• Преподавателю
  • Химия
  • Организация и проведение исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии в Ливенском строительном техникуме

Организация и проведение исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии в Ливенском строительном техникуме

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация и проведение исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии в Ливенском строительном техникуме.

Одной из форм организации формирования общих и профессиональных компетенций учащихся является исследовательская работа, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности. Научно-исследовательская работа многоэтапна, содержит много компонентов, составляющих частей. Для освоения навыков исследовательской работы на уроках химии основная нагрузка ложится на лабораторный практикум, который является сочетанием экспериментальной задачи, расчетной части и теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности. Приобретенные навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят свое дальнейшее развитие в разработке проектов в области химии, экологии. Обучая учащихся синтезу, анализу знакомя их с основными методологическими принципами (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, анализ литературных и экспериментальных данных, теоретическое обоснование, выводы по достигнутым результатам), преподаватель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности.

По мнению Полат Е.С., основой метода проектов является развитие познавательных навыков, умений учащихся самостоятельно конструировать знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом. Чтобы добиться результата, необходимо научить обучающихся самостоятельно мыслить, находить различные методы решений проблем, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.[1]

Научно-исследовательскую работу в техникуме я рассматриваю так: создание проблемных ситуаций на уроке, поиск решения как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем выводы и обобщения. Эту работу начинаю с первых уроков химии. Например, в теме: "Что изучает химия? ", предлагаю для исследования вопрос: зачем нужно изучать химию? Создается, мини педагогическая мастерская, где каждый учащийся делится своим жизненным опытом, знаниями, которые складываются в совместную научную копилку. Учащимся предлагаю научно-популярную литературу по вопросам прикладной химии, "копилка" пополняется дополнительными сведениями. То есть мы совместно подходим к осознанию значимости данной науки и можем оценить высказывание нашего знаменитого соотечественника М.В. Ломоносова: "широко распростирает химия руки свои в дела человеческие". И так, шаг за шагом, от собирания фактов к обобщению, мы осваиваем основные химические понятия и законы. К концу 1 полугодия багаж знаний уже достаточен, чтобы перейти к освоению нового этапа научно-исследовательской деятельности. Ежегодно образуется группа учащихся, которых серьезно увлекает прикладная химия, которые желают продолжить исследовательскую работу в этом направлении. Среди наиболее удачных проектов, созданных учащимися можно отметить следующие:

«Скажи мне что ты ешь - и я скажу, кто ты»

"Менделеев - великий русский химик»".

« Химия и современный быт человека»

« Орловские промыслы»

Помимо изложенного в рамках работы, проводятся исследования в области выращивания кристаллов, изучение комплексных соединений.

Занятия по исследовательской работе учащихся провожу по следующему плану:

- выбор темы проекта, его типа, количества учащихся;

- постановка проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики;

- распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений;

- самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам;

- этап коррекции промежуточных результатов;

- защита проектов, оппонирование.

- коллективное обсуждение, внешняя оценка проекта.

Одним из самых ответственных и важных моментов исследовательской работы является выбор темы исследования каждым учащимся. Я предлагаю примерный перечень тем для исследования.

1) «Воздух, которым мы дышим».

Задания: Соберите «досье» на факторы загрязнения воздуха в ва­шем городе. Выясните, какими веществами они загрязняют воздух. Какое действие эти вещества оказывают на организм человека? Какие меры принимаются (или не принимаются) для очистки воздуха?

2) «Природные источники углеводородов».

Задание: Соберите информацию о добыче нефти, газа, каменно­го угля у нас в стране и за рубежом.

3) «Комплексное использование бытовых отходов».

