- Преподавателю
- Химия
- Планирование урока по теме модульный урок
Планирование урока по теме модульный урок
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сивагина А.Г. |
Дата | 07.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования Республики Башкортостан
Республиканский экономический лицей- интернат
Модульный урок.
Основа развития самостоятельного
мышления на уроках химии
Автор-составитель
Учитель химии Сивагина А. Г.
Уфа - 2011
Пояснительная записка
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории практике.
Сущность модульного обучения состоит в том, что учащийся самостоятельно достигает конкретных целей в процессе работы с модулем. Модуль- это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Программа обучения, заложенная в модуль, индивидуализирована по содержанию, методам учения, темпу работы ученика, который, таким образом, имеет возможность учиться планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.
Реализация индивидуального подхода при использовании модульного обучения возможна в нескольких направлениях.
Первое направление-дифференциация содержания обучения. Содержание обучения может быть представлено тремя программами-А.В.С.
Программа А соответствует минимальному уровню усвоения учебного материала и рассчитана на учащихся с низкой обучаемостью, низким уровнем учебных умений, имеющих пробелы в знании пройденного материала.
Программа В-предназначена для учащихся, которые при относительно невысокой обучаемости достигают хороших результатов в обучении, компенсируя недостаточное развитие способностей к отдельным мыслительным операциям прилежанием, организованностью, стремлением использовать рациональные приемы учения.
Программа С- в содержательном аспекте представляет собой углубленный вариант изучения химии. Представленные в программе задания нередко выходят за рамки школьного учебника, поэтому их выполнение невозможно без обращения ученика к дополнительной литературе. Программа рассчитана на учащихся с высокой обучаемостью, положительным отношением к учению и высоким уровнем самоорганизации.
Вторе направление---учет индивидуального темпа усвоения материала.
Предлагаемые ученикам задания рассчитаны на 45 минут учебного времени при обучении по любой программе(А,В,С) Учащиеся работают в индивидуальном темпе. При быстром усвоении тех или иных учебных элементов они могут свободно переходить от одной программы к другой, более сложной, в зависимости от самооценки своих возможностей и степени познавательного интереса. Это один из способов создания положительного отношения к учебе, формирования положительной мотивации. На практике встречаются и случаи переоценки своих возможностей. Тогда ученик переходит от сложной программы к более простой. В этом случае ему необходима моральная поддержка учителя.
Третье направление-индивидуализация через организацию помощи и взаимопомощи. В модульной программе могут быть предусмотрены задания, выполнение которых требует парной, групповой, коллективной форм организации деятельности.
Четвертое направление-организация индивидуального контроля. Каждый модуль включает входной и итоговый контроль.
Успех применения модульных программ во многом зависит от качественного содержания в них учебных элементов-УЭ Первым требованием является разнообразие учебных элементов, предлагаемых ученику.
Текстовый-УЭ.содержит указания: прочитай, выдели главное, составь конспект и др.
Табличный-УЭ-компактная и удобная форма размещения информации. Ученик получает установки: определи, сравни, опиши.
Иллюстративный-УЭ-используют для составления образного представления об объекте или процессе.
Содержание обучения представлено в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Учитель в письменной форме сообщает ученику, для чего и как работать на уроке, где найти необходимый материал, как оформить запись в тетради.
Для проведения модульного урока необходимо разработать модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и модулей, обеспечивающих достижение этой цели. При составлении этой программы выделяют основные научные идеи курса, формулируют комплексную дидактическую цель, формируют модули и выделяют учебные элементы.
В общем виде процесс модульного обучения может быть представлен несколькими этапами:
-
Первичное изучение учебного материала и усвоение учащимися общего плана учебной деятельности
-
Входной контроль;
-
Самостоятельная проработка учебного материала;
-
Итоговый контроль.
После прослушивания и проработки лекционного материала на следующем уроке учащимся выдают задания входного контроля, которые должны быть выполнены за определенное время.
