Рабочая программа по дисциплине Аналитическая химия

Рабочая программа по дисциплине Аналитическая химия составлена в соответствии с ФГОС специальности 250405 "Технология комплексной переработки древесины" и предназначена для организации и проведения учебных занятий студентов техникума.Рабочая программа состоит из паспорта рабочей программы, структуры и содержания программы, условий реализации рабочей программы, контроля и оценки результатов освоения дисциплины.
Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования Вологодской области

бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Вологодской области

«Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П.Чкалова»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Аналитическая химия

















2012г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 250405.51 «Технология комплексной переработки древесины»

Организация-разработчик: БОУ СПО ВО «Череповецкий лесомеханический техникум им.В.П.Чкалова»

Разработчик

Преподаватель химии БОУ СПО ВО «Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П.Чкалова» Синицкая С.В.

_______________________________________

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии специальности 250405 Технология комплексной переработки древесины

Протокол № _____от _____________

Председатель ПЦК __________________ Румянцева И.Н.





СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации Рабочей программы учебной дисциплины

14

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

16


1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Аналитическая химия

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 250405.51 «Технология комплексной переработки древесины».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями данной дисциплины для других специальностей

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Обосновать выбор хода анализа, реактивов и химической аппаратуры по конкретному заданию;

  • Описывать уравнениями реакций ход анализа;

  • Анализировать вещество с соблюдением правил техники безопасности;

  • Производить расчеты результатов анализа;

  • Оценивать достоверность результатов анализа;

  • Пользоваться справочной литературой.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • Методы качественного и количественного анализов;

  • Аналитическую классификацию ионов;

  • Аппаратуру и технику выполнения анализов;

  • Приемы безопасной работы в лаборатории.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 150 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов;

самостоятельной работы обучающегося 50 часов.

2. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

150

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

100

в том числе:


лабораторные занятия

32

практические занятия

8

контрольные работы

2

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

50

в том числе:

  • Реферат, исследовательская работа

  • Выполнение домашнего задания

  • Подготовка презентаций


15,5

30

4,5

Итоговая аттестация в форме комплексный экзамен


2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины аналитическая химия

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4


Раздел 1. Общие теоретические основы аналитической химии


Содержание учебного материала

20


2

1

Введение. Содержание дисциплины, ее задачи.

2

Химические, физические и физико-химические методы анализа. Классификация методов анализа.

3

Общие понятия о растворах и растворимости. Способы выражения концентрации растворов (процентная, молярная, нормальная).

4

Электролитическая диссоциация. Степень и константа диссоциации.

5

Диссоциация воды. Ионное произведение воды, рН и рОН. Буферные раствоы.

6

Ионные реакции в растворах электролитов.

7

Гидролиз солей

8

Комплексные ионы

9

ОВР. Составление уравнений.

10

Окислительно-восстановительные процессы в химическом анализе.

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Выполнение домашнего задания

  • Реферат

  • Домашняя контрольная работа

10

Раздел 2. Оценка достоверности аналитических данных



Содержание учебного материала

2

2

1

Абсолютные и относительные, систематические и случайные погрешности. Воспроизводимость и правильность химического анализа. Методы математической обработки результатов анализа.

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Выполнение домашнего задания

  • Реферат

1

Раздел 3. Качественный анализ




Тема 3.1. Катионы

Содержание учебного материала

14

2

1

Основные понятия качественного анализа. Аналитические реакции, условия их выполнения. Дробный и систематический анализ.

2

Аналитическая классификация ионов.

3

Частные реакции первой и второй групп катионов.

4

Частные реакции третьей и четвертой групп катионов

5

Частные реакции пятой и шестой групп катионов.

6

Кислотно-основная схема проведения анализа смеси катионов

7

Аппаратура и техника выполнения качественного химического полумикроанализа.


Лабораторные работы

  • Первая и вторая группы катионов. Частные реакции

  • Анализ смеси катионов первой и второй групп

  • Третья четвертая группы катионов. Частные реакции

  • Анализ смеси катионов третьей и четвертой группы.

  • Пятая и шестая группы катионов. Частные реакции.

  • Анализ смеси катионов пятой и шестой групп.

Практическое занятие

  • Ионные реакции

12

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Выполнение домашнего задания

  • Реферат

14

Тема 3.2. Анионы

Лабораторные работы

  • Качественные реакции на анионы первой группы

  • Качественные реакции на анионы второй и третьей групп.

  • Анализ смеси анионов первой, второй и третьей групп.

6

2

Контрольная работа


Самостоятельная работа обучающихся:

  • Выполнение домашнего задания

  • Реферат

3

Тема 3.3.

Анализ солей

Содержание учебного материала

4

2

1

Подготовка вещества к анализу. Методы переведения сухой соли в раствор.

2

Ход анализа.

Лабораторные работы:

  • Анализ неизвестного вещества

4

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Выполнение домашнего задания

  • Реферат

4


Раздел 4. Количественный анализ




Тема 4.1. Гравиметрический анализ



Содержание учебного материала

2

2

1

Операции гравиметрического анализа(отбор средней пробы, взятие навески, ее растворение, осаждение, созревание осадка, фильтрование, промывание, высушивание, прокаливание). Расчеты в гравиметрическом анализе. Лабораторное оборудование в гравиметрическом анализе.

Лабораторные работы

  • Определение влажности стружки

2

Практическое занятие

  • Аналитические весы.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Выполнение домашнего задания

  • Реферат

3


Тема 4.2. Титриметрический анализ


Содержание учебного материала

4

2

1

Классификация методов титриметрического анализа. Методы установления точки эквивалентности. Реакции титириметрического анализа. Способы приготовления рабочих (стандартных) растворов.

