- Преподавателю
- Химия
- Исследование питьевой воды из родника посёлка Огнёвка
Исследование питьевой воды из родника посёлка Огнёвка
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Самамбетова Н.П. |
Дата | 14.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
КГУ «Средняя школа имени Сакена Сейфуллина»
__________________________________________________________
Тема: «Исследование питьевой воды из родника посёлка Огнёвка»
Научно- исследовательская работа по химии
Выполнила обучающаяся 11 класса
Синькова Кристина
Научный руководитель:
Самамбетова Надежда Петровна,
учитель химии
Адрес школы: ВКО, Уланский район, п. Огнёвка, ул. Сатпаева 1
п. Огнёвка, 2014 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Качество воды и здоровье человека
ГЛАВА 2. Показатели качества воды
2.1. Органолептические показатели
2.2. Биологические показатели
2.3. Химические показатели
ГЛАВА 3. Методика исследования питьевой воды в домашних условиях
3.1. Экспериментальная часть
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Вода - источник жизни на Земле. Она необходима для жизни всех без исключения живых существ на планете. Вода принимает участие в усвоении клетками питательных веществ и в их транспортировке по всему организму, регулирует температуру тела, позволяет выводить из организма шлаки.
Но всегда ли мы отдаем себе отчет в том, что значит для нас вода - эта бесцветная, без запаха и вкуса жидкость? В сущности говоря, она почти ничего нам не стоит в повседневной жизни, но бывают моменты, когда за один глоток воды человек готов пожертвовать всем. Человек способен неделями обходиться без пищи, а вот без воды - только два-три дня. И вообще в нормальных условиях воды в свой организм он должен вводить в два раза больше (по весу), чем пищи.
Какой должна быть питьевая вода? Качество воды выступает как характеристика ее состава и свойств, определяющая пригодность воды для конкретных видов использования. Большую часть водных запасов на Земле составляет соленая вода морей и океанов.
Животные и растения живут как в соленых, так и в пресных водоемах, но каждый из видов приспособлен к определенному местообитанию, и способен переносить лишь незначительные отклонения в физических и химических параметрах среды, к которой он приспособился.). Соленость воды определяется растворенными в ней солями (карбонаты, сульфаты, хлориды калия, натрия).
При централизованном водоснабжении законодательно определено, что вода, поступающая к потребителю, должна быть приятной в органолептическом отношении и безопасной для здоровья; при этом подразумевается, что содержание вредных веществ в воде не должно превышать предельно допустимых концентраций.
Гипотеза. Если вода почти прозрачна, не имеет достаточно выраженных вкуса и запаха, а также если содержание хлора, водородный показатель и жесткость воды удовлетворяют ПДК, то вода централизованного источника водоснабжения пригодна к применению.
Объектом исследования являются образцы воды, взятые из разных источников.
Цель работы состоит в комплексном обобщении и изучении специальной литературы, а также ознакомиться с качеством питьевой воды и ее влиянием на процессы жизнедеятельности человека.
Указанные цели достигаются при разрешении следующего комплекса задач:
-
изучить органолептические, химические и биологические показатели качества воды;
-
исследовать качество питьевой воды, используемой населением п. Юбилейный для пищевых, бытовых целей;
-
выяснить, какое влияние оказывает качество воды на здоровье человека;
-
дать рекомендации по улучшению качества воды.
В связи с этим актуальными являются исследования воды, которое может оказывать на здоровье людей не только положительное, но и отрицательное влияние. Сейчас в связи с ухудшением экологической ситуации проблема, связанная с качеством воды стала наиболее актуальной.
Глава 1. Качество воды и здоровье человека
Давно отмечена связь между заболеваемостью населения и характером водоснабжения. Еще в древнем мире были известны некоторые признаки воды, опасной для здоровья. Однако лишь в середине XIX в. эпидемиологические наблюдения и последующие бактериологические открытия Л. Пастера и Р. Коха позволили установить с достаточной достоверностью, что вода, содержащая патогенные микробы, может способствовать возникновению и распространению заболеваний среди населения. Обращали люди внимание и на химический состав воды как возможную причину заболеваний инфекционной природы. В настоящее время при обосновании гигиенических нормативов качества питьевой воды проводят ее всесторонние комплексные исследования.
Вода может оказывать на здоровье людей не только положительное, но и отрицательное влияние. Прежде всего, это связано с качеством употребляемой воды: ее органолептическими свойствами, определяемыми цветом, вкусом и запахом, а также химическим и бактериальным составом.
Влияние качества воды на здоровье человека было отмечено еще в глубокой древности. Например, Гиппократ рекомендовал употреблять кипяченую воду.
