• Преподавателю
  • Химия
  • Конспект по литературе на тему А. А. Блок. Анализ лирического произведения. Стихотворение «Незнакомка»

Конспект по литературе на тему А. А. Блок. Анализ лирического произведения. Стихотворение «Незнакомка»

I Организационный момент II.   Работа с теоретическими понятиями (повторение литературоведческих терминов). 1. Основные изобразительно-выразительные средства. 2.Другие речевые особенности стихотворения (повтор, инверсия, риторические вопросы, восклицания, обращения. 3. Звукопись и её художественные функции (диссонанс, ассонанс, аллитерация)   III. Актуализация ранее изученного. 1)Какие стихотворения Блока вам уже знакомы? В какие тематические группы можно объединить эти стихотворения? 2)Почему ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей «Политэк»


Конспект открытого урока


литературы в 9 классе

На тему: А.А.Блок. Анализ лирического произведения. Стихотворение «Незнакомка».

Цель урока: обучение анализу стихотворения.

Задачи:

- повторить план анализа стихотворения, тропы, фонетические и синтаксические средства анализа;

- развивать речь, творческие и коммуникативные способности, аналитическое мышление;

- развивать чувство прекрасного;

- воспитывать уважительное отношение к чувствам и мыслям других людей.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: портрет А.Блока, слайдовая презентация с иллюстрациями к стихотворению, словари литературоведческих терминов, 2 вариантов песни на слова Блока «Незнакомка» хора УГТУ-УПИ и А.Смирнова.


Информационно-методическое обеспечение: учебник-хрестоматия

Т.Ф.Курдюмовой. «Литература. 9 класс»

Учитель: Приходько Н.В.




Волгодонск

2014

I Организационный момент

II. Работа с теоретическими понятиями (повторение литературоведческих терминов).

1. Основные изобразительно-выразительные средства.

2.Другие речевые особенности стихотворения (повтор, инверсия, риторические вопросы, восклицания, обращения.

3. Звукопись и её художественные функции (диссонанс, ассонанс, аллитерация)

III. Актуализация ранее изученного.

1)Какие стихотворения Блока вам уже знакомы? В какие тематические группы можно объединить эти стихотворения?

2)Почему раннее творчество Блока тяготеет к символизму?

3)Как вы понимаете символ - Прекрасная Дама?

IV. Вступительное слово учителя.

Идея вечной и всепобеждающей Женственности была воспринята символистами от Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900) - философа-идеалиста, поэта, публициста, литературного критика. Общепризнано его огромное влияние на русскую религиозно-философскую мысль и эстетику символизма. Его мистико-поэтическое мироощущение оказалось созвучно философским и эстетическим исканиям символистов. Религиозный философ, ставивший в центр мира божественное начало, он видел цель исторического и космического процесса в «положительном всеединстве», т.е. в таком соединении элементов мира, где нет взаимного отчуждения, нет разъединенности во времени, пространстве, вещественности. Идеал всеединства - мудрое женское начало, воплощенное в «Софии, мудрости Божией», это Вечная Женственность, «действительно вместившая полноту добра и истины, а через них нетленное сияние красоты».

Идея Вечной Женственности у А. Блока воплотилась в Прекрасной Даме, на рыцарское служение которой подвигнут поэт («Стихи о Прекрасной Даме», 1904). Культ Прекрасной Дамы проходит через все творчество поэта. Но этот образ не остался неизменным, он обретал все новые воплощения - от носительницы божественного начала, Вечной Женственности, Вечной Жены до его конкретного, очеловеченного облика, опоэтизированного в чертах Любимой, или просто Ее, или молодой жизни, погибшей под колесами.

Прекрасная Дама жила в полуфантастическом мире первой книги, но когда жизнь открылась перед поэтом во всей своей противоречивости, женский образ стал соотноситься с реальными чертами женщины. Весной 1906 г. Блок написал одно из самых удивительных своих стихотворений: «Незнакомка».

