Выступление на заседаниях рмо

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание и методика применения технологии развития критического мышления, как средства повышающее познавательную активность на уроках химии

(из опыта работы учителя химии МОУ «Сакмарская СОШ» КиляковойЗ.Н., первая квалификационная категория)

Методические условия применения ТРКМЧП.

Использование ТРКМЧП требует соблюдения определенных учебных условий.

1.Предоставление на уроке времени и возможности для приобретения опыта критического мышления.

Это время необходимо для того, чтобы определить, что ученики знают по данному вопросу; чтобы они могли выразить свои идеи, обменяться мнениями.

2. Дать возможность учащимся размышлять.

3. Принимать различные идеи и мнения.

Пытаться ограничить выражение мнений - это значит ограничить мышление. В классе должна быть создана атмосфера, поощряющая учеников к выражению широкого диапазона мнений и идей.

4. Способствовать активности обучающихся на уроке.

5. Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.

Лучше всего думается в среде свободной от риска, где уважают мнение других.

6. Формирование убеждения, что каждый ученик имеет право на высказывание своего мнения.

Для этого необходимо избегать попыток жестко контролировать и направлять мыслительный процесс учеников.

7. Ценить проявление критического мышления.

Требования к учащимся при применении технологии РКМЧП:

1. Развитие уверенности в себе и понимания ценности своих идей.

2. Активное участие в учебном процессе.

3. Свободное выражение своего мнения.

4. Способность выслушивать и уважать мнение других.

Педагогические приемы ТРКМЧП, используемые на уроках химии.

Реализации задач на каждой стадии урока с применением технологии РКМЧП способствуют разнообразные педагогические приемы. Наиболее эффективными, на мой взгляд, приемами на фазе вызова, способствующими актуализации знаний и активизации учащихся, являются следующие:

1. «Покопаемся в памяти»

Учащиеся индивидуально, в парах постоянного состава или в группах в течение 2-3 минут отвечают на вопросы, делая пометки в тетради:

- Что вам известно по теме урока?

- Почему вам это нужно знать?

Важно записать все, что придет на ум, не имеет значение правильность суждения.

2. «Ассоциация».

Прочитайте тему урока и ответьте на вопросы:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация возникает, когда вы слышите словосочетание «жесткая вода»?

Учащиеся перечисляют возникшие ассоциации, учитель их записывает на доске.

3. «Ключевые слова».

Учащимся предлагается составить мини - рассказ из предложенных слов, при составлении которого они используют свои предыдущие знания, делают определенные прогнозы.

4. «Перепутанные логические цепочки».

На доске или слайде записаны верные и неправильные цитаты. Ученики должны прочитать и поставить «+» там, где они считают, что высказывание верное, и знак «-» там, где неверное.

Правильность выполнения работы проверяется после изучения нового материала.

5. Дискуссия, «Совместный поиск».

6. Кластер (графическая систематизация информации).

Этот прием используется как на стадии вызова, так и рефлексии. Он позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, стимулирует появление новых ассоциаций. Для составления кластера необходимо:

  1. Записать ключевое слово или предложение в центре доски.

  2. Далее записывают слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой.

  3. По мере того, как возникают идеи, устанавливаются связи между ними.

Так же кластер может быть оформлен в виде таблицы. Например, на уроке в 9 классе по теме «Теория электролитической диссоциации» на стадии вызова ученики вспоминают, что им известно по данному вопросу и заносят информацию в таблицу:

Понятия ТЭД

Положения ТЭД

По мере работы с различными источниками информации таблица пополняется новыми данными, а затем ее содержание обсуждается на стадии рефлексии.

Эффективному применению технологии РКМЧП способствует такое методическое условие, как самостоятельная работа с учебной книгой.

Практика показывает, что при переходе в 9 класс интерес к химии у обучающихся несколько ослабевает. Во многом это связано с тем, что возрастает объем информации, которую необходимо усвоить, в том числе и читая учебник. Большие параграфы, сложность материала пугают учеников, и на фоне общей потери интереса к книге, как источнику информации, это приводит к тому, что часть детей просто не открывает учебник. На уроке с использованием текста, как источника знаний, школьник не только читает материал, но и учится размышлять, отсеивать главное от второстепенного, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.

