- Преподавателю
- Химия
- Научно-исследовательский проект по химии
Научно-исследовательский проект по химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Прокопьева Л.С. |
Дата | 21.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная школа №7
Исследовательская работа по теме
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕДНЫХ ДЛЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА ИОНОВ В НАПИТКАХ.»
«Хлор-,Сульфат- и Нитрат-ионы в популярных напитках».
Выполнила ученица 9 класса
Мизина Юлия
Руководитель: Прокопьева Любовь Сергеевна
П.Первомайский
2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1 Предисловие
1.2 Этапы исследования
1.3 Обзор литературы
1.4 Цель и задачи
2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
4. ВЫВОДЫ
Источники
Аннотация.
Поисково-исследовательская работа «Определение наличия опасных ионов в популярных напитках» составлена и проведена учителем биологии и химии Прокопьевой Любовь Сергеевной с ученицей 9 класса. Работа проведена с целью способствуя развитию познавательного интереса учащихся к предмету, что является целенаправленной многоуровневой деятельностью, способом познания мира через логические умозаключения.
Продолжительность 3 дня.
1.Введение
1.1 Предисловие.
Прописная истина гласит - «человек состоит из воды». Мозг взрослого человека состоит из воды на 74,5%, кровь - на 83%, в мышцах воды 75,8%, в костях - 22%. Человеческий зародыш - сплошная вода: в трехдневном эмбрионе ее 97%, в трехмесячном - 91%, а в восьмимесячном - 81%.Мы очень заботимся о качестве нашей воды, но не очень понимаем, что пьем. Я имею в виду напитки промышленного производства. Покупая баночку «FANTA» вы не задумываясь ее выпиваете, а вы читали ее состав? Вы знаете, что это за вещества и как они влияют на Ваш организм?
1.2 Этапы исследования
1. выбор темы и направления исследования
-
постановка цели и задач исследования
-
выбор методов проведения исследования
-
получение результатов в ходе использования обозначенных методов
-
обобщение, сравнение, установление закономерностей и прочее
-
формулирование выводов по проведённому исследованию
-
подведение итогов и определение сферы применения полученных результатов
Если работа педагога станет интересной и ему самому, то это будет в равной степени способствовать проявлению самостоятельности и интереса у учащихся.
1.3 Обзор литературы
Чтобы работа имела значимость, знание литературы необходимо.
Это позволяет
-
оценить потребности науки и выбрать задачу
-
выбрать методику работы в данной области
В первую очередь мы в своей работе использовали популярные и научные статьи, опубликованные на сайтах сети интернет. Это:
-
история исследуемых напитков
-
влияние вредных ионов на организм человека
-
методические разработки
Данная информация прорабатывалась, анализировалась.
1.4 Цель и задачи
Цель:
-
Определение нахождения вредных ионов в напитках;
-
Актуализация проблемы здоровья человека;
-
Развитие познавательного интереса на уроках биологии, химии;
-
Осмысление знаний, формирование обобщённых способов работы.
Задачи
-
Обнаружение нитрат-ионов в напитках;
-
Обнаружение сульфат-ионов в напитках;
-
Определение хлорид - ионов в напитках;
а также:
-
Развитие мышления;
-
Развитие элементов творческой деятельности;
-
Развитие самостоятельности;
-
Воспитание трудолюбия, патриотизма;
-
Воспитание активной жизненной позиции.
2. Материал и методика
-
Характеристика места исследования
отобрали образцы напитков + контроль водопроводная не фильтрованная вода
Образцы:
№1-кока-кола
№2 -пепси
№3-фанта
№4- контроль( водопроводная вода)
-
Методика исследований
Предисловие.
Наше исследование началось с опроса учеников 5-11 классов (212 человек) и преподавательского состава (30 человек). Мы получили следующие результаты:
Pepsi предпочитают130 человек, что составляет-53,7%
Coca-cola -30 человек-12,4%
Fanta -22 человека -9,09%
«Я такое не пью» -30 человек -12,4%.
Младшее поколение выбрало один из трех напитков и только взрослые ответили, что такие напитки не предпочитают.
