Разработка урока по теме Азот. Аммиак

Урок разработан в форме исследования с целью получения новых знаний с использованием проблемного и дифференцированного подхода. Форма урока выбрана не случайно. Проблема использования аммиака и солей аммония, их свойств достаточно сложна, но посильна для девятиклассников. Учитель направляет с помощью вопросов, заданий мысль учащихся, приводит к осуществлению вывода о необходимости теоретических знаний для объяснений различных природных явлений.                      Цель урока: вызвать устойчивый...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 9 классе

Азот. Аммиак. Строение, свойства, применение.

Урок разработан в форме исследования с целью получения новых знаний с использованием проблемного и дифференцированного подхода. Форма урока выбрана не случайно. Проблема использования аммиака и солей аммония, их свойств достаточно сложна, но посильна для девятиклассников. Учитель направляет с помощью вопросов, заданий мысль учащихся, приводит к осуществлению вывода о необходимости теоретических знаний для объяснений различных природных явлений.

Цель урока: вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность обучающихся; изучить строение молекулы аммиака; историю происхождения химического названия и физические свойства, спрогнозировать химические свойства аммиака на основании строения его молекулы, спрогнозировать практическое применение этого вещества на основании его физических и химических свойств;
изучить способы получения аммиака и его свойства через проведение лабораторных опытов;
сформировать умения правильного обращения с аммиаком, аммиачной водой и оказания первой помощи при отравлении парами аммиака;
продолжить формирование коммуникативных умений обучающихся;
активизировать познавательную деятельность обучающихся путём вовлечения их в исследовательскую деятельность и творческую работу.
Развивать любознательность и интерес к химической науке, наблюдательность, логическое мышление, умение анализировать свою деятельность, делать выводы из наблюдаемых явлений, познавательные способности;
навыки проведения химического эксперимента, исследовательские навыки,
умения прогнозирования;
развить умения работать с дополнительными источниками, ПК для получения и обработки информации.
Воспитательные цели:
Формирование навыков поведения обучающихся в коллективном и индивидуальном учебном труде, воспитание экологической культуры; бережного отношения к здоровью как ценности для человека, привычки соблюдать правила безопасности при проведении исследовательских работ.
Содержание урока включает не только химический, но и исторический, биологический, эстетический компоненты, которые соотнесены с интересами и возрастными особенностями детей.

На уроке планируется продолжить развитие умений и навыков проведения химического эксперимента, познавательного интереса к предмету. Для решения этой задачи на уроке запланировано проведение лабораторного эксперимента Урок должен продолжить формирование бережного отношения к окружающей среде.

В процессе проведения урока учитель использует демонстрационный эксперимент:

Демонстрационный эксперимент:

№ 1. «Дым в стакане».


Лабораторный эксперимент:

№ 1. Изучение физических свойств раствора аммиака.
№ 2. Испытание индикатором раствора аммиака в воде, реакция с серной кислотой.
№ 4. Качественная реакция на ион аммония (взаимодействие с раствором медного купороса)

Оборудование: тесты для контроля знаний учащихся; прибор для получения аммиака, сосуд с водой, нашатырь, раствор фенолфталеина, большая колба, две стеклянные палочки, , раствор аммиака 10%-ный, раствор соляной кислоты. раствор сульфата меди (II).

Для лабораторной работы:

склянка с раствором аммиака, фенолфталеин, серная кислота (раствор), раствор сульфата меди (II).



План урока

I. Мотивационно-ориентировочный этап

  1. Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке

На прошлом уроке мы познакомились с основной характеристикой подгрупп кислорода и азота. Мы видели, что теоретические знания могут позволить предсказать свойства вещества, как физические, так и химические.

1) Разминка

- В какой группе находится азот?

- Назовите высшую и низшую степень окисления азота

- Кислорода или азота больше в воздухе?

- Азот тяжелее или легче воздуха?

- Азот - окислитель или восстановитель?

2) У доски:

- Характеристика азота по положению в ПС- слабый учащийся, проверяет и задает дополнительный ответ- сильный учащийся.

