- Преподавателю
- Химия
- Основания, их классификация и свойства
Основания, их классификация и свойства
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Олифирова О.В. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Основания, их классификация и свойства.
Цель: познакомить учащихся с классификацией и химическими свойствами оснований.
Задачи:
Образовательные: рассмотреть классификацию оснований; выявить основные химические свойства оснований; отработать умения составлять химические формулы, уравнения химических реакций.
Развивающие: развивать интеллектуальные способности учащихся: анализировать полученную информацию, выделять главное, уметь сравнивать, делать выводы; развивать навыки работы с веществами; развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, чувства коллективизма и взаимопомощи.
Оборудование: оксид фосфора (V), гидроксид натрия, соляная кислота, фенолфталеин, сульфат железа (II), сульфат меди (II), хлорид калия, спиртовка, держатель, спички, 6 пробирок.
Ход урока.
Мы с вами изучаем вещества и их свойства. Вспомните, какие классы неорганических веществ вы знаете? (кислоты, соли, основания, оксиды)
Свойства какого класса вы уже изучили? (кислот)
Сегодня мы с вами рассмотрим следующий класс соединений - основания. Как вы считаете, что мы должны узнать на уроке? (какие бывают основания и какими свойствами обладают основания). Запишем цель урока в рабочей карте урока. (приложение к уроку)
А чему мы сегодня должны научиться? (осуществлять химические реакции с участием оснований, составлять уравнения этих реакций).
Какие вещества называются основаниями? Выведите общую формулу оснований.
Задание: Подчеркните формулы оснований.
На какие две группы делятся основания? (растворимые и нерастворимые)
Задание: выделенные формулы распределите на два столбика на растворимые и нерастворимые основания.
По каким признакам еще можно классифицировать основания (учебник стр. 215 таб. 11).
Задание: заполните таблицу «Классификация оснований».
Физкультминутка. Карточки с формулами:
На формулу оксида - поднять руку, на формулу кислоты -необходимо встать.
Рассмотрим химические свойства оснований. Чтобы приступить к лабораторной работе необходимо вспомнить правила по ТБ. В своих рабочих картах ознакомьтесь с правилами ТБ и поставьте свою подпись.
Рассмотрим химические свойства растворимых оснований.
Читаем, опыт №1 Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов. Какие вещества берем для опыта?
Прошла ли данная реакция? Почему? Укажите признак данной реакции. Составим уравнение данной реакции (на доске учитель сам записывает уравнения реакций, все формулы и коэффициенты составляет и расставляет с помощью учеников)
Выполняем опыт №2 Взаимодействие щелочей с кислотами. Какие вещества берем для опыта?
Для чего используем фенолфталеин? Прошла ли данная реакция? Почему? Укажите признак данной реакции. Составим уравнение данной реакции.
Выполняем опыт № 3. Взаимодействие щелочей с солями. Какие вещества берем для опыта?
Что наблюдаем? Какой вывод сделаете о ходе реакции? Составим уравнение данной реакции.
Сделаем вывод, с какими веществами взаимодействуют щелочи.
Чтобы изучить свойства нерастворимых оснований, получим нерастворимое основание.
Выполняем опыт № 4. Получение нерастворимого основания. Какие вещества берем для опыта?
Что наблюдаем? Опишите полученный гидроксид меди.
Выполняем опыт № 5. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами.
Какие вещества берем для опыта? Что наблюдаем? Какой вывод сделаете о ходе реакции? Составим уравнение данной реакции.
Выполняем опыт № 6. Взаимодействие нерастворимых оснований с солями. Какие вещества берем для опыта?
Что наблюдаете? Сделайте вывод о данном свойстве оснований.
Выполняем опыт № 7 Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Что будем делать? Что наблюдаете? Составим уравнение данной реакции.
Сделаем вывод о химических свойствах нерастворимых оснований.
Выполните упражнения в вашей рабочей карте.
Рефлексия.
-
Что узнали нового?
-
Что понравилось на уроке?
-
Что не понравилось на уроке?
-
Поставьте себе оценку за урок.
Домашнее задание: параграф 39 упр.3а-г стр. 217
Приложение.
Рабочая карта урока. ____________________
(дата урока)
Ученика 8 « » класса.
