Программа Клуба ИНТЕРЕСиК

Цели создания Клуба: мотивировать школьников на участие в проектной деятельности, активизировать познавательную деятельность, создать условия для «рождения» учеников-экспериментаторов, способных самостоятельно создавать творческие исследовательские работы.Задачи Клуба «ИНТЕРЕСиК0»:1)создание условий для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации учащихся, в том числе одаренных; 2)создание в процессе изучения предмета условий для формирования у учащих...
Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа Клуба ИНТЕРЕСиКПрограмма Клуба ИНТЕРЕСиКПрограмма Клуба ИНТЕРЕСиКПрограмма Клуба ИНТЕРЕСиКПрограмма Клуба ИНТЕРЕСиКПрограмма Клуба ИНТЕРЕСиКПрограмма Клуба ИНТЕРЕСиК"Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим". Майкл Фарадей.

Практическое значение создания Клуба «ИНТЕРЕСиК0» заключается в сплочении учеников, родителей и педагогов, обогащении психолого-педагогических знаний, свободном обмене знаниям. В Клубе ребята учатся общаться, решать свои проблемы сообща, находить компромиссы. Клуб создает условия для организации регулярных содержательных встреч, поэтому каждое занятие клуба обозначено определенной темой с согласия участников и в соответствии с имеющейся или рождающейся в процессе работы клуба программой.

Основные идеи Клуба «ИНТЕРЕСиК0»:

- ученик всегда должен находиться в центре событий;

- любое исследование должно иметь личностный смысл для самого ученика и повышать уровень его развития;

- планирование работы над исследовательскими проектами производиться только с учетом индивидуальных особенностей учеников;

- ведущим направлением деятельности является универсальное применение базовых знаний в различных проблемных ситуациях.

Актуальность. Развитие современного общества напрямую зависит от открытий в науке и развитием промышленности, в которых химия играет ведущую роль. Увлечения экспериментальной химией в школьном возрасте могут перерасти в профессиональные интересы и вырастить квалифицированных рабочих, инженеров и ученых. Поэтому создание клуба для увлеченных обучающихся актуальным и необходимым для изучения.

Цели создания Клуба: мотивировать школьников на участие в проектной деятельности, активизировать познавательную деятельность, создать условия для «рождения» учеников-экспериментаторов, способных самостоятельно создавать творческие исследовательские работы.

Задачи Клуба «ИНТЕРЕСиК0»:


  1. создание условий для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации учащихся, в том числе одаренных;

  2. создание в процессе изучения предмета условий для формирования у учащихся опыта самостоятельной учебной деятельности;

  3. создание условий для формирования у учащихся навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;

  4. знакомство учащихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  5. формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и проводить опыты, экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  6. овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  7. понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Приоритетные направления Клуба:


  • разработка и реализация педагогических программ, направленных на развитие интересов и способностей, обогащение духовного мира воспитанников, укрепление их здоровья, удовлетворение познавательных интересов;

  • социализация ребенка с учетом современных реалий жизни общества, создание условий для социального взаимодействия в клубе;

  • моделирование и апробация наиболее продуктивных инновационных педагогических технологий по развитию интеллектуального, психофизиологического, эмоционально-нравственного мира ребенка;

  • обобщение, научное, методическое, практическое осмысление и распространение собственной педагогической практики и передового опыта.

Виды деятельности Клуба, основаны на индивидуальных особенностях и запросах каждого ребенка.

Клуб «ИНТЕРЕСиК0»

Час успеха

День открытых вопросов

Домашний эксперимент

Факультативные занятия


Клуб предусматривает различные формы организации деятельности учащихся:


  • факультативные занятия - группы формируются по итогам школьной олимпиады и выполнению творческих заданий. В гимназии я провожу несколько факультативных занятий: «История наук и научных открытий», «Решение задач повышенной сложности»

  • домашний эксперимент - особый вид самостоятельной работы учащихся, который организует и контролирует учитель, развивая организационные, технические и интеллектуальные умения обучающихся, что развивает интерес к предмету. Это направление вызывает особый интерес среди участников клуба, ребята самостоятельно выбирают предложенные эксперименты, которые потом должны будут продемонстрировать на «Часе успеха»


  • день открытых вопросов - один в месяц члены клуба из различных групп собираются на «конференцию», на которой разбираются наиболее актуальные вопросы (подготовка к конференции, олимпиаде, неделе наук и пр.)


