Конспект урока по химии на тему спирты

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по химии на тему спиртыКонспект урока по химии на тему спиртыКонспект урока по химии на тему спиртыКонспект урока по химии на тему спиртыКонспект урока по химии на тему спиртыКонспект урока по химии на тему спиртыКонспект урока по химии на тему спиртыКонспект урока по химии на тему спиртыКонспект урока по химии на тему спиртыКонспект урока по химии на тему спиртыКонспект урока по химии на тему спиртыКонспект урока по химии на тему спиртыКонспект урока по химии на тему спиртыКонспект урока по химии на тему спиртыКонспект урока по химии на тему спиртыКонспект урока по химии на тему спиртыКонспект урока по химии на тему спиртыКонспект урока по химии на тему спиртыКонспект урока по химии на тему спиртыКонспект урока по химии на тему спиртыКонспект урока по химии на тему спиртыКонспект урока по химии на тему спиртыКонспект урока по химии на тему спиртыКонспект урока по химии на тему спиртыКонспект урока по химии на тему спиртыКонспект урока по химии на тему « Виды спиртов и их свойства».

Тема урока: Виды спиртов и их свойства

Цель урока:

  1. Образовательная: изучить молекулярные, электронные и структурные формулы метанола, этанола и глицерина. Выяснить их физические и химические свойства, применение и действие на организм.

  2. Развивающая: развить практические навыки, наблюдательность, умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, обобщать и выделять главное в материале урока.

  3. Воспитательная: сформировать определенные черты личности (трудолюбие, настойчивость, уверенность в своих силах); закрепить отрицательное отношение к алкоголю.

Метод проведения урока:словесно-наглядный

Оборудование: мультимедийный комплект; видеоролики; пробирки, стаканы; реактивы: глицерин, раствор гидроксида калия, раствор сульфата меди(II).

План урока:

  1. Организационные начала урока;

  2. Постановка цели;

  3. Объяснение нового учебного материала;

  4. Закрепление изложенного материала (тесты, уравнения реакций, цепочки, задачи по учебнику).

Ход урока:

  1. Организационные начала урока (отсутствующие, дежурные, домашнее задание: с. 151- с. 161; с. 157 упр. 215; с. 161 упр. 226).

  2. Постановка цели: сегодня на уроке мы приступаем к изучению новой темы. Изучим одноатомные и многоатомные спирты, их строение, структурные формулы, химические и физические свойства, применение и физиологическое действие на организм.

  3. Изложение нового учебного материала:

Спирты - это производные углеводородов, в молекулах которых один или несколько атомов гидрогена замещены на гидроксильные группы.

Функциональная группа - группа атомов, которая обуславливает

характерные химические свойства соединений данного класса.

Пример: СН3ОН

СН3- углеводородный остаток

OH- гидроксильная группа

Спирты делят по количеству ОН- групп:

1) Одноатомные (одна ОН- группа С2Н5ОН);

2) Двухатомные (две ОН - группы НОСН2-СН2ОН);

3) Многоатомные (три и белее ОН - групп CН2―CН―CН2)

│ │ │

OH OH OH

По природе радикала:

  1. Насыщенные (CH3-CH-CH3пропанол 2 (изопропиловый спирт))

OH

  1. Ненасыщенные (в карбоновой цепи кратные связи СН2=СН-СН2ОН пропен-2-ол(аллиловый спирт))

Общая формула для одноатомных спиртов:

СnН2n+1ОН(n= 1; 2; 3…)

Метанол. Этанол.

СН3ОН - метиловый спирт или метанол (насыщенный одноатомный спирт).

С2Н5ОН - этиловый спирт или этанол (насыщенный одноатомный спирт).

( Показать модели этанола и метанола).

Атом кислорода самый электроотрицательный атом в молекуле метанола,

поэтому смещает электронные пары от углерода и от водорода. На кислороде возникает отрицательный заряд, а на водороде - положительный.

  1. Разрыв связи О-Н (спирт проявляет свойства кислоты);

  2. Разрыв связи С-ОН (спирт проявляет свойства основания).

Физические свойства и физиологическое действие

Метанол и этанол - бесцветные жидкости, с характерным «спиртовым» запахом. Температура кипения намного больше температуры кипения соответствующихалканов. Это объясняется тем, что в спирте есть водородные связи.

При поступлении в организм этилового спирта происходит опьянение (нарушение речи и координации движений, потеря памяти, контроля своих действий). Большие дозы приводят к травлению. При постоянном употреблении возникает заболевание алкоголизм. При этом поражается печень, желудок, головной мозг, поджелудочная железа, нервная и сердечно-сосудистая системы).

Метанол - ядовитое вещество. Поступление в организм человека 25 грамм вызывает смерть, а меньшее количество - слепоту.

