Рабочая программа Азбука химии (ФГОС)

Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы Сысуевой Надежды Николаевны

учителя химии и биологии МОУ «Лицей №26» г.Саранск, Республика Мордовия.


Программа дополнительного образования по реализации ФГОС

«Азбука химии»



Нормативно - правовой аспект.


В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

- в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

- в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст.26, п.2).

Содержание дополнительных образовательных программ.

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Пояснительная записка.


Химия уникальная, быстроразвивающаяся область научного знания, изучающая различные вещества, их состав, свойства и взаимные превращения. Не найдется ни одной отрасли производства, которая прямо или косвенно не была бы связана с химией. Химия даёт нам материалы для конструкции самолетов, автомобилей, электронно-вычислительных машин, телевизоров, компьютерной техники, топливо для ракет и кораблей, удобрения для сельского хозяйства. Мы носим одежду и обувь, изготовленную из синтетических материалов. Берем в руки мыло - продукт химического производства, зажигая огонь, осуществляем химический процесс. Химия охраняет наше здоровье, давая нам лекарства. В повседневной жизни мы постоянно имеем дело со многими веществами, поэтому необходимо знать и способы их получения, и физические и химические свойства, и влияние на организм человека. В природе всё взаимосвязано. В связи с этим, невозможно переоценить важность химического образования и воспитания школьников в современном мире.

Программа дополнительного образования «АЗБУКА ХИМИИ» для обучающихся 5-6 классов разработана на основе оригинального учебного материала традиционного школьного курса химии. Программа рассчитана на 67 часов (два года обучения), 1 час в неделю дополнительно к учебному плану.

Реализация программы рассчитана на достижение двух основных целей:

  • развитие мотивации изучения химии и создание фундамента химического образования, которые должны способствовать адаптации к предмету в старших классах;

  • развитие внимания, наблюдательности и мышления школьников с использованием нетривиального арсенала химической науки, что создаст условия для формирования их предметной компетентности.

Перспективное развитие программы предполагает реализацию принципа непрерывности школьного химического образования и создание условий для углубленного изучения химии в VIII-XI классах.

Ведущие идеи курса:

  • мир природы состоит из вещества;

  • единство различных уровней организации вещества;

  • зависимость свойств вещества от состава и строения, а применения от свойств;

  • обусловленность химических превращений объективными законами Природы;

  • взаимосвязь Человека и Природы.

С учетом возрастных психоинтеллектуальных особенностей школьников среднего звена содержание программы излагается в логике восхождения от конкретного к абстрактному с использованием системно-генетического подхода к построению учебного курса. Весь учебный материал разделен на несколько блоков конкретности, находящиеся во взаимосвязи. (В данной программе представлены 2 блока (1-2 кл), но возможна разработка дальнейшего курса «Азбука химии»).

Первый блок (1 год обучения) «ВЕЩЕСТВО».

Исследование свойств веществ, анализ на тривиальном уровне их сходства и различия; исследование пути (круговорот) вещества в Природе и его превращений (явлений). Постановка проблемного вопроса: «Почему вещества имеют разные свойства?»

Второй блок (2 год обучения) «СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВ».

Исследование дискретности вещества, сравнительный анализ состава и строения молекул. Строение атома, сопоставление особенностей элементарных частиц, понимание атомно-молекулярной организации окружающего мира Природы. Постановка проблемного вопроса: «Почему у молекул разных веществ разные свойства?»

Учебно-воспитательные задачи курса:

  • изучение важнейших химических фактов и понятий, необходимых для формирования достаточного образно-эмпирического представления о предмете «химия»;

  • ознакомление учащихся с важнейшими направлениями познания и использования известных им веществ и химических явлений;

  • формирование умений: безопасно обращаться с химическими веществами, простейшим лабораторным оборудованием; соблюдать правила поведения во время проведения химического эксперимента; наблюдать и анализировать физические и химические явления, происходящие в природе, в повседневной жизни, в лабораторных опытах; объяснять результаты опытов; делать обобщения и выводы; сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;

  • формирование основы естественнонаучного мировоззрения и восприятия всесторонней картины мира;

  • воспитание гуманистических черт характера и экологической культуры;

  • воспитание самостоятельности суждений, способности к их доказательному логическому обоснованию;

  • воспитание уверенности в себе и ответственности за результаты своей деятельности.

