- Преподавателю
- Химия
- Мероприятие по химииХимический эрудикон
Мероприятие по химииХимический эрудикон
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Валуева А.В. |
Дата | 30.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Внеклассное мероприятие по химии в 8 классах «Химический эрудикон» Подготовила и провела учитель химии и биологии Валуева А.В.
Цель:развивать познавательный и позитивный интерес к предмету химии, а также определить уровень и глубину знаний по предмету. Задачи: -образовательные:
-воспитательные:
-развивающие:
Место и время проведения:
Оборудование и материалы: Маршрутные листы с заданиями, раздаточный материал для проведения эксперимента, компьютер, с использованием мультимедиа-средств обучения. Оборудование и реактивы для опыта «Посеребренее монеты»: раствор нитрата серебра AgNO3, медная монетка, фильтровальная бумага. Оборудование и реактивы для опыта «Образ нерукотворный»: лист ватмана, кисточка, спиртовой раствор фенолфталеина, концентрированный раствор карбоната натрия Na2CO3, пульверизатор. Призы (подарки всем участникам и конфеты для игры с болельщиками) Форма проведения: Мероприятие проходит в форме соревнования между параллельными классами. Команда составляется из учащихся одного класса и может иметь любой состав. Возглавляет команду капитан. Команды составляются так, чтобы обеспечить максимальную занятость всех учащихся класса в соревновании. Учитель предлагает работать в группах (командах), где, отвечая за успехи каждого, ребята начнут учиться помогать друг другу. Команды могут иметь любую атрибутику: девиз, флаг, герб, костюмы и т.д. (ограничивается только возможностями и фантазией учащихся). Жюри:Жюри соревнования включает учителя химии, классных руководителей 8-х классов, членов или председателей родительских комитетов и активных учащиеся старших классов. Задача жюри оценивать не только правильность выполнения задания, но и умение анализировать. Слушают ли члены команды друг друга, помогают ли друг другу, как решают возникающие проблемы, добиваются ли согласия при решении спорных вопросов. Ведущие- активные ученики старшего класса. Сценарий игры. Слайды презентации. | ||||
Слово предоставляется ведущим. Слайд № 1, звучит музыка | Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы рады приветствовать всех участников игры «Химический эрудикон». Сегодня Вам предоставлена возможность не только показать свои знания и умения, полученные на уроках химии, но и применить быстроту своего мышления, внимания. Цель нашей игры - расширить кругозор знаний, полученных при изучения химии, повысить эрудицию, в увлекательной форме провести конкурсы и викторины по предмету. Ведущий 2: Наука, из которой выросла химия - алхимия. Алхимики верили в магическую силу философского камня, который по их убеждению, способен превращать различные неблагородные металлы в золото.
| |||
Слово предоставляется учителю химии.
| Учитель: Вот и я опущу монетку в бесцветный раствор. Из медной монеты она превратится в серебренную монету. Опыт «Посеребренее монеты» В заранее приготовленный раствор нитрата серебра опустить медную монету на минуту. Затем просушить ее фильтровальной бумагой. Добро пожаловать в химики! | |||
На столах у игроков цветные таблички с названием команд. | На столах игроков Периодическая таблица Д.И. Менделеева, маршрутный лист (карточки с заданиями) (приложение 1), чистые листы бумаги, маркеры, ручки. Ведущий 1:Сегодня за право называться химиками сражаются команды: 8-А, 8-Б, 8-В и 8-Г классов. (Приветствие под аплодисменты). Мы Вам желаем успехов и пусть победят сильнейшие . | |||
Слайд № 2 | Ведущий 1:Все наши конкурсы будут посвящены только химии. Наш конкурс будут оценивать строгое и справедливое жюри «Три С» - Судьи Справедливые, Строгиев составе: 1. 2. 3. Критерии оценивания:
