Статья на тему: Использование тестов на уроках химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование тестов на уроках химии


Автор статьи: Переверзева Оксана Николаевна,

учитель химии МБОУ «СОШ № 89»

Одной из важнейших задач российского образования является повышение качества подготовки выпускников. При решении таких задач большую роль играет контроль и диагностика знаний учащихся.

Показано, что одним из объективных инструментов контроля знаний является метод тестирования. В статье рассматриваются способы организации тестового контроля в процессе изучения химии.

Тесты начали применяться в 1864 году Дж. Фишером в Англии для оценки знаний учащихся. Теоретические основы такого контроля были разработаны психологом Ф. Гальтоном в 1883 году, проживающим в Англии.

Термин «тестирование» восходит к английскому «test» -исследование, испытание. Можно сказать, что «test - объективное и стандартизированное измерение, поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу» (А.К. Майоров). Этот термин ввёл американский психолог Дж. Кеттел в 1890 году. Первый педагогический тест был составлен психологом из Америки Э. Торнодайком.

Тестирование означает использование для проверки знаний совокупности стандартизированных заданий, подаваемых малыми порциями, но охватывающими большой объем оперативно проверяемых вопросов, требующих коротких ответов.

Тестовый метод контроля качества обучения имеет ряд несомненных преимуществ перед другими методами:

  • высокая научная обоснованность теста;

  • технологичность;

  • точность измерений;

  • наличие одинаковых для всех испытуемых правил проведения испытаний и правил интерпретации их результатов;

  • хорошая сочетаемость метода с современными образовательными технологиями.

  • учёт индивидуальных особенностей учащихся;

  • проверка качества усвоения не только практического, но теоретического учебного материала;

  • возможность детальной проверки каждой темы курса;

  • осуществление оперативной диагностики результата, овладение учебным материалом каждым учеником;

  • экономия учебного времени при проверке знаний и оценке результатов обученности;

  • оживление процесса обучения.

Большинство привлекает то, что тестовый контроль - это быстрая проверка усвоения материала, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности результатов, восполнение пробелов в темах. Таким образом, это дает возможность учителю оперативно провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени обработать полученную информацию.

Применяя тестовые задания на уроках химии следует придерживаться одного из главных принципов обучения, принципа постепенного перехода от простого к сложному, а также учитывать один из главных принципов запоминания -повторения материала, когда некоторые вопросы в том или ином виде повторяются в тестах. Необходимо также развивать у учащихся умение работать по аналогии.

Тестовые задания можно использовать при обобщении информации, при закреплении изученного материала, контроле знаний.

Этапы разработки тестов:

В первую очередь, необходимо анализировать содержание тестовых заданий с позиции равной представленности тем учебного курса.

Варианты ответов надо формулировать кратко и однозначно. Удобная форма ответов, когда учащийся должен выбрать одно из перечисленных решений «да-нет», «верно-неверно». Тест не должен быть нагружен вторичными терминами. Задания должны быть изложены четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся могли понять смысл того, что от них требуется. Ни одно из заданий теста не должно служить подсказкой для ответа на одно из следующих задание.

Варианты ответов необходимо подобрать таким образом, чтобы исключить возможности простой догадки или отбрасывания заведомо ложного ответа.

Тестовые задачи не должны быть слишком большими по объему или слишком простыми. Вариантов ответов на задачу должно быть, по возможности, не менее четырех. В виде неверных ответов желательно использовать часто встречаемые ошибки учеников.

Традиционной является последовательность действий при разработке теста изложенная по пунктам:

- определить цель тестирования, отобрать материал для теста;

- выбрать подходы к процессу разработки, создать план теста и его спецификацию;

- начинайте формулировать вопрос с правильного ответа.

- содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.

-вопрос должен содержать одну законченную мысль.

-вопрос должен быть чётко сформулирован

-избегайте вводных фраз и предложений, имеющих мало связи с основной мыслью.

-неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок.

-не задавайте вопросы с подвохом.

-провести пробное тестирование и проанализировать его результаты;

- выбрать критерии оценки качества теста;

- в соответствии с выбранными критериями произвести оценку качества теста;

- выполнить доработку теста и его параллельных форм.

