• Преподавателю
  • Химия
  • Конспект урока по химии для 8-го класса по теме: Решение задач с использованием понятий количество вещества, молярная масса, моль, число Авагадро

Конспект урока по химии для 8-го класса по теме: Решение задач с использованием понятий количество вещества, молярная масса, моль, число Авагадро

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное учреждение образования

«Средняя образовательная школа № 21»

муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

(МБОУ "СОШ №21" г.Симферополь)




УРОК ХИМИИ

в 8 классе




Тема: Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «моль», «молярная масса», «число Авогадро».


Учитель: Клесова Ирина Анатольевна








2016 год




Тема: Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «моль», «молярная масса».

Тип урока: комплексного применения знаний и умений.

Цель урока: систематизация знаний учащихся о понятиях «количество вещества», «число Авогадро», «молярная масса», выявить их взаимосвязь и использование при решении расчетных задач.

Задачи урока:

воспитывающая: воспитывать взаимовыручку и взаимодействие через парную форму работы;

развивающие: развивать познавательный интерес к предмету и навыки самооценки знаний, умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы;

обучающая: формировать понятия о молярной массе и единицах ее измерения, показать взаимосвязь понятий: масса, количество вещества, молярная масса, число Авогадро.

Планируемые результаты:

личностные: формировать умения понимать значимость естественнонаучных

математических знаний для решения практических задач;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работу группы;

метапредметные: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, самообразование, самоорганизация, саморазвитие и самоопределение,

предметные: установить взаимосвязь понятий: масса, количество вещества, молярная масса число Авогадро.

Ожидаемые результаты.

Ученики знают понятия:

«количе­ство вещества», «молярная масса», «моль», «число Авогадро»;

Ученики умеют:

на базовом уровне: называть количество вещества и молярную массу по обозначениям, указывать единицы измерения, видоизменять расчетную формулу при решении прямых задач;

для повышенного уровня: видоизменять расчетную формулу при решении прямых и обратных задач, производить белее сложные расчёты (например, находить массу вещества, если известно число структурных частиц).

Межпредметные связи: математика, информатика, физика.

Виды учебной деятельности: проводят соответствие между названием величин и их единиц измерения; внимательно прочитывают задачу, оформляют ее решение;

Характер деятельности: частично-поисковый

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный с элементами проблемно-поискового изложения; индивидуальная и групповая работа по решению задач.

Используемые педагогические технологии:, проблемно-поисковый (дифференцированный, работа по схеме-алгоритму).

Оборудование: мультимедиа, раздаточные листы с алгоритмами, карточки с индивидуальными домашними заданиями, периодическая таблица.


ХОД УРОКА


1. Организационный этап. Подготовка обучающихся к работе на уроке.

  • Взаимное приветствие учителя и обучающихся

  • Определение отсутствующих

  • Проверка внешнего состояния классного помещения

  • Проверка подготовленности обучающихся к уроку.

2. Этап проверки домашнего задания.

3. Этап актуализации знаний

повторение понятий «количество вещества», «моль», «молярная масса», «число Авагадро».

Какое отношение имеет моль к теме нашего урока?

С какими новыми величинами мы познакомились на предыдущем уроке?

Давайте их вспомним.

(на доске учащийся заполняет таблицу).

Что означает эта запись?

Что является единицей измерения?

Моль

М

N

6*1023 1/моль

г

Используя данные обозначения, запиши формулы для вычисления:

А) массы вещества -

Б) числа молекул -

диктант «Лови ошибку»

  1. 1моль - это количество вещества, содержащее столько же частиц, сколько содержится атомов в 12г углерода 12С.

  2. Число структурных единиц в 1 моль равно 6,02 · 1025

  3. 6,02 · 1023 моль -1 называют постоянной Авогадро

  4. Молярная масса - это масса 10 моль вещества

  5. Молярную массу выражают в г/ молях

  6. Молярная масса воды численно равна относительной молекулярной массе воды

  7. Количество вещества обозначают буквой греческого алфавита - омега

  8. Молярная масса железа численно равна относительной атомной массе железа

  9. Количество вещества выражают в молях

  10. Число структурных единиц обозначают N.

(взаимопроверка)

«магические треугольники»

Вспомните из курса математики правило треугольника.

Составьте треугольники для изучаемых величин, выведите возможные формулы.

