Урок химии в 8 классе по теме Кислоты

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок химии в 8 классе по теме "Кислоты"

Урок химии в 8 классе по теме Кислоты

Тип урока: Изучение нового материала.

Основная цель урока: Создать условия для формирования представлений о кислотах как классе неорганических соединений.

Задачи урока:

Создать условия для:

- выхода учащихся на постановку УЗ: "Я буду изучать строение и свойства кислот".

- формирования понятия "кислота";

- открытия учащимися состава и строения кислот;

- совершенствования экспериментальных умений учащихся (исследования действия кислот на индикаторы, отношения кислот к различным металлам) и делать на основе опытов правильные теоретические выводы;

- развития умения применять имеющиеся знания в новой ситуации посредством составления уравнений химических реакций кислот с металлами;

- развития умения работать в парах и малых группах;

- развития процессов мышления: анализ, синтез, обобщение

Воспитывать чувство ответственности за свои действия в процессе обучения.

Оборудование: таблица растворимости, таблица "Кислоты и соли": шаростержневые модели кислот (H2S и H2SiO3); наборы индикаторов; образцы кислот(Н3ВО32SO4 ,лимонной, соляной, уксусной, ацетилсалициловой) для изучения физических свойств; штатив с пробирками; пластмассовые пластинки с гнездами.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка учебной задачи.

1.Анализ ситуации.

Учитель: Изучению какой темы мы посвятили последние несколько уроков?

Ответ: Классу неорганических соединений.

Учитель: Какие классы веществ нами изучены?

Ответ: Оксиды, основания.

Учитель: Какие вещества называют оксидами?

(Ответы учащихся ).

Учитель: Из данного перечня веществ выберите формулы оксидов и дайте им названия: H2SO4, ZnO, KOH, P2O5, FeCl2, Al(OH)3, Na2O, HNO3, CO2, Mg(OH)2, CaCO3,HCl.

(Учащиеся называют, учитель подчеркивает формулы оксидов).

Учитель: Какие вещества называются основаниями? Есть ли они среди данных веществ?

(Учащиеся находят, называют, учитель подчеркивает).

Учитель: Почему некоторые из формул нами не подчеркнуты?

Ответ: Оставшиеся вещества нельзя отнести к оксидам и основаниям, т.к. не соответствуют им по составу; это вещества других классов.

Учитель: Каких?

Ответ: Кислот и солей. (Знают учащиеся из предыдущих тем).

Учитель: Сегодня нам предстоит путешествовать по одному из этих
классов, а по какому именно, вы узнаете, правильно выполнив следующее задание: Определите тип каждой из реакций, уравнения которых записаны в таблице. Из букв правильных ответов определим название класса веществ.

Уравнения реакций

Тип химической реакции

Соединения

Разложения

Замещения

Обмена

Mg+H2SO4=MgSO4+H2

в

б

о

м

2Na+S=Na2S

с

д

ж

н

2Fe(OH)3=Fe2O3+3H2O

г

т

у

з

KOH+HCl=KCl+H2O

м

е

в

ы

2Сa+O2=2CaO

л

н

г

б

Mg+CuCl2=Cu+MgCl2

з

п

к

д

CaCO3=CaO+CO2(

р

и

ф

а

Учитель: .Название какого класса веществ мы получили из
букв: 0,С,Т,Ы,Л,К,И - кислоты. Итак, этот и следующие два
урока мы посвятим изучению класса кислот. Запишите тему
урока:

Кислоты

Как и любой вид деятельности начинается с планирования, так и мы начнем изучать кислоты с составления плана.(Один ученик у доски, остальные в тетради). Продумайте и предложите план изучения кислот,
запишите его в тетрадь, не проставляя порядковых номеров.
(Сравнивают свой план с планом на доске, дополняют,
уточняют, расставляют номера в том порядке, в котором
будут изучаться кислоты:
)

1. Определение понятия "Кислоты"

2. Классификация, строение молекул

3. Свойства:

а) физические

б) химические

4. Способы получения

5. Применение

Сможем ли мы изучить на уроке все, что запланировали?

Ответ: Изучим часть вопросов, (отмечают в плане границу изучения).

