- Преподавателю
- Химия
- Мастер-класс Формирование ключевых компетенций обучающихся с использованием технологии дебатов на уроках химии и во внеурочное время
Мастер-класс Формирование ключевых компетенций обучающихся с использованием технологии дебатов на уроках химии и во внеурочное время
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чмыхало О.Г. |
Дата | 07.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Чмыхало Ольга Геннадиевна, зам. директора по УВР,
учитель химии высшей квалификационной категории,
МБОУ «Боградская сош», 89134475598
Формирование ключевых компетенций обучающихся с использованием технологии дебатов на уроках химии и во внеурочное время
Цель: Представление опыта деятельностного подхода в обучении химии.
Задачи:
Сформировать основные принципы построения урока с использованием технологии дебаты;
Развитие потребности в получении новых знаний для саморазвития и самосовершенствования;
Развитие умения работать в коллективе, находить аргументы и контраргументы, отстаивать своё мнение;
Воспитание коммуникативной культуры, культуры выступления перед коллективом.
Оборудование:
-
Компьютер, мультимедийный проектор;
-
Презентация в программе Power Point;
Форма: мастер - класс
-
Презентация педагогического опыта педагога-мастера
Большие требования предъявляет общество к выпускникам школы XXI века. Выпускник должен самостоятельно приобретать знания; применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно и критически мыслить, искать рациональные пути решения разнообразных проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. И это задача компетентностного подхода и современных педагогических технологий обучения.
Потребности формировать определенные способности и компетентности задает направление отбора учебного материала, который позволит расставить нужные аспекты в преподавании, отработать с учащимися необходимые поведенческие модели.
Чтобы решить эти задачи, требуется ввести в процесс преподавания современные педагогические технологии, имеющие интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся по достижению определенной цели и его самооценку.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, при которой все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность размышлять по поводу того, что знают. В результате создаются условия, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Диалоговое общение ведет к взаимопониманию, к взаимодействию, к совместному решению задач. Учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, принимаются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Таким образом, к интерактивным методам относятся: ролевые игры, мозговой штурм, дискуссия, дебаты.
Применение компетентностного подхода позволило мне, как учителю органично включать в урок разнообразные формы проведения уроков, используя различные виды групповых работ. Это такие формы групповой работы как: большой круг, вертушка, аквариум, мозговой штурм, дебаты. На уроках с использованием таких форм ребенок не только может выразить свое мнение, свой взгляд, но и услышать аргументы партнера по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить.
Т.о. результативность обучения в современных условиях требует замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системнодеятельным подходом, базирующимся на личностно-ориентированных, развивающих технологиях обучения. Одной из таких технологий являются «дебаты».
«Дебаты» - соревнование между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели.
Дебаты - это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам.
Выпускники школы, принимавшие участие в дебатах, успешно обучаются в ВУЗах, участвуя в семинарах, конференциях и других интерактивных формах взаимодействия.
Данные результаты подтверждают, что условия созданные мною на уроках и во внеурочное время позволяют обучающимся чувствовать свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, и делает продуктивным сам процесс обучения.
2. Представление системы уроков.
При проведении дебатов учитель выступает как организатор спора - выдвигает некоторый тезис, который одна команда учеников должна обосновать, другая опровергнуть. Или, учитель предлагает не готовый тезис, а проблему, кратко сформулированная, она становится темой урока. Команды учеников сами выдвигают тезисы, являющиеся альтернативными вариантами решения проблемы, и обосновывая свою позицию, подвергают критике или опровержению позицию оппонентов. Победителя в споре определяет судейская команда.
Технология «Дебаты» предполагает:
-
Активное включение самого ученика в поисковую, учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации
-
Организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых;
-
Обеспечение диалогичности общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе приобретения новых знаний.
Дебаты на уроках химии:
-
Проблемные дебаты (затрагивают ключевые, дискуссионные проблемы)
-
Экспресс-дебаты по мини-проблемам (по материалам учебника или рассказу учителя, при закреплении учебного материала, либо как форма активизации познавательной деятельности).
-
Дебаты могут выступать как форма подведения итогов самостоятельной работы учащихся по какой - либо проблеме.
-
В форме дебатов могут проводиться повторительно-обобщающие уроки.
Преимущества «Дебатов» перед другими технологиями
- междисциплинарность;
- сочетание развития интеллектуальных навыков и навыков практической деятельности;
- представление учащимся различных средств для самореализации и самообразования;
- способность формировать социальную ответственность, обусловленность поступков;
- открытость для взаимодействия с другими педагогическими технологиями.
Я использую технологию дебаты в своей педагогической деятельности в модифицированном формате.
Этапы:
-
формулировка темы и её аспектов
-
формирование команд (не по 3 чел, а по 5-6 ч.)
-
сбор информации (на уроке работают с текстом учебника, с документом)
-
проведение дебатов (сами определяют роли) (раздать правила)
-
оценивание судьями итогов дебатов (иногда в роли судей могут выступать все ученики, не вошедшие в дебатирующие команды)
Каков результат?
-
Развитие навыков самостоятельной работы (сбор информации из различных источников, их анализ, обобщение);
-
Проявление самостоятельности в суждениях и оценках;
-
Развитие устной монологической речи;
-
Развития коммуникативных навыков - умение работать в коллективе, выступать перед аудиторией, отвечать на поставленные вопросы;
-
Толерантное отношение к окружающим.
