- Преподавателю
- Химия
- Технологическая карта урока химии
Технологическая карта урока химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зайцева Е.С. |
Дата | 29.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
Зайцева Евгения Сергеевна - учитель химии МБОУ «Ергачинская СОШ».
Химия. 8 класс, урок изучения нового материала, тема урока «Реакции обмена».
Цель:
-
Создать условия для осознанного усвоения понятий «реакции обмена», «реакция нейтрализации», «условия протекания реакций обмена в растворах до конца».
-
Применять знания о типах химических реакций.
Задачи:
Сформировать:
-
представление о реакциях обмена
-
познавательные умения классифицировать и определять тип реакций обмена
Продолжить:
-
формирование умений в расстановке коэффициентов в уравнениях реакций, находить общий признак реакций одного типа, обобщать полученную информацию.
-
развитие коммуникативных умений: умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата, принимать и понимать точку зрения других, работать в паре.
-
развитие рефлексивных умений: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; умение соотносить учебные действия с известными правилами, умение осуществлять самооценку, соотносить уровень своих знаний с требованиями.
Основное содержание темы урока, термины и понятия.
Содержание темы урока предполагает знакомство учащихся с понятиями «реакции обмена», «реакции нейтрализации», «условия протекания реакций обмена в растворах до конца».
Планируемые результаты
Личностные:
-
самоопределение: рефлексивная самооценка учебной деятельности;
-
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
-
проявление творческого отношения к процессу обучения.
Метапредметные:
-
Познавательные
Умение находить сходство и обобщать полученную информацию; вести наблюдение; прогнозировать процессы.
-
Регулятивные
Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; планировать самоконтроль и оценки результатов своей деятельности.
-
Коммуникативные
Умение формулировать высказывание; согласовывать позиции и находить общее решение; адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.
-
Предметные
Усвоение понятий «реакции обмена», « реакции нейтрализации», «условия протекания реакций обмена в растворах до конца».
Умение классифицировать реакции по признаку « число и состав исходных веществ и продуктов реакции».
Знать основные признаки химических реакций: выпадение осадка, выделение газа и образование воды.
Организация образовательного пространства.
Ресурсы.
-
Компьютер
-
Выход в ресурсы сети Интернет на сайт school-colletion.edu.ru.
-
Видеодемонстрации
-
Оборудование для демонстрационных опытов
-
Интерактивная презентация к уроку в программе SMART NOTEBOOK
Формы работы:
-
Фронтальная форма
-
Индивидуальная форма
-
Работа в паре
-
Работа в группе
Межпредметные связи
-
Русский язык
-
Математика
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Этап I. Самоопределение к деятельности
Цель:
-
актуализировать имеющиеся знания о химических реакциях, типах классификации, признаках химических реакций;
-
мотивировать обучающихся к изучению темы.
Планируемые результаты.
-
Личностные - проявление интереса к предложенной теме урока.
-
Предметные - умение определять типы реакций по различным признакам классификаций.
-
Коммуникативные - умение работать в паре, работать с информацией.
Для осознанного восприятия новой темы необходимо рассмотреть следующие вопросы: (фронтальная форма работы)
-
Что такое химическая реакция?
-
Какие признаки химических реакций вы знаете?
-
Какие типы реакций вы уже изучили?
-
Как вы понимаете слово обмен?
-
Приведите примеры обмена среди людей.
-
Могут ли вещества обмениваться между собой? Чем?
-
Какие вещества по составу могут вступать в реакции обмена?
-
Какие сложные вещества вам известны?
-
Запишите их общие формулы.
Оксиды - ЭО, Основания -МеОН, Кислоты - Н Кисл, Соли - Ме Кисл.
Этап II. Учебно-познавательная деятельность.
Цель:
-
научить учащихся формулировать понятия «реакции обмена», «реакции нейтрализации», «условия протекания реакций обмена в растворах до конца»,
-
писать уравнения реакций обмена
-
определять возможность протекания реакций до конца.
Учебные задания и методы работы с информацией.