V. Выразительное чтение стихотворения «Незнакомка» учителем.

VI. Воспоминания современников (учащийся читает)

К. Чуковский вспоминал, какое впечатление производила «Незнакомка» на современников поэта:

«Я помню ночь перед зарей, когда он впервые прочитал «Незнакомку», кажется, вскоре после того, как она была написана им. Читал он ее на крыше знаменитой башни Вячеслава Иванова, поэта-символиста, у которого каждую среду собирался для всенощного бдения весь аристократический Петербург. Из башни был выход на крышу, и в белую петербургскую ночь мы, художники, поэты, артисты, возбужденные стихами и вином - а стихами опьянялись тогда, как вином, - вышли под белесоватое небо, и Блок, медлительный, внешне спокойный, молодой, загорелый (он всегда загорал уже ранней весной), взобрался на большую железную раму, соединявшую провода телефонов, и по нашей неотступной мольбе уже в третий, в четвертый раз прочитал эту бессмертную балладу своим сдержанным, глухим, монотонным, безвольным, трагическим голосом. И мы, впитывая в себя ее гениальную звукопись, уже заранее страдали, что сейчас ее очарование кончится, а нам хотелось, чтобы оно длилось часами, и вдруг, едва только он произнес последнее слово, с Таврического сада, который был тут же, внизу, какой-то воздушной волной донеслось до нас многоголосое соловьиное пение. В ту пору далекой юности поэзия Блока действовала на нас, как луна на лунатиков».

VII. Слово учителя: история создания.

«Страшный мир» - так определил для себя Блок окружавшую его действительность. Произведения этих лет составили вторую книгу стихов поэта. В них остро чувствуется двоемирие Блока. М. Цветаева отмечает одновременное существование поэта в двух мирах: «О Блоке можно сказать, что он от одного себя старался уйти к какому-то другому себе. Так смертельно раненный человек в страхе бежит от раны, так больной мечется из страны в страну, потом из комнаты в комнату и, наконец, с одного бока на другой».

«Все двоилось у него в душе, и причудливы были те сочетания веры с безверием, которые сделали его столь близким современной душе. Он, и веруя, не верил, что верует, насмехаясь над мечтами, мечтал. Такой двойственности еще не было в русской поэзии, и нужно быть великим поэтом, чтобы выразить эту двойственность в лирике».

Измученный и личной семейной драмой (Любовь Дмитриевна Менделеева в то время переживала страстную влюбленность в друга мужа, поэта Андрея Белого), Блок пишет стихотворение «Незнакомка», в котором, как в зеркале, отразилось состояние его души.

Однако, став автором «Незнакомки», Блок не перестал быть автором «Стихов о Прекрасной Даме». Он по-прежнему ищет вечно женственное, но теперь уже, к сожалению, в кабаках и в переулках пыльных дачных городков.

VII. Анализ стихотворного текста

Словарная работа на доске записаны словосочетания: «скрипят уключины», «заламывая котелки», «In vino veritas!» (лат.).-«Истина в вине!»

Учащиеся объясняют их.

- На какие части условно можно разделить стихотворение? Назовите приметы пошлости в первой части.

- Как Блок добивается удивительной синкретичности в создании атмосферы дачного городка? Давайте найдём в тексте примеры того, как поэт воедино сплавил звук, краску, слово и ощущение? Какими приемами пользуется для этого автор?

Мы попадаем за город в прекрасный весенний вечер. Однако мы не чувствуем радости обновления природы. Все пропитано «тлетворным» духом. Самые серые и скучные краски понадобились бы художнику, чтобы изобразить «пыль переулочную», канавы и шлагбаумы.

Ухо воспринимает дисгармонию звуков: «детский плач», «окрики пьяных», скрип уключин, «женский визг». Накопление резких согласных, визжащих и скребущих (неповторимая блоковская аллитерация), помогает читателю почувствовать дисгармонию самой жизни (скрип, визг, диск, глух, дик, пыль). Звукопись Блока утрачивает здесь свою нежность, плавность, музыкальность. Слова, употребленные поэтом для оценки русского захолустья, передают уродливость, грубость, примитивность этого самого захолустья (то ли географического, то ли духовного): шлагбаумы, уключины, переулки, лакеи, пьяницы, кролики и т. д. В «Стихах о Прекрасной Даме» они были бы просто невозможны.

