Конспект экологического урока Неметаллы

        Цели урока: Образовательные – 1.                Обобщить и систематизировать знания о физических и химических свойствах неметаллов, сформировать у учащихся представление о пользе и вреде ионов неметаллов для человеческого организма. 2.                 Продолжить формировать навыки составления уравнений химических реакций по теме «Неметаллы».          3.         Сформировать знания по  правилам« Как оградить себя от избытка или недостатка ионов неметаллов в организме путем правильного пи...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект экологического урока НеметаллыКонспект экологического урока Неметаллы

Место и роль урока в изучаемой теме: двадцать второй урок по теме «Неметаллы», роль урока - повторение темы «Неметаллы», обобщение знаний, решение задач с экологическим содержанием.

Деятельностные цели:

- формирование способности к самоопределению;

- формирование умений работать в группах;

- тренировка способности к организации наблюдения;

- формирование способности к построению гипотезы и к экспериментальной проверке;

- тренировка способности к построению умозаключения;

- развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
- тренировка способности оценивать свою деятельность.

Содержательные цели:

- повторить основные свойства неметаллов;

- решить задачи, содержащие програмный материал и реальные экологические проблемы.

- систематизировать знания о неметаллах с экологической точки зрения;

-тренировать умения учащихся проводить химический эксперимент и составлять уравнения реакций.

Цели урока:

Образовательные -

  1. Обобщить и систематизировать знания о физических и химических свойствах неметаллов, сформировать у учащихся представление о пользе и вреде ионов неметаллов для человеческого организма.

  2. Продолжить формировать навыки составления уравнений химических реакций по теме «Неметаллы».

3. Сформировать знания по правилам « Как оградить себя от избытка или недостатка ионов неметаллов в организме путем правильного питания и поведения в окружающей среде.

Развивающие-

  1. Совершенствовать умения работать с учебной литературой, применять собственный опыт в решении проблемных задач.

  2. Способствовать развитию мышления, умений выделять главное, применять известные алгоритмы в новых условиях.

  3. Развивать политехнические умения при работе в химической лаборатории.

Воспитательные -

  1. Создание условий для формирования культуры умственного и практического труда.

  2. Тренировка способностей к коммуникативному взаимодействию.

  3. Воспитать экологическую культуру.

Личностные УУД: на основе знаний о неметаллах учащиеся решают расчетные задачи с экологическим содержанием, применяют свои знания для формирования жизненного опыта.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

- принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи;

- составляют план и последовательность действий по проведению химического эксперимента,

- оценивают достигнутый результат.

познавательные УУД -

- выделяют качественные характеристики объектов, заданные словами и символами;

- выделяют и формулируют познавательную цель;

- анализируют условия и требования задачи;

- умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи;

- выделяют и формулируют проблему

- самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- выбирают основания и критерии для сравнения объектов наблюдения.

коммуникативные УУД -

- умеют слушать и слышать друг друга;

- умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;

- вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблемы;

- проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке групповой позиции;

- планируют общие способы работы;

- определяют цели и функции участников, способы взаимодействия;

- устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать в конструктивном диалоге;

- демонстрируют способность устанавливать доверительные отношения взаимопонимания.

Форма проведения урока - урок-исследование.

Тип урока - урок комплексного применения знаний.

Используемые технологии - ИКТ, проблемное обучение, развивающее обучение, обучение развитию критического мышления, проектная деятельность, здоровье-сберегающие технологии.

Методы словесный метод , эвристическая беседа, наглядный метод, практическая работа(самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся), работа фронтальная, групповая, индивидуальная.

приемы работы: использование информационных технологий,

Технические средства обучения - проектор, компьютер.

Лабораторное оборудование

Список литературы:

1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2002. - 559 с.

2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 9 класс. - М.: Блик и КО, 2001.-397с.

3. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2002. - 224 с.

4. Имедеева Т.В. Интеллектуальная игра «Химия и здоровье»// Химия в школе. - 2007.№5.

5. Капецкая Г.А.Своя игра//Химия в школе.-2007-№7

6. Маркина И.В. Современный урок химии.- Ярославль.; Академия развития.,2008.