Как все начиналось: PEPSI-COLA- один из самых популярных прохладительных напитков, продающихся во всем мире. А началось все в далеком 1893году. Фармацевт из Северной Каролины в очередной раз экспериментировал, пытаясь создать прохладительный напиток, и как показывает история эксперимент увенчался успехом, на свет появился «НАПИТОК БРЭДА»- он впоследствии получил название PEPSI. Его самый первый рецептурный состав включал в себя сахар, газированную воду, ваниль, масло и орехи «кола». С позиции предложения напиток являлся « укрепляющим, веселящим, улучшающим пищеварение». В 1923 году был опубликован рецепт PEPSI.Этот рецепт не имеет веществ, которые могут быть опасными для здоровья.
С тех пор наука химия шагнула далеко вперед, выйдя на новый уровень, и многие натуральные ингредиенты заменили на искусственно синтезированные ароматизаторы , регуляторы кислотности и т.п. Остался ли напиток безвредным для человека…
Май 1886 года, Атланта. Юг страны все еще зализывает раны, болезненно переживая свое поражение в Гражданской войне; люди ищут утешения в фундаменталистской религии и патентованных лекарственных средствах. Универсальные средства, рекламируемые как «лекарства от всех болезней», ввозились из северных штатов. Как правило, они представляли собой спиртовые настойки, а южане как раз в тот момент развернули активную кампанию за здоровый образ жизни, включающую непримиримую борьбу с пьянством. Поэтому их фармацевты уже начали заменять спирт другим ингредиентом, считавшимся безопасным, не вредным для здоровья и «морально чистым». Этим ингредиентом был... кокаин. Местному фармацевту Джону Ститу Пембертону пришлось под давлением активистов Общества трезвенников изменить рецептуру напитка, называвшегося «Французская винная кока - идеальный тоник для стимуляции работы мозга», и устранить спирт, заменив его веществом, дающим не меньший тонизирующий эффект. Такое вещество он нашел в орехах колы, стимулятора, завезенного рабами из Африки. Рабы говорили, что кола похмельную головную боль «как рукой» снимает. Пембертон смешал экстракт орехов колы с напитком кока, впервые соединив эти два сильнейших стимулятора. Получившаяся жидкость была действительно мощным тонизирующим средством. Вот только вкус у напитка был отвратительным, и седобородый Пембертон вынужден был истратить еще уйму времени упорного труда, бесконечно компануя различные масла, травы и экстракты. Неприятный вкус нового психотропного снадобья требовалось заглушить, и это удалось. Тогда «Кока-Кола» еще не была газированной.
Жидкость представляла собой густой, сладкий сироп бурого цвета в бутылках из-под пива.
Знаменитый газированный напиток появился на свет в 1940 году в Германии на заводе Coca-Cola,
в разгар Второй мировой войны.
Из-за эмбарго, наложенного антигитлеровской коалицией, была приостановлена поставка в Германию ингредиентов, необходимых для производства Coca-Cola.
Нужно было полностью сворачивать производство или… изобретать что-то новое!
Макс Кайт, который отвечал за работу подразделения Coca-Cola в Германии, принял решение создать напиток на основе ингредиентов, которые были доступны в стране в то непростое время. Основными компонентами нового напитка стал яблочный жмых и молочная сыворотка.Формулу, которая легла в основу напитка, производители в шутку называли «фантастической»: ведь она появилась на свет благодаря человеческой фантазии и помогла спасти от разорения местный бизнес. Именно так родилось знаменитое название - Fanta (сокращенно от «fantastic»).
Война закончилась, а Fanta - осталась, превратившись в один из самых любимых напитков. Все знали: там, где продается Coca-Cola, есть и Fanta! Однако в те времена Fanta имела совсем не тот вкус, который мы все так хорошо знаем.
Что объединяет все это напитки? Они разрабатывались в сложный период и служила радовать людей своим вкусом. Но так ли они сейчас безопасны ? Мы проведем ряд опытов на нахождения в них опасных для человека ионов.
