- Преподавателю
- Химия
- Рабочая программа Азбука химии (ФГОС)
Рабочая программа Азбука химии (ФГОС)
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сысуева Н.Н. |
Дата | 10.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Из опыта работы Сысуевой Надежды Николаевны
учителя химии и биологии МОУ «Лицей №26» г.Саранск, Республика Мордовия.
Программа дополнительного образования по реализации ФГОС
«Азбука химии»
Нормативно - правовой аспект.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
- в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
- в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст.26, п.2).
Содержание дополнительных образовательных программ.
Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
-
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
-
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
Пояснительная записка.
Химия уникальная, быстроразвивающаяся область научного знания, изучающая различные вещества, их состав, свойства и взаимные превращения. Не найдется ни одной отрасли производства, которая прямо или косвенно не была бы связана с химией. Химия даёт нам материалы для конструкции самолетов, автомобилей, электронно-вычислительных машин, телевизоров, компьютерной техники, топливо для ракет и кораблей, удобрения для сельского хозяйства. Мы носим одежду и обувь, изготовленную из синтетических материалов. Берем в руки мыло - продукт химического производства, зажигая огонь, осуществляем химический процесс. Химия охраняет наше здоровье, давая нам лекарства. В повседневной жизни мы постоянно имеем дело со многими веществами, поэтому необходимо знать и способы их получения, и физические и химические свойства, и влияние на организм человека. В природе всё взаимосвязано. В связи с этим, невозможно переоценить важность химического образования и воспитания школьников в современном мире.
Программа дополнительного образования «АЗБУКА ХИМИИ» для обучающихся 5-6 классов разработана на основе оригинального учебного материала традиционного школьного курса химии. Программа рассчитана на 67 часов (два года обучения), 1 час в неделю дополнительно к учебному плану.
Реализация программы рассчитана на достижение двух основных целей:
-
развитие мотивации изучения химии и создание фундамента химического образования, которые должны способствовать адаптации к предмету в старших классах;
-
развитие внимания, наблюдательности и мышления школьников с использованием нетривиального арсенала химической науки, что создаст условия для формирования их предметной компетентности.
Перспективное развитие программы предполагает реализацию принципа непрерывности школьного химического образования и создание условий для углубленного изучения химии в VIII-XI классах.
Ведущие идеи курса:
-
мир природы состоит из вещества;
-
единство различных уровней организации вещества;
-
зависимость свойств вещества от состава и строения, а применения от свойств;
-
обусловленность химических превращений объективными законами Природы;
-
взаимосвязь Человека и Природы.
С учетом возрастных психоинтеллектуальных особенностей школьников среднего звена содержание программы излагается в логике восхождения от конкретного к абстрактному с использованием системно-генетического подхода к построению учебного курса. Весь учебный материал разделен на несколько блоков конкретности, находящиеся во взаимосвязи. (В данной программе представлены 2 блока (1-2 кл), но возможна разработка дальнейшего курса «Азбука химии»).
Первый блок (1 год обучения) «ВЕЩЕСТВО».
Исследование свойств веществ, анализ на тривиальном уровне их сходства и различия; исследование пути (круговорот) вещества в Природе и его превращений (явлений). Постановка проблемного вопроса: «Почему вещества имеют разные свойства?»
Второй блок (2 год обучения) «СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВ».
Исследование дискретности вещества, сравнительный анализ состава и строения молекул. Строение атома, сопоставление особенностей элементарных частиц, понимание атомно-молекулярной организации окружающего мира Природы. Постановка проблемного вопроса: «Почему у молекул разных веществ разные свойства?»
Учебно-воспитательные задачи курса:
-
изучение важнейших химических фактов и понятий, необходимых для формирования достаточного образно-эмпирического представления о предмете «химия»;
-
ознакомление учащихся с важнейшими направлениями познания и использования известных им веществ и химических явлений;
-
формирование умений: безопасно обращаться с химическими веществами, простейшим лабораторным оборудованием; соблюдать правила поведения во время проведения химического эксперимента; наблюдать и анализировать физические и химические явления, происходящие в природе, в повседневной жизни, в лабораторных опытах; объяснять результаты опытов; делать обобщения и выводы; сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
-
формирование основы естественнонаучного мировоззрения и восприятия всесторонней картины мира;
-
воспитание гуманистических черт характера и экологической культуры;
-
воспитание самостоятельности суждений, способности к их доказательному логическому обоснованию;
-
воспитание уверенности в себе и ответственности за результаты своей деятельности.
