УРОК ПО ХИМИИ ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Есенгулова Шинар Калменбаевна

Тема урока: Окислительно-восстановительные реакции.

Цели урока : Рассмотреть сравнении методы составления окислительно- восстановительных реакций; закрепить навыки по составлению электронного баланса. Показать роль окислительно-восстановительных процессов в жизни, в практике. Развитие мыслительной деятельности учащихся, систематизация полученных знаний, формирование исследовательской культуры , привитие навыков учащимся при работе с дополнительной информацией.

Оборудование: интерактивная доска, диски, раздаточные материалы,

1.Организационный момент

2.Ознакомить учащихся с видами окислительно - восстановительных реакции

3.Задание на определение видов ОВР

4.Экспериментальная часть

5.Упражнения по ОВР

6.Заключение и выводы

Изучение нового

Окисли́тельно-восстанови́тельные реа́кции (ОВР) - это встречно-параллельные химические реакции, протекающие с изменением степеней окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ, реализующихся путём перераспределения электронов между атомом-окислителем и атомом-восстановителем.

В процессе окислительно-восстановительной реакции восстановитель отдаёт электроны, то есть окисляется; окислитель присоединяет электроны, то есть восстанавливается. Причём любая окислительно-восстановительная реакция представляет собой единство двух противоположных превращений - окисления и восстановления, происходящих одновременно и без отрыва одного от другого.

Окисление - процесс отдачи электронов, с увеличением степени окисления.

При окисле́нии вещества в результате отдачи электронов увеличивается его степень окисления. Атомы окисляемого вещества, называются донорами электронов, а атомы окислителя - акцепторами электронов.

В некоторых случаях при окислении молекула исходного вещества может стать нестабильной и распасться на более стабильные и более мелкие составные части При этом некоторые из атомов получившихся молекул имеют более высокую степень окисления, чем те же атомы в исходной молекуле.

Окислитель, принимая электроны, приобретает восстановительные свойства, превращаясь в сопряжённый восстановитель:

окислитель + e ↔ сопряжённый восстановитель.

Восстановле́нием называется процесс присоединения электронов атомом вещества, при этом его степень окисления понижается.

При восстановлении атомы или ионы присоединяют электроны. При этом происходит понижение степени окисления элемента. Примеры: восстановление оксидов металлов до свободных металлов при помощи водорода, углерода, других веществ; восстановление органических кислот в альдегиды и спирты; гидрогенизация жиров и др.

Восстановитель, отдавая электроны, приобретает окислительные свойства, превращаясь в сопряжённый окислитель:

восстановитель - e ↔ сопряжённый окислитель. Несвязанный, свободный электрон является сильнейшим восстановителем.

Виды окислительно-восстановительных реакции

Межмолекулярные - реакции, в которых окисляющиеся и восстанавливающиеся атомы находятся в молекулах разных веществ, например: Н2+1 S-2 + Cl20→ S0 + 2H+1Cl-1

Внутримолекулярные - реакции, в которых окисляющиеся и восстанавливающиеся атомы находятся в молекулах одного и того же вещества, например: NH4NO3 → N2O + 2H2O Диспропорционирование (самоокисление-самовосстановление) - реакции, в которых атомы с промежуточной степенью окисления превращаются в эквимолярную смесь атомов с более высокой и более низкой степенями окисления, например: Cl2 + H2O → HClO + HCl

Репропорционирование (контрпропорционирование) - реакции, в которых из двух различных степеней окисления одного и того же элемента получается одна степень окисления, например:

NH4NO3 → N2O + 2H2O

Для запоминания процессов окисления-восстановления, а также свойств окислителей и восстановителей существует несколько мнемонических правил:

Отдать - Окислиться, Взять - Восстановиться (слова начинаются с одинаковых букв; при отдавании кем-либо чего-либо полезного - кислое, опущенное выражение лица, при получении - воспрявшее, восстановленное).

Окислитель - грабитель (в процессе окислительно-восстановительной реакции окислитель присоединяет электроны).

Zn + H2SO4→ Zn SO4+ H2

Zn0-2e→ Zn+2 восстановитель (окисление)

2H+1+2e→ H20↑ окислитель (восстановление)

Закрепление темы .

Упражнения по ОВР

Уровень А 1).Определите степень окисления элементов и проставьте их в следующих соединениях : H3PO4 ,Na2SO3 , KMnO4 , H2S ,AI2O3 , NaCIO3, Са CO3 , Li NO3 , NH3 , SO2, Mn S

2)Закончите уравнения реакций, определите окислитель и восстановитель, покажите переход электронов а) C + H2 → б)W + O2


Уровень В. 1.Определите степени окисления каждого элемента и расставьте коэффициенты, используя метод электронного баланса, в следующих схемах: а) Fe+CuS→FeS+Cu б) H2SO3+J2+H2O→H2SO4+HJ

2.Какое количество электронов теряет или присоединяет частица в следующих процессах: а) С0 →С+4 в)Тi0 →Ti+4 c)CI-1→ CI+3 e)N+2→ N-3

а) AI0 →AI+2 в)B0 →B-3 с)P-3→ P+5 е)C+2→ C0

Уровень С

1.Определите вещества и степени окисления каждого элемента, расставьте коэффициенты, используя метод электронного баланса, в следующих схемах: Hg + H2SO4(конц)→ соль + SO2 + вода

Ag+ H2SO4(конц)→ соль + SO2 + вода

Са+ HNO3(30%-й р-р)→ соль + NO+ вода Са+ HNO3(20%-й р-р)→ соль + N2O+ вода

2.Осуществите следующие превращения, определите какие из использованных реакции относятся к окислительно-восстановительным: CuS→SO2→Li2SO3→BaSO3→SO2→SO3→H2SO4→BaS

Заключение и выводы


© 2010-2022