Элективный курс «Полимеры»

Элективный курс «Полимеры» составлен для учащихся 10 -11 классов. Школьники знакомятся со строением, свойствами, применением полимерных материалов. Курс предназначен для углубления знаний по органической химии. В современной жизни полимерные соединения играют важную роль. В быту, в технике, строительстве, практически везде люди применяют полимерные материалы. Современное образование по предмету химия дает только поверхностное представление о полимерных материалах. Представленный материал не толь...
Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПОЛИМЕРЫ».

Автор: Гилина Л.В.

учитель биологии и химии

МОУ «СОШ№11 МО

«Ахтубинский район»

П. В. Баскунчак.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Профилизация школьного образования предполагает расширение возможностей учащихся при выборе химического профиля. Элективный курс рассчитан на 18 часов, предназначен для учащихся старших классов и направлен на расширение и углубление знаний по химии. Общие элементарные представления о высокомолекулярных соединениях учащиеся получают при изучении органической химии. Более глубокое знакомство с высокомолекулярными соединениями даст возможность повысить общую химическую грамотность и теоретический уровень знаний учащихся. Особое внимание в курсе уделено важнейшим синтетическим полимерам, реакциям полимеризации и поликонденсации, лежащим в основе получения полимеров. Вместе с тем курс позволит ознакомить учащихся с широко применяемыми полимерными материалами. Кроме того он содержит достаточное количество практических работ, в ходе которых учащиеся применяют полученные знания. Использование химического эксперимента при изучении полимеров (их синтез, свойства) позволит лучше понять их строение, свойства и применение. Планируется познакомить учащихся с наиболее широко используемыми человеком полимерами. Это позволит получить общее представление о значении полимеров, их применении в хозяйстве, технике, в быту. На основе знания фундаментальных понятий, идей, закономерностей учащиеся осознанно воспринимают фактологический материал органической химии. Элективный курс создает условия для формирования мировоззрения ученика, логистической и эвристической составляющих мышления. Полученные знания помогут учащимся на итоговой аттестации в форме ЕГЭ, они могут быть использованы при подготовке докладов, рефератов, проектов. Изучение материала способствует целенаправленной подготовке школьников к дальнейшему поступлению в высшие учебные заведения. Знакомство с химией высокомолекулярных соединений поможет углубить знания учащихся по предмету и применить их на практике.

ЦЕЛЬ КУРСА:

Содействовать формированию научного мировоззрения через систему химических знаний.

ЗАДАЧИ КУРСА:

Углубление знаний по химии высокомолекулярных соединений.

Формирование умений работать с периодической системой Д.И. Менделеева.

Развитие творческого мышления.

Формирование практических умений отличать полимерные соединения по характерным свойствам.

Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой.

Формирование умений осуществлять проектную деятельность.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ:

В результате изучения элективного курса учащиеся должны знать:

Особенности высокомолекулярных соединений.

Классификацию высокомолекулярных соединений.

Химические методы исследования.

Реакции, лежащие в основе получения полимеров.

Особенности наиболее широко применяемых полимеров.

Достижения в области органического синтеза.

Применение полимеров.

Учащиеся должны уметь:

Владеть терминологией и знать основные понятия в области полимеров.

Выполнять химические эксперименты.

Делать анализ результатов экспериментов.

Классифицировать высокомолекулярные соединения.

Отличать природные полимеры от синтетических.

Составлять уравнения реакций полимеризации.

Работать с дополнительными источниками информации.

Составлять схемы и таблицы.

Работать с научной литературой.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Общее количество часов - 18

1. ОСОБЕННОСТИ ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ (2 ч)

Реакции, лежащие в основе получения полимеров: полимеризация, сополимеризация, поликонденсация. Полимерное состояние вещества. Гибкость полимерной цепи. Регулярная и нерегулярная структура полимеров.

Стереорегулярные полимеры. Особенности кристаллической и аморфной структур. Зависимость свойств полимеров от состава, строения, геометрической формы макромолекул.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ (2 ч).

Природные, синтетические и искусственные высокомолекулярные соединения. Неорганические полимеры: пластическая сера, алмаз, графит, кварц, оксид серы. Примеры синтетических неорганических полимеров.

3. ЦЕПНАЯ ПОЛИМЕРИЗАЦИЯ (2 ч).

Связь между строением мономера и его способностью к реакции полимеризации. Механизм радикальной полимеризации.

Практическая работа №1. Сополимеризация метилметакрилата и стирола: исследование качества сополимера в зависимости от соотношения масс мономеров.

4. РЕАКЦИЯ ПОЛИКОНДЕНСАЦИИ (2 ч).

Реакция поликонденсации полифункциональных соединений. Ознакомление со схемой установки поликонденсации фенола и формальдегида.

Практическая работа №2. Использование различных красителей с целью получения цветных смол.

5. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НЕКОТОРЫМИ ПЛАСТМАССАМИ (3 ч).

Полиэтилен, поливинилхлорид, полистирол, фенолформальдегидные пластмассы. Практическая работа №3, 4. Исследование некоторых физико - механических и химических свойств пластмасс.

6.ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НЕКОТОРЫМИ СИНТЕТИЧЕСКИМИ

ВОЛОКНАМИ (3 ч).

Волокна: лавсан (полиэфирное), нитрон (полиакрилнитрильное), капрон (полиамидное). Их получение и свойства.

Практическая работа №5, 6. Исследование некоторых физико - механических и химических свойств указанных волокон в сравнении с натуральными и искусственными волокнами: отношение к нагреванию, действие минеральных кислот и щелочей различной концентрации.

7. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НЕКОТОРЫМИ СИНТЕТИЧЕСКИМИ

КАУЧУКАМИ (1 ч).

Бутадиенстирольный. Этиленпропиленовый, хлоропреновый, бутиловый, получение и свойства отдельных каучуков.

8. ДОСТИЖЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО СИНТЕЗА (3 ч).

Синтез новых и улучшение свойств имеющихся полимеров и полимерных материалов. Получение композиционных материалов.

Оформление (презентация) страницы по теме.

Итоговая конференция. Защита проектов.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия. 10 кл. Профильный уровень: Методическое пособие. - М.: Дрофа.

  2. Габриелян о. С., Остроумов И. Г. Химический эксперимент в школе. 10 кл. - М.: Дрофа.

  3. Журнал Всесоюзного Химического Общества, № 2, 1991.

  4. Книга для чтения по органической химии \ Сост. П.Ф. Буцкус. 2-е., перераб.- М.: Просвещение, 1985.

  5. Копылов В.В. В мире полимеров.- М.: Знание, 1983.

  6. Чертков И. Н. Эксперимент по полимерам в средней школе.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1980.

  7. Шур А. М. Высокомолекулярные соединения. - М.: Высшая школа, 1981.

© 2010-2022