• Преподавателю
  • Химия
  • Конспект по теме Здоровьесберегающие технологии в системе общеобразовательной школы

Конспект по теме Здоровьесберегающие технологии в системе общеобразовательной школы

У зарубежных психологов есть выражение «Быть ребенком – значит испытывать стресс». Стрессов у детей ничуть не меньше, чем у взрослых, просто их причины и внешние проявления иные. Но в основе – несоответствие природного устройства нервной системы человека и современного образа жизни. Психологическое воздействие школьных стрессов проявляется в трех основных формах: - мобилизация усилий и активности – «бойцы» - растерянность, паника, слезы – «паникеры» - состояние ступора, отстраненность – «тормоза...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Тема: Здоровьесберегающие технологии в системе общеобразовательной школы.


Выступление на методическом объединении химиков

Домахиной З. Ю. учителя высшей категории, преподавателя МОУ СОШ №6





2013 года

Здоровьесберегающие технологии

в системе общеобразовательной школы

Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло (рекламные блоки на ТВ, газетные публикации, много популярной литературы о здоровье).

Закономерно возросло и внимание к здоровью школьников. О неблагополучии здоровья подрастающего поколения стали говорить открыто на всех уровнях, вплоть до президента.

В 2002 году был проведен всероссийский мониторинг здоровья школьников. Практически здоровыми можно назвать ~ 10% школьников, 54% детей - имеют патологии, а остальные 36% имеют хронические, часто тяжелые заболевания, а иногда и целый букет таких заболеваний.

Можно ссылаться на экологические, генетические, социальные факторы, способствующие плохому здоровью детей. Но мы поговорим о чисто педагогических (школьных) факторах ухудшения здоровья школьников.

Интенсификация учебного процесса

По данным института возрастной физиологии, научного центра здоровья детей и подростков РАМН, фактическая учебная нагрузка (особенно в лицеях и гимназиях, в классах с углубленным изучением предметов) составляет:

Начальная школа

Основная школа

Средняя школа

6,2 - 6,7 часов

7,2 - 8,3 часов

8,6 - 9,2 часов

Вместе с приготовлением домашних заданий

9-10 часов

10-12 часов

13-15 часов

Существенное увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно:

у детей наблюдается большая утомляемость, большая выраженность нервно-психических нагрузок, более низкая сопротивляемость болезням среди учащихся этих школ в 1,5 - 2 раза больше, чем в общеобразовательных школах, детей со сниженной массой тела, патологией зрения.

В большинстве исследований отличается четкая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки.

Стрессовая педагогическая тактика ведения урочной деятельности

Понятие «школьные стрессы» прочно вошло в педагогический обиход. В их распространении - одна из главных причин неблагополучия здоровья учащихся.

У зарубежных психологов есть выражение «Быть ребенком - значит испытывать стресс». Стрессов у детей ничуть не меньше, чем у взрослых, просто их причины и внешние проявления иные.

Но в основе - несоответствие природного устройства нервной системы человека и современного образа жизни.

Психологическое воздействие школьных стрессов проявляется в трех основных формах:

- мобилизация усилий и активности - «бойцы»

- растерянность, паника, слезы - «паникеры»

- состояние ступора, отстраненность - «тормоза»

Со школьными стрессами непосредственно связаны дидактогении - это психотравмы, нанесенные учащимся педагогами, образовательным процессом в целом.

Примерами дидактогений могут служить грубые, оскорбительные высказывания учителя в адрес ученика, эмоциональная несдержанность учителя, его пристрастное, несправедливое (по мнению ученика) отношение, прямое оскорбление ученика при всем классе и т.д.

Последствия одних дидактогенных воздействий становятся заметны сразу (конфликт, бурная эмоциональная реакция ученика на уроке или после него), других - спустя дни, месяцы и даже годы.


Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и физиологическим особенностям учащихся.

Чтобы технологию назвать здоровьесберегающей, надо отследить результат. Поэтому авторы программ не берут на себя такую ответственность. И к здоровьесберегающим технологиям относят такие, которые минимум - решают задачу - не навредить, максимум - сформировать культуру здоровья.