По подсчетам специалистов, 800 млн. человек на земном шаре страдают от болезней, вызванных нехваткой питьевой воды. Среди них желудочно-кишечные заболевания, катаракты, болотная лихорадка и т.п.
При повышенных концентрациях фтора развивается (особенно у детей) - флюороз. Зубы темнеют, крошатся и ломаются. Признак флюороза - пятнистость зубной эмали. Оптимальное для человека содержание фтора составляет в среднем 0, 7 - 1, 5 мг/л.
Из других микроэлементов, вызывающих заболевания у человека, можно назвать свинец и мышьяк.
В некоторых водоисточниках поселка Огневка отмечено повышенное содержание бора - свыше 2 - 6 мг/л. Как известно, бор относится к соединениям, обладающим широким спектром действия на различные системы и функции организма, в том числе и на центральную нервную систему. Гигиеническим нормативом считается концентрация бора, равная 0,5 мг/л.
Качества питьевой воды длительно сохраняются благодаря ее обогащению ионами серебра. Но превышенная концентрация серебра вызывает изменения сосудистой и нервной тканей головного и спинного мозга. Предельно допустимая концентрация ионов серебра в воде - 0, 05 мг/л.
Долгое время присутствие в воде нитратов рассматривали как косвенный признак бытового загрязнения, так как нитраты являются конечным продуктом распада органических веществ, попадающих в водоисточник главным образом с загрязнением. Например, в загрязненных колодцах их содержание достигает 100 мг/л и более. Однако превышенные концентрации нитратов были обнаружены и в природных подземных водах, в которых нитраты образуются в результате восстановительных процессов, протекающих в почве и воде. Концентрация нитратов на уровне 10 мг/л является безопасной и принята в качестве предельно допустимой в питьевой воде.
Стронций распространен в природе. При действии больших концентраций стронция изменения в организме проявляются в первую очередь со стороны минерального обмена в костной ткани. В конце 70-х годов советские ученые провели комплексное исследование по оценке влияния стронция, содержащегося в питьевых водах, в условиях эксперимента на животных и людях, проживающих в регионах с повышенным содержанием стронция в подземных водах. В результате исследователи пришли к выводу: длительное употребление питьевой воды, содержащий стронций на уровне 7,0 мг/л, не вызывает функциональных и морфологических изменений в организме человека. Эта величина была рекомендована в качестве норматива содержания стронция для питьевой воды.
Без всякого преувеличения можно сказать, что высококачественная вода - одно из непременных условий сохранения здоровья людей. Вкусная вода - земной истинный дар. И на охране ее стоит государственный стандарт.
Глава 2. Показатели качества воды
В настоящее время существуют пять основных условных показателей качества питьевой воды:
-
Органолептические показатели (запах, привкус, цветность, мутность).
-
Токсикологические показатели (алюминий, свинец, мышьяк, фенолы, пестициды).
-
Показатели, влияющие на органолептические свойства воды (рН, жесткость общая, нефтепродукты, железо, марганец, нитраты, кальций, магний, окисляемость перманганатная, сульфиды).
-
Химические вещества, образующиеся при обработке воды (хлор остаточный свободный, хлороформ, серебро).
-
Микробиологические показатели (термотолерантныеколиформы или Е.соli, ОМЧ).
Рассмотрим основные показатели качества питьевой воды.
2.1. Органолептические показатели
Органолептические свойства - это свойства, которые определяются органами чувств человека (осязанием, обонянием, вкусом, зрением) и не имеют числовых показателей.
Запах воды определяется количеством присутствующих в ней органических веществ (остатков растительного и животного происхождения) и бывает гнилостным, травянистым, рыбным, болотным; зависит от растворенных газов (сероводорода, метана, хлора, аммиака и других) и бывает сероводородным, хлорным, аммиачным и иным; обусловливается органическими веществами (фенолом, нефтепродуктами) и бывает фенольным, нефтяным. Насыщенность запаха измеряется по пятибалльной шкале. Вода, интенсивность запаха которой составляет 3-5 баллов, непригодна для питья!
Вкус и привкус вызываются растворенными в воде неорганическими и органическими веществами. Например, большое количество растворенных солей делает воду соленой, присутствие железа придает воде металлический привкус, повышенное содержание углекислого газа (углекислоты) и органических кислот (щавелевой, яблочной, муравьиной и других)- кисловатый привкус, сульфат кальция- вяжущий вкус. Свежесть воде придает растворенный кислород. Измеряется вкус в баллах. Качественная вода должна иметь привкус не более 2 баллов.