Химические свойства:

( видеоролики)

  1. Реакции с металлами

Спирты реагируют со щелочными металлами с выделением водорода и образованием солеподобных соединений:

2Н5ОН+ 2Nа→ 2С2Н5ОNа +Н2

этанол натрий этилат

  1. Дегидратация - реакция отщепления воды

1)СН3-СН2ОН → СН2=СН2 + Н2О

С метиловым спиртом реакция не идет.

2)С2Н5-ОН + НО-С2Н5→С2Н5-О-С2Н5 + Н2О

этанол диэтиловый эфир

3.Окисление

1) Этанол - восстановитель (то есть окисляется).

При добавлении к этиловому спирту раствора перманганата калия, подкисленного серной кислотой, спирт окисляется до уксусного альдегида. Розовая окраска исчезает, раствор становится бесцветным.

2)Горение

С2Н5ОН+3О2→2СО2+3Н2О

Получение спиртов

1.В промышленности

СО + 2Н2→СН3ОН (t,p,k)

метанол

СН2=СН2+ Н2О→СН3-СН2-ОН

этилен этанол

Биохимический метод: брожение глюкозы

Применение

1.Растворители

2.Для получения органических соединений

3.Этиловый спирт используют в качестве дезинфицирующего средства, используют в медицине, в производстве алкогольных напитков, как горючее (смесь бензина с этанолом).

Вопросы:

1)Где применяют спирты?

2)Что такое дегидратация?

3)Какие свойства проявляет этанол в процессе окисления?

4)Какова общая формула для одноатомных спиртов?

Глицерин

Простейшим трехатомным спиртом является глицерин С3Н5(ОН)3 (глицерол)

В природе этого спирта нет, но его производные - жиры - очень распространены в растительном и животном мире.

Структурная формула молекулы глицерина

2―CН―CН2

│ │ │

OH OH OH


Физические свойства. Глицерин - бесцветная, вязкая, гигроскопичная жидкость, смешивается с водой в любых пропорциях. Сладкий на вкус, отчего и получил своё название (гликос - сладкий)

Глицерин кипит, разлагаясь, при более высокой температуре, чем одноатомный спирт с таким же количеством атомов Карбона в молекуле - С3Н7ОН, так как водородных связей в трехатомном спирте значительно больше: в каждой его молекуле содержится три ОН-группы.

Применение. Глицерин является компонентом мыла, зубных паст, косметических средств, лекарственных препаратов. Благодаря высокой гигроскопичности он защищает кожу от пересыхания. Глицерин добавляют в некоторые пищевые продукты для придания им сладкого вкуса.

Глицерин также используют для производства нитроглицерина - одного из сильнейших взрывчатых веществ, сырья для изготовления пороха и динамита. Нитроглецерин в больших дозах ядовит. Однако его 1%-й спиртовый раствор применяют при заболеваниях сердца в качестве сосудорасширяющего средства.

Химические свойства. (Видеоролик)

Глицерин реагирует не только с активными металлами, но и с некоторыми нерастворимыми основаниями. Таким образом, он больше напоминает кислоту, чем метанол или этанол.

  1. Реакции с металлами.

СН2ОН СН2ОNa

СН2ОН + 6 Na 2 СН2ОNa + 3 H2

СН2ОН СН2ОNa

  1. Реакции с нерастворимыми основаниями.

Демонстрационный опыт: Реакция глицерина с купрум(II) гидроксидом.

В пробирку наливаем 2 мл раствора щелочи, добавляем несколько капель расвора купрум(II) сульфата. Осадок какого соединения образовался?

Полученную смесь с осадком добавляем в пробирку с раствором глицерина. Что наблюдается?

Купрум(II) гидроксид, взаимодействует с глицерином в щелочной среде, расворяется, и образуется темно-синий раствор солеподобного соединения. Упрощенный вариант химического уравнения:

СН2ОН СН2О Сu

СН2ОН + Cu(OH)2 СН2О + 2H2О

СН2ОН СН2ОН

  1. Горение. При поджигании на воздухе глицерин горит с образованием углекислого газа и водяного пара.

2 С3Н5(ОН)3 + 7О2 6 СО2 + 8H2О

Получение. Глицерин получают в промышленности преимущественно из жиров.

Вопросы:

  1. Как в ходе лабораторного опыта получили купрум(II) гидроксид?

  2. Что образуется в результате горения глицерина?

  3. Дайте определения гигроскопичности?

  4. Сколько содержится гидроксильных групп в молекуле глицерина?

Закрепление изложенного материала

  1. Написать на доске структурную формулу глицерина.

  2. По схемам составьте уравнения реакций:

а) C2H5OH + K

б) СН3-СН2-ОН + H2SO4

в) СН3OH + O2

г) СН3OH + HCl

д) С2Н4 + H2О

е) СО + Н2

  1. Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить следующие превращения:

С2Н4 С2Н5Cl С2Н5OH С2Н5ONa С2Н5OH С2Н4

© 2010-2022