• Преподавателю
  • Химия
  • Рабочая программа факультативного курса по химии Сохранение здоровья человека в условиях современного состояния биосферы

Рабочая программа факультативного курса по химии Сохранение здоровья человека в условиях современного состояния биосферы

Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ф-02-ОСН- 39
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ХИМИЯ


Сохранение здоровья человека

в условиях современного состояния биосферы





















г. Бугульма,

2015 г.

Рабочая программа факультативного курса по учебной дисциплине Химия разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и направлена на формирование у обучающихся экологической культуры, бережного отношения к природе, на осознание необходимости ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья каждого человека и общества в целом

Организация-разработчик: ГАПОУ «Бугульминский машиностроительный техникум»


Разработчик:

Шимарина Е.П., преподаватель, ГАПОУ «Бугульминский машиностроительный техникум»



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

9

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11


  1. паспорт ПРОГРАММЫ факультативного курса

по УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНе

Химия


1.1. Область применения программы

Программа факультативного курса по учебной дисциплине Химия является дополнением к основной профессиональной образовательной программе по специальностям СПО.

Программа факультативного курса учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области химии и экологического просвещения

1.2. Место факультативного курса в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Факультативный курс является дополнением к общеобразовательной программе по дисциплине Химия

1.3. Цели и задачи факультативного курса - требования к результатам освоения курса:

В результате освоения факультативного курса обучающийся должен

уметь:

- раскрывать зависимость состояния здоровья человека от загрязнения окружающей среды с помощью химических понятий и терминов;

- пользоваться нормативными документами для определения допустимого уровня концентрации загрязнителей в окружающей среде;

- выполнять обработку полученных данных и делать соответствующие выводы и предложения по решению проблемы.

знать:

- причины и формы зависимости между экологическим состоянием биосферы и здоровьем человека;

- правила сохранения здоровья в условиях загрязнения биосферы;

- основные признаки токсического воздействия химических загрязнителей на организм человека и способы помощи при токсикации

1.4. Количество часов на освоение программы факультативного курса:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 92 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 62 часа;

самостоятельной работы обучающегося - 30 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА


2.1. Объем факультативного курса и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

92

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

62

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе:

подготовка сообщений, докладов и презентаций

выполнение исследовательской (или творческой) работы


18

12

Итоговая аттестация в форме

Защита творческой работы

2.2. Тематический план и содержание факультативного курса по дисциплине Химия -

Сохранение здоровья человека в условиях современного состояния биосферы

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение. Биосфера - среда жизни человека

12


Тема 1.1.

Биогеохимический круговорот веществ в природе - основа сохранения равновесия биосферы. Приспособленность живых организмов к среде обитания. Значение разнообразия видов для существования биогеоценоза.

2

1

Тема 1.2.

Роль человека в биосфере. Формы воздействия человека на биосферу (прямые и косвенные). Быстрое изменение окружающей среды под влиянием производства ксенобиотиков (аэрозоли, пестициды, косметические средства и т.п.); интродукция новых видов; создание искусственных экосистем (положительные и отрицательные стороны).

Зависимость между увеличением концентрации элементов в природной среде и накоплением их в живых организмах. Аллергия как результат загрязнения природной среды.


4


1-2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка презентаций по индивидуальным темам о круговороте веществ в природе.

Составление конспекта о видах загрязнений Земли.

Подготовка сообщений о влиянии ксенобиотиков на окружающую среду.



6



Раздел 2.

Экология человека

12

Тема 2.1.

Человек и окружающая среда. Связь человека с окружающей средой. Среда жизни человека: природная, социальная, производственная, городская, сельская.

2

1-2

Тема 2.2

Факторы окружающей среды и здоровье человека. Влияние факторов среды на здоровье человека. Пути поступления токсичных веществ (мутагенов, аллергенов, канцерогенов) в организм и их воздействие.

2

1-2

Тема 2.3.

Взаимодействие человека и природной среды. Виды взаимодействия в системе «человек - природная среда» (биологические, демографические, социальные, биосферные), их характер на современном этапе развития общества. Механизмы адаптации человека к новым условиям окружающей среды: гормональная система, иммунитет, поведение, болезни.


4

1-2


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений о путях поступления вредных веществ в организм человека

Подготовка видеопрезентаций о взаимодействия в системе «человек - природная среда»


4


Раздел 3.

Экологическая биохимия

26

Тема 3.1.

Загрязнители экосистем. Вещества - загрязнители экосистем: ионы тяжелых металлов, удобрения, нефть и продукты нефтепереработки, ядохимикаты (пестициды, фунгициды, гербициды), детергенты (ПАВ).


