• Преподавателю
  • Химия
  • Из опыта работы Использование информационно-коммуникативных технологий для формирования важнейших химических понятий у учеников 8 специального (коррекционного) класса VII вида (для детей с задержкой психического развития)

Из опыта работы Использование информационно-коммуникативных технологий для формирования важнейших химических понятий у учеников 8 специального (коррекционного) класса VII вида (для детей с задержкой психического развития)

Учителям химии основной школы предлагается образец задания контролирующего характера, применимого на этапе проверки знаний, на уроках систематизации и обобщения знаний. Пошаговая инструкция к его созданию и применению, позволяющего  развивать у учащихся 8 специального (коррекционного) класса VII  вида (для детей с задержкой психического развития),  речь,  владение химической терминологией, умение определять по формуле вещества его состав, вид связи, кристаллическую решётку, степень окисления, ум...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Глухова Светлана Викторовна

МБОУ «СОШ № 41»п. Новогорный

г. Озёрска Челябинской области

учитель химии и биологии

Из опыта работы

Использование информационно-коммуникативных технологий для формирования важнейших химических понятий у учеников 8 специального (коррекционного) класса VII вида (для детей с задержкой психического развития)

В соответствии с Примерной программой по химии, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в результате изучения химии ученик 8 класса должен:

знать/понимать важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, степень окисления,

называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

определять: степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;

характеризовать: свойства веществ основных классов неорганических соединений.

Важнейшим условием для формирования знаний и умений является развитие речи, овладение химической терминологией, многократное повторение определённых умственных действий. Опыт работы в классах специального коррекционного обучения VII вида (для детей с задержкой психического развития) показывает, что ученики этих классов испытывают определённые трудности в обучении, так как у них своеобразное мышление и память. Память имеет специфические особенности:

- снижен объем памяти и скорость запоминания;

- непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме;

- механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но

время, необходимое для полного заучивания, близко к норме;

- преобладание наглядной памяти над словесной;

- нарушена механическая память.

Особенности детей с ЗПР требуют достаточно многочисленных тренировочных упражнений. Психологи, исследующие эту категорию детей, предлагают различные приёмы развития памяти - сочетание зрительной, слуховой, двигательной памяти. Использование информационно-коммуникативных технологий, возможностей компьютера как наглядного пособия качественно нового уровня, позволяют разработать своего рода тренажер для формирования химических понятий у учеников.

Так как память учеников снижена, при выполнении любого задания необходимо провести повторение опорных знаний о составе веществ, классификации, свойствах, видах связи, кристаллической решётке. Проведение повторения традиционными способами занимает много времени. Я разработала презентацию из 8 слайдов «Опора по номенклатуре веществ», которая позволяет быстро и наглядно повторить необходимый материал. Перед выполнением задания любого характера - контролирующего, закрепляющего - мы с ребятами фронтально повторяем материал.

Из опыта работы Использование информационно-коммуникативных технологий для формирования важнейших химических понятий у учеников 8 специального (коррекционного) класса VII вида (для детей с задержкой психического развития)Из опыта работы Использование информационно-коммуникативных технологий для формирования важнейших химических понятий у учеников 8 специального (коррекционного) класса VII вида (для детей с задержкой психического развития)

Слайд 1 Слайд 2

Из опыта работы Использование информационно-коммуникативных технологий для формирования важнейших химических понятий у учеников 8 специального (коррекционного) класса VII вида (для детей с задержкой психического развития)Из опыта работы Использование информационно-коммуникативных технологий для формирования важнейших химических понятий у учеников 8 специального (коррекционного) класса VII вида (для детей с задержкой психического развития)

Слайд 3 Слайд 4

При работе со слайдами ученики пользуются таблицей Д.И. Менделеева, таблицами растворимости веществ. Слайд 3: ребятам предлагаются задания - приведите примеры названий двух оксидов неметаллов, двух оксидов металлов. Слайд 4 - приведите названия двух щелочей, двух оснований. Слайд 5 - повторить названия кислот, назвать одноосновные кислоты, двухосновные, многоосновные, кислородсодержащие, бескислородные. При затруднении можно использовать информацию учебника О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» § 20, страница 104, § 21, страница 109. Слайд 6 - используя названия кислотных остатков назвать соли какого-либо металла, например: натрия. Хорошо тренируют наблюдательность, точность памяти задания типа «Найди отличия»: слайд 5,6 - отличия между кислотами и солями, слайд 4,6 - отличия между основаниями и солями.

