• Преподавателю
  • Химия
  • Методическая статья «Организация внеурочной деятельности учащихся по химии»

Методическая статья «Организация внеурочной деятельности учащихся по химии»

Исследовательская деятельность изменяет роль педагога, превращая его из источника информации в проводника по информационному пространству. Параллельно с этим изменяются и личностные характеристики ребёнка: происходит формирование адекватной самооценки. В своей статье я хочу рассказать, как во внеурочной работе формирую у  ребят  активную жизненную позицию, привлекаю к поиску, воспитываю любовь к сложному предмету - химия. Итог моей работы - большое количество участников и победителей различного ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ

( ПОПКОВА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 города Ртищево Саратовской области», учитель химии высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования РФ).

Одним из основных критериев готовности образовательного учреждения к реализации ФГОС основного общего образования является определение оптимальной модели организации образовательного процесса, обеспечивающей реализацию внеурочной деятельности обучающихся. Современные подростки достаточно динамичны, обладают активной жизненной позицией. Однако в наш век информатизации дети пресыщены потоками информации, обладают широким кругозором. И не всегда те способы подачи информации, которые были действенны для предыдущих поколений, будут также действенны при изучении современного материала современными детьми.

Исследовательская деятельность коренным образом изменяет роль педагога, превращая его из «источника» информации в «проводника» по информационному пространству, коллегу и старшего товарища по совместному интеллектуальному труду. Параллельно с этим изменяются и личностные характеристики ребёнка: идёт формирование адекватной самооценки, воспитывается стремление к кооперации при сохранении собственной позиции и умения доказательно отстаивать её.

Учащиеся нашей школы много и с удовольствием участвуют в различных олимпиадах, турнирах, конкурсах по химии, в том числе дистанционных.

Ежегодно в нашей школе проводится неделя химии, в ходе которой ребята проявляют активность, показывают свои знания. В 2011 -2012 учебном году в ходе предметной недели было проведено интересное мероприятие «Химическая география», на которой ребята показали свои знания двух наук, работали в разновозрастных командах. В прошлом году в ходе предметной ученики старших классов подготовили и провели мероприятие для ребят начальной школы «Химия - малышам».

Ребята принимают участие в конкурсах, проводимых ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования». В 2011 году мои ученицы 9 класса Полякова Оксана и Герасимова Ксения заняли 2 место в межрегиональном конкурсе творческих работ учащихся «Виват, Химия!» в номинации «Электронная газета». В 2010 году двое учащихся участвовали в конкурсе презентаций «Жизнь и деятельность М.В.Ломоносова».

В 2012- 2013 учебном году в нашем городе проходила интеллектуальная игра, проводимая преподавателями и студентами «Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И.Вавилова», посвящённая 200-летию со дня рождения русского химика Н.Н.Зинина. Ребята с удовольствием участвовали в игре, получили массу положительных эмоций от общения со студентами, преподавателями, приобрели опыт.

Уже на протяжении трёх лет наша школа принимает участие во Всероссийском «Молодёжном химическом чемпионате», проводимым «Центром развития одарённости» (город Пермь). В 2012 году две мои ученицы Тишина Анастасия и Афанасьева Анастасия получили грамоты и подарки за лучший результат в районе.

В преподавании естественных наук, и в частности химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Интеграция естественнонаучных знаний, полученных в результате проведения исследовательской работы учащимися, позволяет изменить качество учебного процесса и повысить успешность обучения школьников. Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности.

В 2012 году на сайте «Уникум» проводился дистанционный конкурс «Химия и физика в центре естествознания». Я работала с ребятами двух возрастных групп - 5 и 8 классы. Конкурс оказался очень интересным, увлекательным. Ребята проводили опыты, вместе делали презентации, объясняли результаты. Итог - два вторых места и одно третье.

В ежегодно проводимых школьных и муниципальных олимпиадах принимает участие большое количество ребят. Им хочется показать свои знания, попробовать себя. В 2011 году моя ученица 11класса Тишина Анастасия стала победителем муниципального этапа Всероссийской олимпиады по химии.

В 2013 году впервые участвовали во Всероссийской дистанционной олимпиаде на сайте центра «Снейл».

Каждый год проводится районная научно - практическая конференция, на которой ребята рассказывают о той исследовательской работе, которую проделали в ходе работы над проектом. Метод проектов, который обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность, позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.

В проектной деятельности доля самостоятельности возрастает в разы, ставятся иные цели: научить не столько решать конкретные задачи, сколько осмысливать сам путь решения.

Основанием для выбора тем ученических проектов являются проблемы, с которыми сталкиваются люди в повседневной жизни. Казалось бы, что школьник может обнаружить в колбасе, копченой рыбе, меде и стиральном порошке? Оказывается достаточно много, и на все эти вопросы отвечают результаты исследовательских проектов юных химиков.

В прошлом году на научно - практическую конференцию «Надежда губернии» нами была представлена работа «Жевательная резинка: польза или вред». Над проектом работали две ученицы 9 класса -Александрова Мария и Губарева Анастасия. Они получили диплом 1 степени. В этом году при проведении предметной недели, они обязательно выступят перед учениками нашей школы, расскажут о пользе и опасности жевательной резинки.

В прошлом учебном году в свете подготовки к ГИА по химии мои ребята участвовали во Всероссийском дистанционном сверх программном конкурсе по химии портала «Дельфин». Задания показались интересными.

Интернет - портал МИНОБР. ОРГ проводит множество мероприятий для детей, родителей, педагогов. В 2011 году ученица 7 класса Александрова Мария принимала участие во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Юный учёный». Она представила свою работу «Хлеб и пищевые добавки»» и стала лауреатом конкурса.

В 2012 году приняли активное участие в блиц - турнире «Наш мир прославили металлы» на сайте «Фактор роста». Участвовало 10 человек, двое из них стали победителями, заняли 2 и 3 места.

Таким образом, используя различные формы внеурочной деятельности, мы создаем условия для творческой самореализации и профессионального самоопределения учащихся, популяризируем самостоятельную интеллектуально-творческую деятельность учеников. Многие мои ученики, принимая активное участие в конкурсах, олимпиадах, связывают свою жизнь с профессиями, где нужна химия. Так, Тишина Анастасия учится в медицинском институте, Александрова Мария мечтает стать врачом. Кто - то учится в медицинском училище, в медицинском колледже.

Формирование творческой активности в любой сфере, в том числе и исследовательской, - это кропотливый, трудоемкий, но интересный и, как правило, продуктивный процесс, требующий от педагога креативности, научного поиска и профессионального роста.



Литература:

  1. Пищулова А.С., Рубешта А.Е. Формирование информационной, коммуникативной исследовательской компетенций в процессе обучения школьников исследовательской деятельности // Вестник ТГПУ. - 2007. - №7

  2. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии// Москва, Глобус, 2007,

  3. festival.1september.ru/articles/635443/



© 2010-2022