И вдруг глаз замечает что-то золотящееся. Что же? Оказывается, здесь принимают за золото блестящую вывеску над дверью магазинчика - «крендель булочной». А как же луна, покровительница влюбленных, воспетая поэтами? Но в этом мире нет даже небесного светила, просто есть диск, который «бессмысленно кривится». Ну что ж, в мире, где золотом играют лишь вывески, а луна скучающе взирает на людское мельтешение, и влюбленные под стать: «среди канав гуляют с дамами испытанные остряки». Нет высокого чувства, нет возвышенных отношений, а следовательно, исчезает Поэзия. В страшном бездуховном мире даже природа теряет свою красоту: она осквернена бытом. Здесь нечем дышать: «горячий воздух дик и глух».

Мы видим, кто населяет этот мир: пошлые женщины и мужчины, играющие в любовь, «пьяницы с глазами кроликов», «сонные лакеи», плачущие дети и визжащие женщины. Единственное развлечение для жителей этого городка - катание на лодках по озеру и посещение местного «духовного» центра - ресторана.

- В чём находит спасение лирический герой от этой пошлости и прозаичности окружающего его мира?

Лирический герой Блока находит друга и собеседника для своей души. Он всегда рядом. С этим единственным другом, который «отражен в стакане», герой встречается «каждый вечер». Все прежние порывы, страсти, казалось, оглушены и усмирены вином и обстановкой ресторана. Но...

-Найдите художественно-изобразительные средства в первой части стихотворения.

- С каких строк начинается вторая условная часть стихотворения?

- Реальна ли Незнакомка? Какими художественно-изобразительными средствами пользуется поэт при описании Незнакомки?

Как вызов «страшному миру» в обывательскую среду нисходит Незнакомка. Меняется лексика, звуковая организация стиха, образная система. Какофония звуков заглушается чарующей мелодией, нежной, романтической музыкой. Человеческая мелочь исчезает. Дальше все видится, как в «туманном окне».

Однако контраст между Незнакомкой и обстановкой у ресторанной стойки столь разителен, что поэт сомневается в реальности происходящего: «Иль это только снится мне?»

Вроде бы и реальны приметы Незнакомки, но мы не видим ее лица, фигура женщины прекрасна, но таинственна и загадочна. Ее силуэт лишь намечен, по-символистски условен. Экономными и легкими мазками (с помощью эпитетов) поэт рисует женщину-видение: ее «девичий стан», «упругие шелка», «траурные перья» шляпы, «темную вуаль», «в кольцах узкую руку».

Гениальный блоковский ассонанс: «Дыша духами и туманами она садится у окна» (ы-а-у-а-и-и-у-а-а-и...), «и веют древними поверьями ее упругие шелка» (и-э-у-э-и-и-а-э-а-и....) передает стихию женственности, которая осенила этот загородный ресторанчик, делает строчки музыкальными, легкими, невесомыми. Поэт сводит к минимуму неудобопроизносимые согласные, обращаясь к звучным сонорным, которые он оттеняет шипящими и свистящими звуками, напоминающими о шуршании шелка.

- Что происходит с лирическим героем, при появлении незнакомки? Чем выделяется поэт из толпы?

Его душа вышла из-под власти пьяного угара и теперь дышит свободно и легко. Воздух наполнен ароматом духов и туманов. Герой полон света, как будто ему "чье-то солнце вручено". Душа поет, и не потому что ее «пронзило терпкое вино». Пьянящий аромат женщины наполняет счастьем сердце лирического героя. Не барная стойка и липкий стакан виден теперь поэту. Ему мнится «берег очарованный и очарованная даль». Он в мыслях возносится над «скукой загородных дач» и устремляется к «дальнему берегу» надежды, любви, мечты. Он чувствует свое духовное родство с Незнакомкой: она такая же одинокая, как и он («всегда без спутников, одна...»), такая же грустная и печальная («шляпа с траурными перьями...»).Теперь он отличается от всех завсегдатаев ресторана.

