Рабочая программа факультативного курса: Химия для любознательных 8 класс

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа факультативного курса «Химия для любознательных» 8 класс

Пояснительная записка

Факультативный курс «Химия для любознательных» предназначен для учащихся 8 классов основной школы. Он ориентирован на расширение знаний учащихся , на развитие любознательности, интереса к химии.

Цели курса:

Расширение кругозора школьников, оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования.

Задачи курса:

  • Развитие и укрепление интереса к предмету;

  • Совершенствование экспериментальных умений;

  • Развитие мыслительных процессов, склонностей ,

  • Способностей учащихся;

Развитие умения самостоятельно получать знания.

Содержание данного факультативного курса представлено тремя темами-модулями: «Вещества и материалы в нашем доме», « Геохимические циклы в природе: вечное движение химических элементов на Земле», « химия-наука экспериментальная». Учитель , исходя из своих интересов может изменять последовательность изучения тем, увеличивать или сокращать время на изучение того или иного модуля.

Содержание курса составляют сведения о роли химии в решении жизненно важных вопросов, позволяющих осознать процессы в окружающем нас мире;

Информация об истории открытий , о необычных свойствах известных веществ; описание исследовательского химического практикума.

Решению поставленных задач служат разнообразные методы и организационные формы обучения: лекция, рассказ, беседа, самостоятельная работа учащихся, семинарские занятия, дискуссии и т.д.Важную роль играет химический эксперимент , который будет и источником знаний, и основой для создания проблемных ситуаций, и средством закрепления полученных знаний.



Программа ( 34 ч. 1ч. в нед.)

Тема 1.Вещества и материалы в нашем доме.

История развития бытовой химии. Удивительные свойства воды. Вода в природе, быту, производстве. Соли в быту, их многообразие, свойства. Применение.

Строительные материалы, их использование в быту. История создания спичек, виды спичек, вещества в их составе.

Канцелярские принадлежности глазами химика. История создания материалов для письма: папирус, пергамент,бумага.

Графитовые карандаши , чернила, краски.

Мыла и С.М.С.Чистящие препараты и пятновыводители.

Клеи, их состав и действие на разные материалы.

Средства бытовой химии и техника безопасности при работе с ними.

Расчетные задачи. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе.

Практическая работа 1. Как подобрать необходимые С.м.С. для стирки в домашних условиях. 2. удаление пятен с ткани с помощью предложенных чистящих средств. Приготовление клея и склеивание двух одинаковых и двух разных материалов.

Тема 2. Геохимические циклы в природе: вечное движение химических элементов на Земле

Предмет геохимии. Оболочки земли. Химический состав земных сфер.

Вода-необходимое условие всех природных химических процессов.

Геохимические процессы в океане. Круговороты углекислого газа , азота, кислорода. Биогенные элементы -связующее звено между живой и неживой природой. Расчетные задачи. Вычисление массовой доли химических элементов в соединениях.

Лабораторные опыты. 1. Взаимодействие оксида углерода (4) с гидроксидом кальция. 2. Получение гидроеарбоната кальция и разложение его при нагревании.

3. Обнаружение карбонатов в горных породах. 4. Определение рН почвенной вытяжки, растворов кислот и щелочей.

5.Распознавание солей натрия и калия. 6. Распознавание сульфатов, хлоридов. 7. Растворение в воде углекислого газа, аммиака.

8. Обнаружение кислорода, выделяемого зеленым растением на свету.


Тема 3. Химия-наука экспериментальная. Практикум.

Техника лабораторных работ. Простейшие стеклодувные работы .Качественный анализ. Определение наличия ионов в почвенной вытяжке. Определение загрязненности поваренной соли. Получение , собирание газов, монтаж приборов.

Практические работы: обращение со стеклом( сгибание стеклянной трубки, пипетки, капилляров ,простейших узлов)

Очистка воды перегонкой. Очистка воды от загрязнения. Приготовление почвенной вытяжки и определение ее рН. Определение степени засоленности почвы.

Определение иона кальция, хлорид-, сульфат-, нитрат- ионов в почвенной вытяжке.

Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов.

Количественное определение загрязненности вещества.