- Физические и химические свойства азота - сдающий экзамен по химии ( подготовка к экзамену)

- Экспериментальная задача: Среди предложенных веществ с помощью качественной реакции определи сульфат натрия сдающий экзамен по химии ( подготовка к экзамену)

Остальные учащиеся выполняют самостоятельно задания:(слайд 2)

Задание 1 Вставь недостающие слова:


Название химического элемента «азот» в переводе на русский язык означает _________ . Это несправедливо, т. к. азот входит в состав нуклеиновых кислот и ____________. В составе воздуха _________% азота, т. к. он химически чрезвычайно ___________. Такие химические свойства азота объясняются тем, что в его молекуле имеется _______ химическая связь.

Задание 2 Установите соответствие между формулой вещества и его названием:


Название Формула

А) нитрид лития 1) NH3

Б) оксид азота (II) 2) H2SO3

В) аммиак 3) Li3N

Г) сернистая кислота 4) BaSO4

Д) сульфат бария 5) NO

Далее на экране - ответы (слайд 3), учащиеся сами проверяют свою работу, ставят себе оценку; после -краткий анализ.

  1. Постановка целей урока

Сегодня мы познакомимся с интереснейшим веществом, которое было известно еще алхимикам из Древнего Египта, оно есть у вас в домашних аптечках в виде водного раствора и оно находит широчайшее применение чуть ли не во всех отраслях деятельности человека.

У вас на столах пробирки с раствором этого вещества, давайте его рассмотрим и понюхаем с соблюдением правил безопасности. Что это за вещество?

Правильно, нашатырный спирт! А еще это вещество агрономы называют аммиачная вода, а химики называют его гидроксид аммония. Его формула - NH4OH. Какое вещество растворили в воде, чтобы получить нашатырный спирт? Аммиак!

ВРазработка урока по теме Азот. Аммиак. это время на доске:

Нашатырный спирт

Аммиачная вода NH4OH = NH3 ∙ H2O

Гидроксид аммония

Это тема сегодняшнего урока.(слад 5,6)

II. Операционно-исполнительский этап

  1. Прогнозирование свойств аммиака

Рассмотрим строение молекулы аммиака ( слайд 7),

Давайте, ребята, проведем небольшое исследование и решим, откуда у этого вещества столь необычные свойства и названия.

Формула аммиака - NH3, т.е. это водородное соединение азота.

1. Пользуясь планом характеристики элемента, охарактеризуйте строение атома азота - сколько у него валентных электронов, каковы высшая и низшая степень окисления?

2. Сколько ковалентных связей может образовать атом азота? (3 по обменному механизму и четвертую связь атом азота может образовать по донорно-акцепторному механизму)

3. Учитывая ОЭО азота, скажите, какие типы связей можно наблюдать в молекуле аммиака? (Связи N-H ковалентные полярные, электронная плотность смещена от водорода к азоту, поэтому на атоме азота возникает частичный отрицательный заряд)

4. Рассмотрите модель молекулы аммиака. Какую геометрическую фигуру напоминает молекула аммиака? (Пирамиду, в вершинах которой находятся 3 атома водорода и неподеленная пара электронов азота)

на основании строения можно предсказать: будет восстановителем, будет присоединять протон водорода, будет хорошим растворителем полярных веществ, т. к. сам полярный, будет легко сжижаться, т. к. молекулы полярны.

  1. Изучение свойств аммиака

  • Физические свойства ( эвристическая беседа)

Расскажите о физических свойствах аммиака: Агрегатное состояние - газ, цвет - бесцветный, вкус - едкий, запах - резкий, легче или тяжелее воздуха? Ядовит, т. к. при взамодействии с жидкостями тела образует едкий раствор, разъедающий ткани организма.

Помните! В больших дозах яд, в малых - лекарство, предскажем, что аммиак применяют в медицине.

Проверим, правильно ли мы указали физические свойства аммиака ( слайд 8)

Роль аммиака в живом организме - рассказ учителя ( слайд 9)

  • Химические свойства (исследование)

Подействуем на раствор аммиака фенолфталеином. Каков результат? О чем говорит малиновая окраска фенолфталеина? Раствор аммиака обладает основными свойствами, значит реагирует с кислотами. Проверим, проведем реакцию с серной кислотой. Окраска исчезает, значит серная кислота реагирует с раствором аммиака. Объясним увиденное с помощью уравнений реакций.

NH3 + H2O = NH4OH

2NH4OH + H2SO4 = (NH4)2SO4 + H2O

Аммиак также реагирует с кислотами. Опыт - дым без огня (дем. учитель)

Вывод: растворение аммиака в воде и в кислотах - процесс химический, в основе которого лежит способность молекул аммиака связывать ионы водорода. Причина этого - наличие у атома азота свободной пары электронов, которая «перетягивает» протон водорода Н+ из молекул воды Н2О и соляной кислоты HCl.

