- Преподавателю
- Химия
- Публикация на тему Методические приемы развития внимания
Публикация на тему Методические приемы развития внимания
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Бочарникова Н.В. |
Дата | 24.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методические приемы развития внимания
По-прежнему урок - основная форма учебно-воспитательного процесса. Чтобы научить учащихся по-настоящему работать на уроке, я постоянно пытаюсь совершенствовать его и на практике применять достижения педагогической науки, психологии, использовать опыт своих коллег. На начальных этапах изучения химии главное - заинтересовать учеников предметом, поэтому особенно важно научить их слушать и слышать учителя в течении всего урока.
Умение слушать нельзя считать полностью сформированным, если у школьников нет устойчивого внимания. На уроках химии первостепенное значение для возникновения непроизвольного внимания, безусловно, имеет эксперимент и действие, как способ получения знаний. Но все же, помня слова Д.И. Писарева о том, что всякому действию должно предшествовать размышление, строю каждый урок так, чтобы ребята сами анализировали факты и явления, давали им оценку, классифицировали и обобщали их, формулировали свои мысли.
Но как научить:
«В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо в чашечке цветка…»?
На мой взгляд, начинать надо с развития воображения. И поможет в этом один из примеров психолингвистики, основанный на оценке содержания и смысла того или иного слова. Когда я произношу слово «вода», то учащиеся представляют прозрачную жидкость без цвета и запаха. Для них это слово осмыслено, и они знают его условное значение. А если звучит слово «литий», восьмиклассником, делающим первые нерешительные шаги в области химии, оно пока неосмысленно: за таким сочетанием звуков не закреплено никакого значения.
Но стоит вспомнить азы психолингвистики и использовать для характеристики звуков и неизвестных слов «холодные» и «горячие слова, как все становится на свои места: (Л) - легкий, нежный, добрый. После такого анализа учащийся без ошибки могут себе представить литий - мягкий, светлый, легкий металл.
Математики, литераторы, биологи могут на каждом уроке подчеркивать совершенство гармонии окружающего нас мира, мира геометрических симметрий и математических пропорций, звуковых орнаментов стихов и прекрасных узоров повествований. Ведь когда литераторы ведут речь об Анне Керн, они не выдают «на гора» ее антропометрические данные, а отражают в ее образе то, что давало вдохновение поэтам, композиторам.
Вот и я считаю необходимым научить ребят видеть в написанных химических формулах не только символы элементов, а не-что более важное.
Например: ZnO - оксид цинка. В природе это минерал цинкит. Порошок этого вещества пушистый и нежный, он хорошо задерживается в порах кожи, поэтому его используют в медицине как присыпки с вяжущим и подсушивающим действием, а также в производстве кремов и пудр. Применяемый в качестве пигмента, он придает белый цвет краске (цинковые белила). Особенности строения кристаллов оксида цинка позволяют ему выполнять функции полупроводникового материала и наполнителя в производстве линолеума.
Или СаСО3 - карбонат кальция. В природе осадочные горные породы: мел и известняк метаморфизируются под большим давлением в недрах планеты и превращаются в мрамор.
Г. Гейне, изнуренный смертельной болезнью, вышел в один из весенних дней 1848 г. на сияющие солнцем и обрамленные зеленью улицы Парижа. Преодолев слабость, он добрался до Лувра и остановился перед мраморной статуей Венеры Милосской. Прощаться с жизнью он шел в сокровищницу искусства. Расставаться с жизнью для него значило расставаться с красотой.
По мнению Бертло: «Химия и искусство имеют внутреннюю общность, которая коренится в их творческой природе», поэтому важно уметь своевременно включать в канву урока материал, помогающий видеть прекрасное в изучаемом объекте.
Развитию смыслового запоминания также способствует и постоянное обращение к эволюции слов, к их этимологии. Например, слово: «воздух» в старославянском языке впервые встречается в «Сборнике» Святослава (1073 г.). Первый слог «воз», затем идет та же основа, что и в родственных словах дух, душа, дышать, вздыхать, дуть, дым. Общий корень этих слов - звукоподражание движению воздуха - вху, дху, дуть.
А вот как на уроке химии можно использовать прекрасные строки стихотворения Евгения Баратынского. Даю учащимся задание: попытайтесь найти описания физических и химических явлений.
И вот сентябрь! Замедля свой восход,
Сияньем хладным солнце блещет,
И луч его в зерцале зыбком вод
Неверным золотом трепещет.
Седая мгла въется вкруг холмов;
Росой затоплены равнины;
Желтеет сень кудрявая дубов,
И красен круглый лист осины;
Замолкли птиц живые голоса,
Безмолвен лес, беззвучны небеса!
Конечно, большинство методических приемов очень специфичны и индивидуальны. Их использование определяется личностными качествами каждого учителя. Но я глубоко убеждена, что недостаточно только хорошо знать свой предмет, надо постоянно работать над своим голосом и дикцией (поскольку человеческий голос - сильнейший психологический раздражитель, который может вызвать и возбуждение и торможение деятельности головного мозга), совершенствовать мастерство общения (с уважением относиться к учащимся и видеть в каждом из них прежде всего человека со своими эмоциями и страстями), отбирать наиболее эффективные и рациональные формы и методы обучения, которые будут поддерживать интерес к химии у детей с разным восприятием материала, на протяжении всего времени пребывания в стенах школы.
П.П. Блонский писал: «Можно быть педагогом, сделавшим только первый шаг: изучив свой предмет. Это минимум, не зная которого, никого ничему не научишь. Лучше быть педагогом, сделавшим второй шаг: изучив теорию обучения и воспитания детей. Но только тот педагог в самом истинном смысле слова, кто сделал и третий шаг: кто добыл очень серьезное образование, кто внимательно изучил педагогический опыт народа и школы, кто хорошо знает психологию, физиологию, философию, социологию, логику». Я пытаюсь сделать третий шаг в своей педагогической деятельности. Но может быть, кому-нибудь крупицы моего опыта помогут сделать его уже в начале педагогического пути.