В процессе изучения химии учащиеся работают и с дополнительной литературой: готовят доклады, рефераты, выступления на семинарах и конференциях. Как правильно работать с текстом, выбрать главное, передать его содержание в более сжатой форме, этому мы учимся на уроках с применением приемов педагогической технологии РКМЧП.

На стадии осмысления целесообразно использовать прием «маркировка текста» или «пометки на полях». Он заключается в том, что работая с текстом, ученики делают карандашом следующие пометки:

«+» - мне это известно;

«-« - это противоречит тому, что я знал;

«!» - Это для меня является новым;

«?» - мне это не понятно, или я хочу узнать по данному вопросу больше.

Таким образом, в процессе чтения текста учащиеся делают пометки на полях в соответствии со своими знаниями и пониманием. Время на работу отводится в зависимости от объема текста.

Затем результаты работы могут обсуждаться фронтально или в группах. При этом может использоваться прием «маркировочная таблица».

Обсуждаемая информация фиксируется учителем на доске (см. табл.1).


Таблица 1

Образец маркировочной таблицы

+

-

!

?


При работе с текстами в старшем звене применяю моделирование ситуаций, объяснение которых требует от учащихся использования вновь полученных знаний. Например, на уроке в 9 классе по теме «Теория электролитической диссоциации», анализируя содержание изучаемого текста «Механизм электролитической диссоциации электролитов», ученики озвучивают видеоролик по данной теме.

В старших классах изложение нового материала часто проходит лекционной форме. При этом ученики являются не пассивными участниками процесса, а анализируют информацию, заполняя графы таблицы, выбирая ответы на поставленные вопросы, составляя схемы. Все это способствует более полному восприятию речи учителя.

Этому помогают такие приемы, как «концептуальная таблица», «двухчастный дневник», «тонкие и толстые вопросы», «таблица аргументов».

Применение концептуальной таблицы наиболее целесообразно использовать в тех случаях, кода требуется сравнить два и более объектов по нескольким параметрам. На стадии вызова учащиеся вполне могут сравнить то, что им уже известно и что они могут охарактеризовать.

Признаки сравнения

Кислород

Озон

1. Состав

2. Строение

3. Свойства

На стадии осмысления на уроке в 8 классе по теме ученикам предлагается проанализировать демонстрационный эксперимент и лекцию учителя и заполнить концептуальную таблицу:



Прием «двучастный дневник» рекомендуется применять на уроке, когда учащиеся самостоятельно работают с текстом или материал излагается лекционно. При этом ведутся такие дневники, состоящие из двух частей: в первой части записывается краткий конспект, а во второй фиксируются возникающие вопросы, к выяснению которых возвращаются позже.

Такие дневники можно использовать и при самостоятельной работе с текстом дома. В этом случае следует оговорить заранее, сколько записей должен сделать ученик (см. табл. 2). Данный прием дает возможность ученикам тесно увязать содержание текста с их личным опытом, удовлетворить природную любознательность.

Таблица 2

Образец двухчастного дневника

Пометки

Вопросы


Прием «тонкие и толстые вопросы»:

- Тонкие вопросы требуют воспроизведения знания материала.

- Толстые вопросы - проблемные.

Вопросы записываются на доске перед лекцией или экспериментом и помогают ученикам анализировать их содержание.

Например, на уроке в 8 классе по теме «Получение водорода и кислорода», анализируя демонстрационный эксперимент, ученики выбирают для себя посильные вопросы, на которые затем отвечают.

Тонкие

Толстые

1. Какими способами можно собрать водород и кислород?

2. Как доказать наличие водорода и кислорода?

3. Какие свойства лежат в основе обнаружения водорода и кислорода?

1. Обоснуйте, на чем основано применение способов собирания кислорода и водорода?

2. Предположите, что будет, если водород в смеси с кислородом поджечь?

3. Что произойдет, если стакан, заполненный водородом (кислородом) открыть?

Прием «таблица аргументов».

Учитель дает аргументы, а учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции или при работе с текстом учебника.

Например, на уроке ученикам по мере изучения нового материала предлагается подтвердить или опровергнуть следующие аргументы:

Аргумент

Почему «Да»

Почему «Нет»

1.Один химический элемент образует только одно простое вещество.

