- Преподавателю
- Химия
- Конспект урока по химии для 8-го класса по теме: Решение задач с использованием понятий количество вещества, молярная масса, моль, число Авагадро
Конспект урока по химии для 8-го класса по теме: Решение задач с использованием понятий количество вещества, молярная масса, моль, число Авагадро
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Клёсова И.А. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное учреждение образования
«Средняя образовательная школа № 21»
муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
(МБОУ "СОШ №21" г.Симферополь)
УРОК ХИМИИ
в 8 классе
Тема: Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «моль», «молярная масса», «число Авогадро».
Учитель: Клесова Ирина Анатольевна
2016 год
Тема: Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «моль», «молярная масса».
Тип урока: комплексного применения знаний и умений.
Цель урока: систематизация знаний учащихся о понятиях «количество вещества», «число Авогадро», «молярная масса», выявить их взаимосвязь и использование при решении расчетных задач.
Задачи урока:
воспитывающая: воспитывать взаимовыручку и взаимодействие через парную форму работы;
развивающие: развивать познавательный интерес к предмету и навыки самооценки знаний, умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы;
обучающая: формировать понятия о молярной массе и единицах ее измерения, показать взаимосвязь понятий: масса, количество вещества, молярная масса, число Авогадро.
Планируемые результаты:
личностные: формировать умения понимать значимость естественнонаучных
математических знаний для решения практических задач;
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работу группы;
метапредметные: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, самообразование, самоорганизация, саморазвитие и самоопределение,
предметные: установить взаимосвязь понятий: масса, количество вещества, молярная масса число Авогадро.
Ожидаемые результаты.
Ученики знают понятия:
«количество вещества», «молярная масса», «моль», «число Авогадро»;
Ученики умеют:
на базовом уровне: называть количество вещества и молярную массу по обозначениям, указывать единицы измерения, видоизменять расчетную формулу при решении прямых задач;
для повышенного уровня: видоизменять расчетную формулу при решении прямых и обратных задач, производить белее сложные расчёты (например, находить массу вещества, если известно число структурных частиц).
Межпредметные связи: математика, информатика, физика.
Виды учебной деятельности: проводят соответствие между названием величин и их единиц измерения; внимательно прочитывают задачу, оформляют ее решение;
Характер деятельности: частично-поисковый
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный с элементами проблемно-поискового изложения; индивидуальная и групповая работа по решению задач.
Используемые педагогические технологии:, проблемно-поисковый (дифференцированный, работа по схеме-алгоритму).
Оборудование: мультимедиа, раздаточные листы с алгоритмами, карточки с индивидуальными домашними заданиями, периодическая таблица.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап. Подготовка обучающихся к работе на уроке.
-
Взаимное приветствие учителя и обучающихся
-
Определение отсутствующих
-
Проверка внешнего состояния классного помещения
-
Проверка подготовленности обучающихся к уроку.
2. Этап проверки домашнего задания.
3. Этап актуализации знаний
повторение понятий «количество вещества», «моль», «молярная масса», «число Авагадро».
Какое отношение имеет моль к теме нашего урока?
С какими новыми величинами мы познакомились на предыдущем уроке?
Давайте их вспомним.
(на доске учащийся заполняет таблицу).
Что означает эта запись?
Что является единицей измерения?
Моль
М
N
6*1023 1/моль
г
Используя данные обозначения, запиши формулы для вычисления:
А) массы вещества -
Б) числа молекул -
диктант «Лови ошибку»
-
1моль - это количество вещества, содержащее столько же частиц, сколько содержится атомов в 12г углерода 12С.
-
Число структурных единиц в 1 моль равно 6,02 · 1025
-
6,02 · 1023 моль -1 называют постоянной Авогадро
-
Молярная масса - это масса 10 моль вещества
-
Молярную массу выражают в г/ молях
-
Молярная масса воды численно равна относительной молекулярной массе воды
-
Количество вещества обозначают буквой греческого алфавита - омега
-
Молярная масса железа численно равна относительной атомной массе железа
-
Количество вещества выражают в молях
-
Число структурных единиц обозначают N.
(взаимопроверка)
«магические треугольники»
Вспомните из курса математики правило треугольника.