7. inflora.ru/directory/vitamins-and-minerals/phosphor.html

8. medlinks.ru/article.php?sid=23152

9. fitfan.ru/nutrition/vitamins/3280-sera.html

Самоанализ урока (по Т.И Шамовой):

1. Урок проведен в 9 классе, где обучается 9 человек, из них 4 учеников хорошисты.

2. Тема урока Неметаллы и здоровье человека (Обобщение знаний по теме неметаллы. Решение задач).

урок средней сложности, проводится в блоке повторения материала по теме «Неметаллы», двадцать второй по счету, содержит опорные знания по теме «Неметаллы».

3. Цели урока :

- обобщить и систематизировать знания о физических и химических свойствах неметаллов, сформировать у учащихся представление о пользе и вреде ионов неметаллов для человеческого организма;

-развивать политехнические умения при работе в химической лаборатории;

-воспитать экологическую культуру, воспитать понимание важности сохранения здоровья человека.

Цели урока реализуются через урок комплексного применения знаний со следующей структурой: организационный момент, актуализация знаний, целеполагание, систематизация и обобщение знаний по теме «Неметаллы», рефлексия, домашнее задание.

Цели мотивируют учащихся к повышению познавательной и мыслительной активности. С целью выполнения задач урока привлекались методы - словесный, эвристическая беседа, наглядный метод, практическая работа (самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся), работа фронтальная, групповая, индивидуальная и прием - использование информационных технологий.

Условия задач и результаты решения содержат практически значимую информацию.

Эта информация тесно связана с программным материалом и реальными экологическими проблемами.
Задачи посильны для учащихся данного класса.
Решение задач опирается на возможности, на комплекс знаний по разным предметам.
Задачи предназначены для использования при проверке, объяснении, применении и совершенствовании знаний.

Для усиления повышения мотивации в текстах задач и вопросов используются знакомые учащимся соединения, применяемые в практической деятельности людей, что усиливает связь учебных задач с реальной жизнью.

4.Этап содержит самостоятельную познавательную деятельность в виде практической работы. Дети работали активно, с интересом отвечали на вопросы, учились общаться. Главный этап подготовил учащихся к расширению знаний, подвел к обобщениям, выработанным учителем.

5.Заключительный этап урока - рефлексия, с помощью вопросов подвел учащихся к самооценке уровня понимания материала и собственного эмоционального состояния.

6.75% учащихся справились с работой полностью, остальные имели небольшие недочеты в написании уравнений реакций, ошибки в решении задач.

7.С целью дальнейшего повышения познавательной, мыслительной активности, воспитания научного мировоззрения, духовно-нравственных ценностей необходимо чаще использовать метапредметные связи.

Структура урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование

Организационный момент.

4 мин.

  1. Приветствие

Презентация (слайды 1-2)

  1. Делим класс на 2 группы.

3.Предлагает вспомнить содержание и понятия темы «Неметаллы»

Актуальность сегодняшнего урока.

Современную жизнь человека и процесс глобализации невозможно представить без элементов неметаллов. Они повсюду. В продуктах питания, в воде, в предметах нас окружающих. Считается, что химическая неграмотность человека относительно этих химических элементов может негативно отразиться на его здоровье.


  1. Подготовка рабочего места

  2. Класс делится на 2 группы

  3. Записывают тему урока в тетрадь.

Создание положительного эмоционального и внутреннего настроя на работу всех учащихся.

Акцентирование внимания на теме урока.

Развитие умения обосновывать свою точку зрения

Актуализация знаний.

10 мин.

Предлагает заслушать сообщения о пользе и вреде ионов, содержащих неметаллы.

1. Предлагает решить задачу с экологическим содержанием.

2. Предлагает проделать практическую работу, обозначает ее цели.

3. Предлагает ответить на вопросы викторины.

Отвечают с места

Заслушивают сообщения.

Докладчики выстраивают схему рассказа используя презентацию(приложение 1 , презентация слайды с 3 по21)

Актуализация знаний.

Выявление личного опыта уч-ся.

Расширение кругозора.

Реализация межпредметных связей (история, биология, география).

Развитие коммуникативных умений: слушать и слышать.