2

Установочные вещества, требования, предъявляемые к ним. Приемы титрования. Способы титрования. Способы выражения концентрации растворов в титриметрическом анализе. Титр.

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Выполнение домашнего задания

  • Реферат

2

Тема 4.2.1. Метод кислотно-основного титрования



Содержание учебного материала

2

2

1

Методы кислотно-основного титрования и установления точки эквивалентности. Кислотно-основные индикаторы.

Лабораторные работы:

  • Определение содержания кислоты в техническом образце

4

Практическое занятие:

  • Способы выражения концентрации растворов

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Выполнение домашнего задания

  • Реферат

4

Тема 4.2.2. Метод окисления-восстановления.


Содержание учебного материала

2

2

1

Классификация методов оксидометрии. Окислительно-восстановительные потенциалы. Приготовление и стандартизация растворов. Перманганатометрия. Иодометрия.

Лабораторные работы:

  • Определение молярной концентрации эквивалента тиосульфата натрия по дихромату калия

4

Практическое занятие:

  • ОВР

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Выполнение домашнего задания

  • Реферат

4

Тема 4.2.3. Метод комплексонометрии.



Содержание учебного материала

2

2

1

Сущность методов комплексонометрии и осаждения.

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Выполнение домашнего задания

  • Реферат

1

Контрольная работа




Раздел 5. Физико-химические методы анализа




Тема 5.1. Фотометрические методы анализа

Содержание учебного материала

2

2

1

Основы фотометрии. Методы фотометрических определений. Основной закон светопоглощения Бугера-Ламберта-Бера.

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Выполнение домашнего задания

  • Реферат

1

Тема 5.2. Хроматографический метод анализа

Содержание учебного материала

2

2

1

Теоретические основы хроматографии. Классификация хроматографических методов анализа.

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Выполнение домашнего задания

  • Реферат

1

Тема 5.3. Рефрактометрический метод анализа


Содержание учебного материала

2

2

1

Сущность рефрактометрического метода и область применения.

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Выполнение домашнего задания

  • Реферат

1

Тема 5.4. Потенциометрический метод анализа

Содержание учебного материала

2

2

1.

Теоретические основы метода. Устройство электродов потенциометрии.

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Выполнение домашнего задания

  • Реферат

1

Всего

150




3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета химии; лаборатории аналитической химии.

Оборудование учебного кабинета:

  1. Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента

1.1. Общего назначения

  • Баня комбинированная

  • Весы технические с гирями (до 200 г)

  • Весы лабораторные ВЛТЭ

  • Доска для сушки посуды

  • Шкаф вытяжной

1.2. Демонстрационные

  • Комплект для демонстрационных опытов по химии универсальный КДОХУ

  1. Специализированные приборы и аппараты

  • Аппарат для получения газов (Киппа)

  • Прибор для опытов по химии с электрическим током

  • Комплект ареометров

  • Прибор для иллюстрации зависимости скорости химической реакции от условий

  1. Пособия на печатной основе

  • Периодическая система химических элементов (короткая форма)

  • Таблица растворимости

  1. Реактивы для проведения демонстрационного эксперимента

  2. Материалы

  • Активированный уголь

  • Кальция карбонат (мрамор)

  • Пробки резиновые разных диаметров

  • Спирт этиловый (горючее)

  • Фильтры бумажные зольные

Технические средства обучения:

  1. Компьютер

  2. Телевизор

  3. Электронные учебники:

    • Серия "TeachPro" Химия 7-11 класс

    • Зеленцов В.В. Открытая химия

    • Уроки химии Кирилла и Мефодия 10- 11класс

    • Видеофильмы


  1. Посадочные места по количеству обучающихся

  2. Рабочее место преподавателя

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

по количеству обучающихся

1. Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий

2. Методические рекомендации по выполнению лабораторных и

практических работ по физической и коллоидной химии

3. Комплекты таблиц по химии

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Шапиро М.А., Шапиро С.А. Аналитическая химия. - М.: Высшая школа, 1979

Дополнительные источники:

  1. Крешков А.П., Ярославцев А.А. Курс аналитической химии, ч.1. Качественный анализ - М.: Химия, 1981

  2. Крешков А.П., Ярославцев А.А. Курс аналитической химии, ч.2. Количественный анализ - М.: Химия, 1981

  3. Лурье Ю.Ю. Справочник по аналитической химии. - М.: Химия, 1979

  4. Краткий справочник физико-химических величин./под ред. Равделя А.А., Пономаревой А.М. - М.: Химия, 1983. - 348 с.

  5. physchem.chimfak.rsu/ru/Source/Lab_guid.html

  6. superchimik.com/


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Выполнение химических исследований;

Обоснование выбранных приемов и методов анализа;

Выполнение расчетов по результатам химического анализа;

Изложение основных законов аналитической химии;

Изложение методов качественного и количественного анализа;

Демонстрация приемов безопасной работы при проведении физико-химических испытаний;

Определение достоверности результатов анализа;

Нахождение информации в справочной литературе;

Изложение аналитической классификации ионов

Экспертная оценка защиты лабораторной работы;

Экспертная оценка защиты лабораторной работы;

Экспертная оценка защиты лабораторной работы;

Тестирование;

Контрольная работа;

Экспертная оценка защиты лабораторной работы;

Экспертная оценка защиты лабораторной работы;

Экспертная оценка на практическом занятии;

Контрольная работа.



© 2010-2022