Из опыта работы Использование информационно-коммуникативных технологий для формирования важнейших химических понятий у учеников 8 специального (коррекционного) класса VII вида (для детей с задержкой психического развития)Из опыта работы Использование информационно-коммуникативных технологий для формирования важнейших химических понятий у учеников 8 специального (коррекционного) класса VII вида (для детей с задержкой психического развития)

Слайд 5 Слайд 6

Из опыта работы Использование информационно-коммуникативных технологий для формирования важнейших химических понятий у учеников 8 специального (коррекционного) класса VII вида (для детей с задержкой психического развития)Из опыта работы Использование информационно-коммуникативных технологий для формирования важнейших химических понятий у учеников 8 специального (коррекционного) класса VII вида (для детей с задержкой психического развития)

Слайд 7 Слайд 8

После того, как повторение завершено, ученикам предлагается задание

Из опыта работы Использование информационно-коммуникативных технологий для формирования важнейших химических понятий у учеников 8 специального (коррекционного) класса VII вида (для детей с задержкой психического развития)Слайд 9

Этот слайд позволяет проверить и закрепить те знания и умения, которые были повторены. Слайд имеет гиперссылки, они используются при затруднении ученика, возвращают его к предыдущим информационным слайдам. При затруднении в определении состава вещества - к слайду № 1, классификации сложных веществ - к слайду № 2 - 6 и так далее.

На протяжении учебного года я использую достаточное количество презентаций. Имея одну базовую папку, в которой находятся презентации «Опора по номенклатуре веществ», отдельные слайды «Состав веществ», «Классификация веществ», «Оксиды», «Виды связи», «Кристаллические решётки», «Презентация - задание к уроку», нужно только менять первую строчку в слайде № 9, и Вы получите новое задание, подкреплённое презентацией с гиперссылками.

Что даёт использование таких презентаций: работает зрительная память, словесная память, когда учащиеся проговаривают информацию на этапе фронтального повторения, двигательная память при письменном определении степени окисления атомов в молекуле (эта категория школьников затрудняется выполнить подобное задание устно, в уме, поэтому пишут в рабочей тетради).

Что нужно учитывать при составлении презентаций:

  • Они должны быть однотипными, не должен меняться формат или цветовая гамма на каждом уроке, не должно быть никаких иллюстраций или анимаций изображения, так как внимание у этой категории учащихся концентрируется плохо;

  • Узнаваемость слайдов, повторение одних и тех же слайдов создаёт у учеников ощущение знакомой ситуации, ощущение работы по образцу, психологического комфорта.

К чему приводит использование возможностей компьютера: мы получаем качественное наглядное обеспечение к уроку, рационально используем время урока, повторение становится возможным практически на каждом уроке, за исключением лабораторных и контрольных работ, так как занимает не более 8-11 минут. За четверть, в классе СКО VII вида, по данному виду работ успеваем опросить всех учеников (наполняемость класса не более 14 человек), к концу третьей четверти учащиеся уверенно определяют состав веществ, класс, виды связи, тип кристаллической решётки, затруднение вызывает обычно только определение степени окисления атомов в соединениях типа Al2(SO4)3, номенклатура солей.

Предлагаю вариант базовой папки для работы в 8 классе, на её основе Вы сможете разработать систему заданий на четверть, полугодие. Кстати, подобные задания можно использовать и в классах возрастной нормы на уроках повторения или после каникул.

© 2010-2022