Особенности методики преподавания.
В целях наиболее эффективного усвоения знаний учащимися, методика обучения построена в соответствии с теорией планомерно-поэтапного формирования умственных действий, чтобы усвоение знаний и приобретение навыков происходило через организацию собственной деятельности учащихся по схеме: НАБЛЮДЕНИЕ ОПЫТ ТЕОРИЯ (вводимые понятия) ВЫВОДЫ (выводимые понятия).
С целью преодоления психолого-педагогических трудностей обучения, основные из которых: в обучающейся группе могут быть дети разного возраста и разных способностей, иметь разный уровень мотивации к изучению дополнительного предмета, важнейшими методическими принципами обучения по программе курса «Азбука химии» являются:
-
доступность понятий учебного материала (предметная адаптация к возрасту);
-
недопустимость механического заучивания;
-
минимум научных терминов;
-
эмоционально-образная подача химических фактов;
-
аккуратность изложения учебного материала («Самое первое представление всегда запоминается лучше» /С.С. Бердоносов/);
-
рассмотрение отрывочных химических фактов в логике диалектичности Природы;
-
использование в обучении веществ хорошо известных учащимся и безопасных для их здоровья;
-
наглядные, яркие формы урока: ролевые, сюжетные, имитационные игры, логические тренинги, конкурсы находчивых химиков, химические марафоны, экологические тропы «на природу» и другие;
-
поурочное применение демонстрационных опытов с целью развития наблюдательности и концентрации внимания учащихся;
-
установка на формирование самостоятельности учащихся, активности и свободы творчества суждений, а также навыков анализа своей деятельности;
-
постановка конкретных проблемных, а не «глобально научных» абстрактных задач в процессе обучения;
-
настоящий химический эксперимент, а не его красочное мультимедийное моделирование;
-
обязательный для каждого ученика поурочный контроль знаний как средство активизации процесса обучения и мотивации достижения успеха;
-
обучение происходит в классе, домашние задания не обязательны;
-
рекомендовано сочетание курса с внеурочной работой учащихся по химии:
-
по итогам года присвоение каждому ученику на основании его суммарного годового рейтинга поощрительных званий и вручение сертификатов с правом дальнейшего обучения химической науке.
Тематический план занятий
(Первый год обучения).
ТЕМА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
Всего
Теоретические занятия
Практические занятия
1. Вводное занятие. Правила ТБ.
1
1
-
2. Предмет и методы химической науки. Мини-проект.
12
7
5
3. Первое знакомство с экспериментальной химией.
4
0
4
4. Свойства и превращения вещества. Мини-проект.
8
3
5
5. Экскурсии. Встречи.
2
0
2
6. Творческие работы учащихся. Логические игры и задачи.
5
0
5
7. Заключительное занятие.
1
1
0
ИТОГО:
33
11
22
Содержание образовательной программы «Азбука химии»
I год обучения (33 часа)
Тема №1. Вводное занятие. Правила ТБ. (1час)
Формирование группы, знакомство с планом работы, материалами, оборудованием. Вводный инструктаж. Игры на знакомство.
Тема №2. «Предмет и методы химической науки» (12 часов)
Мир - множество тел. Всякое тело имеет форму и состоит из одного или нескольких веществ. Чтобы эффективно применять вещества нужно знать их свойства (физические и химические). Химия - наука о свойствах веществ. Вещества, их происхождение и многообразие. Простые вещества и сложные. Полезные вещества (лекарственные) и вредные (ядовитые: угарный газ, ртуть и её соли, мышьяк, свинец, соединения хрома). Меры первой помощи при отравлениях.
Чистые вещества и смеси. Виды смесей, их значение в природе и жизни человека, применение в быту и народном хозяйстве. Способы разделения смесей.
Правила техники безопасности в кабинете химии (химической лаборатории). Лабораторное химическое оборудование. Строение пламени.
Экспериментальный практикум:
№1. Работа с коллекционными материалами.
№2. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Правила ТБ.
№3. Изучение строения пламени.
