- Преподавателю
- Химия
- Рабочая программа по химии (8 класс)
Рабочая программа по химии (8 класс)
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Белоножко Т.Н. |
Дата | 16.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МГЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
«СОГЛАСОВАНО»
Руководитель МО
Стельмохова А. Е.
Протокол №
от « »
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
Белоножко Т. Н.
« »
«УТВЕРЖДЕНО» Директор школы
Кривошеева Л. П.
Приказ №
от « »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии 8 класс
Белоножко Тамары Николаевны
2015-2016 уч. г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по химии, за основу рабочей программы взята программка, составленная по учебнику О.С.Габриеляна, соответствующая Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (Химия.8-11 классы. Рабочие программы по учебнику О.С.Габриеляна Авторы-составители Г. И. Маслакова,Н. В.Сафронов- Волгоград; Учитель,2014 год .).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс. Габриелян. О. С. 2-е издание стереотипное Москва. « Дрофа»2013 год.»
Данная программа соответствует базисному плану МБОУ «Вельжичская СОШ» на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 2-х часовое изучение предмета в неделю. Всего 70 часов в год.
Основные цели учебного курса: формирование представления о химическом элементе и формах его существования - атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решёток), закономерностях протекания реакций и их классификации.
Основные задачи учебного курса:
Формирование у учащихся знаний основ науки - важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений и понятий о принципах химического производства;
Развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;
Раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества;
Развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
-
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
-
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
-
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
-
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Методические особенности изучения предмета:
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения:
-
работать с веществами;
-
выполнять простые химические опыты;
-
учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве
Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.
Требования к результатам усвоения учебного материала по неорганической химии
Учащиеся должны знать:
-
основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества);
-
основные сведения о строении атомов элементов малых периодов; основные виды химических связей;
-
типы кристаллического равновесия; типологию химических реакций по различным признакам; сущность электролитической диссоциации;
-
название, состав, классификация и свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и позиции окисления - восстановления.
Учащиеся должны уметь:
а) применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, ионы молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярные массы, количество вещества, молярная масса, молярный объём, число Авогадро, электроотрицательность, степень окисления, валентность, окислительно - восстановительный процесс; химическая связь, её виды и разновидности; химическая реакция и её классификация; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;
б) разъяснить смысл химических формул и уравнений; объяснить действия изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степень окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно - восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать химические свойства, в том числе и в свете теории электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества его свойствами;
в) обращаться с лабораторными оборудованиями; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;
г) производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий
Организация обучени
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.
Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.
Результаты обучения
Формы проверки и оценки результатов обучения:
(формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита творческих, проектных, исследовательских работ)
Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические и лабораторные работы.
Средства проверки и оценки результатов обучения:
Ключи к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания, практические работы
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1Увеличено количество часов по темам за счёт включения в них практических работ.
2.Уменьшено число часов на изучение темы 1 «Атомы химических элементов» с 10 часов до 8 часов, т.к. понятие об изотопах рассматривается на уроке «Основные сведения о строении атомов».
3.Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.
.
Тематическое планирование по химии, 8 класс,
(2 часа в неделю, всего 70 часов)
УМК О.С. Габриеляна.
№ п/п
Наименование темы
Всего часов
Из них
Дата
Практические работы
Контрольные работы
1.
Введение
5
№1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.
№2. Наблюдение за горящей свечой.
2.
Тема 1.
Атомы химических элементов
8
К.р. №1
3.
Тема 2.
Простые вещества
7
4.
Тема 3.
Соединение химических элементов
15
№3. Анализ почвы и воды.
№4. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества.
К.р. №2
5.
Тема 4.
Изменения, происходящие с веществами.
11
№5. Признаки химических реакций.
К.р. №3
6.
Тема 5.
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.
21
№ 6 . Условия протекания химических реакций между растворами электролитов.
№7.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
№8. Решение экспериментальных задач.
К.р. №4
7
Тема 6. Портретная галерея великих химиков.