Целеполагание.

3 мин.

1.Спомощью химического анализа доказать наличие в газированных напитках углекислого газа, красителей, кислот, фосфат иона. 2.Исследовать питьевую воду «Шишкин лес» на наличие хлорид , фосфат и сульфат ионов.

4.Обсуждает с группами правила техники безопасности.

5. Проводит физкультминутку, выполняя упражнения для глаз

Обсуждают в группах порядок проведения самостоятельной, групповой и практической работы.

Изучают бланки для творческого отчета группового и индивидуального (приложение 2) и методику проведения исследования (приложение 4)

Вспоминают правила техники безопасности при работе с химическими реактивами (осторожно работать со спиртовкой, аккуратно зачесать волосы назад, ничего не пробовать на вкус, промыть руки проточной водой после работы и т.д.) и записывают в бланк для творческого отчета

Выполняют упражнения для глаз.

Конкретизация субъектного опыта учащихся

Обеспечение понимания уч-ся личностной значимости темы, а также порядка и способов ее познания.

Развитие логического, критического мышления

Систематизация и обобщение знаний и по теме «Неметаллы»

20 мин.

1. Организует индивидуальную работу, предлагая решить каждому ученику индивидуально задачу с экологическим содержанием, групповую работу с реактивами для доказательства наличия фосфат, хлорид, сульфат-ионов, наличия углекислого газа и угольной кислоты.

2. Обращает внимание учащихся на признаки качественных реакций (выпадение осадка, изменение цвета, выделение газа).

3.Контролирует отражение результата химических анализов в бланках отчета.

Обращает внимание на возможность использования учебника как источника информации (таблица растворимости веществ в воде).

4.Осуществляет дифференцированную помощь учащимся в решении задач.

Помогает слабым учащимся.

1. Решают предложенные задачи с экологическим содержанием (индивидуально каждый ученик)

2. Выполняют практическую работу, заносят результаты в бланки отчета (Таблица 1)

3. Отвечают на вопросы, ставят гипотезу, делают выводы, прогнозы.

4. Учащиеся записывают уравнения реакций, описывают внешние изменения содержимого пробирок (в каждой группе учащийся проводит опыт) .

5. Дают мотивированный ответ, делают выводы какие ионы, содержащие неметаллы, содержатся в газированной и питьевой воде.

6. Анализируют свою работу на данном этапе.

7. Работают с предложенным материалом, обсуждают в группах, составляют рассказ, выступают.

8. Устно отвечают на вопросы Викторины (Приложение 5), в бланке творческого отчета отмечают знаком «+» правильные ответы.

1. Реализация межпредметных связей (история, биология, география).

Реализация принципа вариативности (выбор вида, формы и способа оформления и представления информации).

Развитие сенсорной сферы

Активизация мыслительной, познавательной и практической деятельности.

Применение знаний в новых условиях

Развитие коммуникативных качеств, также сохранение активной позиции ученика на уроке.

2. Промежуточная рефлексия позволяет развивать умения анализировать и прогнозировать детьми свою деятельность

3. Реализация эвристического подхода

Развитие умений анализировать, сопоставлять, выделять главное и особенное.

4. Организация индивидуальной самостоятельной работы.

Развитие интеллектуальных способностей, умений анализировать, сопоставлять, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее.

Формирование навыков работы в группе: общение, распределение ролей, взаимоподдержка и взаимопомощь.

Рефлексия

7 мин.

1.Обсуждает с учащимися таблицу № 1. 2.Предлагает вернуться к бланку творческого отчета и подвести итоги, воспользовавшись шкалой перевода баллов в отметки. Обращается к учащимся с просьбой оценить свою работу на уроке и поставить оценку себе в бланк. Обратить внимание на предложения в конце бланка, постараться закончить их.

3. Предлагает учащимся сделать общие выводы по практической работе .

4. Проверяет содержание бланков творческого отчета.

Просит группы сформулировать - что нового ребята узнали на уроке.

5. Предлагает изучить правила « Как оградить себя от воздействия ионов, содержащих неметаллы?»

1.Сверяют свои результаты по таблице 1

2.Проверяют правильность написания уравнений химических реакций (Приложение 4).