№4. Разделение однородной и неоднородной смесей.
Минипроекты:
№1. Лекари на подоконнике.
№2. Что мы едим?
Тема №3. «Первое знакомство с экспериментальной химией» (4 часа)
Химический эксперимент - основной метод изучения свойств веществ. Знакомство с химической посудой и приборами, приобретение основных навыков их использования. Проведение простейших экспериментальных операций по взвешиванию, смешиванию, нагреванию и т.д. Практическая значимость и применение в быту аналогичных операций.
Тема №4. «Свойства и превращения вещества» (8 часов)
Агрегатное состояние, цвет, запах, вкус, растворимость в воде как свойства вещества. Изменения свойств веществ (явления). Физические и химические явления в природе. Важность химических процессов для жизни человека. Признаки химических реакций. Наблюдения.
Экспериментальный практикум:
№1. Описания свойств веществ, применяемых на кухне и в быту.
№2. Получение углекислого газа по реакции «гашения» соды лимонной кислотой.
Минипроекты:
№1. Химия на кухне.
№2. Химические явления в природе.
Тема 5. Экскурсии (2 часа).
Экскурсии в природу, аптеку, химчистку, косметический салон, столовую, хлебопекарню, на предприятия города. Встречи с работниками предприятий, чьи профессии, связанны с химическими веществами и химическими технологиями.
Экспериментальный практикум
№1. Приготовление лечебных настоев.
Тема №6. Творческие работы учащихся. Логические игры и задачи
(5 часов).
Выполнение учащимися предложенных заданий творческого характера (проекты, сообщения, минисочинения, стихи, рисунки, кроссворды, ребусы, химические сказки) самостоятельная работа с литературой, Изготовление простейших химических приборов.
Тема №7. Заключительное занятие «Всё выше - к вершинам» (1 час).
Анализ сходства и различия свойств веществ. Постановка проблемного вопроса: «Почему у веществ разные свойства?» Творческое осмысление курса «Азбука химии».
К концу 1 года обучения воспитанники должны
знать:
-
наименования и назначение простейшего лабораторного оборудования;
-
правила техники безопасности при проведении опытов;
-
значение понятий: тело, вещество, свойства вещества; агрегатное состояние: газ, жидкость, твердое; физическое явление, химическая реакция, признаки реакции; испарение, замерзание, таяние, конденсация;
-
классификация веществ на простые и сложные;
-
явления (превращения), при которых одни вещества превращаются в другие, признаки химической реакции: изменение цвета, запаха, вкуса; выпадение или растворение осадка; выделение газа, света и тепла; изменение окраски индикатора.
-
строение пламени.
уметь:
-
различать живые и неживые тела, тело и вещество; распознавать физические и химические явления.
-
описывать признаки химической реакции;
описывать свойств веществ по правилу «пяти пальцев»:
1) агрегатное состояние;
2) цвет;
3) запах;
4) вкус;
5) растворимость.
-
безопасно обращаться с химическими веществами и оборудованием; планировать и проводить несложные химические эксперименты.
применять на практике:
-
различать предметы и вещества, вещества и смеси, вещества простые и сложные, полезные и ядовитые;
-
распознавать физические и химические превращения веществ в природе и в быту;
-
готовить лечебные настои;
-
безопасно обращаться с химическими веществами в быту;
-
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах и отравлениях.
Тематический план занятий
(Второй год обучения).
ТЕМА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
Всего
Теоретические занятия
Практические занятия
1. Вводное занятие. Правила ТБ.
1
1
-
2. Учение о молекулах.
6
2
4
3. Учение об атомах.
4
2
2
4. Простые и сложные вещества.
10
2
8
5. Самое обычное и необыкновенное вещество.
7
2
5
6. Творческие работы учащихся. Логические игры и задачи.
5
0
5
7. Заключительное занятие.
1
1
0
ИТОГО:
34
10
24
Содержание образовательной программы «Азбука химии»
2 год обучения (34 часа)
Тема №1.
«Учение о молекулах» (6 часов)
Молекула - мельчайшая частица вещества. Взаимное расположение частиц в газе, жидкости и твердом веществе. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Состав и строение бинарных молекул.
Экспериментальный практикум
№1. Опыты делимости вещества.
