Полимеры: за и против

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова»



Тема: «Полимеры: «за» и «против».

Класс: 11.

Автор учебника: Химия. 11 класс. О.С. Габриелян. М.: Дрофа, 2008.


Учитель Аверьянова Лариса Васильевна.




п. Шанский Завод

2011 г.

Цели урока.

Обучаюшие:

- углубить знания о полимерах;

- закрепить знания о природных полимерах, о качественных реакциях на белки, крахмал;

- познакомить учащихся с использованием полимеров в повседневной жизни.

Развивающие:

- развивать у учащихся умение выделять главное, работать с научной литературой, устанавливать причинно-следственные связи;

- способствовать развитию волевых качеств, умение работать с техническими средствами, развивать интерес к предмету.

Воспитательные:

- воспитывать потребность в приобретении новых знаний.

Здоровьесберегающая:

- соблюдать двигательный режим, содействовать формированию у учащихся бережного отношения к своему здоровью, предупредить учащихся о вредном воздействии некоторых пластмасс на организм человека.

Форма урока:

  • Урок - исследование.

Оборудование:

  • изделия из полимеров на демонстрационном столе,

  • комочек шерсти,

  • концентрированная азотная кислота,

  • пробирка,

  • микроскоп,

  • выставка изделий из пластмасс;

  • ломтик картофеля,

  • раствор йода,

  • стенды: «Пластмассы», «Волокна».





Ход урока:

  1. Организация класса.


  1. Проверка и актуализация знаний.

* Вступительное слово учителя:

- Ребята, вы уже заметили, что у нас в классе много изделий из полимеров. Вы уже имеете знания по теме «Полимеры». Эти вещества прочно вошли в нашу жизнь. Давайте повторим изученный материал о полимерах.

Фронтальный опрос.

- Какие вещества называются полимерами?

- В результате каких реакций получают полимеры в промышленности?

- Запишите каждую из названных реакций, указав условия их протекания (работа у доски).

- На какие группы делят полимеры?

- Чем отличаются по составу пластмассы от других полимеров?

Индивидуальный опрос.


Карточка:

Записать уравнение химической реакции получение полиэтилена из углерода, указав условия их протекания.


- Ребята, в русском языке встречается термин «хемофобия». Объясните смысл этого термина?

Правильно, это боязнь химии, химических веществ с которыми мы сталкиваемся в жизни. С недоверием и опаской люди относятся и к полимерам.

Поэтому наша задача на уроке исследовать полимеры и доказать, опасны ли полимеры для человека.

3. Сообщение темы и цели урока.

1) Тема нашего урока: «Полимеры: «за» и «против».

Давайте выдвинем гипотезу по теме урока.

Гипотеза:

полимеры - это высокомолекулярные соединения, которые оказывают положительное влияние на живой организм.

2) Полимеры - основные вещества живой природы.

- Мы знаем, что полимеры - основные вещества живой природы. Давайте вспомним о значении полимеров для живых организмов.

2) Результаты исследований учащихся на тему «Полимеры живой природы» (Презентация исследования учащегося).

Учитель:

- Какой вывод вы можете сделать, исходя из услышанных результатов исследований.

(Предполагаемые ответы учащихся:

  • Полимеры - основные вещества живой природы.

  • Без полимеров не могут нормально функционировать живые организмы.

  • Белок - это основа существования живого организма. Белок - это биополимер. Без полимеров не могут существовать живые системы.

Вывод:

Значит, полимеры оказывают положительное влияние на живой организм.


  • Качественные реакции на природные полимеры (результаты исследований предыдущих уроков).

Рассматривание в микроскоп крахмальных зёрен в клубне картофеля и результат опыта «Окрашивание белка в желтый цвет при взаимодействии его с концентрированной азотной кислотой».

Вывод:

Природные полимеры можно выявить в результате качественных реакций.

3) Сообщение учащейся, используя информационные источники, по проблеме «Значение полимеров в современной жизни».

Сообщение ученицы

1. Полимеры в медицине.

В настоящее время полимерные материалы находят широкое применение в различных областях медицины.