Учитель: Чтобы дать определение понятию "Кислота" какие из подчеркнутых формул нам понадобятся? Запишите и назовите формулы кислот. Встречались ли мы с этими веществами раньше? Когда именно?

Ответ: При изучении тем : "Водород", "Основания".

Учитель: Приведите примеры других известных вам кислот и дайте им названия.

Ответ:H2SO4, HNO3, HCl,...

Учитель: Что общего в составе этих веществ?

Ответ: Атомы водорода. {Подчеркивают водород в формулах кислот ).

Учитель: Как называются атомы и группы атомов после водорода?

Ответ: Кислотный остаток.

(Общая схема кислоты на доске: H.+K.O.)

Исходя из состава, дайте определение понятию "кислота"
{Записывают под диктовку одного из учащихся}.
Учитель: Сравните понятие "кислоты", данное вами с тем,
что дано в учебнике на стр.87. Что нужно знать, чтобы дать
определение "кислоты" как в учебнике?
Ответ: Не только состав, но и свойства кислот.
Учитель: При составлении химических уравнений нам
приходилось использовать формулы кислот. Как мы
определяем валентность кислотного остатка? Назовите и
подчеркните кислотные остатки, проставьте над ними
валентность (. H2SO4). Общая схема кислоты: Hn(KO)n.

Зная валентность кислотного остатка, можно ли составить
формулу кислоты? Составьте, назовите.
(Учитель показывает карточку с кислотным остатком,
учащиеся составляют формулу кислоты, называют и
сравнивают с правильной
}

CrO4 -> H2CrO4 хромовая

AsO4-> H3AsO4 мышьяковая

MnO4-> HMnO4 марганцевая

TeO6-> H6TeO6 теллуровая

Br-> HBr бромоводородная

Учитель: Удалось ли нам сформулировать определение
понятия "кислоты"? Что помогло это сделать?
Ответ: Формулы.

Учитель: Как они нам помогли? Что мы увидели в
формулах всех кислот?
Ответ: У всех есть общее - водород.
Учитель: А раз у них есть общее, почему их называют по-
разному?

Ответ: Есть и отличительные признаки.

Учитель: Какие именно отличия имеют кислоты, вы обнаружите, работая с формулами кислот в парах. Значит к какому вопросу мы подошли?

Ответ: Классификация.

Учитель: Обсудите в парах признаки, по которым можно разделить кислоты по группам, исходя из их формул. Какие признаки вы предлагаете взять за основу деления кислот? Чем отличаются кислоты друг от друга по составу?

Ответ: Числом атомов водорода.

Учитель: Сколько их может быть?

Ответ: 1,2, 3 и более.

Учитель: I. По числу атомов водорода(1-ый признак)

1) Одноосновные;

2) Двухосновные;

3)Трехосновные.

II. По составу кислотного остатка(2-ой признак).

1)Бескислородные;

2) Кислородсодержащие.

(приводятся примеры кислот )

Зная формулу кислоты, можно ли узнать, как в ее молекуле соединяются атомы друг с другом? Какое свойство атомов при этом необходимо помнить?

Ответ: Валентность.

Учитель: Покажем порядок соединения атомов в H2S как бескислородной кислоте.

H2S->H-S-H ( H-Э)

Соединение атомов в H2SiO3 как кислоте кислородсодержащей:

H2SiO3-> SiO2 (Cтруктурная формула H-O-Э).

Составьте структурные формулы и дайте характеристику кислотам с точки зрения их классификации.

1 вариант 2 вариант

HCl, H2SO4 H2Se, HNO3

(Слушаем ответы, сверяем, уточняем).

Мы установили, что в составе и строении кислот есть общее и есть различия. На что влияет строение вещества?

Ответ: На его свойства.

Учитель: Если строение сходное, то какими должны быть свойства?

Если строение разное, то и свойства разные. К какому вопросу мы подошли?

Ответ: К свойствам кислот.

Учитель: Физические свойства опишем, работая в группах по 4 человека.

Л. О. № 1.

{учащиеся работают с образцами 6 кислот, отмечая их характерные признаки, затем беседа по результатам исследования и составляется схема).

В физических свойствах мы установили сходства и различия? Можно ли то же самое сказать о химических свойствах?