№2. Моделирование молекул простых и сложных веществ.
Тема №1. «Учение об атомах» (4 часа)
Элементарные частицы, образующие атом: электроны, протоны, нейтроны: их заряд и расположение внутри атома. Ядро и электронная оболочка атома. Знакомство с ПСХЭ Д.И. Менделеева как системой химических элементов, созданной с учетом периодичности изменения строения атомов, обусловливающей периодичность повторения свойств веществ. Структура ПСХЭ, физический смысл порядкового номера химического элемента, номера периода, группы и вида подгруппы.
Экспериментальный практикум
№1. Моделирование атомов I-III периодов ПСХЭ.
Тема №2. «Простые и сложные вещества» (10 часов)
Химический элемент водород. Водород как составная часть воды и кислот. Состав и строение молекулы простого вещества водорода. Водород в природе. Свойства водорода, имеющие практическое применение в повседневной жизни. Получение водорода в лаборатории.
Химический элемент кислород, символ, масса, валентность. Состав и строение молекулы простого вещества кислорода. Масса молекулы кислорода. Кислород в природе. Роль кислорода в процессе дыхания живых существ. Понятие о процессе фотосинтеза. Реакции окисления (горения). Кислород как составная часть оксидов. Понятие «уравнение реакции». Составление химических формул оксидов и уравнений реакций окисления (горения). Получение кислорода в лаборатории.
Химический элемент йод, символ, масса, валентность. Состав и строение молекулы простого вещества йода. Йод в природе. Свойства йода, имеющие практическое применение в повседневной жизни.
Экспериментальный практикум
№1. Получение водорода в лаборатории по реакции замещения: цинк + соляная кислота, собирание и доказательство наличия газа. Наблюдение демонстрационного опыта получения водорода по реакции замещения: натрий + вода. Моделирование молекул водорода и воды.
№2. Качественное обнаружение крахмала в пищевых продуктах при помощи йода. Моделирование молекул йода и крахмала.
Тема №3. «Самое необыкновенное вещество» (7 часов)
Вода - «колыбель жизни» на нашей планете. Путь воды в Природе. Испарение, конденсация, замерзание, таяние как физические явления. «Снежинка» - кристалл воды. Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Проблема загрязнения воды. Методы очистки воды: декантация, фильтрование, действие магнитом, адсорбция, озонирование и кристаллизация.
Как правильно вести себя на воде. Правила безопасности на воде.
Экспериментальный практикум
№1. Очистка воды от примесей.
№2. Изготовление бумажных моделей кристаллов воды.
№3. Очистка поваренной соли от примесей. Правила техники безопасности при работе со спиртовкой.
Тема №4. Творческие работы учащихся. Логические игры и задачи
(5 часов).
Выполнение учащимися предложенных заданий творческого характера (проекты, сообщения, минисочинения, стихи, рисунки, кроссворды, ребусы, химические сказки) самостоятельная работа с литературой.
Тема №5. «Всё выше - к вершинам «Азбука химии» (1 час)
Химический элемент как вид атомов. Неделимость атома в химической реакции. Химическая реакция как перегруппировка атомов. Постановка проблемного вопроса: «Почему у молекул разных веществ разные свойства?» Творческое осмысление курса «Азбука химии».
2 класс
1. Как рождаются и растут кристаллы (в лаборатории и в природе)?
2. Вода - самое обычное и самое необыкновенное вещество.
3. Очистка воды.
4. Вода жесткая и мягкая.
5. Загрязнители окружающей среды.
6. Сбереги планету.
К концу 2 года обучения воспитанники должны
знать:
-
Требования к усвоению теоретического материала.
Знать: строение молекулы и атома как совокупности элементарных частиц; состав ядра и электронной оболочки атома, периодический закон как всеобщий естественный закон Природы; молекулярный состав, строение, основные свойства, получение, применение, нахождение в природе простых веществ водорода, кислорода и йода; основы метода моделирования молекул; сущность химической реакции как разрушения молекул одних веществ и образования других веществ; закон сохранения массы веществ как всеобщий естественный закон Природы; значение реакции окисления (горения) в Природе и для повседневной жизни человека.
