- Преподавателю
- Химия
- Методическая разработка урока на тему Предельные углеводороды
Методическая разработка урока на тему Предельные углеводороды
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гревцева Н.Л. |
Дата | 01.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное областное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Липецкий техникум городского хозяйства и отраслевых технологий»
Дисциплина: Химия
Методическая разработка урока по теме «Предельные углеводороды»
Автор Гревцева Н.Л.
преподаватель химии
Липецк 2015
Пояснительная записка
Характеристика целевой аудитории
Урок подготовлен для студентов 1 курса. Основная часть студентов имеет низкий уровень базовых знаний по предмету химия за курс основной школы. У студентов слабо развито логическое мышление и навыки самостоятельной работы.
Характеристика темы
Содержание урока, формулировка темы обусловлены требованиями ФГОС, программой учебной дисциплины, особенностями целевой аудитории, реализующих образовательную программу. В рабочей программе тема «Предельные углеводороды» входит в 1 главу. Изучение предельных углеводородов является основополагающей в изучении органической химии. Важнейшим средством обучения на уроке является интерактивная доска Smart Board. Целесообразность ее использования заключается в том, что в восприятии студентов большую роль играет наглядно-образное мышление.
План-конспект урока
Предмет: Химия
Раздел (тема) программы: Органическая химия
Тема урока: Предельные углеводороды.
Тип урока: изучения нового учебного материала.
Целевая аудитория: 1 курс
Цели урока:
Познавательные - знакомство учащихся с гомологическим рядом, особенностями строения, изомерией и номенклатурой алкенов. Развивающие - развивать полученные ранее первоначальные представления об изомерии и умения давать названия соединениям по номенклатуре ИЮПАК.
Воспитательные - воспитывать желание учиться активно, с интересом прививать сознательную дисциплинированность, чёткость и организованность в работе.
Мотивационная - побудить интерес к изучению предмета.
Дидактические основания урока:
методы обучения: эвристический (частично-поисковый);
тип урока: комбинированный;
формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа.
Материально-дидактическое оснащение урока
-
Интерактивная доска Smart Board.
-
Ноутбук.
-
Мультимедийный проектор.
-
Раздаточный материал: карточка с таблицей периодической системы Д.И. Менделеева.
Список литературы и электронных образовательных ресурсов
-
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. -2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006.
-
Габриелян О.С. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. -М.: Дрофа, 2004.
-
Горковенко М. Ю. Поурочные разработки по химии к учебным комплектам О. С. Габриеляна и др., 10 (11) класс. М.: "ВЕКО", 2005 г.
-
Ульянова Г. М. Органическая химия. 10 класс: Методическое пособие. - СПб.: "Паритет", 2003 г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
№
п/п
Этапы урока
Время
(мин)
Деятельность педагога
Деятельность студентов
Средства обучения
Результат
1.
Организа-ционный
3
Выдает дидактический материал.
Проверка явки студентов.
Занимают рабочие места, готовятся к уроку.
Комплект дидактических материалов
Студенты готовы к работе.
2.
Подготовка к усвоению материала
5
Предлагает расшифровать криптограмму и определить тему урока.
Знакомит с целью урока.
Используя карточки, с криптограммой выходят на тему урока.
Карточка с криптограммой
«Тема нашего урока».
Студенты быстро включаются в работу.
3.
Вызов
5
Актуализация знаний (по вопросам).
Отвечают на провокацию, вспоминают всё, что знают по данной теме.
Вопросы на доске.
Студенты
вовлекаются в работу.
4.
Осмысление
22
Поддерживает мотивацию и цели.
Включаются в процессы чтения, просмотра, обсуждения.
Слушают, задают вопросы, пишут, выделяют главные моменты в новой информации.
дидактический материал
Студенты составляют конспект.
5.
Рефлексия
5
Задает вопросы студентам по изученной теме
Отвечает на дополнительные вопросы студентов.
Отвечают на вопросы
Задают вопросы на будущее.