Цвет (или цветность) воды зависит от содержащихся примесей (большого количества железа, гумусовых веществ), поверхностного цветения в водоемах и прочего. Чистая вода бесцветна, но иногда имеет легкий голубоватый или изумрудный оттенок. При повышенном содержании различных органических веществ вода приобретает желто-коричневую окраску. Примеси минеральных веществ также изменяют цветность воды в зависимости от преобладания того или иного химического элемента.
Мутность воды обусловлена присутствием большого количества взвешенных частиц. Измеряется мутность в миллиграмах на литр (мг/л) при сравнении исследуемой воды с образцом дистилированной воды при одинаковом освещении и при помощи специальных приборов (мутномера, фотокалориметр и других). Подземные воды практически не имеют мутности. В поверхностных водах мутность представлена большим количеством нерастворенных химических соединений и взвешенных веществ и изменяется в зависимости от скорости течения воды, состава почвы, сезоны. Так, наибольшую мутность имеет паводковые воды.
Минерализация (плотный сухой остаток) - количество растворенных в воде солей (измеряется в мг/л). Наиболее полезной для эдоровья человека степенью минерализации воды считается 200-400 мг/л. Подземные воды имеют более высокую степень минерализации, чем поверхностные воды. При высокой минерализации у воды появляется солоноватый или горьковатый привкус.
.
2.2. Биологические показатели
Биологические показатели играют важную роль при определении качества воды. Ведь именно наличие микроорганизмов в ней нередко вызывает различные инфекционные заболевания, опасные для человека. Такие как холера, брюшной тиф, дизентерия.
Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям. Исследования воды на наличие патогенных микроорганизмов могут проводиться только в лабораториях, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий выполнения работ санитарным правилам и лицензию на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний.
2.3. Химические показатели
Серьезную опасность для здоровья населения представляет химический состав воды. Химические свойства воды зависят от многих показателей и обусловлены ее свойством растворять различные вещества (она является универсальным растворителем), тем самым изменяя состав воды.
Растворимость веществ в воде объясняется прежде всего тем, что в воде разноименные электрические заряды намного слабее притягиваются друг к другу чем в воздухе. При нагревании воды скорость растворения увеличивается. Вода как расворитель не изменяет растворенных веществ, т.е. является инертным растворителем, что имеет огромное значение для процессов жизнедеятельности, которые происходят с участием воды. Все необходимые питательные вещества доносятся водой в устойчивом виде.
pH или активная реакция среды показывает количественное содержание ионов водорода (pH), определяющее реакцию, которая бывает нейтральной (pH=7), кислой (pH<7), щелочной (pH>7).
Это очень важный показатель, который используется для определения различных свойств жидкости. Изменения pH воды меняют ее качества. Например, pH меньше 7 определяет реакцию воды как кислую, такая вода будет иметь кисловатый привкус; pH больше 10- реакция сильно щелочная, при которой вода становится особо мылкой, раздражает кожу и слизистые оболочки.
Окисляемость определяется по наличию растворенных органических веществ в воде и служит индикатором загрязненности. Показатель окисляемости чистой воды составляет 2-3 мг/л.
Жесткость воды является одним из показателей ее качества. Она определяется по количеству содержащихся в ней солей кальция, магния (карбонатов, сульфатов и т.п.) и выражается в миллиграмм-эквиваленте на литр. Жесткость воды может быть постоянной и непостоянной. Постоянная жесткость обусловлена присутствием некарбонатных солей, растворимых в воде. Такая жесткость не устраняется при кипячении. Непостоянная (временная) или карбонатная отличается присутствием большого количества растворимых солей (карбонатов), которые становятся нерастворимыми при кипячении и выпадают в осадок (образуя накипь).
Наибольшей мягкостью отличаются воды поверхностных источников воды, дождевая и талая воды. В подземных источниках жесткость воды зависит от глубины и места залегания, но в большинстве случаев она более высокая.
Вязкость у воды незначительная, что обеспечивает ее текучесть и способность транспортировать различные вещества. При нагревании воды вязкость уменьшается. Соленая вода обладает большей вязкостью по сравнению с пресной.
Изменять свойства воды можно различными способами - отстаиванием, замораживанием и размораживанием, кипячением, намагничиванием, добавлением различных химических веществ (минерализацией) и другими...
Глава 3. Методика исследования питьевой воды
в домашних условиях
3.1. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА
Для того чтобы выяснить уровень знаний учащихся лицея о качестве питьевой воды и влиянии её на организм человека, мы провели анкетирование среди школьников. Всего было проанкетировано 100 человек.