Сейчас широко ведутся работы по синтезу физиологически активных полимерных лекарственных веществ, полусинтетических гормонов и ферментов, синтетических генов. Большие успехи достигнуты в создании полимерных заменителей плазмы человеческой крови. Синтезированы и с хорошими результатами применяются в клинической практике эквиваленты различных тканей и органов человека: костей, суставов, зубов. Созданы протезы кровеносных сосудов, искусственные клапаны и желудочки сердца. Созданы аппараты: «искусственное сердце-легкое» и «искусственная почка».

Медицинские полимеры и используются для культивирования клеток и тканей, хранения и консервации крови, кроветворной ткани - костного мозга, консервации кожи и многих других органов. На основе синтетических полимеров создаются противовирусные вещества, противораковые препараторы.

Использование медицинских полимеров для изготовления хирургических инструментов и оборудования (шприцы и системы для переливания крови разового использования, бактерицидные пленки, нити, клетки) коренным образом изменило и усовершенствовало технику медицинского обслуживания.

2. Волокна в нашей жизни.

(с использованием материала, помещенного на стенде «Волокна»).

Из встречающихся в природе веществ к полимерам, например, относятся целлюлоза - основная часть растительных волокон, кератин и фиброин - основные белковые вещества, из которых состоят шерсть и шелк.

Важнейшее природное текстильное волокно - хлопок. Это волоски на семенах хлопчатника. Из хлопка получают тонкую, равномерную и прочную пряжу и делают из нее самые разнообразные ткани - от тончайших батиста и маркизета до толстых обивочных тканей.

Существенно новым направлением применения лубяных волокон является армирование ими пластиков, где они в значительной мере вытесняют стекловолокна. Особенно характерна тенденция расширения армированных лубяными волокнами полиуретанов, полипропилена и биоразрушаемых термопластов в автомобилестроении.

Химическая промышленность выпускает искусственные волокна. К ним относятся полиэфирные, полиакриловые, алифатические полиамидные (найлон и др.), полиолефиновые (главным образом полипропиленовые) и гидратцеллюлозные (в основном вискозные) и др.

Наиболее интенсивно растет выпуск полиэфирных волокон, затем полиамидных, полипропиленовых и полиакрилонитрильных волокон; совершенствуются процессы получения вискозных и организация производства гидратцеллюлозных волокон типа лиоцелл, существенное развитие получил процесс производства эластомерных полиуретановых нитей.

3. Пластмассы и человек.

Мы уже не представляем свою жизнь и без пластмасс. Из пластмасс делают:

  • аудио, видео аксессуары;

  • канцелярские товары;

  • настольные игры;

  • одноразовая посуда;

  • хозяйственные товары (пакеты, пленки и мешки).

(изделия из пластмассы на демонстрационном столе).

Вывод:

Жизнь современного человека невозможна без полимеров. Значит, и в этом случае мы «за» полимеры.

4) Обобщение информации учителем.

- Действительно, как бы мы сегодня жили без полимеров? Они окружают нас всюду.

А сейчас, послушайте одну интересную историю-загадку и попробуйте эту загадку разгадать. …

Моряки второй экспедиции Колумба к берегам Америки, высадившиеся на острове Гаити в 1496 году, с удивлением наблюдали, как островитяне играют в мяч, который высоко подпрыгивает при ударе о землю. Известные в Европе мячи из кожи и шерсти не обладали такой прыгучестью. Из какого вещества были сделаны мячи островитян?

(из каучука)

- Да. Так Европа узнала еще об одном природном полимере - каучуке, а потом научились делать искусственный каучуки. Из каучука изготовили резину и эбонит.

5) Решение проблемы.

- Почему же люди предпочитают использовать полимеры?

Сложно ответить на вопрос? Тогда физкультминутка нам поможет разобраться в этом.

