- Преподавателю
- Химия
- Занимательные опыты по химии
Занимательные опыты по химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Малыгина А.В. |
Дата | 03.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Занимательные опыты по химии
-
«Серебряный цветок»
Медную проволоку изогните в виде цветка и погрузите в 5 % р-р AgNO3 Через 5-7 мин. в сосуде появится «Серебряный цветок». На его бархатисто-сероватом фоне будут сверкать кристаллы серебра. Медь активнее серебра и легко вытесняет его из раствора серебряной соли, а образовавшаяся соль Cu(NO3) окрашивает раствор в голубой цвет.
Cu+2AgNO3= Cu(NO3)+2Ag
-
«Ёлочка в морозном инее»
-
Под большой химический стакан положите веточку ели и поставьте 2 маленьких стаканчика
1) с 25 % р-ром NH4OH
2) с конц. HCl
Вскоре веточка покроется инеем, т.к. на ней образуются кристаллы нашатыря
HCl + NH4OH= NH4Cl+H2O
-
«Таинственная надпись»
Заранее на листе бумаги сделайте надпись раствором хлористого кобальта. Положите лист на теплый металл или на какую-нибудь теплую поверхность. Появятся ярко-синие буквы. Если охладить бумагу, надпись исчезнет, при последующем нагреве возникнет вновь.
-
«Светлячки»
Опыт эффективен в темноте. В маленькие тигли кладут по кусочку ваты, смоченной спиртом и насыпают в каждый их них на кончике скальпеля соли. Вату поджигают. Пламя окрашивается в различные цвета, в зависимости от солей: соли калия дают розовато-фиолетовое пламя, бора-зеленое, стронция- малиново-красное, меди-зеленое или голубое, натрия-желтое, кальция - кирпично-красное.
-
«Превращение красной розы в белую, зеленую, черную»
Несколько красных роз поместите под стеклянный колокол и рядом зажгите серу. Розы побелеют.
Одну из побелевших роз окуните в слабый раствор H2SO4- она основа станет красной.
Другую побелевшую розу опустите в раствор свинцового уксуса- цвет её станет зелёным.
Третью розу опустите в начале в слабый раствор соды, затем в раствор сернокислого железа-почернеет.
-
«Выращивание растений из солей.»
В 20 % раствор растворимого стекла бросьте кристаллы растворимых солей меди, кальция, кобальта, железа, никеля, хрома, марганца. Вскоре вы заметите, что упавшие на дно кристаллики как бы ожили; из них начали тянуться ростки разноцветных «подводных растений». Это объясняется тем, что на поверхности кристаллика образуется полупроницаемая плёнка из нерастворимого в воде силиката металла.
Сущность:
CaCl2+Na2SiO3= Ca SiO3+2NaCl
CoCl2+ Na2SiO3=Co SiO3+2NaCl
NiCl2+Na2SiO3=Ni SiO3+2NaCl
MnCl2+Na2SiO3= MnSiO3+2NaCl
-
«Ожерелье королевы»
Украшение можно сделать из хромовокалиевых квасцов.
Для этого в насыщенный раствор опустите толстый шерстяной жгут - он вскоре обрастёт кристаллами квасцов, напоминающими аметист. Высушенное ожерелье покрывают тонким слоем ацетонового или мебельного лака, иначе квасцы начнут терять кристаллизационную воду, быстропотускнеют и рассыплются в порошок.
-
«Красные и зеленые фиалки, желтые ромашки»
Под 2 стеклянных колокола положите букетики фиалок. Под 1 колокол вместе с цветами поставьте фарфоровую чашечку с крепкой HCl, под другой - с водн. раствором NH3. Через некоторое время фиалки от паров HCl станут красными, от паров аммиака- зелёными. Белые ромашки от паров аммиака- желтыми, а цветы душистого горошка- зелёно-синими.
-
Химический «Цветник»
В школьной лаборатории можно получить в пробирках запахи, напоминающие запахи фруктов и цветов. Это пахнут сложные эфиры, которые образовались в результате химических реакций. Пронумеруйте 7 пробирок и в каждую налейте по 2 мл кислоты и по 2 мл спирта.
-
HCOOH+HOC2H5=HCOO C2H5+ H2O (муравьино-этиловый эфир, ромовая эссенция)
-
CH3COOH+HOC5H11=CH3COO C5H11+ H2O (уксусно-изоамиловый эфир, грушевая эссенция)
-
C3H7COOH+ HOC2H5=C3H7COOC2H5+ H2O (масляно-этиловый эфир, ананасная эссенция)
-
С4H9COOH+HOC2H5=С4H9COOC2H5+ H2O (валерьяново-этиловый эфир, яблочная эссенция)
-
С4H9COOH+ HOC5H11=С4H9COOC5H11+ H2O (валерьяново-амиловый эфир, апельсиновая эссенция)
-
+ HOC2H5=С6H5COOC2H5+ H2O (бензойно-этиловый эфир, мятная эссенция)
-
+ HOC2H5= С6H4 OHCOOC2H5+ H2O (салицилово-этиловый эфир, запах орхидеи)
Затем в каждую пробирку прилейте по 1 мл конц. H2SO4 и все нагрейте на водяной бане. Эфиры можно различать позапаху.
-
«Минеральный хамелеон»
К 9 мл насыщенного раствора KMnO4 приливаем 3 мл 10 % раствора KOH и 30-40 кп. разбавленного раствора Na2SO4. В результате реакции образовался раствор зеленого цвета, который на воздухе при помешивании под действием кислорода стал сперва синим, затем фиолетовым и наконец малиновым. Разнообразие цветов объясняется изменением характера окраски ионов Mn: анион MnO42--окрашен в зелёный цвет; анион MnO41-фиолетово-малиновый цвет.
Желаю творческих успехов!!!