Познакомимся с последним типом реакций по признаку « число и состав исходных веществ и продуктов реакции».
Демонстрационный опыт взаимодействия оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании.
Оксид меди (II) + серная кислота = сульфат меди (II) + вода
Запишите уравнение этой реакции. Укажите признак реакции. Сравните левую и правую части уравнения химической реакции и предложите свое определение реакциям обмена.
Видеодемонстрация.
Опыт взаимодействие иодида натрия и нитрата свинца (II) .
Запишите уравнение реакции и укажите признак реакции.
Демонстрационный опыт взаимодействие щелочи с фенолфталеином и с раствором соляной кислоты. В каждом из двух взаимодействующих растворов была своя среда, соответственно щелочная и кислотная. В результате реакции среда стала нейтральной. Поэтому реакцию обмена между кислотой и щелочью называют реакцией нейтрализации.
Видео демонстрация. Опыт взаимодействие карбонатов с кислотой. Напишите уравнение реакции и укажите признак.
Сформулируйте правило, согласно которому протекают реакции обмена между растворами веществ.
Реакции обмена - вы словно перемена!
Их признаки запомним навсегда!
Нам газа запах сладок и выпавший осадок
И абсолютно новая вода!
Запишите эту информацию с помощью символов.
Этап III. Диагностика качества освоения темы
Цель: установить степень усвоения темы «Реакции обмена».
Планируемые результаты:
Регулятивные
-
умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативные
-
умение выполнять учебные задания в паре.
Предметные
-
умение давать определения основным понятиям темы;
-
расставлять коэффициенты в уравнениях реакций.
Задание 1.
Запишите уравнения реакций обмена между:
-
гидроксидом лития и фосфорной кислотой
-
сульфидом железа (II) и соляной кислотой
-
хлоридом бария и сульфатом натрия
-
азотной кислотой и гидроксидом алюминия
Задание 2.
Установите соответствие.
Тип химической реакции
Схема химической реакции
А. Реакции разложения
Б. Реакции обмена
В. Реакции замещения
Г. Реакции соединения
1)MgCO3 → CO2 ↑ + MgO
2)CuO + Al → Cu + Al2O3
3)NO + O2 → NO2 ↑
4)ZnO + H2 → Zn+ H2O
5)HCl + NaOH → NaCl +H2O
6)BaCl2 + Na2SO4 → BaSO4↓ + NaCl
Ответ:
А
Б
В
Г
Укажите номер реакции нейтрализации -
Этап IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель: научить школьников
-
ориентироваться в разных вариантах выполнения задания
-
планировать свои действия в соответствии с учебным заданием
-
представлять результат своей деятельности.
Планируемые результаты
Личностные
-
творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.
Предметные
-
умение формулировать понятия «реакции обмена», «реакции нейтрализации», «условия протекания реакций обмена в растворах до конца», схематично изображать реакции обмена, пользоваться таблицей растворимости.
Познавательные
-
умение использовать методы наблюдения и прогнозирования.
Регулятивные
-
умение выполнять учебные действия в соответствии с планом.
Коммуникативные
-
умение адекватно использовать речевые и символьные средства для представления результата.
Задания
-
Изобразите схему реакции обмена.
-
Запишите уравнения 3-4 реакций обмена, в результате которых образуется сульфат железа (II).
-
С какими из перечисленных веществ будет вступать в реакцию обмена соляная кислота: Ca, CaO, CaCl2, Ca(OH)2 , Ag, Ag NO3. Напишите уравнения этих реакций.
Этап V. Рефлексивная деятельность
Цель: научить школьников
-
соотносить полученный результат с поставленной целью
-
оценивать результат своей деятельности
-
оценивать результат учебной деятельности.
Самоанализ и самооценка ученика
Задание 1.( самоанализ).Составьте синквейн на тему «Реакции обмена»
Задание 2.( самооценка). Закончите предложения: Я доволен (льна) тем, что самостоятельно сегодня смог (ла)_________________________________________________
Я недоволен ( льна) тем, что сегодня______________________________________________