2


1-2

Тема 3.2.

Влияние токсических веществ на организм человека. Определение токсикантов и влияние органических соединений на организм человека. Влияние ксенобиотиков на структурно-функциональные системы организма: механизм действия химических мутагенов на генетический аппарат; биохимический механизм нарушения структуры и функционирования биомембран; ингибирование или активация ферментов.



4

1-2

Тема 3.3.

Проблема накопления токсических веществ в живых организмах. Проблема накопления лекарств в организме. Опасность сенсибилизации лекарственных веществ в организме. Проблема токсификации пищевых продуктов путем преобразования гербицидов в мутагенные соединения в растениях. Непригодность в качестве пищи растений, содержащих различные ксенобиотики в связанной форме. Белки (гемоглобин, альбумин, белки печени, почек, легких) как детоксиканты ксенобиотиков в организме. Ограниченность самозащиты организма. Необходимость решения проблемы сохранения биосферы, пригодной для жизни человека.




8

1-2


Самостоятельная работа обучающихся

Составление перечня загрязнителей различных видов экосистем и разработка предложений по сохранению природных биогеоценозов.

Разработка проектов, направленных на предложение мер по сохранению природной среды обитания человека - биосферы - в состоянии, пригодном для жизни человека.



12


Раздел 4.

Образ жизни человека - фактор здоровья

42

Тема 4.1.

Питание человека. Органические и неорганические пищевые вещества. Элементы биогены. Понятие о белках, жирах, углеводах, нуклеиновых кислотах, гормонах, витаминах; их роль в организме человека. Принципы рационального питания: умеренность, сбалансированность, разнообразие, биологическая ценность. Понятие о рациональном питании. Проблема смешенного и раздельного питания. Строение и функции пищеварительного тракта. Роль клетчатки, балластных веществ и рафинированных продуктов в пищеварении. Относительная польза диетического питания. Роль микроорганизмов, населяющих кишечник. Порядок переваривания белков и углеводов. Проблема переваривания белка и процессы брожения в желудке. Процессы гниения белков в толстом кишечнике, нарушение пристеночного и мембранного пищеварения. Изменение состава микрофлоры, образование завалов камней в кишечнике, нарушение его функции. Несовместимость мясных и рыбных продуктов. Вред, наносимый организму острой и жареной пищей. Правила сочетания пищевых продуктов. Растительные и животные жиры. Биологические функции жиров, их питательная ценность. Причины нарушения обмена жиров в организме человека. Проблема ожирения. Социальная болезнь - алкоголизм. Действие этанола на организм человека. Превращение этанола в уксусный альдегид в организме человека, последствия этого.









12

1-2

Тема 4.2.

Яды в пище. Понятие об инсектицидах, накопление их в пищевых цепях. Метилртуть как пример биоцида в наземных и водной пищевых цепях. Содержание ртути в животных организмах и их опасность для человека. ДДТ как загрязнитель, его нахождение в пищевых цепях и аккумуляция в природной среде. Полигалогенированные дифенилы (ПХД), винилхлорид, диэлдрин, пентахлорфенол как токсиканты природной среды. Этилированный бензин и пищевые цепи. Поверхностно-активные вещества в питьевой воде и молоке. Добавки к пищевым продуктам. Азокрасители в пищевой промышленности и развитие раковых заболеваний. Токсичность ароматических аминов. Образование в организме нитрозоаминов (ядов) по схеме: нитраты - нитриты - нитрозоамины. Нитрозоамины в мясных и колбасных изделиях. Лекарственные вещества в пищевых цепях. Плюсы и минусы их воздействиия на организм человека. Биологически активные вещества, содержащие в упаковочных материалах. Канцерогенность ингредиентов импортной продукции, их виды, нормы, способы определения. Проблема сроков хранения пищевых продуктов. Качество пищи и проблема получения экологически чистых продуктов питания. Необходимость включения в пищевой рацион продуктов питания, содержащих комплекс антиоксидантов.






12

1-2

Тема 4.3.

Дыхание. Состав воздуха. Гигиена воздуха. Вред, наносимый здоровью человека загрязненным воздухом. Понятие о лечебно-оздоровительном дыхании. Неправильное дыхание как фактор развития патологий.


2

1-2

Тема 4.4.

Культура движения. Универсальные средства закаливания - вода, воздух, движение. Физические нагрузки в жизни современного человека. Двигательная активность различных групп населения. Мышечная активность и метаболизм организма, физическая терморегуляция. Механизмы зависимости продолжительности жизни, роста и развития организма (изменений на клеточном и молекулярном уровне с возрастом) от двигательной активности. Молочнокислое брожение в организме человека. Молочная кислота - причина утомляемости человека. Мышечная активность и эмоциональное состояние человека, его умственная работоспособность. Двигательная активность и производительность труда. Причины заболевания опорно-двигательного аппарата.




