Из опыта работы по реализации метапредметного подхода на уроках химии

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дегтерева Алена Григорьевна,

учитель биологии и химии

МБОУ «Большесосновская СОШ»

Большесосновский район

Пермский край

Из опыта работы по реализации метапредметного подхода

на уроках химии

Химия и физика важнейшие неразрывные части естествознания, эти науки глубоко проникают в нашу повседневную жизнь. Однако в учебном процессе одинаковые явления изучаются раздельно, часто одни и те же научные понятия в различных дисциплинах могут трактоваться по-разному, что вносит путаницу в сознание учащихся. Поэтому важно осуществлять межпредметные связи и формировать метапредметные умения.

Метапредметность позволяет формировать целостное единое видение мира, избегая дробления знаний и репродуктивный характер обучения. При использовании метапредметного подхода обучающиеся овладевают не только системой предметных знаний, но и осваивают универсальные способы действий; осознают возможности применения приобретенных знаний в синтезе фактов, явлений, процессов с целью выдвижения новых идей и гипотез. Сегодня важно объединять науки, передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями.

Для осуществления метапредметного подхода в образовательном процессе, с целью формирования метапредметных умений были осуществлены межпредметные связи и активное включение обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность.

Для выявления результатов работы был разработан мониторинг метапредметных результатов на уроках химии и физики, а также средствами проектно-исследовательской деятельности. Особый интерес представляет мониторинг метапредметных результатов в ходе проектно-исследовательской деятельности и при защите проекта. Для оценивания результатов проектно- исследовательской деятельности использовались индивидуальные листы достижений обучающихся.

Учащийся, класс______________________________


Критерии

Диагностика

Исходная

Итоговая

Баллы

Баллы

Постановка проблемы

Объясняет причины, по которым он выбрал работу именно над этой проблемой, не только формулирует ее своими словами, но и приводит свое отношение к проблеме и, возможно, указывает на свое видение причин и последствий ее существования



Прописывает противоречия



Целеполагание и планирование

Постановка цели

Соответствует проблеме, противоречиям



Направлена на конечный результат, реалистична и диагностична



Планирование


Последовательность действий (задач проекта)


Самостоятельно, частично или под полным руководством учителя



Прогнозирование результатов деятельности

Учащийся предполагает какой будет результат (гипотеза)



Описывает конечный продукт проекта, его значение (социальное, научное, творческое)


Соотносит цель и результат проекта



Оценка результата

Оценка полученного продукта (внешняя оценка)

Результат соответствует цели



Есть результат участия в мероприятиях различного уровня



Оценка продвижения в проекте (самооценка)

Учащийся проявляет способность к рефлексии



Имеет адекватную самооценку


Демонстрирует способность соотносить свой опыт с результатами других учащихся и своими собственными



Работа с информацией




Определение недостатка информации


Самостоятельно и логично определяет источники поиска материала



Разделяет ответственность при групповом проекте, распределяет источники для реализации общего замысла



Выделяет важную и второстепенную информацию, проверяет ее достоверность и научность


Определяет необходимую и достаточную информацию для решения проблемы и достижения цели, подтверждения или опровержения гипотезы



Получение информации через критическое осмысление информации

Рассмотрение разных точек зрения по одному и тому же вопросу



Соотносит себя с какой то точкой зрения



Выделяет ту информацию, которые оказалась новой для него



Работает с информацией с точки зрения темы, целей и задач своего проекта, не выходит за рамки



Проверил информацию в ходе эксперимента



Получение информации через умение делать выводы на основе

полученной информации

Умение формулировать выводы в соответствии с проблемой, целью и задачами исследования



Умение аргументировать вывод с ссылкой на источник информации


Ученик подтвердил свою гипотезу в ходе исследования и вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.



Коммуникация


Письменная презентация


Соответствие нормам и требованиям, предъявляемым к презентации



Самостоятельность создания



Грамотное использование вспомогательных средств (графики, диаграммы, сноски, цитаты и т.п.).



Носитель информации и форма представления адекватны цели коммуникации (в программе PowerPoint, официальное письмо, электронное письмо, отправленное по e-mail, в социальных сетях, если продвижение своего товара, то баннер на посещаемом сайте и так далее



Устная презентация (защита)

Заранее самостоятельно или под руководством учителя составляет текст защиты



Защищает наизусть с выражением, по необходимости для наглядности обращается к презентации


Устная презентация

(ответы на вопросы)

Ученик хорошо знает структуру своей защиты, в ответ на вопрос повторяет фрагмент или самостоятельно отвечает.