Простое вещество образовано атомами одного химического элемента.

Один химический элемент может образовывать несколько простых веществ.

2.В простых веществах присутствует ковалентная неполярная связь.

Ковалентная неполярная связь присутствует в простых веществах неметаллах.

У простых веществ металлов металлическая связь.

3. Простые вещества неметаллы состоят из молекул.

Простые вещества кислород, водород имеют молекулярную кристаллическую решетку.

Для некоторых неметаллов (углерод, кремний) характерна атомная кристаллическая решетка.

Прием «лист решения проблем».

Этот прием можно использовать при решении задач, особенно со слабыми учениками. Организуется детальная поэтапная разборка материала. Ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и ищут пути по ее решению.

Например, лист решения проблем при решении расчетной задачи:

Какой объем займет водород массой 8 граммов?

Проблема

Что есть для ее решения

Чего не хватает

Решение

Найти объем водорода

V=n • Vm

Неизвестно количество вещества

Найти количество вещества водорода

n= m : M

m = 8г

Молярной массы водорода

М(Н2)=1•2= 2г\моль

n=8:2=4моль

Найти объем водорода

n = 4моль

Vm= 22,4моль\л

V=4моль•22,4моль\л

=89,6л

На стадии рефлексии для корректировки и систематизации знаний эффективны следующие методические приемы: «кластер», «синквейн», «эссе», «самоанализ», «шесть шляп критического мышления».

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях. Учащиеся пересматривают свои знания и систематизируют их. Каждому ученику дается 3-5 минут, чтобы написать синквейн. Затем его можно обсудить в парах или группах, после чего можно ознакомить с синквейнами класс. Синквейн имеет следующую структуру:

- в первой строке одним словом (существительным) называется тема;

- вторая строка - это описание темы в двух словах (прилагательные);

- третья строка - описание действия в рамках темы с помощью трех глаголов;

- четвертая - это фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

пятая - одно слово-синоним, выражающее эмоциональное отношение к теме.

Например, на уроке в 9 классе по теме «Общая характеристика элементов подгруппы углерода» можно предложить следующий синквейн:

Алмаз.

Бесцветный, твердый.

Режет, сверлит, свет преломляет.

Это любимый камень ювелиров.

Углерод.

Прием «эссе» - письменное задание, которое помогает ученикам подвести итог работы на уроке. Обычно предлагается два вопроса, на которые нужно дать короткий, но в то же время полный ответ:

- что вы узнали по пройденной теме?

- Что хотели бы узнать в большем объеме?

« Я сегодня узнала, какие существуют виды загрязнения воды, и как они влияют на живую природу. Очень неприятно осознавать, что виной всему является человек, самое разумное существо на нашей планете. Хотелось бы побольше узнать об объединениях школьников, которые пытаются изменить ситуацию».


Прием «самоанализ» - тренинг собственных знаний «знаю - не знаю».

Например, на уроке в 10 классе по теме «Типы химической связи» на стадии рефлексии учащиеся заполняют следующую таблицу:

Элементы знаний

Знаю уверенно

Надо повторить

1. Типы ХС:

- ковалентная неполярная

-ковалентная полярная

- донорно-акцепторная

-ионная

- металлическая

- водородная

2. Природа химических элементов, участвующих в образовании каждого вида связи.

3. Тип кристаллической решетки и физические свойства вещества, характерные для каждого типа связи.

Прием «шесть шляп критического мышления» - класс делится на 6 групп. Каждая группа получает шляпу определенного цвета. При этом высказывается шесть точек зрения по одной теме.

«Белая шляпа» - статистическая (констатируются факты по теме, без обсуждения).

«Желтая шляпа» - положительная (высказываются положительные моменты);

«Черная шляпа» - негативная (определяются отрицательные стороны проблемы);

«Синяя шляпа» - аналитическая (проводится анализ по проблеме);

«Зеленая шляпа» - творческая (высказываются самые бредовые идеи и предложения);

«Красная шляпа» - эмоциональная (формулируются эмоции, которые испытали ребята при работе с материалом).

