Статья на тему Приемы смыслового чтения на уроках химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Смысловое чтение в условиях освоения ФГОС». Практикум по составлению заданий формирующих навыки смыслового чтения на уроках химии.

На современном этапе введения новых ФГОСов акцент переносится на воспитание свободной творческой личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. Подготовка к реализации ФГОС требует накопления опыта формирования познавательных УУД, включающих умения работы с текстом.

Как показывает практика, достижение познавательных УУД более полно реализуется при организации системно - деятельностного подхода, использовании проектной и исследовательской деятельности учащихся, элементов технологии критического мышления. Системно - деятельностный подход является наиболее эффективным инструментом при формировании умений и навыков работы с текстом. Правильно организованная деятельность учащихся на уроке химии и во внеурочное время позволяет сформировать у учащихся такие важные умения, как осмысленное чтение, умения составлять план, выделять главное в тексте, сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы.

Поэтому, несомненно, важной задачей является формирование умений и навыков работы с текстом на уроках химии и во внеурочной деятельности посредством применения системно - деятельностного подхода.

Грамотное использование умений и навыков работы с текстом позволит разрешить противоречия между стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения, между потребностью в критически и аналитически мыслящих учащихся и недостаточной разработанностью методики педагогической деятельности, обеспечивающей развитие этих навыков на уроках химии в средних классах.

Для развития умения работать с текстом очень важно систематическое его использование. На обязательном уровне учащиеся, работая с текстом, составляют конспект, на продвинутом уровне - план, на творческом уровне могут заполнять таблицы, делать обобщения, сравнения, разрешать проблемные ситуации. Любая работа с текстом осуществляется целенаправленно.

На своих уроках химии я применяю различные методы работы с текстом. Например, в 9 классе при изучении нового материала по теме «Азот», я использую прием работы как составление кластера:

Кластер - это способ графической организации материала. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Приём кластеров («гроздья») может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.

Этапы работы над кластером:
1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает суть темы, полученную информацию из литературы.

При изучении темы «Простые вещества - неметаллы» в 9 классе. Использую прием «Чтение с остановками». Ученики вслух читают текст параграфа, и мы совместно формулируем ответы на поставленные вопросы: «Чем отличаются физические свойства металлов и неметаллов? Чем можно это объяснить?» Данный приём целесообразно использовать на стадии осмысления, дополняя эту методику другими приемами технологии на стадии вызова и рефлексии.

На уроке в 10 классе по теме «Нефть» ученики самостоятельно читают текст параграфа и отвечают на вопросы, которые заранее приготовлены на карточках:

  1. Что такое нефть?

  2. Какие способы переработки нефти существуют? Опишите их.

  3. Чем отличается каталитический и термический крекинг?

  4. Для чего используют методы переработки нефти?

  5. Где используются полученные продукты переработки нефти?

  6. Какие экологические проблемы возникают на нефтеперерабатывающем производстве?

В 8 классе при изучении темы «Физические явления в химии» предлагаю ребятам прочитать текст и составить план своего ответа по данному материалу.

В 9 классе при изучении темы «Простые вещества - металлы», учащимся предлагается по тексту параграфа заполнить таблицу:

Физические свойства металлов

Характеристика физического свойства

Примеры

Почти для всех классов часто даю задания на составления схемы применения различных веществ.

Одним из приемов по смысловому чтению является конспектирование текста, поэтому почти во всех классах я предлагаю учащимся сделать конспект определенного текста: например, в 8 классе по теме «Роль химии в жизни человека», в 9 классе по теме «Век медный, бронзовый, железный», в 10 классе - «Биологически активные органические соединения».

Из всего выше изложенного можно сделать определенный вывод:

Используемые приёмы смыслового чтения позволяют:

-формировать навыки работы с текстами различного содержания и сложности;

-формировать познавательный интерес к предмету;

-расширять кругозор и информационную грамотность учащихся;

-формировать различные УУД.



© 2010-2022