Составьте треугольники для изучаемых величин, выведите возможные формулы.
3. Этап постановки цели и задач урока.
Формулируют тему, цель урока.
Определяют, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
4. Этап первичного закрепления:
решение типовых задач (в знакомой и измененной ситуации)
-
Решение задачи на определение массы вещества по известному количеству вещества.
Какова масса 3 моль оксида кальция (СаO)?
Дано: Решение:
n(СаO) = 3 моль 1. m = M * n
Найти: М(СаO) = 40 * 1 + 16 * 1 = 56 г/моль
m(СаO) - ? m(СаO) = 56 г/моль * 3 моль = 168 г
Ответ: m(СаO) = 168 г
-
Решение задачи на определение числа частиц по известному количеству вещества.
Сколько молекул содержится в 4 моль серной кислоты (H2SO4)?
Дано: Решение:
n(H2SO4) = 4 моль 1. N = NA * n
Найти: NA = 6 * 1023молекул/моль
N(H2SO4) - ? N (H2SO4) = 6 * 1023молекул/моль * 4 моль =
= 24 * 1023молекул
Ответ: N (H2SO4) = 24 * 1023молекул
(эти задачи учащиеся решают у доски).
«Обратные» задачи на нахождение количества вещества по известной массе и количества вещества по числу структурных частиц учащиеся решают самостоятельно.
5. Динамическая пауза
6. Этап творческого применения и добывания знаний в новой ситуации
Решив предложенные задачи , можно ли сделать вывод о взаимосвязи между массой вещества и количеством структурных частиц в нем?
Какая величина связывает эти величины?
Составьте логические цепочки этих связей.
m n N Nnm
-
Решение задачи на определение числа частиц по известной массе вещества.
Сколько молекул содержится в 10 столовых ложках воды?
Можем ли мы сразу решить эту задачу? (Учащиеся - нет. Нужно знать сколько грамм воды в одной чайной ложке).
Пользуясь дополнительными источниками информации определите сколько грамм воды содержится в одной столовой ложке воды?
В одной столовой ложке содержится 18 г воды.
Дано: Решение:
m (H2O) = 180 г 1. N = NA * n
Найти: n = m : M
N (H2O) - ? NA = 6 * 1023молекул/моль
М(H2O) = 1 * 2 + 16 = 18 г/моль
n(H2O) = 180 г : 18 г/моль = 10 моль
N (H2O) = 6 * 1023молекул/моль * 10 моль =
= 60 * 1023молекул
Ответ: N (H2O) = 60 * 1023молекул
-
Решение задачи на определение массы вещества по известному числу частиц (молекул) вещества.
Найдите массу 24,08 * 1023 молекул хлора.
Дано: Решение:
N(Cl2) = 24 * 1023 молекул 1. m = M * n
Найти: n = N : NA
m(Cl2) - ? NA = 6 * 1023молекул/моль
М(Cl2) = 35 * 2 = 70 г/моль
n(Cl2) = 24 * 1023 молекул : 6 * 1023молекул/моль = 4 моль
m (Cl2) = 70 г/моль * 4 моль = 280 г
Ответ: m (Cl2) = 280 г
7. Этап рефлексии.
Чему мы научились на этом уроке?
Как вы понимаете слова М. Алигер?
О, физика - наука из наук!
Все впереди!
Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук.
Пусть станет математика очами.
Не разлучайте этих трех сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знанье человеческое шире.
(отрывок из поэмы М. Алигер "Ленинские горы")
Эти строки раскрывают связь химии с другими естественными науками,
причем об этом говорил ещё М.В. Ломоносов более двух веков назад, актуальной является эта мысль и сейчас. Из уроков физики, химии и математики вы узнали, что для изучения окружающего мира недостаточно только наблюдать и описывать явления и предметы, необходимо их характеризовать также количественно.
8. Этап информации обучающихся о домашнем задании.
Сегодня вы получите не совсем обычное домашнее задание. Каждый из Вас получит карточку с задачами. Всего в карточке 7 задач, каждая имеет свою «цену» в баллах. Вы должны выбрать самостоятельно посильные для вас задачи и решить их. Выполняя эти действия, вы учитесь объективно оценивать свои способности.
Параграф 36 повт ., 37, решить задачи.