устно
Подведены итоги работы.
6.
Оценка
5
Оценивает деятельность студентов, задает домашнее задание
Делают самооценку своей деятельности.
Подведены итоги. Выставлены оценки.
ХОД УРОКА:
-
Организационный момент - 3мин.
-
приветствие студентов;
-
проверка явки студентов и их готовность к уроку;
-
психологический настрой на урок.
-
Подготовка к усвоению нового материала - 5мин.
Слайд1
- Ребята, обратите внимание, что у нас отсутствует тема урока, она зашифрована в криптограмме (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Задание студентам: Для того чтобы прочитать зашифрованную тему урока. Используя таблицу Д.И. Менделеева вам необходимо из названия указанного элемента взять букву, порядковый номер которой указан рядом. (Соревнование между студентами).
- К концу урока, ребята, будите ЗНАТЬ определение предельных углеводородов их электронное и пространственное строение, УМЕТЬ строить гомологический ряд; представлять в пространстве молекулы гомологического ряда.
III. ВЫЗОВ - 5мин.
Слайд 3
- Перед тем как перейти к новой теме, давайте вспомним прошлый материал:
-
Что называется органической химией?
-
Что вы знаете об органических веществах?
-
Кто сформулировал теорию строения органических соединений?
IV. ОСМЫСЛЕНИЕ - 22мин.
- Перед тем как приступить к предельным углеводородам, давайте подумаем, что такое вообще УГЛЕВОДОРОДЫ?
Слайд 4
Углеводороды - это органические соединения, состоящие из двух элементов - углерода и водорода.
Предельные углеводороды - углеводороды с общей формулой CnH2n+2, где n - целое число атомов углерода. Их также называют насыщенными, т.к. все валентности атомов С насыщены атомами водорода.
Слайд № 5
Алканы - название предельных углеводородов по международной номенклатуре. Исторически алканы называют парафинами, что в переводе с латинского языка означает малоактивный. Алканы по сравнению с другими углеводородами относительно менее активные.
Слайд № 7
- Зная общую формулу предельных углеводородов, попробуйте составить гомологический ряд, где n-10.
Задание студентам: Закончите гомологический ряд алканов у себя в тетради. Когда будете готовы, проверьте правильность выполненного задания по презентации.
Слайд № 9
Каждый последующий углеводород отличается от предыдущего группой атомов СН2. Группа СН2 называется гомологической разностью.
Все углеводороды имеют молекулярную и структурную формулы. Молекулярные формулы мы уже получили, записав гомологический ряд алканов.
С2Н6 - молекулярная формула показывает качественный, количественный состав;
СН3-СН3 - структурная формула - порядок соединения атомов в молекуле.
Задание студентам: Используя молекулярные формулы, запишите структурные формулы оставшихся гомологов.
Слайд № 17
Форма углеродных цепей зигзагообразна; атомы углерода не находятся на одной прямой, т. к. при вращении атомов валентные углы остаются прежними - 10928'. Длина связи С - С = 0,154нм.
V. РЕФЛЕКСИЯ - 5мин.
1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
2. Какие формулы были использованы для получения формул двойного угла?
3. На каком этапе урока у вас возникли затруднения, какого характера?
4. Успешно ли вы решили возникшие затруднения?
VI. Итог урока - 5мин. Краткий анализ урока, оценка работы студентов. Домашнее задание: выучить гомологический ряд алканов; изучение конспекта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КРИПТОГРАММА «ТЕМА НАШЕГО УРОКА»
Для того чтобы прочитать зашифрованную тему урока, необходимо из названия указанного элемента взять букву, порядковый номер которой указан рядом.
Pd-1, Cr-2, Ag-4, Cd-3, Ge-2, Ga-3, Ni-6, Na-1, As-2, Ru-4
Pu-3, Mg-3, Au-3, Si-3, V-1, Cl-3, Sc-5, Sr-4, Hg-1, I-2, Rf-9, As-2.