Мероприятие по химииХимический эрудикон

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Внеклассное мероприятие по химии в 8 классах

«Химический эрудикон»

Подготовила и провела учитель химии и биологии Валуева А.В.



Цель:развивать познавательный и позитивный интерес к предмету химии, а также определить уровень и глубину знаний по предмету.

Задачи:

-образовательные:

  • закрепление знаний и умений учащихся, полученные на уроках химии в 8 классе;

  • расширение общего кругозора;

-воспитательные:

  • формирование навыков коллективной работы, потребности взаимопомощи.

-развивающие:

  • развитие логического мышления, внимания, памяти;

  • развитие потребности в самостоятельном приобретении новых знаний, активизировав познавательную деятельность;

  • развитие стойкого позитивного интереса к предмету.

Место и время проведения:

  • в период проведения предметной недели.

  • игра проводится во внеурочное время.

  • рассчитана на 45-50 минут.

Оборудование и материалы:

Маршрутные листы с заданиями, раздаточный материал для проведения эксперимента, компьютер, с использованием мультимедиа-средств обучения.

Оборудование и реактивы для опыта «Посеребренее монеты»: раствор нитрата серебра AgNO3, медная монетка, фильтровальная бумага.

Оборудование и реактивы для опыта «Образ нерукотворный»: лист ватмана, кисточка, спиртовой раствор фенолфталеина, концентрированный раствор карбоната натрия Na2CO3, пульверизатор.

Призы (подарки всем участникам и конфеты для игры с болельщиками)

Форма проведения:

Мероприятие проходит в форме соревнования между параллельными классами. Команда составляется из учащихся одного класса и может иметь любой состав. Возглавляет команду капитан. Команды составляются так, чтобы обеспечить максимальную занятость всех учащихся класса в соревновании. Учитель предлагает работать в группах (командах), где, отвечая за успехи каждого, ребята начнут учиться помогать друг другу.

Команды могут иметь любую атрибутику: девиз, флаг, герб, костюмы и т.д. (ограничивается только возможностями и фантазией учащихся).

Жюри:Жюри соревнования включает учителя химии, классных руководителей 8-х классов, членов или председателей родительских комитетов и активных учащиеся старших классов. Задача жюри оценивать не только правильность выполнения задания, но и умение анализировать. Слушают ли члены команды друг друга, помогают ли друг другу, как решают возникающие проблемы, добиваются ли согласия при решении спорных вопросов.

Ведущие- активные ученики старшего класса.

Сценарий игры. Слайды презентации.

Слово предоставляется ведущим.

Слайд № 1, звучит музыка

Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы рады приветствовать всех участников игры «Химический эрудикон». Сегодня Вам предоставлена возможность не только показать свои знания и умения, полученные на уроках химии, но и применить быстроту своего мышления, внимания. Цель нашей игры - расширить кругозор знаний, полученных при изучения химии, повысить эрудицию, в увлекательной форме провести конкурсы и викторины по предмету.

Ведущий 2: Наука, из которой выросла химия - алхимия. Алхимики верили в магическую силу философского камня, который по их убеждению, способен превращать различные неблагородные металлы в золото.


Слово предоставляется учителю химии.


Учитель: Вот и я опущу монетку в бесцветный раствор. Из медной монеты она превратится в серебренную монету.

Опыт «Посеребренее монеты»

В заранее приготовленный раствор нитрата серебра опустить медную монету на минуту. Затем просушить ее фильтровальной бумагой.

Добро пожаловать в химики!

На столах у игроков цветные таблички с названием команд.

На столах игроков Периодическая таблица Д.И. Менделеева, маршрутный лист (карточки с заданиями) (приложение 1), чистые листы бумаги, маркеры, ручки.

Ведущий 1:Сегодня за право называться химиками сражаются команды:

8-А, 8-Б, 8-В и 8-Г классов. (Приветствие под аплодисменты).

Мы Вам желаем успехов и пусть победят сильнейшие .

Слайд № 2

Ведущий 1:Все наши конкурсы будут посвящены только химии. Наш конкурс будут оценивать строгое и справедливое жюри «Три С» - Судьи Справедливые, Строгиев составе:

1.

2.

3.

Критерии оценивания:

  • организованность и сплоченность игроков;

  • химическая грамотность;

  • быстрота выполнения; - команда выполнившая задание первой - получает дополнительный балл!