Работая над содержанием нового материала, учащийся может переходить от одной программы к другой. По окончании работы с учебными элементами учащиеся получают задания выходного контроля, одинаковые по уровню сложности.
Модульный урок по теме:
Тепловой эффект химической
реакции.
В соответствии с целями в данном модуле выделяют четыре учебных элемента ( УЭ)
УЭ-1 Цель: ввести понятие «экзотермические реакции».
Время работы-7 мин.
1. Прочитайте *4.8 до первого определения, напечатанного жирным шрифтом на стр.87.
Нашли ли вы те два уравнения реакций, о которых идет речь в данном отрывке?
Каким символом обозначают теплоту?
2. Запишите в тетрадь дату и тему урока. Напишите определение понятия «экзотермическая реакция». Найдите в учебнике два уравнения таких реакций и запишите их в тетрадь
3 Можно ли экзотермическую реакцию записать таким уравнением:
Углерод взаимодействует с кислородом, образуется оксид углерода(4)и выделяется теплота?
Если да - запишите это уравнение в тетрадь.
УЭ-2 Цель: ввести понятие Эндотермическая реакция, тепловой эффект химической реакции.
Время работы-7мин.
1 Прочитайте следующую часть *4.8 до второго определения.
2 В тетради поставьте цифру 2 и выпишите определение понятия Эндотермическая реакция.
3 Как, по вашему мнению, можно записать уравнение эндотермической реакции с указанием численного значения поглощенной энергии? Найдите в учебнике и выпишите в тетрадь два уравнения.
4 Значение энергии, которая выделяется или поглощается в ходе реакции в виде теплоты, называют тепловым эффектом реакции.
В тетрадь под № 3 запишите определения этих понятий.
УЭ-3 Цель: научиться решать задачи по термохимическим уравнениям.
Время работы-10мин.
1. Запишите условие задачи № 1.
Сколько теплоты выделится при взаимодействии 6г водорода с хлором, если известно термохимическое уравнение.
Запишите уравнение реакции, поставьте данные над соответствующими фрагментами уравнения; под ними запишите те величины, которые определите по уравнению. Под численным значением теплового эффекта ничего не записывают. Если при реакции 2г водорода с хлором выделилось 184кДЖ теплоты, то при реакции 6г водорода--Х г. Можно составить и решить пропорцию.
6:2=х:184;
Х=6*184:2=552(кДЖ)
2. Решите задачу № 2.
По термохимическому уравнению реакции определите, сколько теплоты выделится при сгорании 4г водорода в хлоре.Ответ:368кДЖ. Решение покажите учителю или проверьте по образцу.
УЭ-4 Цель: научиться решать обратные задачи.
Время работы- 10мин.
1. Решите задачи 3 и 4.
Задача № 3. При сжигании 48г метана выделилось2676кДЖ теплоты. Найдите тепловой эффект реакции(Q)
Задача № 4. При сжигании 26г ацетилена выделилось 1299,2 кДЖ теплоты .Найдите тепловой эффект реакции.
3. Домашнее задание. Всем читать параграф № 48, выучить определения, выполнить задания 6,7.
После завершения работы с модулем проводят выходной контроль, который показывает уровень усвоения учащимися всего модуля. Выходной контроль может представлять собой небольшую самостоятельную работу. Можно также провести тестирование.
Заключение
Суть технологии модульного обучения состоит в том, что ученик учится самостоятельно, а учитель управляет его учебной деятельностью, т.е. организует, координирует, консультирует.
Технология модульного обучения характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками- модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других видов деятельности. Поуровневая индивидуализация учебной и дифференциация обучающей деятельности создает ситуацию выбора для учителя и ученика и обеспечивает возможность дальнейшего успешного самообразования.
Принцип модульного обучения предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде отельных блоков. Из таких блоков состоит учебный курс по предмету.
Использование в преподавании технологии модульного обучения позволило повысить интерес к предмету, ликвидировать перегрузку учащихся, сформировать умения и навыки самообразования, повысить результативность обучения.
.