Статья Формирование знаково-символических УУД на уроках химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формированиие знаково-символических УУД на уроках химии

Еркоева А. А.

Учитель химии

ГБОУ РК «Специализированная школа искусств»

Знаково-символические действия составляют особую группу общеучебных универсальных действий, обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала и выполняют следующие функции: кодирование - передача и прием информации; схематизация - использование знаково-символических средств, выполняющие функции отображения учебного материала; моделирование − выделение и отображение существенных признаков объекта с помощью оперирования знаково-символическими средствами.

Знаково-символическая деятельность используется в школе постоянно. Каждый учебный предмет имеет свою систему знаков и символов. На уроках химии знаково - символические учебные действия приобретают особую важность, т.к. учащиеся сталкиваются с абсолютно новой информацией и с новыми, не заложенными в естественном языке знаками, то есть с чужой для них формально-языковой средой.

В процессе изучения предмета обучающиеся сталкиваются с двумя совокупностями символов:

  1. Знаки общелогического содержания (представление информации в виде схем, таблиц, диаграм и т.п.)

  2. Специфичные знаки для выражения химической информации (формулы химических веществ, плоскостные и объемные модели молекул, электронных облаков и т.п)

Кодирование и декодирование знаков второй совокупности, которые отражают предметное содержание усваиваются обучающимися особенно трудно. Поэтому на начальном этапе усвоения предмета усвоение специфических знаков и символов является приоритетным.

Использование флеш карт разных видов (силуэтные и предметные картинки или краткой информаций), а также использование разных видов заданий на классификацию помогают справиться с этой задачей

Пример 1: Выберите из представленного ряда оксиды.

FeOBaClNa2OSIFO2P2O5SeSH2OK2OH2SNO

Пример 2 Расположите элементы в столбцы: металлы и неметаллы: Сa, Mg, S, Ag, I, Te, F,

Металлы

Неметаллы

На следующем этапе необходимо формировать умение соотнести словесную или графическую информацию с реально существующими объектами в микромире. Т.е. формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире атомов и молекул, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения

Для этого используются:

  1. различные анимационные видеоролики, видеоролики с экспериментами и реальные эксперименты.

  2. Проблемные задачи, связанные с реальной жизнью и объяснение повседневных явлений с помощью химических символов

Пример: Почему для уменьшения жжения и зуда от укусов насекомых используют соду? Научно-популярная информация-подсказка. При укусах муравьев возникает чувство жжения в результате действия муравьиной кислоты НСООН. Для нейтрализации кислоты можно использовать 5-% раствор гидрокарбоната натрия (раствор имеет щелочную среду). Задание. Составьте уравнение химической реакции нейтрализации, которая лежит в основе применения пищевой соды для уменьшения боли при укусах муравьев. (Ответ: NaHCO3 + HCOOH = HCOONa + H2CO3; Н2СО3=СО2+Н2О). (edu-eao.ru/images/mymedia/154.pdf)

  1. Составление объемных моделей с использованием конструкторов моделей молекул

  2. Лабораторные и практические работы позволяют провести реальный эксперимент, а затем построить графическую и символическую модели происходящих процессов при условии заполнения специальных протоколов работ на практике является самым эффективным способом формированию знаково-символических УУД

Таким образом, комплекс представленных методов направлен на освоение учебного материала обучающимися с использованием знаково-символических средств, которые отражают и воспроизводят процессы, реально происходящие в микромире.

Использованные источники:

edu-eao.ru/images/mymedia/154.pdf

festival.1september.ru/articles/645457/

luh-gymnasia10.narod.ru/docs/formirovanie_uud.doc


© 2010-2018