8



Самостоятельная работа обучающихся

Составление программ здоровьесберегающего образа жизни человека в условиях современного состояния биосферы

Подготовка сообщений и буклетов по способам рационального питания человека

Подготовка докладов и видеопрезентаций о воздействии человека и живых организмов на окружающую среду

Составление предложений о способах закаливания и мышечной активности для людей разных возрастных групп для сохранения здоровья и долголетия



8


Всего:

92


3. условия реализации программы ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы факультативного курса требует наличия учебного кабинета Химии.

Оборудование учебного кабинета Химии:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных плакатов;

- макеты;

- таблица химических элементов Д.И.Менделеева.

Технические средства обучения:

- мультимедийный комплект.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование. Под ред. Мелеховой О.П., Егоровой Е.И. - 2007, 288с.

  2. Введение в химию окружающей среды. Андруз Дж. и др. - 1999, 271с.

  3. Геоэкология. Голубев Г.Н. - 1999, 338с.

  4. Медицинская экология. Учебное пособие. Стожаров А.Н. - 2007, 368с.

  5. Общая экология. Чернова Н.И., Былова А.М. - 2004, 416с.

  6. Опасные промышленные отходы. Учебное пособие. Кувыкин Н.А., Бубнов А.Г., Гриневич В.И. (2004, 148с.)

  7. Основы экологии. Учебник для 10 (11) классов. Под ред. Черновой Н.М. - 2002, 304с.

  8. Промышленная экология. Учебное пособие. Семенова И.В. - 2009, 528с.

  9. Промышленные и бытовые отходы. Хранение, утилизация, переработка. Гринин А.С., Новиков В.Н. - 2002, 336с.

  10. Социальная экология. Учебное пособие. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. - 2000, 280с.

  11. Химия окружающей среды. Под ред. Бокриса Дж., пер. с англ. - 1982, 672с.

  12. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях. Уч. пос. Гринин А.С, Новиков В.Н. - 2000, 336с.

  13. Экологические основы природопользования. Гальперин М.В. - 2003, 256с.

  14. Экологическое сознание. Учебное пособие. Медведев В.И., Алдашева А.А. - 2001, 2-е изд., 384с.

  15. Экология и безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Кривошеин Д.А., Муравей Л.А. и др. - 2000, 447с.

  16. Экология. Особи популяции и сообщества. В 2-х томах. М. Бигон, Дж. Харпер, К. Таунсенд - 1989; 667с., 477с.

  17. Экология. Природа - Человек - Техника. Акимова Т.А, Кузьмин А.П, Хаскин В.В. - 2001, 343с.

  18. Экология растений. Учебное пособие. Березина Н.А., Афанасьева Н.Б. - 2009, 400с.

  19. Экология человека. Кeлинa Н.Ю., Бeзpyчкo H.B. - 2009, 394с.

  20. Экология человека. Словарь-справочник. Агаджанян Н.А. и др. - 1997, 208с.

Дополнительная:


  1. Медицинская энциклопедия medical-enc.ru/1/azokrasiteli.shtml




  1. Контроль и оценка результатов освоения ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА


Контроль и оценка результатов освоения факультативного курса осуществляется преподавателем в процессе проведения подготовки и защиты исследовательских и творческих работ, выступлений с докладами и сообщениями, участием в научно-практических конференциях, олимпиадах и конкурсах


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

- раскрывать зависимость состояния здоровья человека от загрязнения окружающей среды с помощью химических понятий и терминов;


- подготовка сообщений;

- проведение и анализ данных исследования

- пользоваться нормативными документами для определения допустимого уровня концентрации загрязнителей в окружающей среде;


- выполнение заданий самостоятельной работы;

- проведение исследовательской работы

- выполнять обработку полученных данных и делать соответствующие выводы и предложения по решению проблемы.


- выполнение и защита исследовательских (творческих) работ

Знать:

- причины и формы зависимости между экологическим состоянием биосферы и здоровьем человека;


- подготовка докладов;

- оформление тематических видеопрезентаций

- - правила сохранения здоровья в условиях загрязнения биосферы;


- подготовка рекомендаций, памяток и буклетов

- основные признаки токсического воздействия химических загрязнителей на организм человека и способы помощи при токсикации

- подготовка сообщений;

- защита творческих работ


© 2010-2022