Ведущий 2: Девизом нашей игры могут послужить слова Конфуция: Перед человеком к разуму три пути: Путь размышления - это самый благородный; Путь подражания - это самый легкий; Путь личного опыта - это самый тяжелый. Какой выберешь ты? | |||
| Ведущий 1: Химия - это самая необычная и интересная наука на свете. Она полна разных тайн и чудес. А люди, знающие химию - настоящие волшебники. Проверим это? Приглашается учитель химии. | |||
Слово предоставляется учителю химии. Слайд № 3-5. | Учитель химии: Я могу отгадать любой задуманный вами химический элемент. На слайде предлагаю выбрать химический элемент и записать его порядковый номер. Удвойте порядковый номер. К произведению прибавьте 5. Сумму умножьте на 5. Тот, кому я передам предмет, сообщит мне результат, а я назову загаданный номер. (Ответ. Нужно отбросить последнюю цифру и отнять от полученного числа 2 - получится порядковый номер загаданного элемента). | |||
Конкурс капитанов. Слайд № 6. | Ведущий 1. Приглашаются капитаны команд на конкурс «Глазомер». Капитаны-химики должны обладать хорошим глазомером, поэтому им предлагается налить в два разных по вместимости и форме сосуда одинаковый объем воды, не используя мерную посуду. | |||
Слово жюри. | Подводит и сообщает итоги. | |||
Конкурс 1.Слайд № 7-10. | Ведущий 2.КонкурсНайди лишнее. Перед вами знаки химических элементов и их русские названия. Необходимо быстро определить, какой символ лишний. Команда которая первая справится, получает 1 балл. | |||
Конкурс 2. Слайд № 11. | Ведущий 1.Конкурс Скорая помощь.Необходимо определить, какие химические элементы зашифрованы, записать их символы. Отгадайте слова и запишите ответ в Маршрутный лист с этим заданием. Команда которая первая справится, получает дополнительно +1 балл. МАИЛЮНИЙ | Алюминий | ||
АНТРИЙ | Натрий | |||
РОМБ | Бром | |||
СОЛОДИКР | Кислород |
Конкурс 3.
Слайд № 13 -18.
Ведущий 2: Конкурс «Три + два».Перед вами схема, которая показывает, что все слова, которые здесь скрыты, состоят из пяти букв, причем оканчиваются они на буквы рий. Найдите те слова, которые скрыты.
Отгадайте их и запишите ответ в Маршрутный лист с этим заданием.За каждый верный ответ 1 балл. Команда которая первая справится, получает дополнительно +1 балл.
Конкурс 4.
Слайды № 19-23.
Ведущий 1:Ребусы.Предлагаем вашему вниманию 7 ребусов. Отгадайте их и запишите ответ в Маршрутный лист с этим заданием.За каждый верный ответ 1 балл. Команда которая первая справится, получает дополнительно +1 балл.
Конкурс для болельщиков. (Приложение 2).
Ведущий 2: Предлагаем вниманию болельщиков Конкурс «Загадок».За каждый верный ответ болельщики получают конфету - чьи болельщики соберут больше конфет той команде +1 балл.
Слово жюри.
Жюри оценивает конкурс.Подводит и сообщает промежуточные итоги игры.
Физкультминутказвучит музыка
Ведущий 1:После того, как вы справились с заданием, нужно немного отдохнуть и мы предлагаем вам сделать несколько упражнений. А для того, чтобы вы не расставались с химией, вспомним о правилах, которые помогают выжить в химической лаборатории.
Ведущий 2 читает и показывает упражнение:
ходьба на месте.
Ведущий 2: Восьмиклассник к нам пришел
И спросила кроха:
«Что такое хорошо?
И что такое плохо?»
Ты в химкабинет пришел,
Так запомни, кроха,
Безопасность - хорошо!
Быть безруким плохо!
Если ты во все подряд
Окунаешь пальчик,
Про такого говорят:
«Бестолковый мальчик!»
Ведущий 1 читает и показывает упражнение:
поднимания и опускания на цыпочках.
Ведущий 1: Правил безопасности много есть, друзья,
Расскажу Вам главные
Ведь без них нельзя!
Опыт можно проводить только с разрешенья,
Так как могут не простить
Ваши прегрешенья.
Ведущий 2 читает и показывает упражнение:
Наклоны головой вперед и назад.
Ведущий 2.