3.Формулируют общие выводы по работе и сравнивают их соответствие выводам учителя.

4. Заслушивают рекомендации учителя по правилам « Как оградить себя от воздействия ионов, содержащих неметаллы?»

(Приложение 6, слайды 22-24).

5. Подводят итоги своей работы в бланках творческого отчета.

Рефлексивный анализ деятельности, самоконтроль, осознание плана действий, а возможно и целей, последующих уроков по данной теме.

Закрепление материала.

Осознание личностной значимости темы для учащихся.

Самоанализ своего участия в работе на уроке, самооценка.

Домашнее задание.

1 мин.

Обязательная часть: 1.

по учебнику 9 класса (О.С. Габриеляна) повторить тему «Неметаллы»,

выполнить тестовые задания и решить задачи на бланках «Домашнее задание».

Для сильных учеников предложено - составить текст задачи с экологическим содержанием.

Записывают задание в тетрадь

(Приложение 7, слайд 26).

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода (задания разного уровня)

Создание ситуации успеха - ребенок может реализовать себя в том или ином виде деятельности

Приложение 1.

Вступительное слово учителя.

Современную жизнь человека и процесс глобализации невозможно представить без элементов неметаллов. Они повсюду. В продуктах питания, в воде, в предметах нас окружающих. Считается, что химическая неграмотность человека относительно этих химических элементов может негативно отразиться на его здоровье, что обуславливает актуальность нашего урока.

План урока:

- ознакомиться со значением ионов, содержащих неметаллы , с позиций экологии;

- решить задачи с экологическим содержанием;

- проделать практическую работу;

- изучить правила « Как оградить себя от воздействия ионов, содержащих неметаллы?»

Из неметаллов, встречающихся в продуктах питания, напитках и окружающей среде человека рассмотрим углерод, кремний, азот, фосфор, серу, фтор, хлор, бром и иод.

Доклады учащихся.

Биологическая роль углерода и кремния

Соединения углерода являются основой растительных и животных организмов (45 % углерода содержится в растениях и 26 % ― в животных организмах). Углерод, как основной элемент органических веществ присутствует в продуктах питания и выполняет строительную функцию в клетках нашего организма.

Углекислый газ является одним из основных компонентов софтдринков. Именно ему они обязаны своим названием - «газированные напитки». Сам по себе он не опасен, но тем, кто страдает заболеваниями желудочно-кишечного тракта (гастриты с повышенной секрецией, язвенная болезнь, энтериты, метеоризм и другие болезни) надо быть осторожными, ведь углекислый газ может спровоцировать расстройство пищеварения или болевой приступ. Дело в том, что при соединении этого газа с водой образуется угольная кислота, раздражающая слизистую желудка и кишечника.

Кремний - один из важнейших микроэлементов, входящий в состав нашего организма, это элемент жизни, нормальное его содержание в организме - естественный ключ к здоровью.

Кремний участвует в усвоении кальция, магния, фосфора, калия, натрия, серы, алюминия, кобальта и многих других элементов. При недостатке кремния 76 из 104 элементов не усваиваются организмом или усваиваются неправильно. Если кальций - это основной элемент формирования жестких тканей костей, то кремний - элемент, определяющий свойства гибких структур: соединительной ткани сухожилий:

  • стенок сосудов и желудочно-кишечного тракта;

  • желез внутренней секреции;

  • хрящей;

  • синовиальной жидкости суставов;

  • клапанов сердечно-сосудистой системы.

Общеизвестный факт, что ионы кремния, как и ионы серебра, очищают и обеззараживают воду, уничтожают даже холерные вибрионы и другие кишечные палочки, связывают и нейтрализуют примеси тяжелых металлов, хлорорганические соединения. В организме кремний улучшает сопротивляемость организма вирусным и инфекционным заболеваниям. Знаменитый исследователь кремния А. Д. Малярчиков так описывает свои первые впечатления от знакомства с ним: "На дне этого озера найдено много кремния, и оно всю жизнь казалось людям странным... вода в нем чиста, как слеза младенца, просматривается на всю десятиметровую глубину (...) Мы, мальчишки, купались в нем, пили родниковой свежести воду и мало обращали внимание на то, как мгновенно заживают раны и ссадины и быстро растут волосы и ногти...

