Конспект урока по химии на тему Производство серной кислоты

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по химии на тему Производство серной кислотыКонспект урока по химии на тему Производство серной кислотыКонспект урока по химии на тему Производство серной кислотыКонспект урока по химии на тему Производство серной кислотыКонспект урока по химии на тему Производство серной кислотыКонспект урока по химии на тему Производство серной кислотыКонспект урока по химии на тему Производство серной кислотыКонспект урока по химии на тему Производство серной кислотыКонспект урока по химии на тему Производство серной кислотыКонспект урока по химии на тему Производство серной кислотыКонспект урока по химии на тему Производство серной кислотыКонспект урока по химии на тему Производство серной кислотыКонспект урока по химии на тему Производство серной кислотыКонспект урока по химии на тему Производство серной кислотыКонспект урока по химии на тему Производство серной кислотыКонспект урока по химии на тему Производство серной кислотыКонспект урока по химии на тему Производство серной кислотыУрок: « Производство серной кислоты»

МКОУ « Нижнеикорецкая сош», Лискинского района, Воронежской области.

9 класс

Цели урока: Повторить химические свойства серной кислоты и применение . Познакомить с основными этапами производства серной кислоты и профессиями сернокислого производства.

Оборудование: лабораторная посуда, разбавленная серная кислота, сульфат натрия ,хлорид натрия, вода, хлорид бария.

Тип урока: комбинированный.

Серная кислота относится к продуктам

основного химического производства.

Нет кислоты ,которая была бы нужнее

и применялась бы чаще, чем серная,

за что она получила название « хлеб

химической промышленности».

Ход урока:

I.Закрепление пройденного материала.

Учитель:

Ребята сегодня на уроке мы не только повторим свойства серной кислоты, но принимая во внимание народнохозяйственное значение серной кислоты , узнаем о промышленном способе получения серной кислоты, познакомимся с профессиями сернокислого производства.

1.Выполнить задание. Написать уравнения реакций:

SO3 + H2O

Zn+H2SO4

BaCl2+ H2SO4

2.Решить экспериментальную задачу.

Даны пробирки с веществами: Na2 SO4 , NaCl , H2SO4 . Определить в какой из них серная кислота.

Учащиеся:

Проводят качественную реакцию с BaCl2 , т.к. катионы Ba2+ осаждают сульфат-ионы SO42- .Записывают уравнение в ионном виде.

H2SO4 + BaCl2 BaSO4 + 2 HCl

2H + + SO42- + Ba2+ + 2 Cl - BaSO4 +2H + +2 Cl -

SO42- + Ba2+ - BaSO4

Учитель:

Ребята, расскажите о применении серной кислоты.

( презентация « Применение серной кислоты в народном хозяйстве», подготовлена учениками)

Серная кислота, благодаря своим свойствам находит широкое применение:

  1. Получение минеральных удобрений

  2. Электролит в аккумуляторах

  3. Получение взрывчатых веществ

  4. Получение искусственного шелка

  5. Получение лекарственных препаратов

Учитель:

Какими физическими свойствами обладает серная кислота.

Учащиеся:

Серная кислота - это бесцветная тяжелая( ρ=1,84 г/см3), нелетучая жидкость . При растворении её в воде происходит сильное разогревание.

Надо помнить: Нельзя вливать H2O в концентрированную H2SO4 !

При растворении концентрированная серная кислота взаимодействует с водой , образуя гидраты , что сопровождается выделением очень большого количества теплоты. Поэтому при смешивании концентрированной серной кислоты с водой надо осторожно вливать при перемешивании кислоту ( как более тяжелую) в воду тонкой струйкой( прибавляемая кислота тонет) . Выделяющаяся при этом теплота рассеивается по всему объёму раствора . поэтому вскипания и разбрызгивания не происходит.

Учитель:

Потребность в H2SO4 велика. В природе она не встречается .Скажите ребята, какие ранее изученные вещества могут быть использованы в качестве сырья, для получения серной кислоты.

Железный колчедан FeS2 Сера S Сульфиды

цветных металлов

Сырьё CuS, ZnS, PbS

Гипс CaSO4*2H2O Сероводород H2S

II Изучение нового материала.

Учитель:

Рассмотрим подробно реакции , лежащие в основе получения серной кислоты , которые протекают в 3 стадии.

(учащиеся записывают реакции в тетрадь)

  • 1 стадия - получение сернистого газа

4FeS2 + 11O2 = 8S02 + 2F2O3

Уравнять методом электролитного баланса .Проверяем у доски.



  • 2 стадия-получение серного ангидрида

2SO2 + O2 2SO3 + Q

Учитель:

Дать характеристику этой реакции. Какие условия необходимы определить для смещения химического равновесия.

Учащиеся:

Реакция обратимая, экзотермическая , идущая с уменьшением ρ .Согласно принципа Ле - Шателье при уменьшении t и повышении ρ равновесие смещается в сторону экзотермической реакции, т. е. в сторону получения ангидрида.

Учитель:

Правильно!

  • 3 стадия - производство H2SO4

SO3 + H2O = H2SO4 + Q

Олеум

Учитель:

Вопрос! Почему для поглощения SO3 нельзя использовать H2O ?

Учащиеся:

Оксид серы(IV) до соприкосновения с водой реагирует с её парами, образуются мелкие капельки серной кислоты - сернокислый туман , который водой не поглощается. Оксид серы поглощается концентрированной серной кислотой, реагирует с содержащейся в ней водой и образуется олеум , т. е. 98% серная кислота.

Учитель:

Рассмотрите общие принципы сернокислого производства(самостоятельная работа с учебником)

Учащиеся отвечают:

1.Непрерывность процесса

2. Механизация и автоматизация производственных процессов

3.Создание оптимальных условий

4. Использование теплоты химических реакций

Учитель:

А теперь познакомимся с основными профессиями сернокислого производства.

Рассказ про:

  • Инженера -технолога

  • Аппаратчика

  • Лаборанта -аналитика.

Учитель:

Производство серной кислоты небезопасно!!!!Поэтому необходимо проводить мероприятия по охране окружающей среды.

Охране окружающей среды в нашей стране уделяется большое внимание. На сернокислых заводах предотвратить загрязнение окружающей среды удаётся путём:

  1. Установление герметичной аппаратуры

  2. Применение газоочистительных установок.

III.Заключение

Выполнить задани: Серную кислоту можно получить из следующих исходных продуктов а)сульфида цинка; б) сероводорода; в)сульфида сурьмы Sb2S3. Составьте соответствующие уравнения реакций.

IV.Домашнее задание

§23, выучить конспект.













6


© 2010-2022