Особенности методики преподавания.

В целях наиболее эффективного усвоения знаний учащимися, методика обучения построена в соответствии с теорией планомерно-поэтапного формирования умственных действий, чтобы усвоение знаний и приобретение навыков происходило через организацию собственной деятельности учащихся по схеме: НАБЛЮДЕНИЕОПЫТТЕОРИЯ (вводимые понятия)ВЫВОДЫ (выводимые понятия).

С целью преодоления психолого-педагогических трудностей обучения, основные из которых: в обучающейся группе могут быть дети разного возраста и разных способностей, иметь разный уровень мотивации к изучению дополнительного предмета, важнейшими методическими принципами обучения по программе курса «Азбука химии» являются:

  • доступность понятий учебного материала (предметная адаптация к возрасту);

  • недопустимость механического заучивания;

  • минимум научных терминов;

  • эмоционально-образная подача химических фактов;

  • аккуратность изложения учебного материала («Самое первое представление всегда запоминается лучше» /С.С. Бердоносов/);

  • рассмотрение отрывочных химических фактов в логике диалектичности Природы;

  • использование в обучении веществ хорошо известных учащимся и безопасных для их здоровья;

  • наглядные, яркие формы урока: ролевые, сюжетные, имитационные игры, логические тренинги, конкурсы находчивых химиков, химические марафоны, экологические тропы «на природу» и другие;

  • поурочное применение демонстрационных опытов с целью развития наблюдательности и концентрации внимания учащихся;

  • установка на формирование самостоятельности учащихся, активности и свободы творчества суждений, а также навыков анализа своей деятельности;

  • постановка конкретных проблемных, а не «глобально научных» абстрактных задач в процессе обучения;

  • настоящий химический эксперимент, а не его красочное мультимедийное моделирование;

  • обязательный для каждого ученика поурочный контроль знаний как средство активизации процесса обучения и мотивации достижения успеха;

  • обучение происходит в классе, домашние задания не обязательны;

  • рекомендовано сочетание курса с внеурочной работой учащихся по химии:

  • по итогам года присвоение каждому ученику на основании его суммарного годового рейтинга поощрительных званий и вручение сертификатов с правом дальнейшего обучения химической науке.


ТРабочая программа Азбука химии (ФГОС)ематический план занятий

(Первый год обучения).






ТЕМА



КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ



Всего


Теоретические занятия


Практические занятия

1. Вводное занятие. Правила ТБ.


1


1


-

2. Предмет и методы химической науки. Мини-проект.


12


7


5

3. Первое знакомство с экспериментальной химией.


4



0


4

4. Свойства и превращения вещества. Мини-проект.


8


3


5

5. Экскурсии. Встречи.


2


0


2

6. Творческие работы учащихся. Логические игры и задачи.


5


0


5

7. Заключительное занятие.


1


1


0

ИТОГО:



33


11


22








Содержание образовательной программы «Азбука химии»

I год обучения (33 часа)

Тема №1. Вводное занятие. Правила ТБ. (1час)

Формирование группы, знакомство с планом работы, материалами, оборудованием. Вводный инструктаж. Игры на знакомство.

Тема №2. «Предмет и методы химической науки» (12 часов)

Мир - множество тел. Всякое тело имеет форму и состоит из одного или нескольких веществ. Чтобы эффективно применять вещества нужно знать их свойства (физические и химические). Химия - наука о свойствах веществ. Вещества, их происхождение и многообразие. Простые вещества и сложные. Полезные вещества (лекарственные) и вредные (ядовитые: угарный газ, ртуть и её соли, мышьяк, свинец, соединения хрома). Меры первой помощи при отравлениях.

Чистые вещества и смеси. Виды смесей, их значение в природе и жизни человека, применение в быту и народном хозяйстве. Способы разделения смесей.

Правила техники безопасности в кабинете химии (химической лаборатории). Лабораторное химическое оборудование. Строение пламени.

Экспериментальный практикум:

1. Работа с коллекционными материалами.

2. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Правила ТБ.

3. Изучение строения пламени.

4. Разделение однородной и неоднородной смесей.

Минипроекты:

1. Лекари на подоконнике.

