Статья «Роль межпредметных связей в современном образовательном процессе»

В данной работе авторами (Рогожниковой О.А., Тереховой В.А. и Бурля К.И.) показана роль межпрежметных связей в организациях профессионального образования. В качестве примера рассмотрены некоторые процессы и явления, с которыми студенты – будущие технологи общественного питания, повара, кондитеры наиболее часто встречаются при изучении дисциплин профессионального профиля и спецдисциплин. Работа издана в материалах VI  Республиканской научно-практической конференции 26 марта 2015 года «Пути соверш...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль межпредметных связей в современном образовательном процессе

Рогожникова О.А.(1), Терехова В.А.(2), Бурля К.И.(3)

(1) ПГУ им. Т.Г.Шевченко, физико-математический факультет,

старший преподаватель каф. ОФ и МПФ высшей квалификационной категории

(2) ТТК, преподаватель химии высшей квалификационной категории

(3) ТТК, преподаватель спецдисциплин, зав. технологическим отделением


Истинная и законная цель всех наук состоит в том,

чтоб наделять жизнь человеческую

новыми изобретениями и богатствами.

Фрэнсис Бэкон


Современное профессиональное образование нуждается в интеграции с одной стороны, и дифференциации с другой стороны. Выражение интеграционных процессов в современном образовании являются межпредметные связи. А основа дидактики межпредметных связей - это соединение общего и профессионального образования. Базовые знания, которые закладываются общим образованием далее развиваются в процессе профессионального образования.

В качестве примера рассмотрим некоторые процессы и явления, с которыми студенты - будущие технологи общественного питания, повара, кондитеры наиболее часто встречаются при изучении дисциплин профессионального профиля и спецдисциплин.

Перечислим некоторые из них: диффузия, нагревание (охлаждение), замораживание или кристаллизация (плавление), кипение, теплообмен и т.д.

Впервые с этими понятиями обучающиеся знакомятся на занятиях по физике в разделе «Молекулярная физика». Студентам объясняется механизм этих процессов на молекулярном уровне с использованием демонстраций, анимаций и плакатов; зависимость прохождения данных физических явлений от агрегатного состояния, температуры, концентрации.

В дальнейшем с этими же понятиями студенты встречаются и на уроках химии, на которых происходит углубление знаний, полученных на занятиях по физике. Знакомятся с применением этих явлений к химическим процессам (реакциям). Студентам объясняется и демонстрируется с помощью лабораторных опытов влияние рассматриваемых физических явлений на химическую кинетику (скорость химических реакций и химическое равновесие).

Приступив к изучению спецдисциплин, таких как «Технология приготовления пищи», «Технология мучных кондитерских изделий», «Контроль качества продукции и услуг в общественном питании», «Товароведение продовольственных товаров» и др., студенты уже имеют представление об этих понятиях, обладают необходимым запасом знаний с точки зрения физики и химии.

В результате технологической обработке пищевых продуктов с веществами, входящими в их состав, происходят довольно сложные физические и химические превращения. Зная эти процессы, можно сократить потери питательных и ароматических веществ, улучшить качество кулинарной продукции.

Вот почему кулинар должен хорошо знать физику и химию. Именно законы этих наук раскрывают процессы, происходящие в пищевых продуктах при приготовлении пищи из них.

Межпредметные связи помогают решать не только задачи обучения и воспитания, но и закладывают фундамент для комплексного подхода в решении сложных проблем современности.

Вот почему межпредметные связи являются необходимым условием и результатом комплексного подхода в организациях профессионального образования.

© 2010-2022