Первоначальные химические понятия

Цель данного урока - применение знаний на практике. Задачи: образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с химической посудой и реактивами; научить отстаивать свою точку зрения. развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни. воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения. Тип урока: применение знаний на практике  Этапы: организационный, постановки цели,  актуализации знаний, оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, дидактический материал, штатив лабораторный, фарфоровая чашка, вода в колбе, пробирки, нагревательный прибор, спички,  растворы хлоридной кислоты, сульфатной кислоты, бария хлорида, натрий карбоната, свеча. Основные понятия и термины: простые и сложные вещества, валентность, формула, химическая реакция, уравнение химической реакции. Методы и приемы: словесный: беседа, рассказ; практический: решение задач.
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - путешествие

«Первоначальные химические понятия»

Цель данного урока - применение знаний на практике.

Задачи:

образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с химической посудой и реактивами; научить отстаивать свою точку зрения.

развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.

воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения.

Тип урока: применение знаний на практике

Этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания

Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, дидактический материал, штатив лабораторный, фарфоровая чашка, вода в колбе, пробирки, нагревательный прибор, спички, растворы хлоридной кислоты, сульфатной кислоты, бария хлорида, натрий карбоната, свеча.

Основные понятия и термины: простые и сложные вещества, валентность, формула, химическая реакция, уравнение химической реакции.

Методы и приемы: словесный: беседа, рассказ; практический: решение задач.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Эпиграф урока: «Единственный путь, который ведёт к знаниям, - это деятельность»

Б.Шоу

Оглашение темы и цели урока.

Учащиеся объединены в команды (экипажи), в группе выбирается лидер - капитан, боцман, радист, лоцман и матрос (или юнга)

Слово учителя.

Уже полгода мы изучаем теоретические азы химической науки. Сегодня мы отправимся в морское путешествие по океану химических знаний. В плавании вам пригодятся все те знания и навыки, которые вы приобрели на уроках. Если вы успешно пройдете это испытание, то каждый из вас получит пропуск в огромное царство химических веществ, о которых пойдёт речь на последующих уроках химии.

Я прошу подойти ко мне капитанов и получить путевые листы для своего экипажа. В них вы будете отмечать пройденные этапы и полученные баллы.

  1. Основная часть

I. ТАМОЖНЯ

Игра «Дешифровщик».

Каждая команда должна разгадать одно из ключевых слов нашего урока

Молекула

Вещество

Формула

Реакция

О выполнении задания докладывает лоцман, который помог вывести команду их порта.(1 балл)

II. ОСТРОВ ХИМИЧЕСКИХ ЗНАКОВ И ФОРМУЛ

- Что такое химическая формула?

- Как правильно составить формулу вещества?

-Что называют валентностью?

Боцманы работают по карточкам, составляют формулы веществ по валентности.(3 балла)

Капитаны проверяют правильность выполнения задания.(1 балл)

N(III)

O(II)

Cl(I)

Mg(II)

Al(III)

K(I)




Р(III)

O(II)

F(I)

Mg(II)

Al(III)

K(I)




Р(III)

O(II)

F(I)

Ca(II)

Fe(III)

Na(I)




N(III)

O(II)

Cl(I)

Ca(II)

Fe(III)

Na(I)


Остальные члены экипажей работают с периодической системой.

(За правильный ответ - фишка = 1 баллу)

Найдите, запишите и назовите три элемента, которые названы в честь космических тел

Найдите, запишите и назовите три элемента, которые названы в честь великих ученых

Найдите, запишите и назовите три элемента, которые названы в честь географических объектов

III. Остров ПЕРЕМЕН

1) Любые изменения, которые происходят вокруг, называют явлениями.

- Какие различают явления?

- Как иначе называют химические явления?

- Назовите признаки химических реакций.

2) Для продолжения пути необходимо определить, какие из названных явлений физические, а какие - химические. (Графический диктант)

Химические явления обозначьте знаком +, а физические -

  1. Ржавление железа(+)

  2. Прокисание молока(+)

  3. Замерзание воды(-)

  4. Плавление свинца(-)

  5. Взрыв динамита(+)

  6. Образование инея(-)

  7. Растворение сахара в воде(-)

  8. Гниение листьев(+)

  9. Скручивание проволоки в спираль(-)

  10. Брожение виноградного сока(+)

Взаимопроверка.

1- 4 правильных ответа - 1 балл

5-7 правильных ответов - 2 балла

8-10 правильных ответов - 3 балла

3) Капитаны получают карточки с заданием. Необходимо расставить коэффициенты в уравнениях реакций.