Самыми страшными пожирателями кремния в организме человека являются глисты и грибы. Размножаясь в огромных масштабах, они заселяют практически все ткани человеческого организма.

А вот содержащих значительное количество кремния фруктов совсем немного. К ним относятся яблоки, дыня, бананы, сливы и финики. Этот элемент есть еще и в некоторых сухофруктах: в изюме, в инжире и в кураге.

Кремний содержат почти все зеленые съедобные растения, а так же коренья:

  • салат;

  • ботва редиса и репы;

  • сельдерей;

  • шпинат;

  • зеленый лук;

  • крапива;

Небольшое количество кремния содержат все овощи и фрукты.
Некоторые ягоды могут восполнить запасы кремния. Например, земляника и клубника.

Бобовые растения содержат большое количество кремния в своем составе, но чтобы от них была весомая польза нужно употреблять их не менее 2х раз в неделю в виде гарнира или как самостоятельное блюдо

1.2 Азот играет исключительно важную роль в жизни животных, поскольку входит в состав аминокислот, белков, витаминов группы В, ферментов, активизирующих обмен веществ. Овощные растения потребляют от 50 до 250 кг азота на 1 гектар площади почвы. Больше всего азота находится в цветах, молодых листьях и плодах. Важнейшим источником азота для растений являются азотные удобрения ― это в основном нитрат аммония и сульфат аммония. Следует отметить также особую роль азота как составной части воздуха ― важнейшего компонента живой природы.


Нитратно-нитритные пищевые отравления возможны в форме острых и хронических заболеваний. Острые случаи отравления носят, как правило, случайный характер. Они обычно возникают в результате ошибочного использования солей нитратов и нитритов вместо поваренной соли. Признаками острого отравления являются: боли в животе,тошнота, слюнотечение, рвота;
Хроническое отравление обусловлено систематическим потреблением продуктов питания с превышающим норму содержанием нитратов. Данное отравление приводит к быстрой утомляемости,одышке, учащенному сердцебиению, появлению цианоза (синюшности).

Фосфор

Фосфор важный элемент для организма человека. Фосфор необходим для образования жиров - фосфолипидов, которые входят в состав клеточной мембраны, энергетического обмена в каждой клетки и построения генетических клеток. Фосфор принимает активное участие в построении и передачи генов. Кроме того фосфор необходим для зубной эмали и костной ткани, так как они состоят из 80% этого химического элемента.

Фосфор можно найти в любых продуктах питания. Поэтому организм получает в достаточном количестве фосфора.

Морепродукты самые богатые по содержанию этого элемента. В рыбе содержится 200-400 мг фосфора на 100 грамм продукта. Такое же количество фосфора содержится в крабах, креветках и кальмарах.

Молочные продукты богатый и доступный источник фосфора. Молоко обогащено суточной потребностью фосфора, сыр и творог в два раза больше. Зеленые растения, семена, овощи, орехи, шпинат, тыква и многие другие продукты содержат фосфор. Большое количество фосфора содержится в яичном желтке, говяжьей печени и в икре осетровых.

Но покупать икру, чтобы пополнить запас фосфора в организме, не стоит. Человеческому организму всегда будет хватать фосфора. Наши производители добавляют фосфаты во все продукты питания и даже в газированную воду, колбасы и другие мясные изделия, сгущенку, сливочное масло, сухое молоко, мороженное и сахар.

В настоящее время пищевая промышленность бесконтрольно и без чувства меры добавляет фосфаты в очень многие продукты. Чтобы избежать этого необходимо внимательно читать этикетки, на которых указано - какие фосфаты закачивают в продукты:

Е 338 - ортофосфорная кислота.

Е 339(i) - фосфаты натрия.

Е 341(i) - фосфаты кальция.

Е 342(i) - фосфаты аммония.

Фосфора человек получает практически в четыре раза больше необходимой потребности. В результате этого нарушается обмен веществ кальций не усваивается в организме, увеличивается его количество в крови и он начинает появляться в тканях и на стенках сосудов. Это все приводит к остеопорозу, переломам, крошению зубов, проблемам с печенью, сердечно-сосудистой системой и даже к инфарктам и инсультам.