Если ученик на уроке задает вопросы, что говорит о его включенности в урок, показывает его коммуникативные навыки, если у него есть желание ходить в школу, если есть интерес к предмету, низкий уровень тревожности, значит ваш урок, ваша программа и методика работы является здоровьесберегающей.

Чтобы оценить работу школы в сфере охраны здоровья школьников, используют следующие показатели:

  1. Желание учащихся посещать школу-простой, но очень информативный показатель, он отражает не только психологические (стиль взаимоотношений с учителем, психологический климат в классе и т.д.), но и интерес к урокам, к предметам.

  2. Объем дневной нагрузки учащихся - традиционный и максимально формализованный индикатор.

  3. Курящие школьники - их наличие или отсутствие в школе и на её территории -объективный показатель результативности воспитания культуры здоровья.

  4. Гигиеническое состояние школьных туалетов, состояние сантехники.

  5. Жизнь в школе после уроков. Пустеет ли школа или активная жизнь учащихся и педагогов в ней продолжается, но уже в другом ключе, давая выход эмоциям, разряжая напряжение.

  6. Психологический климат в педагогическом коллективе, характер взаимоотношений учащихся с учителями и друг с другом, доброжелательность, взаимопонимание, готовность к поддержке или настороженность, неискренность, зависть и т.д.

  7. Отношение к школе родителей. Приходят ли по принуждению, по вызову или с готовностью участвуют в жизни школы.

Главная цель здоровьесберегающих технологий - здоровье школьников.

Но без заботы о здоровье учителя эта цель труднодостижима.

Нездоровый учитель не может заниматься воспитанием культуры здоровья школьников, т.к. в этой работе необходим личный пример.

Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявление синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на здоровье учащегося.

Синдром профессионального выгорания выражается в состоянии физического утомления и разочарования, истощения и износа, которое происходит в результате завышенных требований к собственным силам и ресурсам и возникает у людей занятых в профессиональных сферах «человек - человек».

Условия работы учителя включают, кроме большого нервно - психического напряжения, такие факторы, как:

Гиподинамия

Повышенная нагрузка на зрительный, слуховой, голосовой аппарат

Отсутствие эмоциональной разрядки

Большое количество контактов в течение рабочего дня и т.д.

При достижении определенного уровня напряжения организм начинает защищать себя. Это проявляется различными симптомами эмоционального выгорания. К ним относятся:

Стремление сократить взаимодействие с другими людьми (учащимися, коллегами, родственниками и другими)

Постоянное ожидание не вознаграждения от выполненной работы, а наказания, уличения в недостаточной компетентности

Непрекращающееся чувство усталости

Частые головные боли, бессонница и нарушение сна, изменение веса (снижение или увеличение)

Обида, разочарование, легкое присутствие гнева, раздражительность и т.д.

Выделяют две стадии этого состояния.

1 стадия: Ухудшается память, снижается интерес к работе, потребность общения, никого не

хочется видеть, нарастание апатии к концу недели, повышается раздражительность,

эмоциональная неустойчивость «заводится с пол - оборота».

Появляются устойчивые соматические симптомы (нет сил, энергии, головные боли по вечерам, «мертвый» сон без сновидений, увеличение числа простудных заболеваний и т.д.)

Эти проявления постепенно нарастают в течение 3-10 лет.

2 стадия: Полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению, ему гораздо комфортнее общаться с животными и природой, чем с людьми.

Несколько рекомендаций для снижения риска синдрома выгорания:

  1. Оценить ситуацию :как изменилось за последнее время отношение к работе, если мысли о ней вызывают раздражение, пора принимать меры.

  2. «Уйти в отключку», т.е. регулярно давать себе возможность расслабиться, эмоционально раскрепоститься, сделать себе что-либо приятное.

  3. Уходя с работы не оставлять дела в хаотическом беспорядке: когда утром придешь на работу, это снова погрузит в состояние дискомфорта.

  4. Избавиться от боязни ошибиться - достичь полного совершенства все равно не получиться.

  5. Избавиться от иллюзии, что без вас процесс остановиться. Сочетание ответственности с незаменимостью - путь к выгоранию.

  6. Синдром «выгорания» хорош тем, что дает повод задуматься: на свом ли ты месте?


© 2010-2022