Задания: Одна из проблем современных мегаполисов - утилиза­ция бытового мусора. Многие гектары земли заняты городскими свалками, и с каждым годом их площадь увеличивается. Но с точки зрения химика мусор - это ценное химическое сырье, из которого можно производить различные продукты. Подумайте над этой заманчивой идеей и предложите свой проект комплекс­ного использования бытовых отходов. При разработке проекта используйте следующие данные: масса бытовых отходов нашего города составляет 2000 т. в сутки; в отходах содержится до 40% полиэтилена, полипропилена и резины; до 50% бумаги, картона и отходов переработки древесины; 8-9% различных пищевых отходов. В проекте нужно осветить: суть проблемы; общую идею решения; химическое и инженерное решение; экономические расчеты; актуальность проблемы; новизну проекта; проанализи­ровать недостатки проекта и нерешенные вопросы.[2]

При определении тематики ученических исследований я учитываю следующие критерии:

1) актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении;

2) соответствие интересам учащегося-исследователя;

3) реальная выполнимость;

4) возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов, изучаемых избранной наукой;

В результате совместной деятельности педагога и учащегося мы оба находимся в тесной взаимосвязи при работе над проектом. Происходит сотрудничество, вместе ставим цели и задачи.

Я корректирую наблюдения учащихся, помогаю отобрать факты, значимые в данной работе, сформулировать гипотезу, составить план для проведения наблюдения или постановки эксперимента, учу работать с огромным объемом информации по теме (искать, отбирать, анализировать и применять в работе). А самое главное, всегда помогаю применять полученные знания для достижения целей и задач проекта. Важным, результатом такой совместной работы является формирование общих и профессиональных компетенций учащихся. Когда он, написав проект и защитив его, научился:

- оформлять работу;

- планировать работу;

- письменно и устно представлять результаты своей работы;

- защищать и отстаивать свою точку зрения;

- отвечать за результаты работы и т.д.[3]

Работы учащихся отличаются четким логическим изложением, высокой степенью научности, убедительностью рассуждений, оригинальностью мышления, достоверностью результатов. Причина успеха, прежде всего, в умении логически мыслить, работать с литературой, в глубоком знании курса химии, целеустремленности. Приобщаясь к научно-исследовательской работе, учащиеся проявляют интерес к науке, поиску, эксперименту. Исследовательская деятельность целесообразна в учебно-воспитательном процессе только тогда, когда учащиеся достаточно свободно могут ориентироваться в определенной системе знаний, что повышает долю их самостоятельности. Исследовательский подход учащихся не следует сравнивать с научным исследованием ученых. Учащиеся не выявляют новых научных мыслей, но познают, усваивают, "переоткрывают" их для себя.[4]

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Анализ научно - исследовательских работ учащихся свидетельствуют о развитии познавательных функций, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач. Сформированность у учащихся исследовательских умений позволяет обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, на предприятия, помогает реализовать их жизненные цели.











Литература.

1. Современные технологии в процессе преподавания химии. Методическая библиотека. ООО « 5 за знания», Москва, 2007г., стр.65-78

2. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка ре­зультатов Директор школы. 1998. №4. - С. 7-12.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат - М., 2000

Интернет

1. Интернет-портал "Исследовательская деятельность школьников" researcher.ru/methodics/teor/a_cqj1t.html -

2. Организация научной деятельности учеников revolution.allbest.ru/pedagogics/00024228_0.html -

3. Организация проектной деятельности в школе

bio.1september.ru/2005/14/4.htm -

4. Экспериментальная работа в школе: Эксперимент в школе.

specialschool.ru/experiment/?id=40



[1] Полат Е.С. Метод проектов Intel "Обучение для будущего". Электронное приложение к учебному пособию, Intel Corporation, 2004.

[2] Современные технологии в процессе преподавания химии. Методическая библиотека. ООО « 5 за знания», Москва, 2007г., стр.65-78

[3] «Проектная деятельность учащихся в школьном научном обществе.»МОУ СОШ № 16 пос. Лебяжий Остров. Учитель: Агеева Ольга Алексеевна.

[4] Интернет-портал "Исследовательская деятельность школьников" researcher.ru/methodics/teor/a_cqj1t.html -



© 2010-2022