Влияние хлора на организм человека недооценивается. Cодержащийся в употребляемых жидкостях хлор представляет серьезную угрозу для нашего здоровья. Хлор, образуя различные соединения (всего их насчитано 11), тем самым превращается из защитника здоровья в его медленного убийцу. Различные производные хлора (хлориды, хлороформ, хлорфенол, остаточный хлор…) имеют онкогенные (канцерогенные) и мутагенные свойства, и способны влиять на человеческий генетический аппарат, а также вызывать онкологические процессы. Большое количество растворенного в воде хлора, равно как и его соединений, провоцируют респираторно-вирусные болезни, онкологические заболевания, пневмонию, гастриты. По данным исследований национального Американского онкологического института по причине содержащегося в питьевой воде хлороформа, можно отнести возникновение примерно 2% от всех случаев заболеваний рака печени и почек.
В мировой науке о нитратах знали уже гораздо раньше. Сейчас общеизвестно, что нитраты обладают высокой токсичностью для человека :
-
Нитраты под воздействием фермента нитратедуктазы восстанавливаются до нитритов, которые взаимодействуют с гемоглобином крови и окисляют в нем 2-х валентное железо в 3-х валентное. В результате образуется вещество метгемоглобин, который уже не способен переносить кислород. Поэтому нарушается нормальное дыхание клеток и тканей организма ( тканевая гипоксия), в результате чего накапливается молочная кислота, холестерин, и резко падает количество белка.
-
Особенно опасны нитраты для грудных детей, т.к. их ферментная основа несовершенна и восстановление метгемоглобина в гемоглобин идет медленно.
3) Нитраты способствуют развитию патогенной (вредной) кишечной микрофлоры , которая выделяет в организм человека ядовитые вещества токсины, в результате чего идёт токсикация, т.е отравление организма.
4) Нитраты снижают содержание витаминов в пище, которые входят в состав многих ферментов, стимулируют действие гормонов, а через них влияют на все виды обмена веществ.
5)У беременных женщин возникают выкидыши, а у мужчин - снижение потенции.
6) При длительном поступлении нитратов в организм человека (пусть даже в незначительно дозах) уменьшается количество йода, что приводит к увеличению щитовидной железы.
7) Установлено, что нитраты сильно влияют на возникновение раковых опухолей в желудочно-кишечном тракте у человека.
8)Нитраты способны вызывать резкое расширение сосудов, в результате чего понижается кровеносное давление.
При всём вышеизложенном следует помнить, вред наносят организму человека не сами нитраты, а нитриты, в которые они превращаются при определённых условиях.
Сульфаты проникают в ткани и органы: печень, глаза, сердце, почки, мозг. Вещества эти там оседают и накапливаются, концентрация их постепенно растет. В результате может измениться белковый состав клеток, что в свою очередь провоцирует развитие различных заболеваний (например, катаракты). Особенно это касается детей. Сульфаты способны повредить иммунную систему и вызвать мутации клеток. Печенью данные вещества почти не выводятся.
Взяв необходимые нам образцы + контроль проведем опыты на выявления таких опасных ионов.
Лабораторная работа №1
«Обнаружение хлорид - ионов в напитках».
Цель работы: познакомить учащихся с различными способами определения хлорид - ионов, развивать способность к анализу полученных результатов, получить сведения о наличии в воде хлорид - ионов.
Определение хлорид-ионов целесообразно провести параллельно в стандартных растворах, содержащих хлорид-ионы в водном образце источника.
Материалы и оборудование: напитки + контроль; концентрированный раствор нитрата серебра; пробирки.
Ход работы:
-
Налили в пробирку 2мл испытуемого раствора
-
Долили к нему 1мл концентрированного раствора AgNO3.
-
Имеющиеся хлориды в растворах дают устойчивый белый осадок хлорида серебра (AgCI).
Лабораторная работа №2
«Обнаружение нитрат - ионов в напитках».
Цель работы: познакомить учащихся с различными способами определения нитрат - ионов, развивать способность к анализу полученных результатов, получить сведения о наличии в растворах нитрат- ионов.