Ответ'. В химических свойствах тоже должны быть сходства и различия.

Учитель: К какому пункту мы переходим?

Ответ: Химические свойства.

Учитель: Какие химические свойства у кислот вам известны?

( На доске и в тетрадях составляется схема химических свойств кислот).

Учитель: Откуда вам известно, что кислоты реагируют с. . .

Ответ: При изучении свойств оксидов, оснований, темы
"Водород".

Учитель: Каким способом можно определить, что выданное
вам вещество является кислотой?

Ответ: С помощью индикатора.

Учитель: Что такое индикаторы? Назовите известные вам индикаторы и укажите их окраску в нейтральной среде. А вот как индикаторы изменяют свою окраску в кислой среде, исследуем вместе.

Л.О.№ 2.

(Учащиеся 1 ряда исследуют действие на индикаторы раствора HCl, 2 ряда -раствора H2SO4, 3 ряда -раствора H3PO4, учитель -HNO3.Результаты исследования обсуждаем и записываем в таблицу):

Фиолетовый лакмус

Метиловый оранжевый

Фенолфталеин (бесцветный)

HCl

Красный

Розовый

Бесцветный

H2SO4

Красный

Розовый

Бесцветный

H3PO4

Красный

Розовый

Бесцветный

HNO3

Красный

Розовый

Бесцветный

Учитель: Какой общий вывод по действию кислот на индикаторы можно сделать? Занесите результаты нашего исследования в таблицу.

(Таблица дана в теме "Основания"}

Какое химическое свойство кислот мы изучили?

Ответ:

1) Кислоты изменяют окраску индикаторов (см. таблицу).

2) Взаимодействуют с металлами.,,

Учитель: Одинаково ли протекает реакция кислот с металлами, определим с помощью эксперимента.

( Л.О.№ 3).

1 вариант исследуют действие раствора HCl на Zn, Fe, Сu.

2 вариант исследуют действие раствора H2SO4 на Zn, Fe, Cu.
Во всех ли пробирках идет химическая реакция?
Что является признаком химической реакции?
С каким металлом реакция идет быстрее?
Запишите уравнения реакций, укажите их тип.(Учащиеся на доске и в тетрадях записывают уравнения химических реакций и определяют их тип).

Подобные опыты по взаимодействию кислот с металлами проводил русский ученый Бекетов, в результате чего им был составлен ряд активности металлов {теперь носящий его имя).

Найдите в заданном ряду металлы: Zn, Fe, Cu. Как изменяется их химическая активность в ряду (слева направо)? Металлы в ряду Бекетова разделяет водород. Какие металлы, стоящие до или после водорода способны вытеснять его из кислот? (исключая HNO3)

(Дописывают второе химическое свойство кислот и выполняют задание на закрепление).

Определите, какие из реакций осуществимы:

Mg+HCl= K+H2S=

Cu+H2SO4(р-р)= Hg+HCl=

Zn+H3PO4= Al+H2SO4=

Запишите уравнения возможных реакций, определите их тип, назовите вещества.

Что сегодня мы изучали?

Ответ'. Кислоты.

Учитель: Что именно по теме "Кислоты" мы изучили? (См. план}. С какого вопроса мы начнем работу на следующем уроке?

Ответ: С изучения химических свойств кислот. .

(Учитель предлагает тест по проверке усвоения знаний ).

1.В данном ряду к кислотам не относятся: а) H2S б) NH3 в) HCl.

2.какое из свойств не изменяет окраску индикаторов?
a)H2SO3 б) H2O в) NaOH.

3.Кислотному остатку BrO4 соответствует кислота:

а) HBrO3 б) 'HBrO4 в) HBr..

4.Наличие кислорода - обязательная составляющая часть
всех кислот:

а) да; б) нет

5.Порядок соединения атомов в молекуле показывает
формула:

а) молекулярная; б) структурная

6.Металл, не способный вытеснять водород из растворов
кислот: а) Zn б) Pb в) Hg.
Домашнее задание: 1) записи в тетрадях 2) параграф 32 стр.86-89 (п.3 в химических свойствах)
упр..№2, стр.91. Изучить формулы кислот на стр.87.


© 2010-2022