- Преподавателю
- Химия
- Программа Клуба ИНТЕРЕСиК
Программа Клуба ИНТЕРЕСиК
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Горячева О.С. |
Дата | 23.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
"Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим". Майкл Фарадей.
Практическое значение создания Клуба «ИНТЕРЕСиК0» заключается в сплочении учеников, родителей и педагогов, обогащении психолого-педагогических знаний, свободном обмене знаниям. В Клубе ребята учатся общаться, решать свои проблемы сообща, находить компромиссы. Клуб создает условия для организации регулярных содержательных встреч, поэтому каждое занятие клуба обозначено определенной темой с согласия участников и в соответствии с имеющейся или рождающейся в процессе работы клуба программой.
Основные идеи Клуба «ИНТЕРЕСиК0»:
- ученик всегда должен находиться в центре событий;
- любое исследование должно иметь личностный смысл для самого ученика и повышать уровень его развития;
- планирование работы над исследовательскими проектами производиться только с учетом индивидуальных особенностей учеников;
- ведущим направлением деятельности является универсальное применение базовых знаний в различных проблемных ситуациях.
Актуальность. Развитие современного общества напрямую зависит от открытий в науке и развитием промышленности, в которых химия играет ведущую роль. Увлечения экспериментальной химией в школьном возрасте могут перерасти в профессиональные интересы и вырастить квалифицированных рабочих, инженеров и ученых. Поэтому создание клуба для увлеченных обучающихся актуальным и необходимым для изучения.
Цели создания Клуба: мотивировать школьников на участие в проектной деятельности, активизировать познавательную деятельность, создать условия для «рождения» учеников-экспериментаторов, способных самостоятельно создавать творческие исследовательские работы.
Задачи Клуба «ИНТЕРЕСиК0»:
-
создание условий для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации учащихся, в том числе одаренных;
-
создание в процессе изучения предмета условий для формирования у учащихся опыта самостоятельной учебной деятельности;
-
создание условий для формирования у учащихся навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
-
знакомство учащихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
-
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и проводить опыты, экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
-
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
-
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Приоритетные направления Клуба:
-
разработка и реализация педагогических программ, направленных на развитие интересов и способностей, обогащение духовного мира воспитанников, укрепление их здоровья, удовлетворение познавательных интересов;
-
социализация ребенка с учетом современных реалий жизни общества, создание условий для социального взаимодействия в клубе;
-
моделирование и апробация наиболее продуктивных инновационных педагогических технологий по развитию интеллектуального, психофизиологического, эмоционально-нравственного мира ребенка;
-
обобщение, научное, методическое, практическое осмысление и распространение собственной педагогической практики и передового опыта.
Виды деятельности Клуба, основаны на индивидуальных особенностях и запросах каждого ребенка.
Клуб «ИНТЕРЕСиК0»
Час успеха
День открытых вопросов
Домашний эксперимент
Факультативные занятия
Клуб предусматривает различные формы организации деятельности учащихся:
-
факультативные занятия - группы формируются по итогам школьной олимпиады и выполнению творческих заданий. В гимназии я провожу несколько факультативных занятий: «История наук и научных открытий», «Решение задач повышенной сложности»
-
домашний эксперимент - особый вид самостоятельной работы учащихся, который организует и контролирует учитель, развивая организационные, технические и интеллектуальные умения обучающихся, что развивает интерес к предмету. Это направление вызывает особый интерес среди участников клуба, ребята самостоятельно выбирают предложенные эксперименты, которые потом должны будут продемонстрировать на «Часе успеха»
-
день открытых вопросов - один в месяц члены клуба из различных групп собираются на «конференцию», на которой разбираются наиболее актуальные вопросы (подготовка к конференции, олимпиаде, неделе наук и пр.)
-
час успеха - к конце каждого триместра члены клуба демонстрируют свои достижения: проектную работу, результаты домашних экспериментов, созданный видеофильм, презентацию.
Формы учебной деятельности: практикум, экскурсия, групповая работа, работа в парах, лекция, конкурс.
Методы учебной деятельности:
проблемно-диалоговое общение, метод учебного проекта, метод критического мышления.
Межпредметные связи
«Клуб «ИНТЕРЕСиК0» построен с учетом формирования межпредметных понятий и реализации межпредметных связей с другими предметными областями. В курсе используются знания алгебры, физики, биологии, географии и истории.
Математика: 1) расчетные задачи.
Физика: 1) вещества, их свойства, 2) закон Авогадро, закон сохранения массы веществ, 3) тепловой эффект химических реакций, 4) физические явления, 5) молекулы и атомы, строение атома, 7) кристаллические решетки. Биология: 1) физические и химические явления, 2) химическое загрязнение окружающей среды, 3) круговорот веществ в природе, 4) вода, растворы, 5) кислород, его роль в природе. География: 1) чистые вещества и смеси, 2) круговорот воды в природе. История: 1) открытие веществ, вклад ученых в изучении веществ.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
- формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни
Метапредметные результаты
Регулятивные
- умение определять целевые ориентиры, формулирование задач в познавательной деятельности, развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты
- формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
- осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
- овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
- приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов.
Организационно-обучающий этап деятельности Клуба включает регистрацию членов клуба, определение перспективных направлений для выполнения учебно-исследовательских проектов, изучение содержания проектов прошлых лет, анализ их структуры, знакомство с требованиями, предъявляемыми к оформлению рефератов, презентаций, тезисов исследовательских работ. Так же учащиеся знакомятся с основами риторики и поведения на публике. Для овладения основными навыками исследовательской работы, разработана система факультативных занятий.