IV. ОСТРОВ ЖЗЛ

Доклады учащихся «Страницы биографии» (Демокрит, Ломоносов, Лавуазье, Менделеев)

Доклад - 2 балла

V. АРХИПЕЛАГ ЛАБОРАТОРИЯ

Остров Безопасный. (Физкультминутка)

Повторим основные правила поведения в лаборатории при выполнении опытов.

Правильное утверждение - учащиеся кивают головой, неправильное - поворачивают головой из стороны в сторону, сомневаются - пожимают плечами.

  1. Работать в лаборатории необходимо в специальном халате.

  2. Вещества необходимо брать в небольшом количестве.

  3. Вещества можно пробовать на вкус.

  4. Внимательно читать этикетку на склянке.

  5. Любую работу выполнят с разрешения учителя или лаборанта.

  6. Можно путать склянки и крышки.

  7. Пламя горелки тушить с помощью специального колпачка.

  8. Излишки реактивов можно слить обратно в склянку, из которой они были взяты.

  9. При работе с едкими веществами (кислотами и щелочами) необходимо быть особенно внимательными и осторожными.

Остров Экспериментальный.

Каждая команда в начале нашего пути получила задание, которое необходимо выполнить при условии, что экипаж успешно прошёл все предыдущие этапы пути.

Остров Результативный.

Выполнив практическое задание, результат своей работы команда оформляет на доске, составляя сравнительную таблицу «Физические и химические явления», объясняя свои наблюдения и выводы. (У доски работает радист). Все учащиеся записывают таблицу в тетрадь. (Интерактивное упражнение «Составление сравнительной таблицы»)

Физические явления

Химические явления

Плавление парафина (изменение агрегатного состояния)

«Шипучка» (выделение газа)

Испарение воды (изменение агрегатного состояния)

«Молоко» (изменение цвета, образование осадка)

VI. ОСТРОВ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Это конечный пункт нашего плавания, где мы подведем итоги нашей работы. Прошу капитанов посчитать сумму баллов и сдать путевые листы.

В это время учащимся предлагается посмотреть видеофрагмент м/ф «Чертёнок № 13»

  1. Домашнее задание

  2. Подведение итогов

Оценивание работы учащихся за урок

Этапы пути

Члены

экипажа

Таможня

Остров химических знаков и формул

Остров Перемен

ЖЗЛ

Архипелаг Лаборатория

Материк Химических веществ (сумма баллов)

Капитан



Боцман



Лоцман



Радист



Матрос



Этапы пути

Члены

экипажа

Таможня

Остров химических знаков и формул

Остров Перемен

ЖЗЛ

Архипелаг Лаборатория

Материк Химических веществ (сумма баллов)

Капитан



Боцман



Лоцман



Радист



Матрос



Демокрит (его называли еще Демокритом из Абдер по месту рождения) - древнегреческий философ, первый материалист, один из первых представителей атомизма. Его достижения в этой области настолько велики, что за всю эпоху современности какие-либо принципиально новые выводы к ним добавились в очень незначительном количестве.

Из его биографии нам известны лишь отрывочные сведения. Родился Демокрит около 470 г. до н. э. Родиной его была Фракия, область Восточной Греции, приморский город Абдеры.

Легенда гласит, что Демокрит был учеником неких халдеев и магов.

Багаж знаний и опыта значительно увеличился в ходе многочисленных поездок и путешествий. Известно, что он побывал в таких странах, как Персия, Египет, Иран, Индия, Вавилония, Эфиопия, знакомился с культурой, философскими воззрениями проживавших там народов. Какое-то время жил в Афинах, слушал лекции Сократа.

Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения об «атоме» - неделимой частице вещества, не разрушающейся и не возникающей. Он описал мир как систему атомов в пустоте, доказывая не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм. Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение - свойство, естественно присущее атомам. Тела - это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова.

Действительно, Демокрит владел столь энциклопедическими, обширными и разносторонними познаниями, что заслуживает звания предшественника знаменитого Аристотеля. В современную ему эпоху не было наук, которыми бы он не занимался: это астрономия, этика, математика, физика, медицина, техника, теория музыки, филология. Тем не менее, возникновение такого универсального философского учения, как атомизм, принято связывать именно с теориями Демокрита.

Умер он приблизительно в 380 г. до н. э.

Первоначальные химические понятия







Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и филолог, поэт и художник, философ естествознания.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Денисовка близ села Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. В 19 лет он ушел из дома в Москву, где под вымышленным дворянским именем поступил в Славяно-Греко-Латинскую академию. В числе лучших учеников Ломоносов был направлен для продолжения образования в университет при Петербургской академии наук, а затем за границу, где совершенствовался в химии, физике, металлургии. В 34 года он стал одним из первых русских академиков. Круг его интересов и исследований в естествознании охватывал самые различные области фундаментальных и прикладных наук (физика, химия, география, геология, металлургия, астрономия). Ломоносов глубоко проник в материалистическую сущность природы, пропагандировал и развивал её основные физические и философские принципы: закон сохранения материи и движения, принципы познаваемости, закономерности законов природы.