2. Что мы едим?

Тема №3. «Первое знакомство с экспериментальной химией» (4 часа)

Химический эксперимент - основной метод изучения свойств веществ. Знакомство с химической посудой и приборами, приобретение основных навыков их использования. Проведение простейших экспериментальных операций по взвешиванию, смешиванию, нагреванию и т.д. Практическая значимость и применение в быту аналогичных операций.

Тема №4. «Свойства и превращения вещества» (8 часов)

Агрегатное состояние, цвет, запах, вкус, растворимость в воде как свойства вещества. Изменения свойств веществ (явления). Физические и химические явления в природе. Важность химических процессов для жизни человека. Признаки химических реакций. Наблюдения.

Экспериментальный практикум:

1. Описания свойств веществ, применяемых на кухне и в быту.

2. Получение углекислого газа по реакции «гашения» соды лимонной кислотой.

Минипроекты:

1. Химия на кухне.

2. Химические явления в природе.

Тема 5. Экскурсии (2 часа).

Экскурсии в природу, аптеку, химчистку, косметический салон, столовую, хлебопекарню, на предприятия города. Встречи с работниками предприятий, чьи профессии, связанны с химическими веществами и химическими технологиями.

Экспериментальный практикум

1. Приготовление лечебных настоев.

Тема №6. Творческие работы учащихся. Логические игры и задачи

(5 часов).

Выполнение учащимися предложенных заданий творческого характера (проекты, сообщения, минисочинения, стихи, рисунки, кроссворды, ребусы, химические сказки) самостоятельная работа с литературой, Изготовление простейших химических приборов.

Тема №7. Заключительное занятие «Всё выше - к вершинам» (1 час).

Анализ сходства и различия свойств веществ. Постановка проблемного вопроса: «Почему у веществ разные свойства?» Творческое осмысление курса «Азбука химии».







К концу 1 года обучения воспитанники должны


знать:

  • наименования и назначение простейшего лабораторного оборудования;

  • правила техники безопасности при проведении опытов;

  • значение понятий: тело, вещество, свойства вещества; агрегатное состояние: газ, жидкость, твердое; физическое явление, химическая реакция, признаки реакции; испарение, замерзание, таяние, конденсация;

  • классификация веществ на простые и сложные;

  • явления (превращения), при которых одни вещества превращаются в другие, признаки химической реакции: изменение цвета, запаха, вкуса; выпадение или растворение осадка; выделение газа, света и тепла; изменение окраски индикатора.

  • строение пламени.

уметь:

  • различать живые и неживые тела, тело и вещество; распознавать физические и химические явления.

  • описывать признаки химической реакции;

описывать свойств веществ по правилу «пяти пальцев»:

1) агрегатное состояние;

2) цвет;

3) запах;

4) вкус;

5) растворимость.

  • безопасно обращаться с химическими веществами и оборудованием; планировать и проводить несложные химические эксперименты.

применять на практике:

  • различать предметы и вещества, вещества и смеси, вещества простые и сложные, полезные и ядовитые;

  • распознавать физические и химические превращения веществ в природе и в быту;

  • готовить лечебные настои;

  • безопасно обращаться с химическими веществами в быту;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах и отравлениях.



ТРабочая программа Азбука химии (ФГОС)ематический план занятий

(Второй год обучения).






ТЕМА



КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ



Всего


Теоретические занятия


Практические занятия

1. Вводное занятие. Правила ТБ.


1


1


-

2. Учение о молекулах.


6



2


4

3. Учение об атомах.


4


2


2

4. Простые и сложные вещества.


10


2


8

5. Самое обычное и необыкновенное вещество.


7


2


5

6. Творческие работы учащихся. Логические игры и задачи.


5


0


5

7. Заключительное занятие.


1


1


0

ИТОГО:



34


10


24








Содержание образовательной программы «Азбука химии»

2 год обучения (34 часа)

Тема №1.

«Учение о молекулах» (6 часов)

Молекула - мельчайшая частица вещества. Взаимное расположение частиц в газе, жидкости и твердом веществе. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Состав и строение бинарных молекул.

Экспериментальный практикум

1. Опыты делимости вещества.

2. Моделирование молекул простых и сложных веществ.