Повторение материала 8 класса - основных понятий, законов и теорий через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, осуществивших эти открытия
3
К. р. №5
Всего:
70
Поурочное планирование по химии, 8 класс,
(2часа в неделю, всего 70 часов), УМК О. С. Габриеляна
-
№№
п/п
Тема урока
Количество часов
Эксперимент:
Д. - демонстрационный
Л. - лабораторный
Время проведения.
Введение ( 5 часов )
1.
Предмет химии. Вещества
1
Д. Коллекции изделий из алюминия и стекла.
Л. О. № 1 Сравнение свойств твёрдых кристаллических веществ и растворов.
2.
Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.
1
Д. 1Взаимодействие соляной кислоты с мрамором.
Д. 2..Помутнение «известковой воды».
Л. О. № 2. Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги.
3.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов
1
4
Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса
1
5.
Практические работы № 1и № 2. №1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.
№2. Наблюдение за горящей свечой.
1
Тема 1. Атомы химических элементов (8 часов)
1
(6)
Основные сведения о строении атомов. Состав атомов.
1
Д. Модели атомов химических элементов.
Л. О. № 3. Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа.
2
(7)
Изменение в составе ядер атомов химических элементов. Строение электронных оболочек атомов.
1
Д. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
3
(8)
Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов.
1
4
(9)
Ионы. Ионная химическая связь.
1
Д. Модели кристаллической решетки хлорида натрия.
5
(10)
Ковалентная связь.
1
Д. Модели кристаллических решеток алмаза и графита.
Л. О. № 4. Изготовление моделей молекул бинарных соединений.
6
(11)
Металлическая химическая связь.
1
7
(12)
Обобщение и систематизация знаний по темам 1 и 2.
1
8
(13)
Контрольная работа №1 по теме1 и 2.
1
Тема 2. Простые вещества (7 часов)
1
(14)
Простые вещества
-металлы.
1
Д. Коллекция металлов.
Л. О. № 5.Ознакомление с коллекцией металлов.
2
(15)
Простые вещества
-неметаллы.
1
Д. Коллекция неметаллов.
Л. О. № 6. Ознакомление с коллекцией неметаллов.
3-4
(16-17)
Количество вещества
2
Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль.
5-6
(18-19)
Молярный объем газов.
2
7
(20)
Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества».
1
Тема 3. Соединение химических элементов (15 часов)
1
(21)
Степень окисления
1
Д. Образцы оксидов, хлоридов, сульфидов.
2
(22)
Важнейшие классы бинарных соединений.
1
Д. Образцы оксидов.
Растворы хлороводорода и аммиака.
Л. О. № 7. Ознакомление с коллекцией оксидов.
Л. О. № 8 Ознакомление со свойствами аммиака.
3
(23)
Основания.
.1
Д. Образцы щелочей и нерастворимых оснований.
Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Л. О. № 9. Качественная реакция на углекислый газ.
4
(24)
Кислоты.
1
Д. Образцы кислот.
Изменение окраски индикаторов в кислой среде.
Л. О. № 10. Определение рН растворов кислоты, щёлочи и воды.
Л. О. № 11. Определение рН лимонного и яблочного соков на срезе плодов.
5-6
(25-26)
Соли.
2
Д. Образцы солей.
Л. О. № 12. Ознакомление с коллекцией солей.
.
7
(27)
Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов»
1
8
(28)
Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки.
1
Д. Модели кристаллических решеток.
Л. О. № 13. Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решётки. Изготовление моделей кристаллических решёток.
9
(29)
Чистые вещества и смеси.
1
Д. Образцы смесей.
Л. О. № 14. Ознакомление с образцом горной породы.
10-11
(30-31)
Массовая доля компонентов и смеси.
2
12(32)
Практическая работа №3. Анализ почвы и воды.
1
13(33)
Практическая работа № 4
Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества.
1
14
(34)
Обобщение и систематизация знаний по теме 2 и 3.
1
15(35)
Контрольная работа № 2 по теме 2 и 3.
1
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (11 часов)
1-2
(36-37)
Явления физические и химические. Химические реакции.
