- Преподавателю
- Химия
- Статья «Роль межпредметных связей в современном образовательном процессе»
Статья «Роль межпредметных связей в современном образовательном процессе»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Терехова В.А. |
Дата | 12.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Роль межпредметных связей в современном образовательном процессе
Рогожникова О.А.(1), Терехова В.А.(2), Бурля К.И.(3)
(1) ПГУ им. Т.Г.Шевченко, физико-математический факультет,
старший преподаватель каф. ОФ и МПФ высшей квалификационной категории
(2) ТТК, преподаватель химии высшей квалификационной категории
(3) ТТК, преподаватель спецдисциплин, зав. технологическим отделением
Истинная и законная цель всех наук состоит в том,
чтоб наделять жизнь человеческую
новыми изобретениями и богатствами.
Фрэнсис Бэкон
Современное профессиональное образование нуждается в интеграции с одной стороны, и дифференциации с другой стороны. Выражение интеграционных процессов в современном образовании являются межпредметные связи. А основа дидактики межпредметных связей - это соединение общего и профессионального образования. Базовые знания, которые закладываются общим образованием далее развиваются в процессе профессионального образования.
В качестве примера рассмотрим некоторые процессы и явления, с которыми студенты - будущие технологи общественного питания, повара, кондитеры наиболее часто встречаются при изучении дисциплин профессионального профиля и спецдисциплин.
Перечислим некоторые из них: диффузия, нагревание (охлаждение), замораживание или кристаллизация (плавление), кипение, теплообмен и т.д.
Впервые с этими понятиями обучающиеся знакомятся на занятиях по физике в разделе «Молекулярная физика». Студентам объясняется механизм этих процессов на молекулярном уровне с использованием демонстраций, анимаций и плакатов; зависимость прохождения данных физических явлений от агрегатного состояния, температуры, концентрации.
В дальнейшем с этими же понятиями студенты встречаются и на уроках химии, на которых происходит углубление знаний, полученных на занятиях по физике. Знакомятся с применением этих явлений к химическим процессам (реакциям). Студентам объясняется и демонстрируется с помощью лабораторных опытов влияние рассматриваемых физических явлений на химическую кинетику (скорость химических реакций и химическое равновесие).
Приступив к изучению спецдисциплин, таких как «Технология приготовления пищи», «Технология мучных кондитерских изделий», «Контроль качества продукции и услуг в общественном питании», «Товароведение продовольственных товаров» и др., студенты уже имеют представление об этих понятиях, обладают необходимым запасом знаний с точки зрения физики и химии.
В результате технологической обработке пищевых продуктов с веществами, входящими в их состав, происходят довольно сложные физические и химические превращения. Зная эти процессы, можно сократить потери питательных и ароматических веществ, улучшить качество кулинарной продукции.
Вот почему кулинар должен хорошо знать физику и химию. Именно законы этих наук раскрывают процессы, происходящие в пищевых продуктах при приготовлении пищи из них.
Межпредметные связи помогают решать не только задачи обучения и воспитания, но и закладывают фундамент для комплексного подхода в решении сложных проблем современности.
Вот почему межпредметные связи являются необходимым условием и результатом комплексного подхода в организациях профессионального образования.