- Преподавателю
- Химия
- Конспект по теме Здоровьесберегающие технологии в системе общеобразовательной школы
Конспект по теме Здоровьесберегающие технологии в системе общеобразовательной школы
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Домахина З.Ю. |
Дата | 01.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Здоровьесберегающие технологии в системе общеобразовательной школы.
Выступление на методическом объединении химиков
Домахиной З. Ю. учителя высшей категории, преподавателя МОУ СОШ №6
2013 года
Здоровьесберегающие технологии
в системе общеобразовательной школы
Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло (рекламные блоки на ТВ, газетные публикации, много популярной литературы о здоровье).
Закономерно возросло и внимание к здоровью школьников. О неблагополучии здоровья подрастающего поколения стали говорить открыто на всех уровнях, вплоть до президента.
В 2002 году был проведен всероссийский мониторинг здоровья школьников. Практически здоровыми можно назвать ~ 10% школьников, 54% детей - имеют патологии, а остальные 36% имеют хронические, часто тяжелые заболевания, а иногда и целый букет таких заболеваний.
Можно ссылаться на экологические, генетические, социальные факторы, способствующие плохому здоровью детей. Но мы поговорим о чисто педагогических (школьных) факторах ухудшения здоровья школьников.
Интенсификация учебного процесса
По данным института возрастной физиологии, научного центра здоровья детей и подростков РАМН, фактическая учебная нагрузка (особенно в лицеях и гимназиях, в классах с углубленным изучением предметов) составляет:
Начальная школа
Основная школа
Средняя школа
6,2 - 6,7 часов
7,2 - 8,3 часов
8,6 - 9,2 часов
Вместе с приготовлением домашних заданий
9-10 часов
10-12 часов
13-15 часов
Существенное увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно:
у детей наблюдается большая утомляемость, большая выраженность нервно-психических нагрузок, более низкая сопротивляемость болезням среди учащихся этих школ в 1,5 - 2 раза больше, чем в общеобразовательных школах, детей со сниженной массой тела, патологией зрения.
В большинстве исследований отличается четкая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки.
Стрессовая педагогическая тактика ведения урочной деятельности
Понятие «школьные стрессы» прочно вошло в педагогический обиход. В их распространении - одна из главных причин неблагополучия здоровья учащихся.
У зарубежных психологов есть выражение «Быть ребенком - значит испытывать стресс». Стрессов у детей ничуть не меньше, чем у взрослых, просто их причины и внешние проявления иные.
Но в основе - несоответствие природного устройства нервной системы человека и современного образа жизни.
Психологическое воздействие школьных стрессов проявляется в трех основных формах:
- мобилизация усилий и активности - «бойцы»
- растерянность, паника, слезы - «паникеры»
- состояние ступора, отстраненность - «тормоза»
Со школьными стрессами непосредственно связаны дидактогении - это психотравмы, нанесенные учащимся педагогами, образовательным процессом в целом.
Примерами дидактогений могут служить грубые, оскорбительные высказывания учителя в адрес ученика, эмоциональная несдержанность учителя, его пристрастное, несправедливое (по мнению ученика) отношение, прямое оскорбление ученика при всем классе и т.д.
Последствия одних дидактогенных воздействий становятся заметны сразу (конфликт, бурная эмоциональная реакция ученика на уроке или после него), других - спустя дни, месяцы и даже годы.
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и физиологическим особенностям учащихся.
Чтобы технологию назвать здоровьесберегающей, надо отследить результат. Поэтому авторы программ не берут на себя такую ответственность. И к здоровьесберегающим технологиям относят такие, которые минимум - решают задачу - не навредить, максимум - сформировать культуру здоровья.
Если ученик на уроке задает вопросы, что говорит о его включенности в урок, показывает его коммуникативные навыки, если у него есть желание ходить в школу, если есть интерес к предмету, низкий уровень тревожности, значит ваш урок, ваша программа и методика работы является здоровьесберегающей.
