условии отсутствия реактивов; опыты с опасными и вредными для здоровья веществами;
• учитель может сначала показать все этапы практической работы на экране, а затем повторить с натуральными объектами, чтобы ученикам легче было понять методику выполнения сложных практических работ;
• можно легко повторять правила техники безопасности при работе с различными веществами;

• можно моделировать новые вещества и предсказывать их свойства, выполняя творческую работу;

















План - конспект урока.

Класс: 8

Предмет: Химия. Преподавание ведётся на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и программы по химии под редакцией И.И. Новошинского, Н.С. Новошинской.

Тема урока: Чистые вещества и смеси.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Цели:

Обучающие:

  1. Дать понятие о чистом веществе и смеси веществ;

  2. Рассмотреть классификацию смесей;

3. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека;

4. Познакомить со способами разделения смесей.

Развивающие:

  1. Развивать умение наблюдать, анализировать, классифицировать и делать

выводы;

  1. Развивать мышление, внимание, интеллект у ребят.

Воспитательные:

  1. Воспитание культуры общения в парах и группах, умение слушать, оценивать свои возможности и знания, рефлексировать свою деятельность.

Здоровьесберегающие:

  1. Создание условий для успешного усвоения нового материала, выбор средств обучения с учётом психофизических особенностей.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Технологии обучения: проблемное обучение (создание проблемной ситуации), ИКТ -технологии (использование ЦОР), здоровьесберегающие (мотивация и целеполагание, работа в группах, смена видов деятельности, рефлексия)

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, проекционный экран, интеракивная доска, стаканчик с дистиллированной водой, стаканчики со смесями (вода + подсолнечное масло, вода +речной песок, вода + поваренная соль, вода +спирт), делительная воронка, железный штатив, фракционный холодильник, колба круглодонная, термометр, спиртовка, чашка для выпаривания, асбестовая сетка, воронка, фильтр, стаканчик, спички, стеклянная палочка, стакан для сливания,

Дидактические материалы: оценочные листы, листы с заданиями, учебник, ЦОРы из Единой коллекции ЦОР.

Ожидаемый результат: учащиеся познакомятся с понятиями «чистое вещество» и «смесь», изучат классификацию смесей в зависимости от размера частиц веществ, узнают способы разделения смесей и подберут необходимое оборудование для их осуществления на практике.

Список литературы:

  1. Химия.8 класс.Учебник И.И.Новошинский,Н.С.Новошинская.- М. «Русское слово» 2012.







Конспект урока.

1.Организационно - мотивационный этап. Приветствие учителя и учащихся.

На столе стоят два стакана. В одном находится дистиллированная вода, а в другом раствор поваренной соли в воде.

Учитель: Как вы думаете, что находится в данных стаканчиках?

Учащиеся начинают рассуждать и приходят к выводу, что только по внешнему виду невозможно определить, что находится в стаканах. Можно только предполагать. Тогда учитель сообщает, что в одном стакане дистиллированная вода, а в другом раствор соли в воде.

Учитель:

  • Как можно определить в каком стакане что находится?

  • Что такое дистиллированная вода?

Учащиеся снова включаются в рассуждения и приходят к выводу, что нужно выпарить воду .Там, где после выпаривания воды ,чашка будет чистой, то это дистиллированная вода, а там, где в чашке останется соль, значит это был раствор соли в воде. Учитель: Нужна ли чистая вода человеку и есть ли она в природе?

Учащиеся: Нужна, но в природе она загрязнена различными примесями .

Учитель: Сформулируйте тему урока

Учащиеся: Чистые вещества и смеси.(запись в тетради)

Учитель: Выполните задание №1 на листах , работая в парах - 3 мин.

После выполнения задания происходит обсуждение правильных ответов и выявление затруднений.

Учитель: Сформулируйте цели урока.

Учащиеся: Выяснить , что такое чистое вещество и чем оно отличается от смеси. Рассмотреть виды смесей и способы их разделения (очистки веществ)

2.Операционно-деятельностный этап

Учитель: Выполните задание№2 на листах , используя материал параграфа 33 в учебнике и просмотра ЦОР(Таблица проецируется на экран интерактивной доски)- 5 мин

ЦОР: Методическая разработка Использование цифровых образовательных ресурсов при преподавании предмета Химия

Таблица: Методическая разработка Использование цифровых образовательных ресурсов при преподавании предмета Химия

После истечения времени работы по заполнению таблицы, учитель с помощью детей заполняет её маркером в режиме интерактивной доски.

Учитель:

  • После выполнения 2 заданий оцените свою работу, проставив баллы в оценочных листах.

  • Чем отличаются смеси воды с поваренной солью и воды с речным песком ?

  • Выполните задание№3 ,составив схему классификации смесей.



Методическая разработка Использование цифровых образовательных ресурсов при преподавании предмета Химия

После проверки схемы , учащиеся проставляют баллы в оценочных листах и просматривают ЦОРы: разделение неоднородных и однородных смесей, затем делятся на 4 группы. Каждая группа получает стаканчик со смесью и выполняет задание №4

Методическая разработка Использование цифровых образовательных ресурсов при преподавании предмета Химия

Методическая разработка Использование цифровых образовательных ресурсов при преподавании предмета Химия

1 группа: вода +спирт

2 группа: вода +поваренная соль

3 группа: вода +речной песок

4 группа: вода + подсолнечное масло

3.Рефлексивно - оценочный этап

Учащиеся заполняют оценочные листы и сдают учителю.

Домашнее задание:1. Прочитать параграф 33, упражнения 1-4(письменно)

2.Сделать в тетради рис.23,24.

3. Составить тест по теме из 5-6 вопросов. ( по желанию)





Заключение.

Таким образом, техническое оснащение образовательного процесса, реализованное в последние годы, ставит перед учительством задачу сменить стереотипы мышления и повысить уровень технологизации образования. ИКТ-компетентность педагогов, их мотивация на использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе являются необходимыми условиями построения информационного образовательного пространства, которое позволяет решать задачи повышения качества образования и подготовки учащихся к жизни в условиях информационного общества.







Список литературы.

1. Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии. Учебное пособие, М., 2004 г. 2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, school-collection.edu.ru/

3.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М.: Академия, 2000г.

4. Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс», openclass.ru

5. Социальная сеть работников образования, nsportal.ru







© 2010-2022