  • час успеха - к конце каждого триместра члены клуба демонстрируют свои достижения: проектную работу, результаты домашних экспериментов, созданный видеофильм, презентацию.

Формы учебной деятельности: практикум, экскурсия, групповая работа, работа в парах, лекция, конкурс.

Методы учебной деятельности:

проблемно-диалоговое общение, метод учебного проекта, метод критического мышления.

Межпредметные связи

«Клуб «ИНТЕРЕСиК0» построен с учетом формирования межпредметных понятий и реализации межпредметных связей с другими предметными областями. В курсе используются знания алгебры, физики, биологии, географии и истории.

Математика: 1) расчетные задачи.

Физика: 1) вещества, их свойства, 2) закон Авогадро, закон сохранения массы веществ, 3) тепловой эффект химических реакций, 4) физические явления, 5) молекулы и атомы, строение атома, 7) кристаллические решетки. Биология: 1) физические и химические явления, 2) химическое загрязнение окружающей среды, 3) круговорот веществ в природе, 4) вода, растворы, 5) кислород, его роль в природе. География: 1) чистые вещества и смеси, 2) круговорот воды в природе. История: 1) открытие веществ, вклад ученых в изучении веществ.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностные результаты

- формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

- формирование уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

Метапредметные результаты

Регулятивные

- умение определять целевые ориентиры, формулирование задач в познавательной деятельности, развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты

- формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

- осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

- овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

- приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов.

Организационно-обучающий этап деятельности Клуба включает регистрацию членов клуба, определение перспективных направлений для выполнения учебно-исследовательских проектов, изучение содержания проектов прошлых лет, анализ их структуры, знакомство с требованиями, предъявляемыми к оформлению рефератов, презентаций, тезисов исследовательских работ. Так же учащиеся знакомятся с основами риторики и поведения на публике. Для овладения основными навыками исследовательской работы, разработана система факультативных занятий.

Содержание обучения факультативных занятий:

Тема занятия. Дидактические единицы.

Введение в курс. Инструктажи и их типы. Рабочее пространство лаборанта. Химические реактивы, их классификация.

Смеси. Растворы. Концентрация растворов.

Распознавание веществ.

Газы: получение, распознавание и применение.

Решение задач повышенной сложности (олимпиадных)

Изучение основ риторики.


Практический этап связан с выполнением индивидуальных и групповых проектов. На этом этапе формируются инициативные группы, учащиеся самостоятельно составляют и представляют перспективные планы выполнения проектов, обсуждают их коллективно, изучают учебную и научно - популярную литературы, издания периодической печати, ведут поиск в сети Интернет. Для выполнения проектов разработано два направления деятельности: самостоятельный эксперимент - система домашних экспериментов и творческая лаборатория «Наука будущего».

Система домашних экспериментов

Раздел программы

№ п/п

Название ДЭ

Первоначальные химические понятия

1

Диффузия

Чистые вещества и смеси

2

Перегонка воды (получение дистиллированной воды)

3

Извлечение крахмала

Химическая связь

4

Изготовление моделей молекул некоторых веществ

Вещества и их превращения

5

Горение сахара

Разложение пероксида водорода

Основные классы неорганических веществ

6

Выращивание кристаллов

7

«Отпечатки пальцев»

8

Обнаружение щелочных и кислотных свойств растворов, применяемых в быту

9

Обнаружение карбонатов в составе золы, яичной скорлупы и мела

Приготовление лимонада

Основные классы неорганических веществ

10

«Чернила для тайнописи» (выжигание по бумаге)