2
Д.1.Горения магния
2. Возгонка йода
3. Плавление парафина
4. Окисление меди в пламени спиртовки
5. Помутнение известковой воды
6. Получение углекислого газа.
7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
3
(38)
Химические уравнения. Реакции разложения
1
4-5
(39-40)
Реакции соединения и замещения. Расчеты по химическим уравнениям.
2
Л. О. № 15. Прокаливание меди в пламени спиртовки.
Л. О. № 16. Замещение меди в растворе сульфата меди железом.
6-7
(41-42)
Реакции обмена
2
8
(43)
Типы химических реакций на примере свойств воды.
1
9
(44)
Практическая работа №5. Признаки химических реакций.
1
10
(45)
Обобщение и систематизация знаний по теме 4.
1
11.(46)
Контрольная работа №3
по теме 4.
1
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.
Окислительно - восстановительные реакции (21час)
1
(47)
Растворение как физико - химический процесс. Типы растворов.
1
Д. Растворение безводного сульфата меди (II) в воде.
Л. Получение кристаллов солей (домашняя практическая работа).
2-3
(48-49)
Электролитическая диссоциация
2
Д. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.
4
(50)
Ионные уравнения реакций
1
Л. О. № 17. Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра.
Л. О. № 18. Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами.
5
(51)
Практическая работа №7.Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.
1
6-7
(52-53)
Кислоты, их классификация и свойства.
.2
Л. О. № 19. Взаимодействие кислот с основаниями.
Л. О. № 20. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
Л. О. № 21. Взаимодействие кислот с металлами.
Л. О. № 22. Взаимодействие кислот с солями.
8-9
(54-55)
Основания, их классификация и свойства.
2
Л. О. № 23. Взаимодействие щелочей с кислотами.
Л. О. № 24. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.
Л. О. № 25. Взаимодействие щелочей с солями.
Л. О. № 26. Получение и свойства нерастворимых оснований.
10-11
(56-57)
Оксиды, их классификация и свойства
2
Л. О. № 27. Взаимодействие основных оксидов с кислотами.
Л. О. № 28. Взаимодействие основных оксидов с водой.
Л. О. № 29. Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами.
Л. О. № 30. Взаимодействие кислотных оксидов с водой.
12-13
(58-59)
Соли, их свойства.
2
Л. О. № 31. Взаимодействие солей с кислотами.
Л. О. № 32. Взаимодействие солей с щелочами.
Л. О. № 33. Взаимодействие солей с солями.
Л. О. № 34. Взаимодействие растворов солей с металлами.
14
(60)
Генетическая связь между классами неорганических соединений
1
15
(61)
Практическая работа №8. Свойства кислот оснований, оксидов и солей.
1
16
(62)
Обобщение и систематизация знаний по теме 5.
1
17
(63)
Контрольная работа №4
По теме 5.
1
18
(64)
Анализ контрольной работы.
1
19-20
(65-66)
Окислительно-восстановительные реакции.
2
21
(67)
Практическая работа №9. Решение экспериментальных задач.
1
Тема 6. Портретная галерея великих химиков.
Повторение материала 8 класса - основных понятий, законов и теорий через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, осуществивших эти открытия
1(68)
Итоговое повторение. Подготовка к итоговой контрольной работе.
1.
.
2(69)
Итоговая контрольная работа.
1
3(70)
Итоговое занятие.
1.
Учебно-методический комплект:
для учителя:
-
Химия.8-11 классы. Рабочие программы по учебнику О.С.Габриеляна Авторы-составители Г. И. Маслакова,Н. В.Сафронов- Волгоград; Учитель,2014 год .).
-
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 8 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2008.
-
Габриелян О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы. - М.: Дрофа, 2010.
-
Настольная книга учителя. Химия 8 класс. Габриелян О. С., Воскобойникова Н.П.- М.: Дрофа, 2010 г.
5 Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 класс. Габриелян О. С., Воскобойникова Н.П.- М.: Дрофа, 2008 г.
для учащихся:
-
Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян.2-е издание стереотипное - М.: Дрофа, 2013.