Дефицит фосфора вызывает потерю аппетита, снижение умственной работоспособности, слабость, тревогу и чувство страха.

Избыток фосфора у беременных приводит к патологии печени и легких у ребенка.

Людям, занимающимся умственным трудом, необходимо употреблять повышенное количество фосфора, чтобы не допустить истощения нервных клеток, которые функционируют с повышенной нагрузкой именно при умственном труде.

Сера

Значение серы в жизнедеятельности организма выяснено недостаточно. Известно, что сера является необходимым структурным компонентом некоторых аминокислот (метионин, цистин), витаминов (тиамин и др.), а также входит в состав инсулина и участвует в его образовании. Сера необходима для поддержания нормальной деятельности печени и процессов очищения организма.

Серосодержащие соединения принимают активное участие в выработке энергии, процессах свертывания крови и синтезе коллагена. Коллаген - важный белок, образующий основу волокнистых и костных тканей, ногтей, волос, кожи. Серу называют минералом «красоты», так как при ее дефиците волосы начинают ломаться, теряют блеск, а кожа блекнет и стареет. Сера останавливает развивающийся сколиоз; при артритах растяжениях , миозите, бурсите уменьшает боли и воспаления, снимает судороги.

Сера играет важную роль в образовании ферментов - активных веществ, ускоряющих химические реакции в организме. Результаты некоторых исследований говорят о том, что возможным результатом действия серосодержащих соединений является снижение кровяного давления, уровня сахара и холестерина в крови.

Негативные последствия избыточного содержания элемента в литературе не описаны. Нехватка серы приводит к нарушению обменных процессов, в частности пигментного обмена. Предполагают, что возможными симптомами недостатка элемента могут быть повышенное содержание сахара и триглицеридов в крови, а также болезненность суставов.

Содержание серы в продуктах питания

Количество этого макроэлемента в продуктах питания пропорционально содержанию белков. Больше серы присутствует в продуктах животного происхождения: птице, мясе, морепродуктах, яичном желтке. Из продуктов растительного происхождения стоит отметить лук, спаржу, бобы, чеснок, хрен, орехи, редьку, редис, капусту, шпинат, сливу, крыжовник.

Избыток серы. Сера в продуктах питания считается нетоксичной, но ее соединения могут вызвать отравления со смертельным исходом - это сернистый газ и сероводород, если человек остается жив, то у него нарушается психика, работа легких и желудка.

В последние годы увеличилось избыточное поступление серы в организм человека. В продукты питания добавляют сульфиты - для того, чтобы продлить их срок хранения. Больше всего сульфитов в копченостях, в готовых салатах, в пиве, овощах. Сульфиты могут накапливаться в организме вызывая увеличения количества больных бронхиальной астмой.

При нехватке серы надо больше употреблять натуральных продуктов - мяса, морепродуктов, яиц, сыра.

СЕЛЕН

ФУНКЦИИ СЕЛЕНА В ОРГАНИЗМЕ

Селен является одним из важнейших элементов явно или неявно участвующих в большинстве физиологических процессов, протекающих в организме человека. Дефицит и избыток его в пище приводят к серьезным нарушениям здоровья. К наиболее важным функциям, которые выполняет в организме человека селен относятся:
1. Является очень сильным антиоксидантом. Обеспечивает защиту клеточных мембран и эритроцитов от свободных радикалов, предотвращает развитие опухолевых процессов и препятствует процессу старения, активирует витамин E.
2. Повышает иммунитет организма (способствует образованию белых кровяных клеток, интерферона и макрофагов, антител и клеток-киллеров, а также принимает участие в формировании эритроцитов).
3. Усиливает процессы обмена веществ, участвуя в их окислении с синтезом органических перекисей и окисей, а так же в связывании и выведении продуктов метаболизма.
4. Находится в составе большинства ферментов и гормонов и таким образом соединен со всеми системами и органами человека. Содержащие данный микроэлемент ферменты принимают участие в метаболизме гормонов щитовидной железы.
5. Снижает вероятность развития некоторых сердечно-сосудистых заболеваний (препятствует мышечной дистрофии сердца, активирует синтез гемоглобина, принимает участие в образовании кофермента Q10 и эритроцитов).
6. Стимулирует репродуктивную функцию (входит в состав сперматозоидов).
7. Предотвращает разрушение и некроз печени, соединяясь с тяжелыми металлами и выводя их из организма. Селен нейтрализует действие ртути и мышьяка, способен защитить организм от кадмия, свинца, таллия, отравления табачным дымом и выхлопными газами.
8. Является действенным антиопухолевым веществом (тормозит, а иногда и предотвращает формирование злокачественных опухолей).
9. Стабилизирует работу нервной и эндокринной систем.
10. Благотворно влияет на состояние кожных покровов, ногтей и волос.
11. Уберегает от катаракты и от ухудшения зрения, в том числе возрастного.

