- Преподавателю
- Химия
- Как мы знаем химию? (урок-конспект итогового занятия по химии за первый год обучения)
Как мы знаем химию? (урок-конспект итогового занятия по химии за первый год обучения)
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Султангулова Л.П. |
Дата | 10.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Копилка химических знаний
(урок-конспект по систематизации и обобщению знаний в 8 классе
«Как мы знаем химию?»)
Предлагается конспект итогового занятия по систематизации и обобщению знаний, полученными учащимися по химии за первый год обучения.
Цель: обобщение и систематизация знаний по предмету «Химия, 8 класс».
Задачи:
- учебно-образовательные: обобщить знания начального курса химии и научиться применять их в жизни; продолжить формирование способностей учащихся анализировать, сравнивать.
- учебно-развивающие: развивать способности в решении расчетных задач, выполнении химического эксперимента.
- учебно-воспитательные: продолжать формирование научного мировоззрения, экологической культуры.
Тип урока: комбинированный с элементами ролевой игры; продолжительность - 40 минут.
Участники: Царица Химия; три команды учащихся.
ХОД ЗАНЯТИЯ
-
Организационный момент
-
Основная часть
Эпиграф (записан на доске): «Не всякому помогает случай. Судьба одаривает только подготовленные умы».
Учитель: Цель нашего занятия - повторить и обобщить те знания, которые вы получили на уроках химии в течение года. Сегодня к нам в гости пришла сама царица Химия. Она устроит химическое состязание, по результатам которого примет решение о принятии вас в ряды Юных химиков.
Звучит музыка А. Вивальди «Времена года. Весна». Входит царица Химия.
Царица Химия: Здравствуйте, ребята! Я - наука, с одной стороны, конкретна и имею дело с бесчисленными полезными и вредными веществами вокруг нас и внутри нас. Поэтому химия нужна всем: и поварам, и садоводу, и строителю. С другой стороны, я весьма абстрактна, изучаю мельчайшие частицы, которые не увидишь в микроскоп, рассматриваю громоздкие формулы и сложные законы. Моими подопечными являются элементы, у меня их уже больше 110. А знаете ли вы названия химических элементов?
Учитель: покажем гостье наши знания!
Конкурс «Отгадай-ка!»
Командам задаются загадки о химических элементах. Учащиеся, определив, о каком элементе идет речь, поднимают карточку с символом данного элемента. Царица Химия за каждый правильный ответ выставляет команде 1 балл.
-
Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть.
Мне ставят памятник за это
И знают имя мое - … (медь)
-
Из глины я обыкновенной
И на редкость современный,
Не боюсь электротока,
Хозяйкам на кухне служу я без срока.
Бесстрашно в воздухе лечу,
Мне все задачи по плечу.
Горжусь я своим именем,
Зовусь я … (алюминием).
-
Предупреждаю я заранее,
Что не пригоден для дыхания!
А все как-будто бы не слышат
И постоянно мною дышат.
Я главный в воздухе. Так вот,
Легко назвать меня …(азот).
Учитель: Молодцы, ребята! Справились с первым заданием успешно. Мы с вами знаем, что у каждого химического элемента есть свой адрес, его местоположение. Скажите, где можно найти адрес химического элемента?
Учащиеся: все элементы расположены в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Каждый элемент имеет свой определенный дом, подъезд, квартиру.
Ученик рассказывает наизусть стихотворение, отражающее построение химических элементов в периодической системе:
Случилось в Петербурге это,
Профессор университета
Писал учебник для студентов,
Задумался невольно он:
Мир состоит из элементов,
В то время знали шестьдесят,
А сколько их всего? На это
Нельзя ответить наугад.
По порядку, по закону
Элементы встали в ряд.
И выходит, что в колонке
Все похожие стоят!
Кремний встал под углеродом,
Сера схожа с кислородом,
Алюминий встал под бор -
Замечательный подбор!
Металлы под металлами,
Едкие под едкими,
Ковкие под ковкими
Идут своими клетками.
По порядку все стоит -
Вот природы алфавит!
Конкурс «Найди-ка!
