- Преподавателю
- Химия
- Разработка урока по теме Азот. Аммиак
Разработка урока по теме Азот. Аммиак
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фисенко М.В. |
Дата | 09.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок в 9 классе
Азот. Аммиак. Строение, свойства, применение.
Урок разработан в форме исследования с целью получения новых знаний с использованием проблемного и дифференцированного подхода. Форма урока выбрана не случайно. Проблема использования аммиака и солей аммония, их свойств достаточно сложна, но посильна для девятиклассников. Учитель направляет с помощью вопросов, заданий мысль учащихся, приводит к осуществлению вывода о необходимости теоретических знаний для объяснений различных природных явлений.
Цель урока: вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность обучающихся; изучить строение молекулы аммиака; историю происхождения химического названия и физические свойства, спрогнозировать химические свойства аммиака на основании строения его молекулы, спрогнозировать практическое применение этого вещества на основании его физических и химических свойств;
изучить способы получения аммиака и его свойства через проведение лабораторных опытов;
сформировать умения правильного обращения с аммиаком, аммиачной водой и оказания первой помощи при отравлении парами аммиака;
продолжить формирование коммуникативных умений обучающихся;
активизировать познавательную деятельность обучающихся путём вовлечения их в исследовательскую деятельность и творческую работу.
Развивать любознательность и интерес к химической науке, наблюдательность, логическое мышление, умение анализировать свою деятельность, делать выводы из наблюдаемых явлений, познавательные способности;
навыки проведения химического эксперимента, исследовательские навыки,
умения прогнозирования;
развить умения работать с дополнительными источниками, ПК для получения и обработки информации.
Воспитательные цели:
Формирование навыков поведения обучающихся в коллективном и индивидуальном учебном труде, воспитание экологической культуры; бережного отношения к здоровью как ценности для человека, привычки соблюдать правила безопасности при проведении исследовательских работ.
Содержание урока включает не только химический, но и исторический, биологический, эстетический компоненты, которые соотнесены с интересами и возрастными особенностями детей.
На уроке планируется продолжить развитие умений и навыков проведения химического эксперимента, познавательного интереса к предмету. Для решения этой задачи на уроке запланировано проведение лабораторного эксперимента Урок должен продолжить формирование бережного отношения к окружающей среде.
В процессе проведения урока учитель использует демонстрационный эксперимент:
Демонстрационный эксперимент:
№ 1. «Дым в стакане».
Лабораторный эксперимент:
№ 1. Изучение физических свойств раствора аммиака.
№ 2. Испытание индикатором раствора аммиака в воде, реакция с серной кислотой.
№ 4. Качественная реакция на ион аммония (взаимодействие с раствором медного купороса)
Оборудование: тесты для контроля знаний учащихся; прибор для получения аммиака, сосуд с водой, нашатырь, раствор фенолфталеина, большая колба, две стеклянные палочки, , раствор аммиака 10%-ный, раствор соляной кислоты. раствор сульфата меди (II).
Для лабораторной работы:
склянка с раствором аммиака, фенолфталеин, серная кислота (раствор), раствор сульфата меди (II).
План урока
I. Мотивационно-ориентировочный этап
-
Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке
На прошлом уроке мы познакомились с основной характеристикой подгрупп кислорода и азота. Мы видели, что теоретические знания могут позволить предсказать свойства вещества, как физические, так и химические.
1) Разминка
- В какой группе находится азот?
- Назовите высшую и низшую степень окисления азота
- Кислорода или азота больше в воздухе?
- Азот тяжелее или легче воздуха?
- Азот - окислитель или восстановитель?
2) У доски:
- Характеристика азота по положению в ПС- слабый учащийся, проверяет и задает дополнительный ответ- сильный учащийся.
- Физические и химические свойства азота - сдающий экзамен по химии ( подготовка к экзамену)
- Экспериментальная задача: Среди предложенных веществ с помощью качественной реакции определи сульфат натрия сдающий экзамен по химии ( подготовка к экзамену)
Остальные учащиеся выполняют самостоятельно задания:(слайд 2)
Задание 1 Вставь недостающие слова:
Название химического элемента «азот» в переводе на русский язык означает _________ . Это несправедливо, т. к. азот входит в состав нуклеиновых кислот и ____________. В составе воздуха _________% азота, т. к. он химически чрезвычайно ___________. Такие химические свойства азота объясняются тем, что в его молекуле имеется _______ химическая связь.