Итак, аммиак реагирует с водой и с кислотами, что мы и предсказывали. Мы также предсказывали, что аммиак - восстановитель. Проверьте в учебнике с. 115 так ли это? Уравнения запишите в тетрадь.

Итак, аммиак - восстановитель и основание ( слайд 10)

Ребята, а как узнать аммиак, отличить его, не спутав при этом с другими веществами?

Конечно, по запаху. А ещё можно, как настоящий химик, провести качественные реакции. Качественные реактивы на аммиак знали ещё алхимики - это растворы сульфата меди (II) и сульфата кобальта (II).

При взаимодействии солей меди с аммиаком наблюдается васильковое окрашивание, а при взаимодействии солей кобальта с аммиаком - розовый цвет сначала переходит в синий, а потом в коричнево-желтый. Вещества, которые образуются при этом, имеют сложное строение, мы будем их изучать в старших классах.

Л. О. взаимодействие раствора аммиака с раствором сульфата меди

  • Способы получения аммиака (слайд 11 и 12)

  • Области применения аммиака и его производных (слайд 13 и 14) (готовят заранее учащиеся)

В течение всего урока мы постоянно говорили и имели дело не только с самим аммиаком, но и с его солями, например, с хлоридом аммония (нашатырем). Соли аммония человек широко использует в быту и в технике. С одним способом их использования мы познакомились - очистка медных изделий (паяльников). Но есть и другие:

  1. Бабушка всегда посоветует приложить к месту ожога крапивой или укуса насекомого примочку из нашатыря, потому что он нейтрализует кислоты;

  2. Растения скажут вам «спасибо», если вы их подкормите раствором солей аммония;

  3. Ваша мама печет пирожки, используя пекарский порошок, который содержит карбонат аммония.

Пользуясь слайдами презентации, назовем другие области применения аммиака и его солей.

  • III. Оценочно-рефлексивный этап

  1. Контроль и взаимоконтроль: работа с тестами

1. Какая связь в молекуле аммиака:

1) ионная 2) ковалентная неполярная

3) ковалентная полярная 4) металлическая.

2. Раствор аммиака в воде окрашивает фенолфталеин в:

1) красный цвет 2) синий цвет

3) малиновый цвет 4) не окрашивает совсем.

3. Аммиак горит в кислороде без катализатора с образованием:

1) азота 2) оксида азота (II)

3) оксида азота (III) 4) азотной кислоты.

4. Нашатырный спирт - это:

1) раствор аммиака в воде 2) раствор аммиака в спирте

3) хлорид аммония 4) медицинский спирт.

5. Степень окисления азота в молекуле аммиака:

1) 0 2) -3

3) +3 4) +5

6.Для аммиака характерны свойства:

1) кислот 2) солей

3) оснований 4) оксидов

7.Аммиак взаимодействует с

1) щелочами 2) кислотами

3) неметаллами 4) металлами

8. Аммиак восстановитель в реакции

1) с кислотами 2) с оксидами металлов

3) с неметаллами 4) с металлами

  1. Выводы, оценки за урок.

  2. Домашнее задание с. 113-115, з. 5 с. 118-сдающим экзамен, сделать инструкцию по применению нашатырного спирта в домашних условиях.

Литература.

1. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

2. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1995.

3. Ахметов Н.С. Химия. 9 кл. - М.: Просвещение, 2002.

4. Иванова Р.Г. Химия. 8-9 кл. - М.: Просвещение, 2002-2003.

5. Книга для чтения по химии. Часть первая. Составили Парменов К.Я. и Сморгонский Л.М. - М.: Просвещение, 1955.

6. Лисичкин Г.В., Бетанели В.И. Химики изобратают: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1990.

7. Инж. В.В. Рюмин. Занимательная химия: Опыты и развлечения из области химии. - Ленинград: Издательство «Время», 1927.

8. Сорокин В.В., Злотников Э.Г. Проверь свои знания: Тесты по химии: Книга для учащихся. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997.

9. Что мы знаем о химии? Вопросы и ответы: Справ. пособие / Ю.Н. Кукушкин, В.Ф. Буданова, Р.А. Власова и др.: Под ред. Ю.Н. Кукушкина. - М.: Высш. школа, 1993.


© 2010-2022