1) Какую воду вы пьёте?
-
сырую воду - 21 %
-
кипячёную - 40 %
-
профильтрованную - 30 %
-
затрудняюсь ответить - 9 %
2) Какие вредные элементы содержит вода, которую вы пьёте?
-
соли - 10 %
-
железо и кальций - 17 %
-
загрязнения бактериями и микробами - 9 %
-
пью очищенную воду - 20 %
-
затрудняюсь ответить - 46 %
3) Влияет ли вода на здоровье человека?
-
да - 40 %
-
нет - 50 %
-
затрудняюсь ответить - 10 %
4) На какие органы отрицательно влияет вода, которую вы пьете?
-
на печень - 18 %
-
на почки - 31 %
-
на пищеварительную систему - 21 %
-
на сердце - 5%
-
затрудняюсь ответить - 25 %
3.2. Экспериментальная часть
В домашних условиях можно дать оценку питьевой воде по цвету, запаху, осадку при кипячении или отстаивании, прозрачности, жесткости, содержания взвешенных частиц.
Объектом исследования является вода, взятая из разных источников:
-
Проба №1 - вода, пропущенная через фильтр «Аквина»;
-
Проба № 2 -родниковая вода №1;
-
Проба № 3 - родниковая вода №2
Исследование органолептических показателей воды.
1.Анализ на цветность должен показать, какого цвета вода, прозрачная, замутненная, с каким либо оттенком. Определяют это с помощью белого листа бумаги. При дневном свете надо поставить лист позади пробирок и внимательно посмотреть на цвет воды.
Этот анализ показал, что вода во всех пробах прозрачная.
2. Анализ на осадок показывает, есть ли в воде какие - либо частицы, хлопья и т.д. Различают как ничтожный, незначительный, заметный, большой. Результат: во всех образцах в воде осадка нет.
3. Анализ на запах должен показать, присутствует ли какой - либо чужеродный запах. Различают - гнилостный, болотный, землистый и так далее. Запах определяется при комнатной температуре и при нагревании до 50-60 градусов. Силу запаха определяют по 5 бальной шкале.
Результат: Во всех пробах запах не ощущается. 0 баллов.
4. Есть ещё один органолептический анализ - это на вкус. Нужно попробовать воду на вкус.
Вода во всех пробах - безвкусная.
5.Анализ на прозрачность определяет, насколько вода прозрачна. На листок с шрифтом поставить пустой стакан. Воду наливать в стакан постепенно, следя за чёткостью шрифта до тех пор, пока буквы станут плохо различимы. Высота столба воды, налитой в каждый стакан, выраженной в сантиметрах, явилась показателем прозрачности.
Результат: Вода прозрачна во всех пробах. Высота столба равна 10 см. Через воду можно прочитать все до мельчайших буковок.
Исследование некоторых химических показателей воды.
В домашних условиях можно провести исследование некоторых химических показателей воды, используя для этого индикаторы для определения качества воды «НИЛПА Тест».
В состав теста входят:
-
флакон с индикатором - 15 мл
-
мерный стаканчик с крышкой
-
цветная шкала
-
инструкция по применению
Тест-системы для контроля качества питьевой, природной и очищенной сточной воды прошли государственную метрологическую аттестацию и допущены для целей государственного экологического, технологического и санитарно-гигиенического контроля.
1) Определение содержания нитратов в воде.
В пробирки налили по 5 мл воды, добавили 7 капель индикатора. Перемешали круговым движением руки. Поместили пробирки по очереди на белый фон в центре цветовой шкалы на 5-7 минут.
После проведённого опыта содержание нитратов равно:
-
Проба №1 - вода, пропущенная через фильтр «Аквина» - 10 мг/л;
-
Проба № 2 -родниковая вода №1 5мг/л;
-
Проба № 3 - родниковая вода №2 - 20мг/л;
2) Определение уровня кислотности воды (рН).
В пробирки налили по 5мл воды, добавили 2 капли индикатора, перемешали круговыми движениями руки. Сопоставили цвет жидкости в пробирках с цветовой шкалой.
Результат:
-
Проба №1 - вода, пропущенная через фильтр «Аквина» 5,5;
-
Проба № 2 -родниковая вода №1;
-
Проба № 3 - родниковая вода с№2;
3) Определение содержания аммиака и аммония.
В пробирки наливаем 10мл воды, добавляем 12 капель реактива, сопоставляем с цветовой шкалой.