Темы для дебатов по химии:
-
«Глюкоза - многоатомный спирт»
-
«Молочная кислота - органическая кислота…»
-
«Гидроксид алюминия - основный гидроксид…»
-
«Аминокислоты - органические кислоты»
-
«Алюминиевая посуда лучшая на кухне»
-
«Алкогольные напитки приносят вред здоровью человека»
-
«Химия самая главная из наук!»
-
«Наращивание темпов добычи нефти приведет к неминуемой катастрофе»
3. Имитационная игра.
Дебаты по теме: «Спирты нам необходимы»
Цель урока - развитие критического мышления для решения проблем в профессиональной деятельности, в практических ситуациях, приобщение к нормам и ценностям открытого общества, выработка коммуникативной культуры, способности найти компромисс.
Деление на команды:
-
Команда утверждения (формулирует аргументы подтверждающие выдвинутый тезис);
-
Команда опровержения (готовит контраргументы выдвинутому тезису)
-
Судьи, определяют команду - победителя дебатов;
-
Таймспикеры , следят за временем
Команда У будет доказывать, что спирты нам необходимы.
Команда О будет опровергать их точку зрения, утверждают, что спирты представляют опасность, и мы можем обойтись и без них.
Помимо команд у нас есть тайм-спикеры, которые будут хранителями времени урока и четко следят за соблюдением регламента. Кроме вопросов, которые вы можете задавать командам, предусмотрено выступление из зала в поддержку той или иной команды.
Правила для участников дебатов
1. В дебатах участвуют две команды с одинаковым числом игроков.
2. Команды выступают поочередно, продолжительность выступления - 4-5 мин.
1-й раунд - выступления капитанов: представление команд и их позиций.
2-й раунд - прения по первому вопросу темы.
3-й - прения по второму вопросу темы.
4-й - прения по третьему вопросу темы.
5-й - подведение итогов. Подводить итоги может капитан или любой игрок, которого он назначит.
3. После любого выступления (кроме двух последних - итоговых) можно задать не более 2 вопросов. На вопрос отводится 15 сек, на ответ - 30. Вопросы можно задавать только после того, как выступающий закончит свою речь.
4. Для подготовки ответа каждая команда может взять в течение «игры» два двухминутных перерыва.
5. Итоговые выступления не должны содержать новых аргументов.
6. Победителя определяют судьи.
Правила этикета во время дебатов:
• если один говорит, остальные слушают;
• хочешь сказать, подними руку;
• не прерывай того, кто говорит;
• критикуй мнение, а не личность его высказывающую;
• не смейся, когда кто-то говорит (исключение - шутка выступающего);
• будь краток и четко выражай свои мысли;
• старайся найти рациональное зерно в аргументах оппонента;
• реши, что ты хочешь - любой ценой отстоять свою точку зрения или найти истину?
Не ошибись в выборе!
Протокол судьи
Ваша роль чрезвычайно важна: именно вам предстоит определить команду - победителя дебатов. Чтобы выполнить задачу, вам необходимо:
1) внимательно слушать и кратко записывать ключевые моменты выступлений на обороте протокола (советуем разделить лист пополам и фиксировать выступления команд на разных половинах);
2) заполнять протокол, оценивая каждое выступление по трем критериям:
содержание выступления (соответствие теме, полнота и правильность определений, убедительность аргументов, их разнообразие, критика оппонента, работа с вопросами);
структура выступления (выделение главной идеи, последовательность, непротиворечивость); стиль изложения (культура речи, корректность поведения, соблюдение регламента
Работа в группах с целью подготовки.
Выступление команд, оценка судьями.
4. Моделирование
Выбор темы для дебатов и разработка аргументов и контраргументов
5.Рефлексия (Анкета)
Правила для участников дебатов
1. В дебатах участвуют две команды с одинаковым числом игроков.
2. Команды выступают поочередно, продолжительность выступления 4-5 мин.
1-й раунд - выступления капитанов: представление команд и их позиций.
2-й раунд - прения по первому вопросу темы.
3-й - прения по второму вопросу темы.
4-й - прения по третьему вопросу темы.
5-й - подведение итогов. Подводить итоги может капитан или любой игрок, которого он назначит.
3. После любого выступления (кроме двух последних - итоговых) можно задать не более 2 вопросов. На вопрос отводится 15 сек, на ответ - 30. Вопросы можно задавать только после того, как выступающий закончит свою речь.
4. Для подготовки ответа каждая команда может взять в течение «игры» два двухминутных перерыва.
5. Итоговые выступления не должны содержать новых аргументов.
6. Победителя определяют судьи.
Правила этикета во время дебатов:
• если один говорит, остальные слушают;
• хочешь сказать, подними руку;
• не прерывай того, кто говорит;
• критикуй мнение, а не личность его высказывающую;
• не смейся, когда кто-то говорит (исключение - шутка выступающего);
• будь краток и четко выражай свои мысли;
• старайся найти рациональное зерно в аргументах оппонента;
• реши, что ты хочешь - любой ценой отстоять свою точку зрения или найти истину?
Не ошибись в выборе!