• Преподавателю
  • Химия
  • Разработка урока химии на тему: Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты

Разработка урока химии на тему: Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты

Тип урока - урок изучения нового материала в форме лекции с элементами беседы, урок-исследование с использованием ИКТ, здоровьесберегающих технологий. Цели урока: Обучающие: усвоить определения научных понятий: "электролиты", "неэлектролиты", "электролитическая диссоциация", "катионы", "анионы"; объяснить на основе демонстрационного эксперимента эти важнейшие понятия; объяснить сущность процесса диссоциации. Развивающие: развивать познавательную активность обучающихся, логическое мышление, раз...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока химии на тему: «Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты», 8 класс

Автор разработки - учитель химии МБОУ СОШ №26 ст.Пшехская

Гайсина Светлана Александровна

Тип урока - урок изучения нового материала в форме лекции с элементами беседы, урок-исследование с использованием ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Цели урока:

Обучающие: усвоить определения научных понятий: "электролиты", "неэлектролиты", "электролитическая диссоциация", "катионы", "анионы"; объяснить на основе демонстрационного эксперимента эти важнейшие понятия; объяснить сущность процесса диссоциации.

Развивающие: развивать познавательную активность обучающихся, логическое мышление, развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы; развивать навыки само - и взаимоконтроля, развивать интеллектуальные способности.

Воспитательные: повышать познавательную деятельность и активность обучающихся, воспитывать компетентную личность с практической направленностью.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, прибор для определения электропроводности растворов, штатив.

Реактивы: Н2О дист., NaCl кр., NaOH кр., С12Н22О11 кр.; р-р Н2SO4, р-ры HCl, NaОН, NaCl, бензол, спирт.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы, постановка цели.

(Запись в тетрадь темы урока)

Учитель: Ребята, обратите внимание на тему урока: «Электролитическая диссоциация», оба слова новые, незнакомые вам. Наша задача сегодня на уроке расшифровать эти два новых термина.

Прежде чем начать изучение новой темы, я хочу чтобы Вы вспомнили.

  • Какие виды химической связи вам известны?

  • Перечислите типы кристаллических решёток.

  • Перечислите важнейшие классы неорганических веществ.

  • Приведите примеры веществ с ионной и молекулярной кристаллической решёткой.

  • Что такое электрический ток?

  • Что такое ионы?

  • Какие ионы называют катионами, анионами?

III. Изучение нового материала.

Учитель: Обратимся к истории 1837 года. В этот период в Лондоне в лаборатории Королевского института работали два учёных: Гемфри Деви и Майкл Фарадей. Они начали исследования в области электричества и ввели понятия, которыми мы пользуемся до сих пор. Деви и Фарадей проводили опыты по определению электропроводности растворов, используя специальный прибор, модель которого представлена у Вас на рис. 27 с.136 . Он состоит из 2-х электродов, лампочки и розетки. При опускании электродов в исследуемое вещество, если оно проводит ток, то лампочка загорается, если не проводит - не загорается.

Давайте и мы проведем исследования.

Демонстрация опытов, показывающих электропроводимость растворов хлорида натрия, гидроксида натрия, соляной кислоты и отсутствия электропроводности в твёрдых солях и щелочах, растворах сахара, спирта, дистиллированной воде. В ходе демонстрации учащиеся определяют вид химической связи и тип кристаллической решётки в исследуемых веществах.

Проверка электропроводности воды прибором.

Беседа:

- Как Вы думаете, проводит вода электрический ток?

- Какой тип химической связи у воды? (Ковалентная слабо полярная)

- К какому классу химических соединений она относится?

-Проверим электропроводность прибором. (Не проводит ток).

Отмечаем в таблице.

Проверка электропроводности поваренной соли NaCl кристаллической.

Беседа:

- Какой тип химической связи у этого соединения?

- К какому классу оно относится?

- Как вы думаете, проводит NaClкр. электрический ток?

- Проверим прибором (Нет).

-А теперь добавим воду в соль и проверим электропроводность этого раствора.

- Как Вы думаете, будет раствор поваренной соли проводить электрический ток. (Да, проводит)

-А теперь добавим бензол в соль и проверим электропроводность этого раствора.

- Как Вы думаете, будет поваренная соль в бензоле проводить электрический ток. (Нет, не проводит)

А сейчас продолжим исследование.

И так далее….