Результат:
-
Проба №1 - вода, пропущенная через фильтр «Аквина» - 0 мг/л ;
-
Проба № 2 -родниковая вода №1 - 0 мг/л;
-
Проба № 3 - родниковая вода №2 - 0 мг/л;
4) Определение карбонатной жёсткости воды (выражается в градусах).
В пробирки с 5 мл воды добавляем по каплям индикатор, перемешивая после каждой капли, круговыми движениями руки, до тех пор, пока цвет не изменится от синего через зелёный к жёлтому. Число капель соответствует значению карбонатной жёсткости в градусах: очень мягкая- 5, мягкая- 5-10, средне - жёсткая - 10-20, очень жёсткая - свыше 30.
Результат:
-
Проба №1 - вода, пропущенная через фильтр «Аквина» - 17 мг/л ;
-
Проба № 2 -родниковая вода №2 - 10,2 мг/л;
-
Проба № 3 - родниковая вода №.1 - 20 мг/л;
К сожалению, провести более полный анализ качества воды в домашних условиях не удалось по причине отсутствия определенного оборудования и химикатов.
В домашних условиях можно провести экспресс-анализ воды при помощи портативного прибора «электролизер» (например PR-2), имеющий две пары контактов для двух ёмкостей: в одной ёмкости находится анализируемая вода, в другой - эталон (например, чистая вода после фильтрации системой обратного осмоса).
Электролиз - это окислительно-восстановительный процесс, который протекает на электродах при прохождении постоянного электрического тока через питьевую воду.
Прибор включается в сеть 220В, и через воду в ёмкостях проводится электричество. Под воздействием электричества все примеси, растворённые в воде, всплывают на поверхность или выпадают в осадок. Длительность этого эксперимента около 90 секунд.
После того как через воду пройдет электрический ток, в стакане появиться осадок:
-
Чёрными хлопьями выпадают тяжелые металлы;
-
Cиний цвет дают нитраты, нитриты и пестициды;
-
Рыжий цвет говорит об избытке железа в воде;
-
Зеленый указывает на избыток органических веществ.
Результаты исследования представлены в приложении № 4.
Заключение
В результате проведенного исследования органолептических показателей и химического анализа проб питьевой воды выяснилось, что все источники являются пригодными для использования.
Родниковая вода содержит наименьшее число взвешенных частиц, не имеет цвета и запаха, приближенное значение pH чуть ниже нормы, карбонат-ионы отсутствуют, но содержится незначительное количество общего железа.
У воды очищенная через фильтр «Барьер» выявлен наибольший показатель взвешенных частиц и pH среды (в пределах нормы). Она наименее прозрачная, жесткая, но цвета, запаха и содержание общего железа не обнаружено.
Водопроводная вода имеет количество наименьшее взвешенных частиц, оптимальный показатель pH, но имеет незначительный оттенок и содержит самое большое количество общего железа.
Для того чтобы вода была пригодна для питья, ее надо очистить от вредных микроорганизмов, минеральных и органических примесей.
В нашей стране качество воды регламентировано. Воду очищают на специальных станциях. Сначала фильтруют через слой песка, затем обрабатывают окислителями - хлором или озоном. Особенно строго следят за качеством питьевой воды в период таяния снегов и весенних паводков, так как в воду попадают различные примеси, удобрения с полей.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Рекомендуем производить дополнительную обработку питьевой воды:
-
отстаивание водопроводной воды, при этом улетучивается остаточный свободный хлор, который применяют для обеззараживания воды;
-
кипячение воды: обеззараживание воды и снижение её жесткости;
-
вымораживание воды: считается, что такая вода самая чистая, лучше проникает через биологические мембраны, быстрее выводится из организма экскреторными органами;
-
фильтрование: фильтры уменьшают жесткость воды и содержание свободного хлора.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
-
Исаев Д.С. Анализ загрязнений воды // Химия в школе. - 2001. - № 5 - С. 77
-
Гусева Н.Е., Проскурина И.Н.. Разработка химического эксперимента с экологическим содержанием// Химия в школе - 2002. - №10 -С. 72.
-
Кукушкин Ю. Н. «Химия вокруг нас» - М; «Высшая школа», 1992.
-
Савина Л.А. Детская энциклопедия «Я познаю мир. Химия» - М; «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2006.
-
СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды» Минздрав России, М., 2003.
-
Шабрева Е.В. Современные экологические проблемы с точки зрения химика // Химия в школе. - 1997. - №1. - С.14.
-
Ширшина Н.В. «Химия. Проектная деятельность учащихся» - Волгоград: Учитель, 2007.
-
Харьковская Н.Л., Асеева З.Г. Анализ воды из природных источников // Химия в школе. - 1997. - № 3. - С. 72