Технологическая карта урока химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Зайцева Евгения Сергеевна - учитель химии МБОУ «Ергачинская СОШ».

Химия. 8 класс, урок изучения нового материала, тема урока «Реакции обмена».

Цель:

  1. Создать условия для осознанного усвоения понятий «реакции обмена», «реакция нейтрализации», «условия протекания реакций обмена в растворах до конца».

  2. Применять знания о типах химических реакций.

Задачи:

Сформировать:

  • представление о реакциях обмена

  • познавательные умения классифицировать и определять тип реакций обмена

Продолжить:

  • формирование умений в расстановке коэффициентов в уравнениях реакций, находить общий признак реакций одного типа, обобщать полученную информацию.

  • развитие коммуникативных умений: умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата, принимать и понимать точку зрения других, работать в паре.

  • развитие рефлексивных умений: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; умение соотносить учебные действия с известными правилами, умение осуществлять самооценку, соотносить уровень своих знаний с требованиями.

Основное содержание темы урока, термины и понятия.

Содержание темы урока предполагает знакомство учащихся с понятиями «реакции обмена», «реакции нейтрализации», «условия протекания реакций обмена в растворах до конца».

Планируемые результаты

Личностные:

  • самоопределение: рефлексивная самооценка учебной деятельности;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные:

  • Познавательные

Умение находить сходство и обобщать полученную информацию; вести наблюдение; прогнозировать процессы.

  • Регулятивные

Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; планировать самоконтроль и оценки результатов своей деятельности.

  • Коммуникативные

Умение формулировать высказывание; согласовывать позиции и находить общее решение; адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

  • Предметные

Усвоение понятий «реакции обмена», « реакции нейтрализации», «условия протекания реакций обмена в растворах до конца».

Умение классифицировать реакции по признаку « число и состав исходных веществ и продуктов реакции».

Знать основные признаки химических реакций: выпадение осадка, выделение газа и образование воды.

Организация образовательного пространства.

Ресурсы.

  1. Компьютер

  2. Выход в ресурсы сети Интернет на сайт school-colletion.edu.ru.

  3. Видеодемонстрации

  4. Оборудование для демонстрационных опытов

  5. Интерактивная презентация к уроку в программе SMART NOTEBOOK

Формы работы:


  • Фронтальная форма

  • Индивидуальная форма

  • Работа в паре

  • Работа в группе

Межпредметные связи


  • Русский язык

  • Математика

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Этап I. Самоопределение к деятельности

Цель:

  • актуализировать имеющиеся знания о химических реакциях, типах классификации, признаках химических реакций;

  • мотивировать обучающихся к изучению темы.

Планируемые результаты.


  • Личностные - проявление интереса к предложенной теме урока.

  • Предметные - умение определять типы реакций по различным признакам классификаций.

  • Коммуникативные - умение работать в паре, работать с информацией.

Для осознанного восприятия новой темы необходимо рассмотреть следующие вопросы: (фронтальная форма работы)


  1. Что такое химическая реакция?

  2. Какие признаки химических реакций вы знаете?

  3. Какие типы реакций вы уже изучили?

  4. Как вы понимаете слово обмен?

  5. Приведите примеры обмена среди людей.

  6. Могут ли вещества обмениваться между собой? Чем?

  7. Какие вещества по составу могут вступать в реакции обмена?

  8. Какие сложные вещества вам известны?

  9. Запишите их общие формулы.

Оксиды - ЭО, Основания -МеОН, Кислоты - Н Кисл, Соли - Ме Кисл.

Этап II. Учебно-познавательная деятельность.

Цель:

  • научить учащихся формулировать понятия «реакции обмена», «реакции нейтрализации», «условия протекания реакций обмена в растворах до конца»,

  • писать уравнения реакций обмена

  • определять возможность протекания реакций до конца.

Учебные задания и методы работы с информацией.

Познакомимся с последним типом реакций по признаку « число и состав исходных веществ и продуктов реакции».