Умение анализировать явления в их взаимосвязи и широта интересов привели его к ряду важных выводов и достижений. Он проявлял особый интерес к созданию таких приборов, которые помогали бы морякам лучше ориентироваться в пути по звёздам и с наибольшей точностью определять время.

М. В. Ломоносов утверждает, что все вещества состоят из молекул, которые являются «собраниями» атомов. В своей диссертации «Элементы математической химии» (1741; незакончена) учёный дает такое определение: «Атом есть часть тела, не состоящая из каких-либо других меньших и отличающихся от него тел… Молекула есть собрание атомов, образующее одну малую массу». Атомы и молекулы у М. В. Ломоносова часто также - «физические нечувствительные частицы», чем подчёркивает, что эти частицы чувственно неощутимы. М. В. Ломоносов указывает на различие «однородных» молекул, то есть состоящих из «одинакового числа одних и тех же элементов, соединенных одинаковым образом», и «разнородных» - состоящих из различных элементов. Тела, состоящие из однородных молекул есть простые тела.

В письме к Л. Эйлеру он формулирует свой «всеобщий естественный закон» (5 июля 1748 года) ...Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте... Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения, ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оные у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает.

В 1774 году А. Л. Лавуазье опубликует работу, в которой описаны аналогичные опыты; позднее им был сформулирован и опубликован закон сохранения вещества - результаты опытов М. В. Ломоносова не были опубликованы, поэтому о них стало известно только через сто лет.

Антуан Лоран Лавуазье - французский химик, один из основоположников современной химии. Родился 26 августа 1743 года в Париже в семье адвоката.

В своих исследованиях постоянно использовал математические методы. Он выяснил роль кислорода в процессе горения, окисления и дыхания, чем опроверг теорию флогистона, открыл закон сохранения массы веществ, ввёл понятие «химический элемент» и «химическое соединение», доказал, что дыхание схоже с процессом горения и является источником теплоты в организме. Лавуазье считают одним из основоположником термохимии.

В 29 лет Лавуазье был избран действительным членом Парижской академии наук. Кто знает, какие ещё открытия успел бы совершить этот выдающийся учёный, если бы его не убили вместе с жертвами революционного террора.









В истории мировой науки запечатлены имена прославленных учёных, чьи открытия способствовали прогрессу наших знаний о природе, использованию их на благо человека. Среди них имя Д. И. Менделеева занимает одно из первых мест.

Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834г. в Тобольске. В семье был семнадцатым ребёнком. В гимназии учился сначала посредственно. В старших классах заинтересовался естественно - математическими науками, историей, географией, астрономией. Со временем успехи юного гимназиста росли, и в аттестате были только две удовлетворительные оценки. А в 1855 году Менделеев блестяще окончил Главный педагогический институт в Петербурге с золотой медалью.

Еще студентом в 1854 году Дмитрий Иванович проводит исследования и пишет статью «Об изоморфизме», где установил отношения между кристаллической формой и химическим составом соединений, а также зависимость свойств элементов от величины их атомных объёмов.

В 1856 г. защищает диссертацию «Об удельных объемах» на степень магистра химии и физики. В это время пишет о различии реакций замещения, соединения и разложения.

С 1880 г. он начал интересоваться искусством, особенно русским, собирает художественные коллекции, а в 1894 г. избирается действительным членом Императорской академии художеств. В качестве хобби Дмитрий Иванович делал чемоданы и сам себе шил одежду. Менделеев участвовал и в проектировании первого русского ледокола «Ермак».

Открытие периодического закона Д.И.Менделеевым положило начало новому этапу в развитии химии в целом, сыграло важную роль в создании теории строения атома. Представления Менделеева о растворах составили ядро современных теорий растворов.

Плодотворной была деятельность Д.И. Менделеева, направленная на развитие промышленности и сельского хозяйства.

Его работы по созданию бездымного пороха, аэро- и гидродинамике, способствовали освоению Северного Ледовитого океана, развитию мореходства, аэронавтики, метеорологии, содействовали научно-техническому прогрессу страны.

Менделеев неоднократно ездил по стране с целью изучения возможности развития тех или иных её районов, в том числе и Украины. Учёный побывал в Донбассе и высказал идею подземной газификации топлива.



© 2010-2022