Материалы и оборудование:
водные растворы; концентрированный раствор едкого натра (NaOH), цинковая пыль, спиртовка, зажим, фенолфталеиновая бумага, лакмусовая бумага, дистиллированная вода, пробирки.
Ход работы:
-
Налили в пробирку 1мл испытуемого раствора
-
Добавили к нему 1мл концентрированного раствора NaOH и добавили немного цинковой пыли.
-
Для ускорения реакции смесь подогрели.
-
Имеющиеся нитраты в растворах восстанавливаются до аммиака. Аммиак определяется по покраснению бесцветной фенофталеиновой бумаги или по покраснению лакмусовой бумаги, смоченных в дистиллированной воде и внесённых в пары.
Лабораторная работа №3
«Обнаружение сульфат - ионов в напитках».
Цель работы: познакомить учащихся с различными способами определения сульфат - ионов, развивать способность к анализу полученных результатов, получить сведения о наличии в растворе сульфат- ионов.
Материалы и оборудование:
водные растворы, 10% раствор соляной кислоты (HCL), гидроксид бария (ВaOH), пробирки.
1. Добавили в пробирку с исследуемой водой 10 капель раствора соляной кислоты и 2 капли раствора гидроксида бария,
2. Наблюдайте в течение 3 мин. за помутнением раствора.
3. Имеющиеся сульфаты в растворах проявляются в соединении сульфат бария (BaSO4), который даёт белый осадок.
-
Результаты исследований.
Образец№1 (COCA-COLA)
Л.р. №1 обнаружение хлор-ионов: при добавлении концентрированного раствора нитрата серебра осадка не образовалось. Хлор-ионы отсутствуют.
Л.р.№2обнаружение нитрат-ионов: при проведении опытов нитратов не обнаружено.
Л.р№3 обнаружение сульфат-ионов: при проведении опыта наблюдалось помутнее испытуемого раствора, что говорит нам о присутствии сульфатов.
Образец №2(PEPSI-COLA)
Л.р №1 обнаружение хлор-ионов: при добавлении концентрированного раствора нитрата серебра осадка не образовалось. Хлор-ионы отсутствуют.
Л.р. №2обнаружение нитрат-ионов: при проведении опытов нитратов не обнаружено.
Л.р. №3 обнаружение сульфат-ионов: при проведении опыта наблюдалось помутнее испытуемого раствора, что говорит нам о присутствии сульфатов.
Образец№3(FANTA)
Л.р№1 обнаружение хлор-ионов: при добавлении нитрата серебра образовался белый осадок, что говорит о наличии в испытуемом растворе хлоридов.
Л.р. №2обнаружение нитрат-ионов: при проведении опытов нитратов не обнаружено.
Л.р.№3обнаружение сульфат-ионов: при проведении опыта наблюдалось помутнее испытуемого раствора, что говорит нам о присутствии сульфатов.
Контроль( водопроводная нефильтрованная вода).
Л.р№1 обнаружение хлор-ионов: при добавлении нитрата серебра образовался белый осадок, что говорит о наличии в испытуемом растворе хлоридов.
Л.р. №2обнаружение нитрат-ионов: при проведении опытов нитратов не обнаружено.
Л.р.№3обнаружение сульфат-ионов : при проведении опыта наблюдалось помутнее испытуемого раствора, что говорит нам о присутствии сульфатов.
4. Выводы
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:
-
Не один из представленных образцов не прошел даже самый элементарный тест сделанный в простой школьной лаборатории с минимальным набором реактивов и оборудования.
-
Пить эти напитки в больших количествах не рекомендуется, это может привести к непоправимым последствиям.
-
Как показал опрос нескольких торговых точек, эти напитки покупают в основном школьники с 1 по 11 классы, что может пагубно отразится на последующих поколениях.
Кроме того:
-
В такой деятельности есть осмысление знаний, формирование обобщённых способов работы.
-
Развитие познавательного интереса на уроках биологии, химии.
Источники
-
alliance-neva.ru/
-
justwater.ru
-
reftrend.ru/912150.html