Проявлением системного качества теста является различие заданий по степени их трудности. Строится тест как система заданий возрастающей трудности. В него входят простые задания, с которыми должны справиться большинство учеников (до 20% заданий от всех заданий теста), задания средней трудности (до 60% заданий теста) и трудные задания, с которыми справятся только наиболее эрудированные в предмете ученики (до 20% заданий теста). Ограничение времени выполнения - обязательное условие тестирования. Тест можно рассматривать как средство измерений, представляющее собой систему заданий возрастающей трудности, специфической формы, позволяющей объективно измерить уровень усвоения знаний, сформированности навыков и умений учеников и выразить результат в числовом эквиваленте (баллах).

Объективность и стандартность теста достигается в процессе создания и применения их через одинаковые инструкции, формы получения ответов, способы обработки результатов, четкое нормирование условий тестирования. Разнообразие форм и методов использования тестовых заданий для закрепления материала очень велико.

Это может быть фронтальная работа всего класса с использованием мультимедийного проектора, когда каждый вопрос теста показан на экране. Это может быть работа с раздаточным материалом, имеющимся на парте или у каждого учащегося. Ученик читает вслух задание, всем остальным предлагается найти правильный ответ из перечня. Работа по закреплению может строиться по-разному. Ребятам, работающим индивидуально, в парах или в небольших группах предлагается сделать несколько заданий теста с последующим коллективным обсуждением. Учащемуся очень важно не только дать правильный ответ, но также сделать пояснение к нему, объяснить, почему был выбран именно этот вариант ответа. В качестве пояснения может быть использованы рассуждение, определение, формула, рисунок, расчет, уравнение химической реакции, и т.п. Именно эта работа способствует оптимальному закреплению материала.

Письменные тестовые работы желательно разделить на два вида: промежуточные и итоговые. При изучении каждой темы можно предложить всем учащимся промежуточные тесты с малым количеством (2-4) вопросов. Это, как правило, равноценные по уровню сложности варианты тестовых заданий. Каждую тему можно завершить итоговым тестом, содержащим большее число вопросов. Варианты итоговых работ следует подбирать с различным уровнем сложности и составлять с учетом способностей детей. Выполнение работы может сопровождаться или не сопровождаться пояснениями. Это зависит от многих причин: уровня подготовленности учеников, изучаемой темы, времени, отводимого на предмет в учебном плане. Например, если изучается метод электронного баланса, то целесообразно предложить учащимся в качестве пояснения написать уравнения химических реакций. Для большей объективности контроля знаний каждый короткий промежуточный тест следует предлагать в 4-6 вариантах, а итоговые тесты - в 10 вариантах.

Многие учителя все чаще используют в своей работе тестирование, получившее в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования.

Тестовый контроль - это оперативная проверка качества усвоения.

Используемые Интернет-ресурсы и литература:

  1. festival.1september.ru/articles/313808/

  2. natural-sciences.ru/pdf/2014/9-2/34370.pdf

Используемые Интернет-ресурсы и литература:

  1. festival.1september.ru/articles/313808/

  2. Аванесов В.С. Вопросы методологии педагогических

измерений// Педагогические измерения. - 2005. - №1. - С. 3-27.

  1. Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения-

средство управления образованием// Мир образования. -

1996. - №12. - С. 31-36.

  1. Гулидов И.Н., Шатун А.Н. Методика конструирования тестов. - М.: Форум; Инфра-М, 2003.

  2. Гузеев В.В. Как построить рейтинговую систему оценок// Школьные технологии. - 1996. - №6. - С. 53-63.

  3. Ершова О.В. Рейтинговая система как фактор оценки качества химической полготовки студентов технического

университета: дис. канд. пед. наук/ Южно-Уральский

государственный университет. - Челябинск, 2009.

  1. Маргулис В.Б., Лидин Р.А., Ганина Н.В. Тесты. Химия для студентов вузов: учебно-методическое пособие для

студентов и преподавателей технических вузов. - М.: Центр

тестирования МО РФ, 2002. - 40 с.

  1. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для

системы образования. - М.: Нар. образование, 2000. - 352 с

.

© 2010-2022