- Это примета реальности или видения? Посмотрите на изображение. Так ли вы представляли «незнакомку»?

-Где начинается третья часть стихотворения? Чем заканчивается стихотворение?

Видение внезапно исчезает. Незнакомка с ее душевной одухотворенностью оказалась лишь иллюзией.

Потому так надрывно-печальна и иронична одновременно заключительная строфа, являющаяся третьей частью стихотворения:

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

И хотя концовка стихотворения возвращает нас к пошлой реальности, мы понимаем: непримирим мир чистых и возвышенных стремлений души поэта и мещанской пошлости окружающей жизни.

VIII. Заключение.

-Послушайте два мнения о стихотворении и подумайте: кто из критиков прав в своих выводах?

А. В. Терновский: «Его упования, его представления об истинном и прекрасном несовместимы с действительностью. Мир, рождаемый его фантазией, лишен конкретных очертаний, хрупок и зыбок. Но это - его «сокровище» - единственное спасение от мертвечины окружающего, возможность остаться самим собой, остаться живым. И этот мир, одухотворенный образом Незнакомки, поэт дарит читателям»

Л. К. Долгополов: Незнакомка - «лишь смутное видение, возникшее в пьяном мозгу поэта, призрак, созданный хмельным воображением. И именно поэтому, в отличие от Прекрасной Дамы, образ Незнакомки уже не несет в себе никаких очистительных и «освободительных» функций».

Прослушивание 2 вариантов песни на слова Блока «Незнакомка» хора УГТУ-УПИ и А.Смирнова.

-Какой из вариантов вы считаете полнее передающим дух самого стихотворения? Почему?

Слово учителя

По словам современного исследователя, сопротивление души обступающей пошлости, тоска по подлинному большому чувству и горькое сознание редкости его в окружающем мире породили видение прекрасной женщины, напоминающее о какой-то иной красоте, загадочной и сказочной.

Подведение итогов: С каким стихотворением мы сегодня познакомились? Какие чувства испытывали вы при прослушивании и прочтении стихотворения?

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: читать в учебнике биографию С. Есенина

Незнакомка

1 По вечерам над ресторанами 2 Вдали, над пылью переулочной,

Горячий воздух дик и глух, Над скукой загородных дач,

И правит окриками пьяными Чуть золотится крендель булочной,

Весенний и тлетворный дух. И раздается детский плач.

3 И каждый вечер, за шлагбаумами, 4 Над озером скрипят уключины,

Заламывая котелки, И раздается женский визг,

Среди канав гуляют с дамами А в небе, ко всему приученный,

Испытанные остряки. Бессмысленно кривится диск.

5 И каждый вечер друг единственный 6 А рядом у соседних столиков

В моем стакане отражен Лакеи сонные торчат,

И влагой терпкой и таинственной, И пьяницы с глазами кроликов

Как я, смирен и оглушен. «In vino veritas!»* кричат.

7 И каждый вечер, в час назначенный, 8 И медленно, пройдя меж пьяными,

(Иль это только снится мне?) Всегда без спутников, одна,

Девичий стан, шелками схваченный, Дыша духами и туманами,

В туманном движется окне. Она садится у окна.

9 И веют древними поверьями 10 И странной близостью закованный,

Ее упругие шелка, Смотрю за темную вуаль,

И шляпа с траурными перьями, И вижу берег очарованный

И в кольцах узкая рука. И очарованную даль.

11 Глухие тайны мне поручены, 12 И перья страуса склоненные

Мне чье-то солнце вручено, В моем качаются мозгу,

И все души моей излучины И очи синие бездонные

Пронзило терпкое вино. Цветут на дальнем берегу.

13 В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

24 апреля 1906 * «Истина в вине!» (лат.). - Ред.

Озерки

© 2010-2022