Свое отношение к вопросу ученик может высказать как формально (например, поблагодарить за вопрос, прокомментировать его), так и содержательно (с какой позиции задан вопрос, с какой целью и т.п.), в любом случае, необходимо, чтобы при ответе ученик привел новые аргументы



Итого:



Уровень:



Для осуществления межпредметности были определены темы по химии и физике:

«Тела и вещества»

«Методы исследования природы»

«Строение атома»

«Простые и сложные вещества»

«Физические и химические явления» и др.

Опыт работы показал, что наиболее эффективным стало применение межпредметных связей по следующим направлениям:

Уроки с привлечением некоторых знаний учащихся из другого учебного предмета (физика, химия)

Например, тему «Строение вещества» обучающиеся проходит в 7 классе на уроках физики. На имеющиеся знания можно опираться на уроках химии в 8 классе при изучении раздела «Атомы химических элементов». Обучающиеся вспоминают, где встречались с этой информацией, что об этом знают. Делают сообщения, схемы, модели, находят рисунки к уроку, используя различные источники информации.

Также были разработаны и использованы по теме задания межпредметного характера:

Задание 1

Используя периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, заполните таблицу «Состав атомов химических элементов»

Характеристика химического элемента

Знаки химических элементов

S

Si

Fe

Число протонов


Число электронов


Число нейтронов


Задание 2

Запишите названия и символы химических элементов, в атомах которых:

Состав атома

Название, символ

1

5 протонов, 6 нейтронов и 5 электронов

2

10 протонов, 10 нейтронов и 9 электронов

3

15 протонов, 15 электронов и 16 нейтронов

.

Задание 3

Установите соответствие между понятием и его определением и вставьте в пустую таблицу:

Понятие

Определение понятия

А) Химический элемент

1) Мельчайшая частица вещества, определяющая его химические свойства

Б) Атом

2) Мельчайшая химически неделимая частица

В) Молекула

3) Вещество, состоящее из атомов разных элементов

Г) Простое вещество

4) Вещество, состоящее из атомов разных элементов

Д) Сложное вещество

5) Определенный вид атомов

А

Б

В

Г

Д


Задание 4

Вставьте пропущенные слова, цифры, знаки, чтобы предложение стало полным

«Атом Li, имеет заряд ядра ____, ___ электронных уровня, ___ электронов на последнем уровне. Простое вещество ___ обладает следующими свойствами _________________________________________________________________________».

Осуществление опытов (экспериментов) по единому алгоритму:

  1. Определите цель опыта (эксперимента)

  2. Выберите необходимое оборудование и реактивы

  3. Соберите установку

  4. Продемонстрируйте опыт и прокомментируйте его по следующему плану:

  • Какие гипотезы проверялось в опыте?

  • Что наблюдалось при проведении опыта?

  • Какой вывод можно сделать по результатам опыта?

Измерения, измерительные приборы

К метапредметным понятиям относятся измерительные приборы, измерения. На уроках изучаются простейшие измерительные приборы и инструменты: измерительный цилиндр, линейка, весы, секундомер и др. и отрабатываются общеучебные измерительные умения. Для практического применения метапредметных понятий предлагаются систематические упражнения:

  • в сутках 24 часа, выразите это время в минутах и секундах и запишите эти числа в стандартном виде;

  • измерьте массу сульфата меди, выразите ее в килограммах, граммах, миллиграммах и др.

Использование блок-схем, с целью осознанного построения речевого высказывания

Химическая (физическая) величина

1)определение; 2) обозначение; 3) формула для вычисления; 4) единица измерения; 5) прибор для измерения.

Проектно- исследовательская деятельность

Наиболее эффективным направлением работы стала проектно- исследовательская деятельность обучающихся. Исследование нового неотъемлемая часть познания. Ребятам интересно экспериментировать, конструировать, у них появляется желания познать больше. В течение года обучающиеся успешно выполняют исследования, это всегда вызывает у них интерес, при этом даются не готовые ответы, которые надо выучить, а ставятся проблемы. Успешными стали проекты по темам: «Соли», «Растворение. Растворимость веществ в воде» (проект «Выращивание кристаллов соли»); «Химические явления, признаки химических реакций», «Диффузия», «Обоснование молеклярно- кинетической теории» (проекты: «Диффузия веществ в газах», «Диффузия веществ в жидкостях», «Диффузия веществ в твердых веществах») и др.

В результате следует отметить, что важно научить обучающихся умению учиться, способам деятельности. Это и есть одна из главных задач педагога, который призван реализовать развивающий потенциал образования. Совместные усилия учителей различных предметов (например физики и химии), проектная деятельность способствуют формированию метапредметных умений и считаются одними из эффективных направлений реализации метапредметного подхода.


© 2010-2022