Статья Экологический аспект в образовании

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Л.Ю.Юрова

педагог дополнительного образования,

первая квалификационная категория,

Нижегородская область, п. Сосновское,

Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детско-юношеский центр


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ


Аннотация: Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умение и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом.

Ключевые слова: жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание, окружающая среда, экологические акции.

Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, представляют собой новую социальную реальность. Перспективы разрешения экологических проблем зависят не только от уровня развития науки и техники, но и от всеобщей экологической культуры населения, от понимания истоков, сущности и путей решения современной кризисной ситуации.

Основной путь выхода из экологического кризиса - перестройка всего уклада человеческой жизни, переориентация ценностей природы, изменения социальной и экономической политики. Развитие личности происходит, прежде всего, через передачу необходимых качеств от человека к человеку, от поколения к поколению через мир культуры и образования.

Педагог дополнительного образования включает детей в разнообразную деятельность, наблюдение явлений природы. В процессе организованного взаимодействия детей с природой решается комплекс педагогических задач. Природа помогает воспитывать в детях такие человеческие качества как доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию, представляет ребенку богатый опыт по взаимодействию с окружающим. Поэтому необходимо обращать внимание ребенка на окружающий его мир, т.к. воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой.

Одной из семи направленностей МБОУ ДОД Детско-юношеского центра является эколого-биологическая. Главная задача этого направления объединить всех защитников природы для сохранения жизни на Земле. С этой целью в объединениях мы проводим много практических, познавательных и интересных мероприятий.

На территории Сосновского района располагается большое количество живописных озер. Основная масса этих озер являются государственными памятниками природы. Однако экологическое состояние озер резко ухудшается. Процессы загрязнения водных источников повсеместны, а их последствия чрезвычайно опасны для человека, растительного и животного мира. Озера Сосновского района в настоящее время испытывают большую антропогенную нагрузку. Регулярно мы проводим экологические акции по очистке берегов водоемов от мусора «Сделаем берега чище», «Чистый берег». Обучающихся взволновала проблема экологического состояния водоемов. Было принято решение внести свой вклад в охрану окружающей природной среды. Первым шагом было обращение в Администрацию Сосновского муниципального района за информационной, финансовой и хозяйственной помощью в проведении акции по очистке водоемов. Администрация Сосновского муниципального района поддержала участников движения и оказала активную помощь в проведении акции, выделив транспорт и необходимый инвентарь. К организации природоохранной деятельности привлекались средства массовой информации, в частности районная газета «Сосновский вестник». В Детско-юношеском центре были выпущены листовки с призывом жителей района обратить внимание на экологическое состояние водоемов района и принять участие в экологических акциях. А также взаимодействие с экологическим центром «Дронт» и совместное проведение акций. Так же была проведена учебная конференция «Экологическое состояние водоемов Сосновского района», на которой рассматривалась проблема загрязнения озер и пути решения этой проблемы. На учебной конференции было принято решение о проведении акций по очистке водоемов района. Такие акции были проведены на озерах: Рой, Шишовское, Родионово и Новое. Акция призвана решить такие задачи, как изучение водного объекта и привлечение внимания общественности к проблеме загрязнения водоемов. Самое печальное в том, что большинство людей не видит в этом серьезной проблемы. Цель данных акций - привлечь внимание обучающихся к решению экологических проблем, вовлечь в природоохранную и исследовательскую деятельность, воспитать интерес и любовь к природе родного края. Однако отношение к акциям такого плана у детей не всегда однозначное. Есть мнение, что мол, мусор должны убирать люди, которые на то поставлены. Но на самом деле все далеко не так просто. Эта акция очень важна в том плане, что она консолидирует зеленое движение, показывает общественности, что это движение есть. Мне очень понравилось, что ребята улыбаются и шутят, не смотрят на часы, ожидая, когда можно будет уйти. Мешки с мусором носят с большим удовольствием. Оказывается даже уборку можно превратить в праздник!

Другая не менее важная экологическая акция «Посади дерево», где представители Сосновского лесничества рассказали ребятам много интересного о лесе, как правильно посадить дерево.

После полученной информации ребята вместе со своими папами, педагогами и работниками леса отправились на посадку саженцев сосны, которые привезли с собой работники леса. Высадили более 20 саженцев. Ребята активно с энтузиазмом работали вместе со своими папами.

В результате такой акции каждый ребенок научится ценить каждый кустик, каждое деревце.

Также регулярно участвуем в муниципальных и областных экологических конкурсах, экологических акциях («Перерождение отходов», «Единые Дни Действий в защиту рек - 2013»), фотоконкурсах («Портреты живой природы», «Родная природа»), проводим праздники (День леса, День птиц, День Земли и т. п.), инсценируем экологические сказки, где призываем зрителей любить и охранять родную природу.

Экологическое образование и воспитание начинается с воспитания экологии души, пребывающей в гармонии с собой и миром. Человек, понимающий красоту окружающей его природы, не сломает ветку дерева, не разорит гнезда птицы, не обидит собаку, защитит слабого. Разбудить в ребенке доброту и красоту - вот что должен уметь педагог дополнительного образования. Самые замечательные душевные качества проявляются в детстве, и дай Бог, чтобы они сопровождали человека всю его жизнь. И в наших силах научить детей чувствовать красоту, победить равнодушие, воспитать спасителя жизни на Земле.

Литература.

Дежникова Н.С., Вагнер И.В. Экологические ценности сельского социума в системе социокультурного развития образования: Учебно-методическое пособие. - М.: ИСП РАО, 2009. - 200 с.

Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. - М.: 5 за знания, 2007. - 208 с.- (Методическая библиотека).

Организация дополнительного образования в школе: планирование, программы, разработки занятий/ авт.-сост. Н.А. Белибихина, Л.А.Королева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 199 с.








© 2010-2022