Задание 2 Установите соответствие между формулой вещества и его названием:
Название Формула
А) нитрид лития 1) NH3
Б) оксид азота (II) 2) H2SO3
В) аммиак 3) Li3N
Г) сернистая кислота 4) BaSO4
Д) сульфат бария 5) NO
Далее на экране - ответы (слайд 3), учащиеся сами проверяют свою работу, ставят себе оценку; после -краткий анализ.
-
Постановка целей урока
Сегодня мы познакомимся с интереснейшим веществом, которое было известно еще алхимикам из Древнего Египта, оно есть у вас в домашних аптечках в виде водного раствора и оно находит широчайшее применение чуть ли не во всех отраслях деятельности человека.
У вас на столах пробирки с раствором этого вещества, давайте его рассмотрим и понюхаем с соблюдением правил безопасности. Что это за вещество?
Правильно, нашатырный спирт! А еще это вещество агрономы называют аммиачная вода, а химики называют его гидроксид аммония. Его формула - NH4OH. Какое вещество растворили в воде, чтобы получить нашатырный спирт? Аммиак!
В это время на доске:
Нашатырный спирт
Аммиачная вода NH4OH = NH3 ∙ H2O
Гидроксид аммония
Это тема сегодняшнего урока.(слад 5,6)
II. Операционно-исполнительский этап
-
Прогнозирование свойств аммиака
Рассмотрим строение молекулы аммиака ( слайд 7),
Давайте, ребята, проведем небольшое исследование и решим, откуда у этого вещества столь необычные свойства и названия.
Формула аммиака - NH3, т.е. это водородное соединение азота.
1. Пользуясь планом характеристики элемента, охарактеризуйте строение атома азота - сколько у него валентных электронов, каковы высшая и низшая степень окисления?
2. Сколько ковалентных связей может образовать атом азота? (3 по обменному механизму и четвертую связь атом азота может образовать по донорно-акцепторному механизму)
3. Учитывая ОЭО азота, скажите, какие типы связей можно наблюдать в молекуле аммиака? (Связи N-H ковалентные полярные, электронная плотность смещена от водорода к азоту, поэтому на атоме азота возникает частичный отрицательный заряд)
4. Рассмотрите модель молекулы аммиака. Какую геометрическую фигуру напоминает молекула аммиака? (Пирамиду, в вершинах которой находятся 3 атома водорода и неподеленная пара электронов азота)
на основании строения можно предсказать: будет восстановителем, будет присоединять протон водорода, будет хорошим растворителем полярных веществ, т. к. сам полярный, будет легко сжижаться, т. к. молекулы полярны.
-
Изучение свойств аммиака
-
Физические свойства ( эвристическая беседа)
Расскажите о физических свойствах аммиака: Агрегатное состояние - газ, цвет - бесцветный, вкус - едкий, запах - резкий, легче или тяжелее воздуха? Ядовит, т. к. при взамодействии с жидкостями тела образует едкий раствор, разъедающий ткани организма.
Помните! В больших дозах яд, в малых - лекарство, предскажем, что аммиак применяют в медицине.
Проверим, правильно ли мы указали физические свойства аммиака ( слайд 8)
Роль аммиака в живом организме - рассказ учителя ( слайд 9)
-
Химические свойства (исследование)
Подействуем на раствор аммиака фенолфталеином. Каков результат? О чем говорит малиновая окраска фенолфталеина? Раствор аммиака обладает основными свойствами, значит реагирует с кислотами. Проверим, проведем реакцию с серной кислотой. Окраска исчезает, значит серная кислота реагирует с раствором аммиака. Объясним увиденное с помощью уравнений реакций.
NH3 + H2O = NH4OH
2NH4OH + H2SO4 = (NH4)2SO4 + H2O
Аммиак также реагирует с кислотами. Опыт - дым без огня (дем. учитель)
Вывод: растворение аммиака в воде и в кислотах - процесс химический, в основе которого лежит способность молекул аммиака связывать ионы водорода. Причина этого - наличие у атома азота свободной пары электронов, которая «перетягивает» протон водорода Н+ из молекул воды Н2О и соляной кислоты HCl.