С возрастом уровень селена в организме падает. По данным исследований, после шестидесяти лет его уровень падает на 7%, а после семидесяти пяти - на 24%.

СУТОЧНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ

Селен относится к микроэлементам с очень низкой потребностью. Ниже приведены рекомендуемые минимальные его суточные дозы:
- дети 1 - 3 лет - 20 мкг;
- дети 4 - 8 лет - 30 мкг;
- дети 9 - 13 лет - 40 мкг;
- юноши 14 - 18 лет - 55 мкг;
- девушки 14 - 18 лет - 55 мкг;
- женщины 19 лет и старше - 55 мкг;
- мужчины 19 лет и старше - 70 мкг;
- беременные женщины - 60 мкг;
- женщины, кормящие грудью - 70 мкг.

При использовании в рационе питания подсолнечного, льняного, кукурузного масел, а также рыбьего жира, потребность организма в селене повышается.

Суточная норма селена в питании 20 - 70 мкг, максимально допустимое количество: 350 - 400 мкг.

СОДЕРЖАНИЕ СЕЛЕНА В ПРОДУКТАХ

Лучше всего человеку получать селен из продуктов питания: именно этот путь является оптимальным, так как неорганический селен усваивается очень плохо.

Содержание селена в продуктах очень сильно зависит от региона их произрастания, состава удобрений и типов почв.

Если в почве селена достаточно, то и нормальное рациональное питание должно обеспечить достаточным его количеством. Лидером по содержанию селена являются бразильские орехи, на втором месте - почки свиные, затем идут омары вареные, вешенки и белые грибы, кокос, кальмары, семена подсолнечника.

Селен не теряется при тепловой обработке продуктов, однако, его количество в продуктах уменьшается при замачивании, размораживании полуфабрикатов или переходит при варке в бульон. В консервах и концентратах его в 2 раза меньше, чем в свежих продуктах.

Селен абсолютно не усваивается при наличии углеводов. Поэтому желательно или полностью отказаться или ограничить в рационе питания газированные напитки, пирожные, торты, печенья и разные мучные сладости. Отказавшись от данного класса продуктов, вы не только сможете избавиться от лишних килограмм, но и поможете организму сохранить достаточное количество этого незаменимого микроэлемента.

Существует содружество витаминов С, Е и селена. Подобно витамину Е, селен - антиокислитель. Однако витамин Е и селен не взаимодействуют. Они осуществляют свою работу в живом организме независимо друг от друга, но в великом содружестве, заменяя друг друга в биологических процессах.

ДЕФИЦИТ СЕЛЕНА В ОРГАНИЗМЕ

Дефицит селена приводит к снижению защиты организма от свободных радикалов. Это вызывает развитие ревматоидного артрита и сердечно-сосудистых заболеваний.

Дефицит селена ухудшает работу щитовидной железы, что приводит к замедлению обмена веществ и повышению массы тела.

Дефицит селена бывает при чрезмерном потреблении углеводов. Быстрые углеводы, содержащиеся в рафинированных продуктах, десертах и сладкой газировке, способны разрушать селен.

Серьезный недостаток селена могут испытывать вегетарианцы, потребляющие продукты, приготовленные с использованием очищенного от оболочек зерна.