Результаты эксперимента отмечаем в таблице:

Исследуемые вещества

Вид химической связи

Тип кристаллической решётки

Наличие электропроводности

Соляная кислота

Ковалентная сильнополярная

Молекулярная

+

Гидроксид натрия

Ионная

Ионная

+

Хлорид натрия

Ионная

Ионная

+

Гидроксид натрия (тв.)

Ионная

Ионная

-

Хлорид натрия (тв.)

Ионная

Ионная

-

Хлорид натрия + бензол

Ионная + ков.слабополярная

Ионная + молекулярная

-

Сахар

Ковалентная слабополярная

Молекулярная

-

Спирт

Ковалентная слабополярная

Молекулярная

-

Дистилл. вода

Ковалентная

Молекулярная

-

- Какой вывод мы можем сделать на основе проведенных исследований?

(Вывод: Одни вещества проводят ток, а другие нет)

Для объяснения этого факта шведский ученый С.Аррениус высказал гипотезу, что процесс растворения электролитов сопровождается образованием заряженных частиц, способных проводить электрический ток. Электрический ток - это направленное движение заряженных частиц.

1.В растворе или расплаве электролита ионы движутся хаотично.

2.Если в раствор или расплав поместить электроды, то положительно заряженные ионы притянутся к отрицательному катоду, а отрицательно заряженные - к положительному аноду.

3.Поэтому положительно заряженные ионы называются катионами, а отрицательные - анионами.

Вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток назвали электролитами, а вещества, которые не проводят ток - неэлектролитами.

-А какие вещества проводят электрический ток? (Растворы кислот, щелочей, солей.)

- С каким видом химической связи растворы веществ проводят электрический ток? (Ионной, ковалентной сильно полярной)

Это соли (NaCl, KNO3, AlBr3, CuSO4), основания (NaOH, KOH, Ba(OH)2, LiOH).

Электролитами являются и многие кислоты - вещества, образованные молекулами с ковалентными сильнополярными связями (HCl, HNO3,H2SO4, HI и др.)

Неэлектролиты существуют в виде неполярных или малополярных молекул.

При растворении в воде вещества распадаются на отдельные молекулы, которые распределяются между молекулами воды.

- Какие вещества не проводят электрический ток? (Все кристаллические вещества, оксиды, газы, органические вещества (сахар, глюкоза, спирт и т.д.).

- С каким видом химической связи вещества не проводят электрический ток? (С ковалентной неполярной и слабо полярной)

4.Распад электролита на ионы происходит под влиянием растворителя, имеющего полярные молекулы. Поэтому раствор хлорида натрия в воде (полярный растворитель) электропроводен, а раствор этого же вещества в бензоле (неполярный растворитель) не проводит электрический ток.

5.Электрический ток не является причиной диссоциации (в нашем опыте сухая поваренная соль не проводит ток).

Таким образом, электролитическая диссоциация - это распад электролита на свободно перемещающиеся ионы при растворении его в воде или при плавлении.(Запись в тетрадь)

IV. Закрепление:

Задание 1:

-Сформулируйте определения электролитов и неэлектролитов. (Запись в тетрадь)

- Какой тип химической связи характерен электролитам и неэлектролитам?

- Классы каких веществ относятся к электролитам и неэлектролитам?

- Где Вы в жизни встречались с электролитами? (Аккумуляторы в автомобилях)

Задание 2. Выберите из перечня веществ электролиты и неэлектролиты, определив вид химической связи. Ответ поясните.

А теперь отдохнем: (Физкультминутка для глаз).

А теперь все отдохнем

Глазки крепенько сожмем

Поморгаем раз пяток

И продолжим наш урок

Крепко глазки зажмурим

Вспомним всё и повторим:

Раз, да, три, четыре, пять

Вернемся к диссоциации опять.

Истина всегда проста:

Щелочь, соль и кислота
Пропускают ток всегда,
Если их раствор - вода.

Почему же кислород,
Спирт, глюкоза и азот,
Растворенные в воде,
Не пропустят ток нигде?


Потому что вещества -
Неживые существа,
И зависят свойства их,
Сложных и совсем простых,
От строения частиц,
Микромира без границ.
А раствор, где ток бурлит,
Назван был электролит

Укрепляя мышцы глаз,

Взгляд меняем 8 раз

То поближе, то подальше

Посмотреть прошу я Вас.

От усталости спасет

Вас глазной круговорот.

Круга 3 вращайте влево,

А потом наоборот!

V. Подведение итога урока. Домашнее задание §36 (Опорный конспект в тетради)


© 2010-2022