Разработка урока химии: Вода

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8 класс

Тема: «Вода. Распространение в природе. Физические свойства. Источники загрязнения. Методы очистки».

Цели урока: обобщить знания учащихся о воде и дополнить их новыми сведениями; рассмотреть вопрос, связанный с очисткой воды, углубить знания о воде, полученные на уроках природоведения и географии; доказать необходимость беречь воду и защищать её от загрязнений; формировать экологические знания (рассматривая роль воды в жизни живой природы и бережливого отношения к запасам природных вод).

Задачи:

Образовательная:

закрепить следующие понятия: простое вещество, сложное вещество, оксид, чистые вещества и смеси. Обобщить знания о воде, изучить физические свойства воды, распространение в природе, методы очистки.

Развивающая: продолжить развивать умение логически мыслить, работать с текстом учебника, умение выделять главное, производить необходимые расчёты (решение задач), умение применять приобретённые знания из других дисциплин (географии, естествознания).

Воспитательная: доказать необходимость беречь воду и защищать её от загрязнений, экологическое воспитание, материалистическое мировоззрение.

Оборудование: глобус, фильтр бытовой, интерактивная доска.

Ход урока:

Предлагаю учащимся отгадать загадки:

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит. (ручеек)

На дворе - горой,

А в избе-водой. (снег)

Чист и ясен, как алмаз,

Дорог не бывает.

Он от матери рождён,

Сам её рождает. (лёд)

Тему урока вы разгадаете, отгадав загадки.

Это удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета и возникло всё живое на ней. Мы будем говорить о том, где встречается вода в природе, каково её применение, об очистке питьевой воды, её физических свойствах, о проблеме нехватки чистой воды. Прежде чем начать этот разговор, проверим домашнее задание и повторим некоторые понятия.

1 задание: « Пятое лишнее»

Разработка урока химии: Вода

Учащиеся находят лишнее вещество в каждой группе, объясняют ответ, дают определение понятиям «простое вещество», «сложное вещество», «оксид», указывают различия между чистым веществом и смесью.

2 задание: переписать схемы реакций, расставить коэффициенты, указать тип реакций:

H2 +O2→ H2O

Fe2O3 + H2 → Fe + H2O

H2O → H2 + O2

Вода- самое распространённое вещество на нашей планете. Посмотрите на глобус: почти ¾ земного шара покрыто водой.

Разработка урока химии: Вода

Флипчарт запасы воды на земле 3

Кроме того, вода содержится во всех живых организмах. Нормальное содержание воды в теле человека-65% (кровь содержит 83% воды, сердце и мозг- 80%). При потере 10-12% влаги человеку грозит гибель.

Задание: вычислить, сколько воды содержит ваше тело, если принять, что его масса 40 кг. (ответ: 26 кг.)

Вода так широко распространена на земле, т.к. обладает рядом физических свойств:

Разработка урока химии: Вода

Флипчарт физические свойства воды

Вода - универсальный растворитель!

Растворяет газы (газированная вода), жидкости (уксусную кислоту), твёрдые вещества (сахар). Благодаря этим свойствам вода широко применима.

Проводим беседу, в ходе которой выясняем, что вода необходима для жизни человека, растений и животных. Человек в день потребляет примерно 2,5 л. Воды, за 70 лет жизни примерно 65т. В крупных городах каждый человек расходует в сутки около 300л. воды. Воду используют в различных отраслях промышленности (выплавка 1т. стали требует расхода 25т. воды), в сельском хозяйстве (на орошение 1 га. земли, занятой рисом, необходимо 10 тыс. т воды в год).

Для того чтобы человек мог использовать воду для питья, её сначала очищают. Об очистке прочитайте в учебнике. Прочитав материал, учащиеся рассказывают об очистке воды по схеме (на доске). Записывают в тетради стадии очистки питьевой воды: отстаивание, фильтрование, обеззараживание.

Для обеззараживания воды применяют газы-хлор и озон. В некоторых случаях отстойники заселяют хлореллой. Это одноклеточное растение, быстро размножаясь, поглощает из воды углекислый газ и некоторые вредные вещества. В результате вода очищается, а хлореллу используют в качестве корма для скота.

Водопроводная вода содержит не только полезные человеку растворённые соли, но в некоторых случаях вредные для его организма вещества. Вот почему сейчас получили распространение бытовые фильтры. (демонстрация бытового фильтра).

Источники загрязнения:

«На вид это была вполне невинная речка. Ещё не так давно в ней водились окуни и плотва и даже раки, которые любят чистую воду. Но несколько лет назад фабрика игрушек начисто перевела в ней всякую живность. Дольше всех, говорят, продержалась старая щука. Но и она, не выдержав, сплыла вниз по течению и ушла в другую речку, где погибла от тоски и одиночества: у этой щуки была красная голова, зелёное брюхо, синий хвост, и другие щуки не хотели с ней разговаривать». (Ю. Томилин. Карусель над городом.)

Этот отрывок заставляет нас задуматься вот о чём. Несмотря на то, что воды на Земле очень много, её в то же время очень мало? Мало потому, что в процессе производства и жизнедеятельности человечество загрязняет больше воды, чем очищает. Кто-то сказал: «Мы живем, словно на пороховой бочке, бомба замедленного действия-вода». Задача каждого из нас сделать так, чтобы эта бомба никогда не взорвалась, а для этого мы должны беречь воду и охранять её от загрязнений.

В Законе Республики Казахстан «Об охране окружающей среды» есть статьи о защите поверхностных и подземных вод от загрязнения. Очистке природных вод придаётся государственное значение.

Древние римляне говорили: «Трудно хорошо выразить известные вещи». Сегодня мы постарались это сделать, приведя в систему сведения о воде: её распространенности в природе, значении и использовании, очистке питьевой воды, физических свойствах и проблеме экономии чистой воды.

Домашнее задание: $ 36,39, 41. Составить или подобрать загадки, кроссворды и четверостишия о воде.


© 2010-2022