Содержание обучения факультативных занятий:
№
Тема занятия. Дидактические единицы.
Введение в курс. Инструктажи и их типы. Рабочее пространство лаборанта. Химические реактивы, их классификация.
Смеси. Растворы. Концентрация растворов.
Распознавание веществ.
Газы: получение, распознавание и применение.
Решение задач повышенной сложности (олимпиадных)
Изучение основ риторики.
Практический этап связан с выполнением индивидуальных и групповых проектов. На этом этапе формируются инициативные группы, учащиеся самостоятельно составляют и представляют перспективные планы выполнения проектов, обсуждают их коллективно, изучают учебную и научно - популярную литературы, издания периодической печати, ведут поиск в сети Интернет. Для выполнения проектов разработано два направления деятельности: самостоятельный эксперимент - система домашних экспериментов и творческая лаборатория «Наука будущего».
Система домашних экспериментов
Раздел программы
№ п/п
Название ДЭ
Первоначальные химические понятия
1
Диффузия
Чистые вещества и смеси
2
Перегонка воды (получение дистиллированной воды)
3
Извлечение крахмала
Химическая связь
4
Изготовление моделей молекул некоторых веществ
Вещества и их превращения
5
Горение сахара
Разложение пероксида водорода
Основные классы неорганических веществ
6
Выращивание кристаллов
7
«Отпечатки пальцев»
8
Обнаружение щелочных и кислотных свойств растворов, применяемых в быту
9
Обнаружение карбонатов в составе золы, яичной скорлупы и мела
Приготовление лимонада
Основные классы неорганических веществ
10
«Чернила для тайнописи» (выжигание по бумаге)
Химия элементов
11
Огнезащитные свойства силиката натрия
12
Определение жесткости воды мыльным раствором
13
Удаление накипи и ржавчины
Химия элементов
14
Травление металлов
15
Коррозия металлов и ее предупреждение
16
Изучение адсорбционных свойств некоторых веществ
17
Обнаружение крахмала в пищевых продуктах. Удаление пятен йода с ткани
Творческая лаборатория «Наука будущего»
Творческая лаборатория помогает создавать условия для получения навыков самостоятельной поиска и обработки необходимой информации, в результате чего
процесс обучения становится индивидуализированным и самомотивируемым, выходит за рамки урока по мере повышения интереса ученика к исследовательской работе;
повышается самооценка учеников, занимающихся исследованиями, развиваются их творческие способности;
учащиеся коллективно осуществляют мыслительную деятельность и получают навыки презентации себя и своей работы в различных формах - устной, письменной, с использованием современных технических средств.
Цель: позволить каждому ученику реализовать себя в социально-значимых проектах, создать условия для претворения в жизнь таких проектов.
Основные направления работы творческой лаборатории:
Творческая лаборатория "Наука будущего"
Дистанционное обучение
Работа в экспериментальной лаборатории
Взаимодействие с семьей
Работа в экспериментальной лаборатории позволяет обучающимся использовать весь арсенал школьной химической лаборатории: от обычного лабораторного оборудования до цифровой лаборатории при создании проектов.
Работа в сети Интернет по поиску информации и размещению собственного опыта позволяет работать дистанционно, кроме того, использование возможности электронного журнала позволяет ученикам размещать свои исследовательские работы в электронном портфолио.
Немаловажное значение имеет взаимодействие с семьей, родители активно участвуют как в создании проектов, так и помогают в создании видеороликов.
Формы презентации учебно-исследовательской работы учащихся
-
Реферат
-
Таблица, буклет, кроссворд
-
Презентация
-
Участие в общественных мероприятиях
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебные пособия
-
Аликберова, Л Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 - 560 с.:ил. - («Занимательные уроки»)
-
Аранская, О.С., Бурая, И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии: 8-11 классы: Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 288 с. - ( Библиотека учителя).
-
Гаршин, А.П. Неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, формулах, химических реакциях. 2-е изд., испр. И доп. - Спб.:Лань, 2006. - 288 с.
-
Леенсон, И.А. 100 вопросов и ответов по химии: материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров: учеб. пособие / И.А.Леенсон. - М.: ООО «АСТ»: ООО «Астрель», 2002. - 347 с.
-
Пичугина, Г.В. Химия и повседневная жизнь человека / Г.В.Пичугина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 252, [4] с.: ил. - ( Библиотека учителя).
-
Полосин В.С., Прокопенко В.Г. Практикум по методике преподавания химии: Учеб. пособие для студентов.-М.: Просвещение, 1989,-224 с
-
Чертков, И.Н., Жуков П.Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов: Кн. для учителя. - М.: Просвещение,. - 1989. - 191 с., 4 л. ил.: ил.
-
Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. - М.: Просвещение, - 1995.
-
Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии. Пособие для учителей. Из опыта работы. - М.: Просвещение, - 1977.
-
Ольгин О. Опыты без взрывов. - М.: Химия, - 1995.
-
Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии/ Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. - М.: Дрофа, - 2002.
-
Штремплер Г.И. Химия на досуге: Домашняя хим. лаб.: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, - 1996.
Учебное оборудование и компьютерная техника
-
Химические лаборатории
-
Химические реактивы
-
Химическая посуда
-
Измерительные приборы
-
Цифровая лаборатория «Архимед»
-
Мультимедийное оборудование.
Основные электронные образовательные ресурсы
-
Химическая энциклопедия . xumuk.ru/encyklopedia/
-
Занимательная химия. home.uic.tula.ru/~zanchem/
-
Электронная библиотека по химии. chem.msu.su/rus/elibrary/
-
ru.wikipedia.