Например, на уроке в 9 классе по теме «Соединения углерода» на стадии рефлексии группы работают с текстом с использованием приема «шесть шляп критического мышления»:

Проанализируйте текст:

Углекислый газ не ядовит. Однако при содержании его в воздухе по объему более 4 % появляется головная боль, шум в ушах. При содержании СО2 в воздухе более 10% может наступить потеря сознания, вот почему надо проветривать помещения, где находится много людей. Углекислый газ имеет громадное значение для всего живого, т.к. из него в процессе фотосинтеза зеленые растения образуют органические вещества, выделяя при этом кислород. Все живые организмы, поглощая кислород при дыхании, выделяют углекислый газ. В последнее время содержание СО2 в атмосфере постоянно увеличивается, приводя к повышению температуры воздуха у поверхности земли («парниковый эффект»).

На всех этапах урока с применением педтехнологии РКМЧП часто используется групповая работа. Она способствует улучшению психологического климата в классе, помогает учащимся подготовиться к общению, добиться понимания. Эта форма организации деятельности не позволяет им оставаться пассивными в учебном процессе. От имени группы школьники чаще, чем от своего собственного, высказывают необычные, нестандартные, даже рискованные идеи.

Таким образом, использование приёмов ТРКМЧП на уроках химии повышает у школьников мотивацию учения и интерес к предмету, способствует более эффективному овладению ими приёмов мыслительной деятельности в сфере химических понятий.

Проанализировать эффективность применения технологии РКМЧП помогает система диагностик по отдельным темам курса, при составлении которых применяются задания, позволяющие выявить у учеников уровень сформированности основных мыслительных операций. При отборе заданий учитываются возрастные особенности обучающихся и характер изучаемого материала:







- Задания на выполнение мыслительных операций

-Установление соответствия:

Подберите к названию вещества соответствующую формулу:

1. Угольная кислота А. HgO

2. Оксид ртути (+2) Б. Zn(OH)2

3. Оксид фосфора (+5) В. H2CO3

4.Гидроксид цинка Г. P2O5

- Задания на поиск закономерностей:

- Установите признак, объединяющий указанные объекты:

1. Кислород - озон; белый фосфор - красный фосфор;

2. Li, Na, K, Rb, Cs

3. H2S, Na2S, Al2S3, MgS

4. HCl, HNO3, H2SO4, H3PO4

- Продолжите ряд веществ, установите закономерность в последовательности их формул:

1. AgCl, Cu(OH)2, BaSO4, Zn(OH)2

2. Na2SO4, CaCO3, MgSO4, BaCO3

-Задания на классификацию:

Из перечня соединений азота: HNO3, HNO2, NH3, NO2, Mg3N2 выпишите:

а) вещества, проявляющие только свойства окислителей;

б) вещества, проявляющие только свойства восстановителей.

- Задания на сравнение:

Сравните металлическую связь с ионной и ковалентной по плану:

1. Частицы, участвующие в образовании связи.

2. Механизм образования связи.

3. Частицы в узлах кристаллической решетки.

- Задания на обоснование:

Обоснуйте следующие утверждения, используя существенные признаки понятия «электролит»:

1. NaCl, HNO3, Ba(OH)2 являются электролитами, так как….

2. Сахар, спирт, глюкоза не являются электролитами, так как…

- Задания на доказательство:

Докажите, что у азота не может быть валентность 5.

- Задания на развитие творческого мышления:

Предложите план очистки поваренной соли от примесей древесного угля, мела и поваренной соли.

-Задания на формирование приемов анализа и синтеза:

-Исключите лишнее:

1. Известняк, мел, мрамор, малахит.

2. SO3, H2SO4, Na2SO4, H2SO3

-Вставьте пропущенные формулы:

1). 2HNO3 + … = Cu(NO3)2 + H2О

Кроме диагностик результативность применения технологии РКМЧП изучалась через:

- наблюдение учебного процесса,

- анкетирование учащихся,

- анализ устных ответов учащихся,

- анализ динамики качества обученности химии по четвертям и годам обучения.












МБОУ « Сакмарская средняя школа»



















Выступление на РМО

«Содержание и методика применения технологии развития критического мышления, как средства повышающее познавательную активность на уроках химии»


из опыта работы учителя химии МОУ «Сакмарская СОШ» КиляковойЗ.Н., первая квалификационная категория




2012 год


© 2010-2022