Тема урока:
Цель урока: _________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Ход урока:
-
Общая формула оснований _____________________________________________________
-
Подчеркните формулы оснований CaO, NaCl, KOH, SO2, H2SO4, Fe (OH)3, CuCl2, Mg(OH)2,
HCl, Cu(OH)2, Zn(NO3)2, NaOH, Ba(OH)2, HNO3, Al2O3, Ca(OH)2, CO2, Cr(OH)3
Основания
_________________________ ______________________
_________________________ _______________________
_________________________ _______________________
__________________________ ________________________
__________________________ _________________________
-
Заполните таблицу «Классификация оснований»
-
Признаки классификации
Гидроксид натрия
______________
Гидроксид магния
______________
Гидроксид алюминия
______________
Растворимость в воде
Степень ЭД
Кислотность
-
Химические свойства оснований.
Правила техники безопасности
-
Не оставляйте открытые склянки с реактивами, закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты.
-
Бережно обращайтесь с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
-
Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.
-
Нагревайте сначала всю пробирку, затем, не вынимая ее из пламени, ту часть, где находится вещество.
-
Будьте аккуратнее - работаете с щелочью и кислотой!
С правилами техники безопасности ознакомлен:_____________________________
Опыт № 1. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.
Вам выдана пробирка с оксидом фосфора (V), налейте в нее 1-2 мл раствора гидроксида натрия. Перемешайте содержимое пробирки. Что наблюдаете? __________________________________
Составьте уравнение проведенной реакции _______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Опыт № 2. Взаимодействие щелочей с кислотами.
В пробирку налейте 1-2 мл щелочи и добавьте к нему 1-2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете? ____________________________________________________________________________________
К полученному раствору добавляйте по каплям соляную кислоту, перемешивая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете? _________________________________________________________
Составьте уравнение проведенной реакции _______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Опыт № 3. Взаимодействие щелочей с солями.
В пробирке смешайте по 1-2 мл гидроксида натрия и сульфата железа (II).
Что наблюдаете? _____________________________________________________________________
Составьте уравнение проведенной реакции _______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Таким образом, щелочи взаимодействуют с :____________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Опыт № 4. Получение нерастворимого основания.
В три пробирки налейте по 1 мл раствора сульфата меди (II) и добавьте по 3-4 капли раствора гидроксида натрия. Опишите образовавшийся гидроксид меди(II).
Опыт № 5. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами.
Добавьте в одну из пробирок с полученным в предыдущем опыте гидроксидом меди (II) 1-2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? __________________________________
Составьте уравнение проведенной реакции _______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Опыт № 6. Взаимодействие нерастворимых оснований с солями.
Добавьте в одну из пробирок с полученным в предыдущем опыте гидроксидом меди (II) 1-2 мл хлорида калия. Что наблюдаете? ________________________________________________________
Сделайте вывод о данном свойстве оснований____________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Опыт № 7. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Нагрейте одну из пробирок с гидроксидом меди (II).
Что наблюдаете? _____________________________________________________________________
Составьте уравнение проведенной реакции _______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Таким образом, нерастворимые основания взаимодействуют с ______________________________
при нагревании ______________________________________________________________________
Упражнения.
Выберите один правильный ответ.
-
Гидроксид меди (II) взаимодействует с веществом, формула которого:
А)H2O Б) KOH В) H2SO4 Г)Na2O
-
Раствор серной кислоты реагирует с каждым из двух веществ:
А) с оксидом железа (II) и цинком
Б) с раствором нитрата калия и нитрата бария
В) с оксидом меди (II) и серебром
Г) с раствором гидроксида калия и оксидом азота(II)
-
Укажите группу, в которой все вещества реагируют с раствором гидроксида натрия
А) HCl, CO2, SO3 В) H2O, P2O5, CaO
Б) SO3 , P2O5, HNO3 Г) MgCl2, KOH, CO2
Рефлексия.
-
Что узнали нового?__________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Что понравилось на уроке? __________________________________________
__________________________________________________________________
-
Что не понравилось на уроке? ________________________________________
__________________________________________________________________
4. Поставьте себе оценку за урок _______________________________________
Приложение.