Итак, аммиак реагирует с водой и с кислотами, что мы и предсказывали. Мы также предсказывали, что аммиак - восстановитель. Проверьте в учебнике с. 115 так ли это? Уравнения запишите в тетрадь.
Итак, аммиак - восстановитель и основание ( слайд 10)
Ребята, а как узнать аммиак, отличить его, не спутав при этом с другими веществами?
Конечно, по запаху. А ещё можно, как настоящий химик, провести качественные реакции. Качественные реактивы на аммиак знали ещё алхимики - это растворы сульфата меди (II) и сульфата кобальта (II).
При взаимодействии солей меди с аммиаком наблюдается васильковое окрашивание, а при взаимодействии солей кобальта с аммиаком - розовый цвет сначала переходит в синий, а потом в коричнево-желтый. Вещества, которые образуются при этом, имеют сложное строение, мы будем их изучать в старших классах.
Л. О. взаимодействие раствора аммиака с раствором сульфата меди
-
Способы получения аммиака (слайд 11 и 12)
-
Области применения аммиака и его производных (слайд 13 и 14) (готовят заранее учащиеся)
В течение всего урока мы постоянно говорили и имели дело не только с самим аммиаком, но и с его солями, например, с хлоридом аммония (нашатырем). Соли аммония человек широко использует в быту и в технике. С одним способом их использования мы познакомились - очистка медных изделий (паяльников). Но есть и другие:
-
Бабушка всегда посоветует приложить к месту ожога крапивой или укуса насекомого примочку из нашатыря, потому что он нейтрализует кислоты;
-
Растения скажут вам «спасибо», если вы их подкормите раствором солей аммония;
-
Ваша мама печет пирожки, используя пекарский порошок, который содержит карбонат аммония.
Пользуясь слайдами презентации, назовем другие области применения аммиака и его солей.
-
III. Оценочно-рефлексивный этап
-
Контроль и взаимоконтроль: работа с тестами
1. Какая связь в молекуле аммиака:
1) ионная 2) ковалентная неполярная
3) ковалентная полярная 4) металлическая.
2. Раствор аммиака в воде окрашивает фенолфталеин в:
1) красный цвет 2) синий цвет
3) малиновый цвет 4) не окрашивает совсем.
3. Аммиак горит в кислороде без катализатора с образованием:
1) азота 2) оксида азота (II)
3) оксида азота (III) 4) азотной кислоты.
4. Нашатырный спирт - это:
1) раствор аммиака в воде 2) раствор аммиака в спирте
3) хлорид аммония 4) медицинский спирт.
5. Степень окисления азота в молекуле аммиака:
1) 0 2) -3
3) +3 4) +5
6.Для аммиака характерны свойства:
1) кислот 2) солей
3) оснований 4) оксидов
7.Аммиак взаимодействует с
1) щелочами 2) кислотами
3) неметаллами 4) металлами
8. Аммиак восстановитель в реакции
1) с кислотами 2) с оксидами металлов
3) с неметаллами 4) с металлами
-
Выводы, оценки за урок.
-
Домашнее задание с. 113-115, з. 5 с. 118-сдающим экзамен, сделать инструкцию по применению нашатырного спирта в домашних условиях.
Литература.
1. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
2. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1995.
3. Ахметов Н.С. Химия. 9 кл. - М.: Просвещение, 2002.
4. Иванова Р.Г. Химия. 8-9 кл. - М.: Просвещение, 2002-2003.
5. Книга для чтения по химии. Часть первая. Составили Парменов К.Я. и Сморгонский Л.М. - М.: Просвещение, 1955.
6. Лисичкин Г.В., Бетанели В.И. Химики изобратают: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1990.
7. Инж. В.В. Рюмин. Занимательная химия: Опыты и развлечения из области химии. - Ленинград: Издательство «Время», 1927.
8. Сорокин В.В., Злотников Э.Г. Проверь свои знания: Тесты по химии: Книга для учащихся. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997.
9. Что мы знаем о химии? Вопросы и ответы: Справ. пособие / Ю.Н. Кукушкин, В.Ф. Буданова, Р.А. Власова и др.: Под ред. Ю.Н. Кукушкина. - М.: Высш. школа, 1993.