Демонстрационный опыт взаимодействия оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании.

Оксид меди (II) + серная кислота = сульфат меди (II) + вода

Запишите уравнение этой реакции. Укажите признак реакции. Сравните левую и правую части уравнения химической реакции и предложите свое определение реакциям обмена.

Видеодемонстрация.

Опыт взаимодействие иодида натрия и нитрата свинца (II) .

Запишите уравнение реакции и укажите признак реакции.

Демонстрационный опыт взаимодействие щелочи с фенолфталеином и с раствором соляной кислоты. В каждом из двух взаимодействующих растворов была своя среда, соответственно щелочная и кислотная. В результате реакции среда стала нейтральной. Поэтому реакцию обмена между кислотой и щелочью называют реакцией нейтрализации.

Видео демонстрация. Опыт взаимодействие карбонатов с кислотой. Напишите уравнение реакции и укажите признак.

Сформулируйте правило, согласно которому протекают реакции обмена между растворами веществ.

Реакции обмена - вы словно перемена!

Их признаки запомним навсегда!

Нам газа запах сладок и выпавший осадок

И абсолютно новая вода!

Запишите эту информацию с помощью символов.

Этап III. Диагностика качества освоения темы

Цель: установить степень усвоения темы «Реакции обмена».

Планируемые результаты:

Регулятивные

  • умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные

  • умение выполнять учебные задания в паре.

Предметные

  • умение давать определения основным понятиям темы;

  • расставлять коэффициенты в уравнениях реакций.

Задание 1.

Запишите уравнения реакций обмена между:

  1. гидроксидом лития и фосфорной кислотой

  2. сульфидом железа (II) и соляной кислотой

  3. хлоридом бария и сульфатом натрия

  4. азотной кислотой и гидроксидом алюминия

Задание 2.

Установите соответствие.

Тип химической реакции

Схема химической реакции

А. Реакции разложения

Б. Реакции обмена

В. Реакции замещения

Г. Реакции соединения

1)MgCO3 → CO2 ↑ + MgO

2)CuO + Al → Cu + Al2O3

3)NO + O2 → NO2 ↑

4)ZnO + H2 → Zn+ H2O

5)HCl + NaOH → NaCl +H2O

6)BaCl2 + Na2SO4 → BaSO4↓ + NaCl

Ответ:

А

Б

В

Г


Укажите номер реакции нейтрализации -

Этап IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель: научить школьников

  • ориентироваться в разных вариантах выполнения задания

  • планировать свои действия в соответствии с учебным заданием

  • представлять результат своей деятельности.

Планируемые результаты

Личностные

  • творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.

Предметные

  • умение формулировать понятия «реакции обмена», «реакции нейтрализации», «условия протекания реакций обмена в растворах до конца», схематично изображать реакции обмена, пользоваться таблицей растворимости.

Познавательные

  • умение использовать методы наблюдения и прогнозирования.

Регулятивные

  • умение выполнять учебные действия в соответствии с планом.

Коммуникативные

  • умение адекватно использовать речевые и символьные средства для представления результата.

Задания


  1. Изобразите схему реакции обмена.

  2. Запишите уравнения 3-4 реакций обмена, в результате которых образуется сульфат железа (II).

  3. С какими из перечисленных веществ будет вступать в реакцию обмена соляная кислота: Ca, CaO, CaCl2, Ca(OH)2 , Ag, Ag NO3. Напишите уравнения этих реакций.

Этап V. Рефлексивная деятельность

Цель: научить школьников

  • соотносить полученный результат с поставленной целью

  • оценивать результат своей деятельности

  • оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ и самооценка ученика

Задание 1.( самоанализ).Составьте синквейн на тему «Реакции обмена»

Задание 2.( самооценка). Закончите предложения: Я доволен (льна) тем, что самостоятельно сегодня смог (ла)_________________________________________________

Я недоволен ( льна) тем, что сегодня______________________________________________

© 2010-2022