Чтобы оценить работу школы в сфере охраны здоровья школьников, используют следующие показатели:
-
Желание учащихся посещать школу-простой, но очень информативный показатель, он отражает не только психологические (стиль взаимоотношений с учителем, психологический климат в классе и т.д.), но и интерес к урокам, к предметам.
-
Объем дневной нагрузки учащихся - традиционный и максимально формализованный индикатор.
-
Курящие школьники - их наличие или отсутствие в школе и на её территории -объективный показатель результативности воспитания культуры здоровья.
-
Гигиеническое состояние школьных туалетов, состояние сантехники.
-
Жизнь в школе после уроков. Пустеет ли школа или активная жизнь учащихся и педагогов в ней продолжается, но уже в другом ключе, давая выход эмоциям, разряжая напряжение.
-
Психологический климат в педагогическом коллективе, характер взаимоотношений учащихся с учителями и друг с другом, доброжелательность, взаимопонимание, готовность к поддержке или настороженность, неискренность, зависть и т.д.
-
Отношение к школе родителей. Приходят ли по принуждению, по вызову или с готовностью участвуют в жизни школы.
Главная цель здоровьесберегающих технологий - здоровье школьников.
Но без заботы о здоровье учителя эта цель труднодостижима.
Нездоровый учитель не может заниматься воспитанием культуры здоровья школьников, т.к. в этой работе необходим личный пример.
Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявление синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на здоровье учащегося.
Синдром профессионального выгорания выражается в состоянии физического утомления и разочарования, истощения и износа, которое происходит в результате завышенных требований к собственным силам и ресурсам и возникает у людей занятых в профессиональных сферах «человек - человек».
Условия работы учителя включают, кроме большого нервно - психического напряжения, такие факторы, как:
Гиподинамия
Повышенная нагрузка на зрительный, слуховой, голосовой аппарат
Отсутствие эмоциональной разрядки
Большое количество контактов в течение рабочего дня и т.д.
При достижении определенного уровня напряжения организм начинает защищать себя. Это проявляется различными симптомами эмоционального выгорания. К ним относятся:
Стремление сократить взаимодействие с другими людьми (учащимися, коллегами, родственниками и другими)
Постоянное ожидание не вознаграждения от выполненной работы, а наказания, уличения в недостаточной компетентности
Непрекращающееся чувство усталости
Частые головные боли, бессонница и нарушение сна, изменение веса (снижение или увеличение)
Обида, разочарование, легкое присутствие гнева, раздражительность и т.д.
Выделяют две стадии этого состояния.
1 стадия: Ухудшается память, снижается интерес к работе, потребность общения, никого не
хочется видеть, нарастание апатии к концу недели, повышается раздражительность,
эмоциональная неустойчивость «заводится с пол - оборота».
Появляются устойчивые соматические симптомы (нет сил, энергии, головные боли по вечерам, «мертвый» сон без сновидений, увеличение числа простудных заболеваний и т.д.)
Эти проявления постепенно нарастают в течение 3-10 лет.
2 стадия: Полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению, ему гораздо комфортнее общаться с животными и природой, чем с людьми.
Несколько рекомендаций для снижения риска синдрома выгорания:
-
Оценить ситуацию :как изменилось за последнее время отношение к работе, если мысли о ней вызывают раздражение, пора принимать меры.
-
«Уйти в отключку», т.е. регулярно давать себе возможность расслабиться, эмоционально раскрепоститься, сделать себе что-либо приятное.
-
Уходя с работы не оставлять дела в хаотическом беспорядке: когда утром придешь на работу, это снова погрузит в состояние дискомфорта.
-
Избавиться от боязни ошибиться - достичь полного совершенства все равно не получиться.
-
Избавиться от иллюзии, что без вас процесс остановиться. Сочетание ответственности с незаменимостью - путь к выгоранию.
-
Синдром «выгорания» хорош тем, что дает повод задуматься: на свом ли ты месте?