При работе с веществами Задавай себе вопрос,
Не берите их руками, Но не суй в пробирку нос:
И не пробуйте на вкус, Будешь кашлять и чихать
Реактивы - не арбуз: Слезы градом проливать
Слезет кожа с языка Помани рукой ты к носу-
И отвалится рука. Вот ответ на все вопросы.
Практический конкурс -
Ведущий 1:«конкурс волшебников».Мы вспомнили правила техники безопасности и теперь можем провести следующий практический конкурс - «конкурс волшебников»:
В 3-х стаканах находится вода, раствор серной кислоты и гидроксида натрия. Используя только раствор фенолфталеина, распознай, где находится вода.
Выясните это практическим путем и запишите ответ в Маршрутный лист с этим заданием. За каждый верный ответ 1 балл. Команда которая первая справится, получает дополнительно +1 балл.
Химическая пауза -
Слово предоставляется учителю химии.
Учитель: А я покажу пока свое волшебство.
Приглашает зрителя - Улыбнитесь поскорее, улыбнитесь веселее. Мы сегодня открываем наше фотоателье. Я могу моментально получить ваше фото, без фотоаппарата
Вот на этот чистый лист посмотри внимательно
Веселее улыбнись - это обязательно.
Этот снимок проявить мы сумеем запросто:
Листик сбрызнем чуть-чуть из пульверизатора.
Конкурс 5.
Слайд № 24-27.
Ведущий 2. Кроссворд «Простое и сложное»
Ребятам необходимо решить кроссворд и прочитать слово по вертикали Отгадайте и запишите ответы в Маршрутный лист с этим заданием. За каждый верный ответ 1 балл. Команда которая первая справится, получает дополнительно +1 балл.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
1.Наука о веществах и их свойствах.
2.Вещества, состоящие из двух элементов.
3.Показывает число атомов в молекуле.
4.Горизонтальный ряд элементов, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным газом.
5.Явление, в результате которого из одних веществ образуются другие.
6. Элемент 4 группы побочной подгруппы.
7. То, из чего состоят тела.
8. Признаки, по которым одни вещества отличаются от других.
9.Ученый, предложивший планетарную модель строения атома.
10.Элемент, у которого в ядре атома 33 протона.
ОТВЕТЫ: 1.химия, 2.бинарные, 3.индекс, 4.период, 5.реакция, 6.титан, 7.вещество, 8.свойства, 9.Резерфорд, 10.мышьяк. В выделенном столбике - ИНДИКАТОРЫ
Конкурс 6
Слайд № 28.
Ведущий 1. Конкурс «Выбери букву» - получишь слово при правильном ответе. Явления химические и физические, выбери правильный ответ и поставь соответствующую букву в слово. Собери из полученных букв слово. Отгадайте и запишите ответы в Маршрутный лист с этим заданием. За верный ответ 1 балл. Команда которая первая справится, получает дополнительно +1 балл. Досрочные ответы не принимаются!
Слово жюри.
Жюри оценивает конкурс.Подводит и сообщает промежуточные итоги игры.
Конкурс 7
Слайд № 29-32.
Ведущий 2. Игра «Крестики-нолики». Соедините в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлении три клетки по признаку, который является одинаковым для всех элементов в клетках. Отгадайте и запишите ответы в Маршрутный лист с этим заданием. За каждый верный ответ 1 балл. Команда которая первая справится, получает дополнительно +1 балл.
Конкурс 8
Слайд № 33-38.
Ведущий 1.Конкурс «Угадай словечко». Названия некоторых химических элементов входят в состав часто употребляемых словосочетаний, многие из которых пришли из литературных произведений. Определи эти элементы и запиши буквы вместо пропусков. Напишите символы этих элементов.
Слайд № 33
Оловянный
солдатик
Слайд № 34
Железная
леди
Слайд № 35
Золотая
лихорадка
Слайд № 36
Кислородный
коктейль
Слайд № 37
Платиновая
блондинка
Слайд № 38
Неоновая
лампа
Отгадайте и запишите ответы в Маршрутный лист с этим заданием. За каждый верный ответ 1 балл. Команда которая первая справится, получает дополнительно +1 балл.
Игра с болельщиками. Слайд № 39-44.