Ведущий 2: Девизом нашей игры могут послужить слова Конфуция:

Перед человеком к разуму три пути:

Путь размышления - это самый благородный;

Путь подражания - это самый легкий;

Путь личного опыта - это самый тяжелый.

Какой выберешь ты?


Ведущий 1: Химия - это самая необычная и интересная наука на свете. Она полна разных тайн и чудес. А люди, знающие химию - настоящие волшебники. Проверим это? Приглашается учитель химии.

Слово предоставляется учителю химии.

Слайд № 3-5.

Учитель химии: Я могу отгадать любой задуманный вами химический элемент. На слайде предлагаю выбрать химический элемент и записать его порядковый номер. Удвойте порядковый номер. К произведению прибавьте 5. Сумму умножьте на 5. Тот, кому я передам предмет, сообщит мне результат, а я назову загаданный номер.

(Ответ. Нужно отбросить последнюю цифру и отнять от полученного числа 2 - получится порядковый номер загаданного элемента).

Конкурс капитанов.

Слайд № 6.

Ведущий 1. Приглашаются капитаны команд на конкурс «Глазомер». Капитаны-химики должны обладать хорошим глазомером, поэтому им предлагается налить в два разных по вместимости и форме сосуда одинаковый объем воды, не используя мерную посуду.

Слово жюри.

Подводит и сообщает итоги.

Конкурс 1.Слайд № 7-10.

Ведущий 2.КонкурсНайди лишнее. Перед вами знаки химических элементов и их русские названия. Необходимо быстро определить, какой символ лишний. Команда которая первая справится, получает 1 балл.

Конкурс 2. Слайд № 11.

Ведущий 1.Конкурс Скорая помощь.Необходимо определить, какие химические элементы зашифрованы, записать их символы. Отгадайте слова и запишите ответ в Маршрутный лист с этим заданием. Команда которая первая справится, получает дополнительно +1 балл.

МАИЛЮНИЙ

Алюминий

АНТРИЙ

Натрий

РОМБ

Бром

СОЛОДИКР

Кислород

Конкурс 3.

Слайд № 13 -18.

Ведущий 2: Конкурс «Три + два».Перед вами схема, которая показывает, что все слова, которые здесь скрыты, состоят из пяти букв, причем оканчиваются они на буквы рий. Найдите те слова, которые скрыты.

Отгадайте их и запишите ответ в Маршрутный лист с этим заданием.За каждый верный ответ 1 балл. Команда которая первая справится, получает дополнительно +1 балл.

Конкурс 4.

Слайды № 19-23.

Ведущий 1:Ребусы.Предлагаем вашему вниманию 7 ребусов. Отгадайте их и запишите ответ в Маршрутный лист с этим заданием.За каждый верный ответ 1 балл. Команда которая первая справится, получает дополнительно +1 балл.

Конкурс для болельщиков. (Приложение 2).

Ведущий 2: Предлагаем вниманию болельщиков Конкурс «Загадок».За каждый верный ответ болельщики получают конфету - чьи болельщики соберут больше конфет той команде +1 балл.

Слово жюри.

Жюри оценивает конкурс.Подводит и сообщает промежуточные итоги игры.

Физкультминутказвучит музыка

Ведущий 1:После того, как вы справились с заданием, нужно немного отдохнуть и мы предлагаем вам сделать несколько упражнений. А для того, чтобы вы не расставались с химией, вспомним о правилах, которые помогают выжить в химической лаборатории.

Ведущий 2 читает и показывает упражнение:

ходьба на месте.

Ведущий 2: Восьмиклассник к нам пришел

И спросила кроха:

«Что такое хорошо?

И что такое плохо?»

Ты в химкабинет пришел,

Так запомни, кроха,

Безопасность - хорошо!

Быть безруким плохо!

Если ты во все подряд

Окунаешь пальчик,

Про такого говорят:

«Бестолковый мальчик!»

Ведущий 1 читает и показывает упражнение:

поднимания и опускания на цыпочках.

Ведущий 1: Правил безопасности много есть, друзья,

Расскажу Вам главные

Ведь без них нельзя!

Опыт можно проводить только с разрешенья,

Так как могут не простить

Ваши прегрешенья.

Ведущий 2 читает и показывает упражнение:

Наклоны головой вперед и назад.

Ведущий 2.