Химия элементов

11

Огнезащитные свойства силиката натрия

12

Определение жесткости воды мыльным раствором

13

Удаление накипи и ржавчины

Химия элементов

14

Травление металлов

15

Коррозия металлов и ее предупреждение

16

Изучение адсорбционных свойств некоторых веществ

17

Обнаружение крахмала в пищевых продуктах. Удаление пятен йода с ткани


Творческая лаборатория «Наука будущего»


Творческая лаборатория помогает создавать условия для получения навыков самостоятельной поиска и обработки необходимой информации, в результате чего

процесс обучения становится индивидуализированным и самомотивируемым, выходит за рамки урока по мере повышения интереса ученика к исследовательской работе;

повышается самооценка учеников, занимающихся исследованиями, развиваются их творческие способности;

учащиеся коллективно осуществляют мыслительную деятельность и получают навыки презентации себя и своей работы в различных формах - устной, письменной, с использованием современных технических средств.

Цель: позволить каждому ученику реализовать себя в социально-значимых проектах, создать условия для претворения в жизнь таких проектов.

Основные направления работы творческой лаборатории:

Творческая лаборатория "Наука будущего"

Дистанционное обучение

Работа в экспериментальной лаборатории

Взаимодействие с семьей

Работа в экспериментальной лаборатории позволяет обучающимся использовать весь арсенал школьной химической лаборатории: от обычного лабораторного оборудования до цифровой лаборатории при создании проектов.

Работа в сети Интернет по поиску информации и размещению собственного опыта позволяет работать дистанционно, кроме того, использование возможности электронного журнала позволяет ученикам размещать свои исследовательские работы в электронном портфолио.

Немаловажное значение имеет взаимодействие с семьей, родители активно участвуют как в создании проектов, так и помогают в создании видеороликов.

Формы презентации учебно-исследовательской работы учащихся


  • Реферат

  • Таблица, буклет, кроссворд

  • Презентация

  • Участие в общественных мероприятиях

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебные пособия

  1. Аликберова, Л Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 - 560 с.:ил. - («Занимательные уроки»)

  2. Аранская, О.С., Бурая, И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии: 8-11 классы: Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 288 с. - ( Библиотека учителя).

  3. Гаршин, А.П. Неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, формулах, химических реакциях. 2-е изд., испр. И доп. - Спб.:Лань, 2006. - 288 с.

  4. Леенсон, И.А. 100 вопросов и ответов по химии: материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров: учеб. пособие / И.А.Леенсон. - М.: ООО «АСТ»: ООО «Астрель», 2002. - 347 с.

  5. Пичугина, Г.В. Химия и повседневная жизнь человека / Г.В.Пичугина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 252, [4] с.: ил. - ( Библиотека учителя).

  6. Полосин В.С., Прокопенко В.Г. Практикум по методике преподавания химии: Учеб. пособие для студентов.-М.: Просвещение, 1989,-224 с

  7. Чертков, И.Н., Жуков П.Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов: Кн. для учителя. - М.: Просвещение,. - 1989. - 191 с., 4 л. ил.: ил.

  8. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. - М.: Просвещение, - 1995.

  9. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии. Пособие для учителей. Из опыта работы. - М.: Просвещение, - 1977.

  10. Ольгин О. Опыты без взрывов. - М.: Химия, - 1995.

  11. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии/ Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. - М.: Дрофа, - 2002.

  12. Штремплер Г.И. Химия на досуге: Домашняя хим. лаб.: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, - 1996.

Учебное оборудование и компьютерная техника


  1. Химические лаборатории

  2. Химические реактивы

  3. Химическая посуда

  4. Измерительные приборы

  5. Цифровая лаборатория «Архимед»

  6. Мультимедийное оборудование.

Основные электронные образовательные ресурсы

  1. Химическая энциклопедия . xumuk.ru/encyklopedia/

  2. Занимательная химия. home.uic.tula.ru/~zanchem/

  3. Электронная библиотека по химии. chem.msu.su/rus/elibrary/

  4. ru.wikipedia.


© 2010-2022