Физкультминутка:

Встаньте рядом и возьмитесь за руки. А теперь отдаляйтесь друг от друга, но рук не разрывайте. Смотрите, какой длинной получилась образованная вами цепочка. Вот так и полимеры можно растянуть. Они обладают стойкостью к растяжению. А теперь, приближайтесь друг к другу как можно сильнее и рук не разжимайте. Видите, полимеры можно сильно сжимать, т.к. они обладают стойкостью к сжатию. Ребята, мы с вами уже говорили о том, что реакция полимеризации не идет на 100% и остаются мономеры, не вступившие в реакцию полимеризации, но они входят в состав той массы, из которой изготавливают изделия.

Представьте, что я тот мономер, который не вступил в реакцию полимеризации или

поликонденсации. Я с вами в изделии, но я существую отдельно от вас. Кажется, что в этом такого? Но эти мономеры делают многие полимеры опасными для здоровья человека.

6) Знакомство с видами пластмасс и их влиянием на здоровье человека по информационной таблице (имеется у каждого ученика).

Виды пластмасс и их маркировка

Буквенная маркировка

Название пластмассы

Влияние на здоровье человека

Полимеры: за и против.

полиэтилентерефталат

подходит только для однократного применения, при повтором применении могут выделяться вредные вещества.

Полимеры: за и против.

полиэтилен высокой плотности

считается относительно безопасным, хотя из него может выделяться формальдегид.

Полимеры: за и против.

поливинилхлорид

запрещен для пищевого применения, т.к. выделяет канцерогенные вещества.

Полимеры: за и против.

полиэтилен низкой плотности

относительно безопасен для пищевого применения, в редких случаях может выделять формальдегид, полиэтиленовые пакеты не столь опасны для здоровья человека, сколь опасны для экологии планеты.

Полимеры: за и против.

полипропилен

довольно безопасен, но при определенных условиях может выделять формальдегид.

Полимеры: за и против.

полистирол

может выделять стирол, поэтому одноразовая посуда и называется одноразовой.

Справочные данные:

Стирол вызывает заболевания сердца, оказывает сильное воздействие на печень, вызывая токсический гепатит.

Формальдегид, фенолформальдегид - канцерогенные, токсичные вещества. Выделяясь, раздражают горло, бронхи, слизистую оболочку глаз, снижают иммунитет.

Вопросы учителя:

- Назовите пластмассы, с которыми вы ознакомились.

- Давайте обратимся к выставке изделий из пластмасс и определим по маркировке названия пластмасс.

- Что вы можете сказать об их влиянии на здоровье человека?

7) Разработка рекомендаций по использованию пластмасс в быту.

Учитель:

- Давайте разработаем рекомендации людям, заботящимся о своем здоровье?

Учащиеся:

  1. Провести ревизию пластмассовых контейнеров и избавиться от всех, кроме изделий из полипропилена (цифра 5 или маркировка PP).

  2. Отдать предпочтение изделиям из стекла, дерева, металла.

  3. Внимательно отнестись к игрушкам из пластмассы, особенно для маленьких детей.

  4. Убедитесь, что продукция имеет сертификаты соответствия гигиеническим нормам.

  5. Покупая очередное изделие из пластмассы, возьмем за правило понюхать его.

(это просто и займёт буквально секунду, которой будет достаточно для того, чтобы уловить неприятный запах, но если он есть, то от покупки даже простой расчески для волос следует отказаться).

Вывод:

Каждый может защитить своё здоровье и здоровье своих детей, в конце концов, это не так уж и сложно.

4. Проверка подтверждения или опровержения гипотезы.

(учащиеся на основе полученных знаний подтверждают или опровергают гипотезу).


  1. Обобщение по итогам исследований учителя.

Учитель:

- Полимеры необходимы для существования живых систем, но многие пластмассы оказывают вредное воздействие на здоровье человека. Поэтому при использовании полимеров надо пользоваться нашими рекомендациями.

Ребята, сегодня на уроке мы расширили знания о полимерах.


  1. Рефлексия.

Скажите, какую пользу для себя вы извлекли из данного урока? Закончи фразу:

- Сегодня на уроке я узнал…..

- Мне показалось интересным….

- Для себя открыл новое….

- Я буду заботиться о своём здоровье потому, что….

8. Выставление оценок.


  1. Домашнее задание.

Используя, маркировку составьте список пластмасс, которые не наносят вред здоровью человека.

7

© 2010-2022