Уметь: различать атом и ион; осуществлять сравнительный анализ молекулярного состава и строения, основных свойств, нахождения в Природе и применения водорода, кислорода и йода; объяснять процесс химического превращения веществ как результат перегруппировки атомов; моделировать молекулы простейших веществ.
-
Требования к усвоению фактов.
Знать: всякое вещество делимо на мельчайшие невидимые глазу частицы; разные вещества состоят из разных частиц; взаимное расположение частиц определяет агрегатное состояние вещества; частицы постоянно беспорядочно движутся; чем выше температура, тем быстрее движение частиц; при столкновении частицы взаимодействуют друг с другом, характер взаимодействия - притяжение или отталкивание; химическая реакция не может произойти без соударения частиц.
Уметь: наблюдать и анализировать поведение частиц газов, жидкостей и твердых тел; составлять по валентности молекулярные и структурные химические формулы бинарных веществ; составлять химические уравнения реакций горения; классифицировать вещества на простые и сложные по составу; отличать металлы от неметаллов по внешним признакам; вычислять массу молекулы по массам образующих ее химических элементов с использованием ПСХЭ; расставлять коэффициенты в химическом уравнении реакции горения.
-
Требования к усвоению химического языка.
Знать: названия и химические символы нескольких химических элементов: O, H, I, C, S, P, N, Cl, Si, Cu, Fe, Ag, Au, Hg; значение понятий: «броуновское движение», молекула, химический элемент, валентность и масса химического элемента, простое вещество, сложное вещество; металлы, неметаллы; бинарные вещества; химическая формула: химическое уравнение, окисление (горение), фотосинтез, оксиды; значение терминов: индекс, коэффициент.
Уметь: находить в ПСХЭ химические элементы по их названию и наоборот; различать понятия «простое вещество» и «химический элемент» при совпадении их названий; условные обозначения:
eˉ -электрон p -протон n -нейтрон
«+» положительный заряд
«-» отрицательный заряд
Э+ ион с положительным зарядом
Э- ион с отрицательным зарядом
-
Требования к проведению химического эксперимента.
Знать: практические приемы метода моделирования молекул (плоскостные и шаростержневые модели); технологические основы лабораторных способов получения, собирания и обнаружения простейших газов: водорода и кислорода; значение и основные признаки качественных реакций в химическом эксперименте (пример: обнаружение крахмала йодом).
Уметь: моделировать бинарные молекулы простых и сложных веществ; получать, собирать и распознавать водород и кислород в лабораторных условиях; проводить качественную реакцию обнаружения крахмала в различных пищевых продуктах.
5. Умение применять на практике.
Различать предметы и вещества, вещества и смеси, вещества простые и сложные, полезные и ядовитые; определять сходства и различия веществ; проводить очистку воды и загрязненной поваренной соли методами отстаивания, фильтрования, дистилляции, кристаллизации; готовить лечебные настои и фиточаи; безопасно обращаться с химическими веществами и нагревательными приборами в быту; безопасно вести себя на воде; оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отравлениях и солнечных ударах.
Литература для педагога.
-
Александрова Т., Нефедова В., Федорова Ж. Игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. - В журнале «Химия в школе», №2, 2009. - 59-63 с.
-
Вишняцкая И. Проводится педагогическая игра. В журнале «Вестник высшей школы», №1, 2003. - 27-29 с.
-
Гара Н.Н. Учить творчеству. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
-
Фельдт В. Рисунок в преподавании химии.- М.: Учпедгиз, 2003.- 163 с.
-
Энциклопедический словарь юного химика. Москва, 2010г.
Литература для учащихся и их родителей.
-
Детская энциклопедия для ленивых. - М.: Масс-Медиа, 2004.
-
Доусвелл П. Неизвестное об известном. - М.: РОСМЭН, 1997.
-
Зазнобина Л.. Ковенько Л. Моя самая первая книжка о превращениях в природе. - М.: Дрофа, 2006.
-
Константиновский М. Почему вода мокрая? - М.: Малыш, 2007.
-
Леф Ф. Из чего всё? - М.: Дет. лит., 2013.
-
Молдавер Т.И. Химия рядом. - М.: Мир, 2004.
-
Штемпоер Г. Химия на досуге. - М.: Просвещение, 2013.
-
Я познаю мир (химия). сост. Савина А. - М.: АСТ, 2005.
14