• Преподавателю
  • Химия
  • Урок по теме Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Урок по теме Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь»

Цели урока:

- повторить и систематизировать основные теоретические вопросы темы и закрепить основные умения и навыки (характеристика химических элементов и образуемых ими соединений по их положению в ПСХЭ, объяснение сущности химической связи, способов ее образования);

- показать, что концентрация усилий умственных многих позволяет быстрее решить задачу;

- воспитывать у учащихся честность, чувство взаимопомощи и ответственности за общее дело;

- продолжить развитие таких мысленных операций как: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Девиз урока:

Друг мой! Не будь рабом оценки. Главное - повторить и запомнить раз и навсегда и получить удовольствие от деятельности.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

А) целеполагание и мотивация

Прочитав высказывание «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а лишь надстройки и развития обещает» великого русского химика, первооткрывателя одного из всеобщих законов природы, мы можем только восхищаться его гениальной проницательностью. Итак, настало то самое будущее, в котором закон Д.И. Менделеева стал развиваться. Нам с вами предстоит пройти тернистый путь исследователей, чтобы доказать правоту Д.И. Менделеева.

Другого ничего в природе нет.

Ни здесь, ни там, в космических глубинах.

Все - от песчинок малых до планет -

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй Менделеевской системы строгий,

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай.

Ты знаешь газ мельчайший водород,

В соединеньи с кислородом - это

Июньский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма

И темно-бурые растворы брома,

И кажется вселенная сама

Одной лабораторией огромной.

С. Щипачев

Б) объяснение хода работы:

- объяснение заданий;

- оформление записей в тетради;

- разбивка по группам.

Учитель: Систематизировать знания, полученные при изучении темы, мы будем в необычной форме. На примере трех элементов (натрия, алюминия, хлора) покажем практическую реализацию периодического закона Д.И. Менделеева.

- Сформулируйте периодический закон Д.И. Менделеева.

- Каждый закон имеет либо математическое либо графическое изображение. Что такое периодическая система химических элементов?

1-й этап.

- А сейчас давайте попробуем раскрыть физический смысл основных составляющих периодической системы.

Элементы встали в ряд,

В ядрах их растет заряд,

Значит, столько в нем протонов,

А в округе - электронов.

( порядковый номер химического элемента)

Есть в ядре еще нейтроны,

Что заряд нести не склонны,

Ну, а то, что в массе дробь ,

В том виновен изотоп.

(Атомная масса химического элемента)

Рядом много электронов

Не живут определенно,

И уже на новый слой

Электрон восходит свой.

(Номер периода)

Впереди стоит металл,

Ряд продляет неметалл,

В завершенье каждый раз

Видим мы инертный газ.

VIII группу ты возьми:

Счет электронов до восьми.

(Номер группы)

2-й этап.

Учащиеся составляют план характеристики химического элемента:

- общие сведения об элементе;

- положение химического элемента в периодической системе;

- состав атома элемента;

- электронной строение атома элемента;

- состав и свойства простого вещества;

- степени окисления элемента в высших оксидах и летучих водородных соединениях;

- формулы оксидов и соответствующих им гидроксидов, характеристики кислотно-основных свойств этих соединений;

- формула летучего водородного соединения.

Вопросы после оглашения результатов работы:

  1. Зная электронное строение атома элемента, можем ли мы предположить о свойствах данного элемента?

  2. Какой вид химической связи реализуются в простых веществах данных элементов?

  3. Какой тип химической связи характерен для оксидов и гидроксидов данных элементов? Изобразите электронные схемы образования оксидов натрия, алюминия и летучего водородного соединения хлора.

  4. Практическое задание:

Докажите экспериментально кислотно-основной характер гидроксидов натрия, алюминия и соляной кислоты.

3 этап.

Каждый учащийся выполняет индивидуальное задание (или дается задание группе учащихся) в виде тестов , где правильные ответы представлены сочетанием букв английского алфавита. Каждое задание имеет номер, учащиеся записывают на доске полученные сочетания букв, при правильных ответах на доске записываем высказывание великих людей на английском языке.

Impo ssibi lities are me rely thi ngs which we have not yet lear ned.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Charles W. Chesnutt

Ever yone and every thing aro und you is your tea cher.

16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Ken Keyes

Функция учителя - наблюдать и вовремя прийти на помощь нуждающимся.

4 этап.

Рефлексия на основе полученных предложений. После перевода первого высказывания задаю вопросы:

- Как вы понимаете эту мысль?

- Был ли учителем для тебя кто-то из твоей группы или ты сам?

- Согласен ли ты с тем, что усилия многих позволяют быстрее решить задачу?

Вопросы ко второму высказыванию:

- Как ты понимаешь эту мысль и согласен ли ты с нею?

- Что надо сделать тому, кто имеет минусы в результате сегодняшней работы, чтобы быть способным в следующий раз прекрасно ответить, блестяще написать контрольную работу или сдать зачет по данной теме?

5 этап.

Подведение итогов, выставление отметок.

6 этап.

Домашнее задание



© 2010-2022