Ведущий 2. Конкурс «Ассорти». Вам предстоит перевести с химического языка общепринятые выражения. За каждый верный ответ болельщики получают конфету - чьи болельщики соберут больше конфет той команде +1 балл.
1
Не все то аурум, что блестит. (Золото)
2
Белый, как карбонат кальция. (Мел)
3
Куй феррум, пока горячо. (Железо)
4
Слово - аргентум, молчание - аурум.(Серебро, золото)
5
Купрумного гроша не стоит. (Медного)
6
С тех пор много оксида водорода утекло. (Воды)
Жюри оценивает конкурс.
Конкурс капитанов.
Слайд № 45-47.
Ведущий 1.Завершает вечер конкурс капитанов. У всех людей довольно хорошо развита и зрительная, и слуховая память. Для того чтобы выяснить, какая память преобладает у вас, выполните следующий тест. Прочитайте пары слов, запомните их. Попытайтесь по первым словам в паре восстановить вторые. У кого это быстрее и лучше получится, тот и будет победителем в этом туре. Победитель получает 2 балла.
Слово предоставляется учителю химии.
Учитель: Ну, вот и подошло к концу наше путешествие по миру химии. Наверняка теперь вы поняли, зачем нам необходима химия и зачем мы становимся химиками. Хочу Напомнить вам наш девиз: Перед человеком к разуму три пути:
Путь размышления - это самый благородный;
Путь подражания - это самый легкий;
Путь личного опыта - это самый тяжелый
Пусть каждая команда скажет какойже путь она выбрала?
А теперь прошу всех присутствующих поделиться своими впечатлениями от проведенного мероприятия, хотя бы одним словомнапример, прекрасно, уныло, плохо, взволнованно, организованно, сплоченно, весело, легко, смело…
Подведение итогов и награждение победителей.
Ведущий 2:Наш вечер окончен. Просим наше уважаемое жюри огласить результаты нашего мероприятия.
Жюр:Подводит и сообщает итоги последних конкурсов и игры.
Вручаются грамоты и призы победителям.
Завершение вечера.
Ведущий 1:Знаем мы, что встреча ваша - лишь игра,
И расставаться нам пришла пора.
Будете с улыбкой вспоминать
Как пытались баллы добывать.
Но не важен в баллах результат,
Дружба побеждает - это факт.
А находчивость по жизни вас ведет,
Знатокам всегда, везде везет!
Ведущий 1и 2.До новых встреч!
Литература:
-
Романова М. И. В гостях у юных химиков. Химия № 07 1-15 апреля 2010.
-
Курганский С.М. Увлекательная химия: внеклассная работа по химию. 8-11 классы. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011. - 248 с.
-
Занимательные задачи по химии /под редакцией Н.Е. Дерябиной. - м.;6 ИПО «У Никитских ворот», -48 с.: ил.
приложение 2
Игра со зрителями
1. Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воле.
Без меня вы как без рук:
Нет меня - огонь потух. (Кислород)
2.Я блестящий, светло-серый,
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил! (Магний)
3.Я - металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер - переходный. (Алюминий)
4.Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша! (Медь)
5.Я светоносный элемент.
Я спички вам зажгу в момент.
Сожгут меня - и под водой
Оксид мой статен кислотой. (Фосфор)
6. Предупреждаю вас заранее:
Я непригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мной дышат. (Азот)
7. У меня дурная слава:
Я - известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит. (Мышьяк)
8. В горах далеких Шао Линь
Копали глину - каолин.
Из этой глины с давних пор
В Китае делали … (Фарфор)
9. Такова моя природа:
Известняк, песок и сода,
Много требуют огня,
Чтобы выплавить меня
Я прозрачно и светло
И зовут меня … (Стекло)
10.Удивить готов он нас -
Он и уголь, и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он - графит.
Грамотный народ поймет
То, что это …
(Углерод)
11.В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без …
(Кислорода)
12.В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент …
(Азот)
13.Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться - цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие …
(Кислоты)
14.Я растворчик изучал.
Лакмус в нем синее стал.
Поглощал раствор тотчас
Кислый углекислый газ!
Про такой раствор я знаю,
Что среда в нем …
(Щелочная)
10