При работе с веществами Задавай себе вопрос,

Не берите их руками, Но не суй в пробирку нос:

И не пробуйте на вкус, Будешь кашлять и чихать

Реактивы - не арбуз: Слезы градом проливать

Слезет кожа с языка Помани рукой ты к носу-

И отвалится рука. Вот ответ на все вопросы.

Практический конкурс -

Ведущий 1:«конкурс волшебников».Мы вспомнили правила техники безопасности и теперь можем провести следующий практический конкурс - «конкурс волшебников»:

В 3-х стаканах находится вода, раствор серной кислоты и гидроксида натрия. Используя только раствор фенолфталеина, распознай, где находится вода.

Выясните это практическим путем и запишите ответ в Маршрутный лист с этим заданием. За каждый верный ответ 1 балл. Команда которая первая справится, получает дополнительно +1 балл.

Химическая пауза -

Слово предоставляется учителю химии.

Учитель: А я покажу пока свое волшебство.

Приглашает зрителя - Улыбнитесь поскорее, улыбнитесь веселее. Мы сегодня открываем наше фотоателье. Я могу моментально получить ваше фото, без фотоаппарата

Вот на этот чистый лист посмотри внимательно

Веселее улыбнись - это обязательно.

Этот снимок проявить мы сумеем запросто:

Листик сбрызнем чуть-чуть из пульверизатора.

Конкурс 5.

Слайд № 24-27.

Ведущий 2. Кроссворд «Простое и сложное»

Ребятам необходимо решить кроссворд и прочитать слово по вертикали Отгадайте и запишите ответы в Маршрутный лист с этим заданием. За каждый верный ответ 1 балл. Команда которая первая справится, получает дополнительно +1 балл.

1.



2.

3.


4.


5.


6.


7.


8.

9.


10.



1.Наука о веществах и их свойствах.
2.Вещества, состоящие из двух элементов.
3.Показывает число атомов в молекуле.
4.Горизонтальный ряд элементов, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным газом.
5.Явление, в результате которого из одних веществ образуются другие.
6. Элемент 4 группы побочной подгруппы.
7. То, из чего состоят тела.
8. Признаки, по которым одни вещества отличаются от других.
9.Ученый, предложивший планетарную модель строения атома.
10.Элемент, у которого в ядре атома 33 протона.

ОТВЕТЫ: 1.химия, 2.бинарные, 3.индекс, 4.период, 5.реакция, 6.титан, 7.вещество, 8.свойства, 9.Резерфорд, 10.мышьяк. В выделенном столбике - ИНДИКАТОРЫ

Конкурс 6

Слайд № 28.

Ведущий 1. Конкурс «Выбери букву» - получишь слово при правильном ответе. Явления химические и физические, выбери правильный ответ и поставь соответствующую букву в слово. Собери из полученных букв слово. Отгадайте и запишите ответы в Маршрутный лист с этим заданием. За верный ответ 1 балл. Команда которая первая справится, получает дополнительно +1 балл. Досрочные ответы не принимаются!

Слово жюри.

Жюри оценивает конкурс.Подводит и сообщает промежуточные итоги игры.

Конкурс 7

Слайд № 29-32.

Ведущий 2. Игра «Крестики-нолики». Соедините в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлении три клетки по признаку, который является одинаковым для всех элементов в клетках. Отгадайте и запишите ответы в Маршрутный лист с этим заданием. За каждый верный ответ 1 балл. Команда которая первая справится, получает дополнительно +1 балл.

Конкурс 8

Слайд № 33-38.

Ведущий 1.Конкурс «Угадай словечко». Названия некоторых химических элементов входят в состав часто употребляемых словосочетаний, многие из которых пришли из литературных произведений. Определи эти элементы и запиши буквы вместо пропусков. Напишите символы этих элементов.

Слайд № 33

Оловянный

солдатик

Слайд № 34

Железная

леди

Слайд № 35

Золотая

лихорадка

Слайд № 36

Кислородный

коктейль

Слайд № 37

Платиновая

блондинка

Слайд № 38

Неоновая

лампа

Отгадайте и запишите ответы в Маршрутный лист с этим заданием. За каждый верный ответ 1 балл. Команда которая первая справится, получает дополнительно +1 балл.

Игра с болельщиками. Слайд № 39-44.

Ведущий 2. Конкурс «Ассорти». Вам предстоит перевести с химического языка общепринятые выражения. За каждый верный ответ болельщики получают конфету - чьи болельщики соберут больше конфет той команде +1 балл.