Тема №1. «Учение об атомах» (4 часа)

Элементарные частицы, образующие атом: электроны, протоны, нейтроны: их заряд и расположение внутри атома. Ядро и электронная оболочка атома. Знакомство с ПСХЭ Д.И. Менделеева как системой химических элементов, созданной с учетом периодичности изменения строения атомов, обусловливающей периодичность повторения свойств веществ. Структура ПСХЭ, физический смысл порядкового номера химического элемента, номера периода, группы и вида подгруппы.

Экспериментальный практикум

1. Моделирование атомов I-III периодов ПСХЭ.

Тема №2. «Простые и сложные вещества» (10 часов)

Химический элемент водород. Водород как составная часть воды и кислот. Состав и строение молекулы простого вещества водорода. Водород в природе. Свойства водорода, имеющие практическое применение в повседневной жизни. Получение водорода в лаборатории.

Химический элемент кислород, символ, масса, валентность. Состав и строение молекулы простого вещества кислорода. Масса молекулы кислорода. Кислород в природе. Роль кислорода в процессе дыхания живых существ. Понятие о процессе фотосинтеза. Реакции окисления (горения). Кислород как составная часть оксидов. Понятие «уравнение реакции». Составление химических формул оксидов и уравнений реакций окисления (горения). Получение кислорода в лаборатории.

Химический элемент йод, символ, масса, валентность. Состав и строение молекулы простого вещества йода. Йод в природе. Свойства йода, имеющие практическое применение в повседневной жизни.

Экспериментальный практикум

1. Получение водорода в лаборатории по реакции замещения: цинк + соляная кислота, собирание и доказательство наличия газа. Наблюдение демонстрационного опыта получения водорода по реакции замещения: натрий + вода. Моделирование молекул водорода и воды.

2. Качественное обнаружение крахмала в пищевых продуктах при помощи йода. Моделирование молекул йода и крахмала.

Тема №3. «Самое необыкновенное вещество» (7 часов)

Вода - «колыбель жизни» на нашей планете. Путь воды в Природе. Испарение, конденсация, замерзание, таяние как физические явления. «Снежинка» - кристалл воды. Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Проблема загрязнения воды. Методы очистки воды: декантация, фильтрование, действие магнитом, адсорбция, озонирование и кристаллизация.

Как правильно вести себя на воде. Правила безопасности на воде.

Экспериментальный практикум

1. Очистка воды от примесей.

2. Изготовление бумажных моделей кристаллов воды.

3. Очистка поваренной соли от примесей. Правила техники безопасности при работе со спиртовкой.

Тема №4. Творческие работы учащихся. Логические игры и задачи

(5 часов).

Выполнение учащимися предложенных заданий творческого характера (проекты, сообщения, минисочинения, стихи, рисунки, кроссворды, ребусы, химические сказки) самостоятельная работа с литературой.

Тема №5. «Всё выше - к вершинам «Азбука химии» (1 час)

Химический элемент как вид атомов. Неделимость атома в химической реакции. Химическая реакция как перегруппировка атомов. Постановка проблемного вопроса: «Почему у молекул разных веществ разные свойства?» Творческое осмысление курса «Азбука химии».

2 класс

1. Как рождаются и растут кристаллы (в лаборатории и в природе)?

2. Вода - самое обычное и самое необыкновенное вещество.

3. Очистка воды.

4. Вода жесткая и мягкая.

5. Загрязнители окружающей среды.

6. Сбереги планету.






К концу 2 года обучения воспитанники должны


знать:


  1. Требования к усвоению теоретического материала.

Знать: строение молекулы и атома как совокупности элементарных частиц; состав ядра и электронной оболочки атома, периодический закон как всеобщий естественный закон Природы; молекулярный состав, строение, основные свойства, получение, применение, нахождение в природе простых веществ водорода, кислорода и йода; основы метода моделирования молекул; сущность химической реакции как разрушения молекул одних веществ и образования других веществ; закон сохранения массы веществ как всеобщий естественный закон Природы; значение реакции окисления (горения) в Природе и для повседневной жизни человека.

Уметь: различать атом и ион; осуществлять сравнительный анализ молекулярного состава и строения, основных свойств, нахождения в Природе и применения водорода, кислорода и йода; объяснять процесс химического превращения веществ как результат перегруппировки атомов; моделировать молекулы простейших веществ.