Рабочая карта урока. ____________________
(дата урока)
Ученика 8 « » класса.
Тема урока:
Цель урока: _________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Ход урока:
-
Общая формула оснований _____________________________________________________
-
Подчеркните формулы оснований CaO, NaCl, KOH, SO2, H2SO4, Fe (OH)3, CuCl2, Mg(OH)2,
HCl, Cu(OH)2, Zn(NO3)2, NaOH, Ba(OH)2, HNO3, Al2O3, Ca(OH)2, CO2, Cr(OH)3
Основания
_________________________ ______________________
_________________________ _______________________
_________________________ _______________________
__________________________ ________________________
__________________________ _________________________
-
Заполните таблицу «Классификация оснований»
-
Признаки классификации
Гидроксид натрия
______________
Гидроксид магния
______________
Гидроксид алюминия
______________
Растворимость в воде
Степень ЭД
Кислотность
-
Химические свойства оснований.
Правила техники безопасности
-
Не оставляйте открытые склянки с реактивами, закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты.
-
Бережно обращайтесь с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
-
Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.
-
Нагревайте сначала всю пробирку, затем, не вынимая ее из пламени, ту часть, где находится вещество.
-
Будьте аккуратнее - работаете с щелочью и кислотой!
С правилами техники безопасности ознакомлен:_____________________________
Опыт № 1. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.
Вам выдана пробирка с оксидом фосфора (V), налейте в нее 1-2 мл раствора гидроксида натрия. Перемешайте содержимое пробирки. Что наблюдаете? __________________________________
Составьте уравнение проведенной реакции _______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Опыт № 2. Взаимодействие щелочей с кислотами.
В пробирку налейте 1-2 мл щелочи и добавьте к нему 1-2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете? ____________________________________________________________________________________
К полученному раствору добавляйте по каплям соляную кислоту, перемешивая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете? _________________________________________________________
Составьте уравнение проведенной реакции _______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Опыт № 3. Взаимодействие щелочей с солями.
В пробирке смешайте по 1-2 мл гидроксида натрия и сульфата железа (II).
Что наблюдаете? _____________________________________________________________________
Составьте уравнение проведенной реакции _______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Таким образом, щелочи взаимодействуют с :____________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Опыт № 4. Получение нерастворимого основания.
В три пробирки налейте по 1 мл раствора сульфата меди (II) и добавьте по 3-4 капли раствора гидроксида натрия. Опишите образовавшийся гидроксид меди(II).
Опыт № 5. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами.
Добавьте в одну из пробирок с полученным в предыдущем опыте гидроксидом меди (II) 1-2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? __________________________________
Составьте уравнение проведенной реакции _______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Опыт № 6. Взаимодействие нерастворимых оснований с солями.
Добавьте в одну из пробирок с полученным в предыдущем опыте гидроксидом меди (II) 1-2 мл хлорида калия. Что наблюдаете? ________________________________________________________
Сделайте вывод о данном свойстве оснований____________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Опыт № 7. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Нагрейте одну из пробирок с гидроксидом меди (II).
Что наблюдаете? _____________________________________________________________________
Составьте уравнение проведенной реакции _______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Таким образом, нерастворимые основания взаимодействуют с ______________________________
при нагревании ______________________________________________________________________
Упражнения.
Выберите один правильный ответ.
-
Гидроксид меди (II) взаимодействует с веществом, формула которого:
А)H2O Б) KOH В) H2SO4 Г)Na2O
-
Раствор серной кислоты реагирует с каждым из двух веществ:
А) с оксидом железа (II) и цинком
Б) с раствором нитрата калия и нитрата бария
В) с оксидом меди (II) и серебром
Г) с раствором гидроксида калия и оксидом азота(II)
-
Укажите группу, в которой все вещества реагируют с раствором гидроксида натрия
А) HCl, CO2, SO3 В) H2O, P2O5, CaO
Б) SO3 , P2O5, HNO3 Г) MgCl2, KOH, CO2
Рефлексия.
-
Что узнали нового?__________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Что понравилось на уроке? __________________________________________
__________________________________________________________________
-
Что не понравилось на уроке? ________________________________________
__________________________________________________________________
4. Поставьте себе оценку за урок _______________________________________
11