Особенности работы со слобовидящими и слепыми детьми (из опыта работы)

Авторская методическая разработка учителя химии об особенностях работы с обучающимися-воспитанниками школы-интернат III,IV видов. В работе рассмотрены подходы к инклюзивному образованию слабовидящих и слепых детей с упором на работу в кабинете химии и при проведении практических и лабораторных работ. Разработка опирается на исследования ведущих рассийских дефектологов: Выгодского Л.С., Кулагина К.А., Земцовой М.И., Власовой Т.А. и др. Приведены положительные примеры деятельности педагогов, приве...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности работы со слабовидящими и слепыми детьми.

(Из опыта работы учителя химии Смирновой Л.А.)

Л.А.Смирнова, учитель химии

ГБС(К) ОУ РХ С(К)ОШИ III, IV видов, г Абакан.

Исследованиями российских дефектологов Выгодского Л.С., Власовой Т.А., Кулагина К.А., Земцовой М.И. установлено, что у слепых и слабовидящих детей отмечаются некоторые особенности познавательной деятельности.

Обучение учащихся с различными зрительными патологиями очень сложный процесс, так как неполноценность зрения обуславливает своеобразие формирования восприятий и представлений, затрудняет пространственную макро- и микро-ориентировку, существенно снижает возможности качественного усвоения практических умений и навыков. Трудности визуального восприятия учебной информации требуют необходимости вводит в учебный процесс коррекционно-педагогическую работу, адекватную структуре дефекта каждого школьника. Поэтому главным в преподавании считаю индивидуальный подход на основе изучения личности школьника и с учетом конкретных рекомендаций врача-офтальмолога.

Мой опыт преподавания химии в школе III, IV видов убедил меня в необходимости тщательно продумывать и отбирать содержание и средства коррекции применительно к изучаемой теме и в соответствии с особенностями класса. Кроме того, стараюсь как можно эффективнее использовать приемы, обеспечивающие доступность информации, например, контрастность (металлы, неметаллы, амфотерные); снижение сложности и детализацию (рассмотрение таблиц, схем, рисунков по фрагментам); работа по аналогии и др.)

Особенности работы со слобовидящими и слепыми детьми (из опыта работы)На фото: индивидуальная работа слабовидящего ученика по выполнению практического задания.

Глубоко сознаю необходимость и важность эксперимента и практических занятий для успешного усвоения предмета. Известно, что реализация практических методов обучения химии наиболее трудно осуществляется при обучении слабовидящих и особенно с л е п ы х школьников.Нарушение структуры и функции органа зрения требует подключения других (сохранных) анализаторов для восприятия передаваемой информации: осязания, обоняния, слуха. При выполнении практической работы, стараюсь ввести учащихся в проблемную ситуацию: какой газ, осадок выделяется? как будет меняться окраска раствора? о чем говорит подобное изменение? и т.п. Для более успешного проведения опытов практикую предварительную теоритическую проработку материала. Как правило, такой прием дает хорошие результаты.

Исходя из этого, провожу большое количество практических и лабораторных работ, особенно в старших классах: с учащимися 11 класса по органической химии, с двенадцатиклассниками по неорганической и общей химии. Применяя наглядные методы обучения для формирования адекватных представлений о веществах, их свойствах и химических процессах, стараюсь учитывать следующие факторы:

  1. состав и структуру нарушенных функций у детей;

  2. наглядность использую и показываю постепенно в соответствующие моменты урока;

  3. четко выделяю главное, делаю пояснения, комментирую;

  4. привлекаю учащихся к анализу информации в наглядном пособии или демонстрируемом опыте;

  5. сочетаю разные формы и методы демонстрации наглядного материала;

  6. через необходимые промежутки времени проводим с детьми офтальмологическую и двигательную гимнастику.

Работа в школе III,IV видов со слепыми и сабовидящими учащимися требует от учителя большей теоретической и практической подготовки, знания и навыков системы письма и чтения по Брайлю. Опыт преподавания химии в течение двенадцати учебных лет показал мне всю сложность, особенности и интерес работы со слабовидящими и слепыми детьми. Эти дети действительно особенные. Среди них немало пытливых, способных, умных, с хорошей памятью, несмотря на ограничения физических возможностей, стремящихся к получению прочных знаний. Многие выпускники нашей школы поступили в ВУЗы и колледжи по профилю преподаваемых мною предметов: успешно овладевают медицинскими, биологическими, экологическими, сельскохозяйственными специальностями. Некоторые выпускники, успешно закончив учебные заведения, работают по выбранным специальностям.

Для работы со слабовидящими и слепыми детьми в кабинете химии имеются специальные опорные схемы и пособия, а также тифлоприборы. Это, например, конструктор по органической химии для составления формул и уравнений, автор которого профессор Б.К. Тупоногов. Большую помощь для лучшего усвоения предмета вижу в применении специальной таблицы Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для слепых и слабовидящих учащихся. Эта таблица построена по типу современной системы и выполнена в большом формате с пластиковыми страницами и надписями по Брайлю. Также в кабинете имеются таблицы большого формата: растворимости кислот, оснований и солей и реакция их растворов, стандартные электродные потенциалы в водных растворах, Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и др. Все это и многое другое приобретено администрацией по моим просьбам. Кроме того, для каждого ученика в кабинете имеется раздаточный материал со справочными таблицами различного характера.

В течение многих лет применяю на уроках углубленное изчение и воспитание здорового образа жизни. Эта работа, конечно же, очень актуальна для наших детей. Мною накоплен большой фактический материал по указанной тематике.

Литература.

  1. Воронина Е.Е. «Использование современных средств наглядности в обучении детей с нарушениями зрения.»

  2. Выгодский Л.С. «Основные проблемы дефектологии.» т. 5 М. Педагогика, 1983

  3. Заиков Л.В. « Наглядность и активизация учащихся в обучении.» М. 1990

  4. Тупоногов Б.К. «Основы коррекционной педагогики.» М. ИПТК Логос ВОС, 2004.

© 2010-2022