  1. Требования к усвоению фактов.

Знать: всякое вещество делимо на мельчайшие невидимые глазу частицы; разные вещества состоят из разных частиц; взаимное расположение частиц определяет агрегатное состояние вещества; частицы постоянно беспорядочно движутся; чем выше температура, тем быстрее движение частиц; при столкновении частицы взаимодействуют друг с другом, характер взаимодействия - притяжение или отталкивание; химическая реакция не может произойти без соударения частиц.

Уметь: наблюдать и анализировать поведение частиц газов, жидкостей и твердых тел; составлять по валентности молекулярные и структурные химические формулы бинарных веществ; составлять химические уравнения реакций горения; классифицировать вещества на простые и сложные по составу; отличать металлы от неметаллов по внешним признакам; вычислять массу молекулы по массам образующих ее химических элементов с использованием ПСХЭ; расставлять коэффициенты в химическом уравнении реакции горения.


  1. Требования к усвоению химического языка.

Знать: названия и химические символы нескольких химических элементов: O, H, I, C, S, P, N, Cl, Si, Cu, Fe, Ag, Au, Hg; значение понятий: «броуновское движение», молекула, химический элемент, валентность и масса химического элемента, простое вещество, сложное вещество; металлы, неметаллы; бинарные вещества; химическая формула: химическое уравнение, окисление (горение), фотосинтез, оксиды; значение терминов: индекс, коэффициент.

Уметь: находить в ПСХЭ химические элементы по их названию и наоборот; различать понятия «простое вещество» и «химический элемент» при совпадении их названий; условные обозначения:

eˉ -электрон p -протон n -нейтрон

«+» положительный заряд

«-» отрицательный заряд

Э+ ион с положительным зарядом

Э- ион с отрицательным зарядом


  1. Требования к проведению химического эксперимента.

Знать: практические приемы метода моделирования молекул (плоскостные и шаростержневые модели); технологические основы лабораторных способов получения, собирания и обнаружения простейших газов: водорода и кислорода; значение и основные признаки качественных реакций в химическом эксперименте (пример: обнаружение крахмала йодом).

Уметь: моделировать бинарные молекулы простых и сложных веществ; получать, собирать и распознавать водород и кислород в лабораторных условиях; проводить качественную реакцию обнаружения крахмала в различных пищевых продуктах.

5. Умение применять на практике.

Различать предметы и вещества, вещества и смеси, вещества простые и сложные, полезные и ядовитые; определять сходства и различия веществ; проводить очистку воды и загрязненной поваренной соли методами отстаивания, фильтрования, дистилляции, кристаллизации; готовить лечебные настои и фиточаи; безопасно обращаться с химическими веществами и нагревательными приборами в быту; безопасно вести себя на воде; оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отравлениях и солнечных ударах.




Литература для педагога.


  1. Александрова Т., Нефедова В., Федорова Ж. Игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. - В журнале «Химия в школе», №2, 2009. - 59-63 с.

  2. Вишняцкая И. Проводится педагогическая игра. В журнале «Вестник высшей школы», №1, 2003. - 27-29 с.

  3. Гара Н.Н. Учить творчеству. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.

  4. Фельдт В. Рисунок в преподавании химии.- М.: Учпедгиз, 2003.- 163 с.

  5. Энциклопедический словарь юного химика. Москва, 2010г.

Литература для учащихся и их родителей.


  1. Детская энциклопедия для ленивых. - М.: Масс-Медиа, 2004.

  2. Доусвелл П. Неизвестное об известном. - М.: РОСМЭН, 1997.

  3. Зазнобина Л.. Ковенько Л. Моя самая первая книжка о превращениях в природе. - М.: Дрофа, 2006.

  4. Константиновский М. Почему вода мокрая? - М.: Малыш, 2007.

  5. Леф Ф. Из чего всё? - М.: Дет. лит., 2013.

  6. Молдавер Т.И. Химия рядом. - М.: Мир, 2004.

  7. Штемпоер Г. Химия на досуге. - М.: Просвещение, 2013.

  8. Я познаю мир (химия). сост. Савина А. - М.: АСТ, 2005.


14


© 2010-2022