1

Не все то аурум, что блестит. (Золото)

2

Белый, как карбонат кальция. (Мел)

3

Куй феррум, пока горячо. (Железо)

4

Слово - аргентум, молчание - аурум.(Серебро, золото)

5

Купрумного гроша не стоит. (Медного)

6

С тех пор много оксида водорода утекло. (Воды)

Жюри оценивает конкурс.

Конкурс капитанов.

Слайд № 45-47.

Ведущий 1.Завершает вечер конкурс капитанов. У всех людей довольно хорошо развита и зрительная, и слуховая память. Для того чтобы выяснить, какая память преобладает у вас, выполните следующий тест. Прочитайте пары слов, запомните их. Попытайтесь по первым словам в паре восстановить вторые. У кого это быстрее и лучше получится, тот и будет победителем в этом туре. Победитель получает 2 балла.

Слово предоставляется учителю химии.

Учитель: Ну, вот и подошло к концу наше путешествие по миру химии. Наверняка теперь вы поняли, зачем нам необходима химия и зачем мы становимся химиками. Хочу Напомнить вам наш девиз: Перед человеком к разуму три пути:

Путь размышления - это самый благородный;

Путь подражания - это самый легкий;

Путь личного опыта - это самый тяжелый

Пусть каждая команда скажет какойже путь она выбрала?

А теперь прошу всех присутствующих поделиться своими впечатлениями от проведенного мероприятия, хотя бы одним словомнапример, прекрасно, уныло, плохо, взволнованно, организованно, сплоченно, весело, легко, смело…

Подведение итогов и награждение победителей.

Ведущий 2:Наш вечер окончен. Просим наше уважаемое жюри огласить результаты нашего мероприятия.

Жюр:Подводит и сообщает итоги последних конкурсов и игры.

Вручаются грамоты и призы победителям.

Завершение вечера.

Ведущий 1:Знаем мы, что встреча ваша - лишь игра,

И расставаться нам пришла пора.

Будете с улыбкой вспоминать

Как пытались баллы добывать.

Но не важен в баллах результат,

Дружба побеждает - это факт.

А находчивость по жизни вас ведет,

Знатокам всегда, везде везет!

Ведущий 1и 2.До новых встреч!

Литература:

  1. Романова М. И. В гостях у юных химиков. Химия № 07 1-15 апреля 2010.

  2. Курганский С.М. Увлекательная химия: внеклассная работа по химию. 8-11 классы. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011. - 248 с.

  3. Занимательные задачи по химии /под редакцией Н.Е. Дерябиной. - м.;6 ИПО «У Никитских ворот», -48 с.: ил.

приложение 2

Игра со зрителями

1. Нахожусь, друзья, везде:

В минералах и в воле.

Без меня вы как без рук:

Нет меня - огонь потух. (Кислород)

2.Я блестящий, светло-серый,

Образую хлорофилл,

И меня фотограф первый

Очень поджигать любил! (Магний)

3.Я - металл незаменимый,

Очень летчиком любимый,

Легкий, электропроводный,

А характер - переходный. (Алюминий)

4.Меня любит человек!

Мною назван целый век!

Я блестяща и рыжа,

Очень в сплавах хороша! (Медь)

5.Я светоносный элемент.

Я спички вам зажгу в момент.

Сожгут меня - и под водой

Оксид мой статен кислотой. (Фосфор)

6. Предупреждаю вас заранее:

Я непригоден для дыхания!

Но все как будто бы не слышат

И постоянно мной дышат. (Азот)

7. У меня дурная слава:

Я - известная отрава.

Даже имя говорит,

Что я страшно ядовит. (Мышьяк)

8. В горах далеких Шао Линь

Копали глину - каолин.

Из этой глины с давних пор

В Китае делали … (Фарфор)

9. Такова моя природа:

Известняк, песок и сода,

Много требуют огня,

Чтобы выплавить меня

Я прозрачно и светло

И зовут меня … (Стекло)

10.Удивить готов он нас -
Он и уголь, и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он - графит.
Грамотный народ поймет
То, что это …
(Углерод)

11.В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без …
(Кислорода)

12.В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент …
(Азот)

13.Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться - цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие …
(Кислоты)

14.Я растворчик изучал.
Лакмус в нем синее стал.
Поглощал раствор тотчас
Кислый углекислый газ!
Про такой раствор я знаю,
Что среда в нем …
(Щелочная)

10


© 2010-2022