Определение массы оксида меди (2), обнаружение оксида углерода(4) и воды, получаемым при разложении основного карбоната меди( малахита)

Определение концентраций хлора иодометрическим методом.

Получение, собирание газов ( водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака), монтаж соответствующих приборов.

Разделение смеси веществ с помощью бумажной хроматографии.

После изучения факультативного курса « Химия для любознательных»

учащиеся должны знать:

  • Физические свойства воды ;

  • Способы предупреждения загрязнения воды бытовыми отходами;

  • Правила хранения и применения некоторых солей в домашних условиях;

  • Правила техники безопасности в работе с веществами, используемые в быту;

Учащиеся должны уметь:

  • Вычислять массовую долю вещества в растворе;

  • Различать соли по внешнему виду

  • Подбирать СМС с учетом ткани и вида загрязнения.


Тематическое планирование курса

Содержание курса

часы

дата

Тема 1. Вещества и материалы в вашем доме

12

1

История развития бытовой химии. Удивительные свойства воды. Вода в природе, быту,производстве.

1

05.09

2

Соли в быту, их многообразие, свойства, применение.

1

12.09

3

Строительные материалы и их использование при ремонте жилых помещений.

1

19.09

4

История создания спичек, виды спичек, вещества в их составе.

1

26.09

5

Канцелярские принадлежности глазами химика. История создания материалов для письма: папирус, бумага.

1

03.10

6

Графитовые карандаши, чернила, краски.

1

10.10

7

Мыла и синтетические моющие средства. Чистящие препараты и пятновыводители.

1

17.10

8

Клеи.их состав и действие на разные материалы.

1

24.10

9

Средства бытовой химии и техника безопасности при работе с ними.

1

31.10

10

Расчетные задачи. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе.

1

14.11

11

Практическая работа 1. Как подобрать необходимые СМС для стирки в домашних условиях,удаление пятен с помощью чистящих средств.

1

21.11

12

Практическая работа 2.Приготовление клея и склеивание двух одинаковых и двух разных материалов.

1

28.11

Тема 2.Геохимические циклы в природе: вечное движение химических элементов на Земле

10

13

Оболочки земли. Химический состав земных сфер .Процессы рассеяния вещества в жидкостях, газах, в твердых веществах.

1

05.12

14

Вода-необходимое условие всех природных химических процессах.

1

12.12

15

Геохимические процессы в океане.

1

19.12

16

Круговороты углекислого газа, азота, кислорода.

1

26.12

17

Биогенные элементы-связующее звено между живой и неживой природой.

1

16.01

18-19

Вычисление массовых долей химических элементов в соединениях, участвующих в природных геохимических циклах.

2

23.01

30.01

20

1.Взаимодействие оксида углерода(4) с гидроксидом кальция в растворе.

2.обнаружение карбонатов в горных породах.

1

06.02

21

Лабораторные опыты

1.Определение рН в почвенной вытяжке , растворов кислот и щелочей.

1

13.02

22

Распознавание солей натрия и калия.

Распознавание сульфатов, хлоридов.

Лабораторные опыты

1

20.02

Тема 3.Химия-наука экспериментальная.

Практикум.

12

23

Техника лабораторных работ.Простейшие стеклодувные работы. Количественный анализ. Определение загрязненности поваренной соли. Получение , собирание газов,

1

27.02

24

Обращение со стеклом ( сгибание стеклянной трубки, изготовление : пипетки, капилляров, простейших узлов, простейших приборов)

1

06.03

25

Очистка воды перегонкой . Очистка воды от загрязнения.

1

13.03

26

Приготовление почвенной вытяжки и определение ее рН.

1

20.03

27

Определение степени засоленности почвы.

1

03.04

28

Определение иона кальция , хлорид-, сульфат-, нитрат- ионов в почвенной вытяжке.

1

10.04

29

Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов; проведение качественных реакций .

1

17.04

30.

Количественное определение загрязненности вещества.

1

24.04

31

Определение массы оксида меди, обнаружение оксида углерода(4) и воды, получаемых при разложении малахита.

1

08.05

32

Определение концентраций хлора в воздухе иодометрическим методом.

1

15.05

33

Получение , собирание газов и идентификация газов( водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака).

1

22.05

34

Подготовка и защита проектов

1

29.05




© 2010-2022