3. Этап постановки цели и задач урока.

Формулируют тему, цель урока.

Определяют, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

4. Этап первичного закрепления:

решение типовых задач (в знакомой и измененной ситуации)

  • Решение задачи на определение массы вещества по известному количеству вещества.

Какова масса 3 моль оксида кальция (СаO)?

Дано: Решение:

n(СаO) = 3 моль 1. m = M * n

Найти: М(СаO) = 40 * 1 + 16 * 1 = 56 г/моль

m(СаO) - ? m(СаO) = 56 г/моль * 3 моль = 168 г

Ответ: m(СаO) = 168 г


  • Решение задачи на определение числа частиц по известному количеству вещества.

Сколько молекул содержится в 4 моль серной кислоты (H2SO4)?

Дано: Решение:

n(H2SO4) = 4 моль 1. N = NA * n

Найти: NA = 6 * 1023молекул/моль

N(H2SO4) - ? N (H2SO4) = 6 * 1023молекул/моль * 4 моль =

= 24 * 1023молекул

Ответ: N (H2SO4) = 24 * 1023молекул

(эти задачи учащиеся решают у доски).

«Обратные» задачи на нахождение количества вещества по известной массе и количества вещества по числу структурных частиц учащиеся решают самостоятельно.

5. Динамическая пауза

6. Этап творческого применения и добывания знаний в новой ситуации

Решив предложенные задачи , можно ли сделать вывод о взаимосвязи между массой вещества и количеством структурных частиц в нем?

Какая величина связывает эти величины?

Составьте логические цепочки этих связей.

m n N Nnm


  • Решение задачи на определение числа частиц по известной массе вещества.

Сколько молекул содержится в 10 столовых ложках воды?

Можем ли мы сразу решить эту задачу? (Учащиеся - нет. Нужно знать сколько грамм воды в одной чайной ложке).

Пользуясь дополнительными источниками информации определите сколько грамм воды содержится в одной столовой ложке воды?

В одной столовой ложке содержится 18 г воды.

Дано: Решение:

m (H2O) = 180 г 1. N = NA * n

Найти: n = m : M

N (H2O) - ? NA = 6 * 1023молекул/моль

М(H2O) = 1 * 2 + 16 = 18 г/моль

n(H2O) = 180 г : 18 г/моль = 10 моль

N (H2O) = 6 * 1023молекул/моль * 10 моль =

= 60 * 1023молекул

Ответ: N (H2O) = 60 * 1023молекул


  • Решение задачи на определение массы вещества по известному числу частиц (молекул) вещества.

Найдите массу 24,08 * 1023 молекул хлора.

Дано: Решение:

N(Cl2) = 24 * 1023 молекул 1. m = M * n

Найти: n = N : NA

m(Cl2) - ? NA = 6 * 1023молекул/моль

М(Cl2) = 35 * 2 = 70 г/моль

n(Cl2) = 24 * 1023 молекул : 6 * 1023молекул/моль = 4 моль

m (Cl2) = 70 г/моль * 4 моль = 280 г

Ответ: m (Cl2) = 280 г


7. Этап рефлексии.

Чему мы научились на этом уроке?

Как вы понимаете слова М. Алигер?

О, физика - наука из наук!

Все впереди!

Как мало за плечами!

Пусть химия нам будет вместо рук.

Пусть станет математика очами.

Не разлучайте этих трех сестер

Познания всего в подлунном мире,

Тогда лишь будет ум и глаз остер

И знанье человеческое шире.

(отрывок из поэмы М. Алигер "Ленинские горы")

Эти строки раскрывают связь химии с другими естественными науками,

причем об этом говорил ещё М.В. Ломоносов более двух веков назад, актуальной является эта мысль и сейчас. Из уроков физики, химии и математики вы узнали, что для изучения окружающего мира недостаточно только наблюдать и описывать явления и предметы, необходимо их характеризовать также количественно.

8. Этап информации обучающихся о домашнем задании.

Сегодня вы получите не совсем обычное домашнее задание. Каждый из Вас получит карточку с задачами. Всего в карточке 7 задач, каждая имеет свою «цену» в баллах. Вы должны выбрать самостоятельно посильные для вас задачи и решить их. Выполняя эти действия, вы учитесь объективно оценивать свои способности.

Параграф 36 повт ., 37, решить задачи.


© 2010-2022