Каждой команде дается название одного элемента. Нужно определить его положение в периодической системе. Для этого командам даются заготовки, на которых написаны фразы:
-
Название элемента -…
-
Номер периода - …
-
Большой период
-
Малый период
-
Номер группы -…
-
Главная подгруппа
-
Побочная подгруппа
-
Порядковый номер -…
-
Относительная атомная масса -…
Командам дается 3 минуты, чтобы в заготовках № 1,2,5,8,9 написать все необходимое, а затем из заготовок № 3,4,6,7 выбрать подходящие для заданного элемента. Царица Химия выставляет за правильные ответы по 1 баллу.
Царица Химия: Ну что же, теорию вы знаете хорошо, теперь я хочу проверить, научились ли вы решать задачи и проводить химический эксперимент. Но для начала необходимо вспомнить правила техники безопасности.
Физкультминутка на тему «Правила техники безопасности в кабинете химии»
Четверо учащихся выходят к доске и рассказывают четверостишия, сопровождая слова определенными движениями. Остальные дети повторяют эти движения.
1 ученик (делает наклоны головой вперед и назад)
Правил безопасности много есть, друзья,
Мы расскажем главные -
Ведь без них нельзя!
Опыт можно проводить
Только с разрешения, Так как могут не простить
Ваши прегрешения.
2 ученик (совершает круговые движения рук в локтевом суставе)
Чтоб разбавить кислоту,
Лил в нее водицу?
Плохо! Видно за версту -
Это не годится.
3 ученик (сжимает и разжимает кисти рук в кулак)
Химик же, наоборот,
Вот как поступает:
Кислоты чуть-чуть прильет
В воду и мешает.
4 ученик (совершает повороты туловища влево, вправо, руки на поясе)
Навсегда запомните:
Правила важны.
Зная их, вы с химией
Будете дружны!
Практическая часть занятия
Конкурс «Рассмотри-ка»
Учитель: Ребята, чтобы успешно справиться с заданием конкурса, перечислите признаки химических реакций.
Учащиеся: Изменение окраски, появление запаха, выделение газа, выпадение осадка, выделение тепла.
Учитель: Задание заключается в том, чтобы определить выданное вещество в пробирке по цвету выпавшего осадка в результате протекания химической реакции.
Задание для 1 команды: Царица Химия сливает растворы сульфата меди и гидроксида натрия. По выпавшему ярко-синему осадку ребята определяют гидроксид меди.
Задание для 2 команды: Царица Химия сливает растворы хлорида бария и сульфата натрия. По образовавшемуся белому осадку, похожему на молоко, ребята определяют сульфат бария.
Задание для 3 команды: Царица Химия сливает растворы гидроксида натрия и хлорида алюминия. Образуется студенистый осадок, ребята определяют гидроксид алюминия.
За правильно определенное вещество команды получают по 1 баллу.
Учитель: Следующий конкурс называется «Реши-ка»
На доске написана задача: Маша и Оля набрали в лесу ведро груздей. Бабушка решила посолить грибы и приготовила рассол: в 300 г воды растворила 50 г соли. Найдите массовую долю соли в полученном растворе.
(Ответ: 14%)
Царица Химия: Команда, которая быстро справилась с заданием, получает 1 балл.
Учитель: А теперь давайте вспомним основные классы неорганических соединений.
Учащиеся называют кислоты, соли, основания, оксиды; отмечают их значение в жизни человека, правила безопасности при работе с ними.
Царица Химия: У меня есть подопечные, которые хорошо различают названные нами вещества, при встрече с ними меняют свою окраску. Как они называются?
Учащиеся: Индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин.
Учитель: Как меняется окраска индикаторов в различных средах?
Учащиеся отвечают: лакмус в растворе кислоты краснеет, в щелочи синеет, в воде не меняет окраску. Фенолфталеин в кислоте и воде не меняет окраску, а в растворе щелочи становится малиновым. Метиловый оранжевый розовый в кислоте, желтый в щелочи, оранжевый в нейтральном растворе.
Подведение итогов.
Подводятся итоги конкурса, проходит награждение команд-победителей.
Царица Химия: Ребята, вы показали хорошие знания, мы принимаем вас в ряды Юных химиков (звучит музыка)
Учащиеся (произносят клятву Юного химика):
Будем грызть гранит науки,
Крепко химию любить,
Чтоб Отечеству родному
Славу добрую добыть!