Ухудшается усвоение селена при постоянном потреблении слабительных средств и биологически активных добавок для «очищения организма».

Селен недополучают и те, кто увлекается консервами и концентратами - в них этот элемент разрушается в ходе длительной обработки.

При дефиците селена снижается работоспособность, теряется ясность мышления, слабеет иммунитет; у людей, работающих на вредных производствах, очень быстро развиваются профессиональные заболевания; человек часто болеет простудами и кожными заболеваниями; у мужчин развивается импотенция.

Во многих случаях дефицит селена в материнском молоке является главной причиной младенческой смертности, в особенности это важно для младенцев мужского пола.

Избыток селена в продуктах питания россиянам не грозит. В России нет областей, где почва перенасыщена селеном. Для жителей нашей страны характерен так называемый мягкий дефицит селена (на уровне 60-70% от оптимального поступления).

Признаки избытка селена:
- склонность к истерическим состояниям, невозможность контролировать настроение и поведение;
- желтушность и шелушение кожи;
- выпадение волос, ломкость ногтей, чувствительность зубов;

Фтор играет очень важную роль в жизни растений, животных и человека. Без фтора невозможно развитие костного скелета и особенно зубов. Содержание фтора в костях составляет 80-100 мг на 100 г сухого вещества. В эмали фтор присутствует в виде соединения Ca4F2(PO4)2 и придает ей твердость и белизну. При недостатке фтора в организме человека происходит поражение зубной ткани (кариес), а избыток его способствует заболеванию зубов флюорозом. Суточная потребность человека во фторе - 2-3 мг.

Свойства и роль фтора

Фтор является необходимым элементом для человеческого организма, поскольку являетсяглавным участником минерального обмена. Также фтор способствует нормальному развитию скелета, делает костную ткань более твердой и прочной, улучшает состояние волос, зубов и ногтей и обеспечивает их рост.

Взаимодействуя с фосфором и кальцием, фтор не дает развиваться кариесу, поскольку обладает способностью проникать в образованные на зубной эмали микротрещины и ликвидировать их. Помимо этого фтор принимает непосредственное участие в процессе кроветворения, увеличивает скорость срастания костей при переломах, поддерживает работоспособность иммунитета и является профилактикой остеопороза.

Фтор способствует лучшему усваиванию железа, а также очищает его от радионуклидов и солей тяжелых металлов.

При избытке фтора замедляется обмен веществ, деформируются кости скелета, человек слабеет, поражаются почки.

Жители Москвы, Подмосковья и Урала не нуждаются во фторсодержащих продуктах, так как фтор добавляется в водопроводную и питьевую воду.

Хлор Простое газообразное вещество оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему.

Природное содержание хлора в пищевых продуктах незначительно. В основном хлор поступает в организм за счет хлорида натрия, добавляемого в пищевые продукты согласно рецептуре их производства, или за счет добавления хлорида натрия в пищу потребителями по собственному усмотрению.

Суточная безвредная доза хлора для взрослого человека составляет 5-7 г.

Хлор (хлор-ион) более важен для жизнедеятельности животных и человека, чем для растений. Он входит в состав почек, легких, селезенки, крови, слюны, хрящей, волос. Ионы хлора регулируют буферную систему крови. Хлорид натрия является составной частью плазмы крови и спинномозговой жидкости и участвует в регуляции водного обмена в организме. Свободная соляная кислота входит в состав желудочногосока всех млекопитающих и активно участвует в пищеварении. У здорового человека содержится в желудке 0,2-0,3% соляной кислоты. Недостаток хлора в организме приводит к тахикардии, снижению артериального давления, судорогам. Достаточное количество хлора содержится в таких овощах как сельдерей, редис, огурцы, капуста белокочанная, укроп, перец, лук, артишок.

Симптомы дефицита хлора: мышечная слабость, сонливость, вялость, ослабление памяти, потеря аппетита, сухость во рту, выпадение зубов и волос. Резкое и значительное снижение количества хлора в организме может вызвать кому и даже летальный исход.

Повышенное содержание хлора в организме вредно, так как приводит к задержке воды в тканях и органах, что, прежде всего, влечет повышение кровяного давления. Другие симптомы избытка хлора: боли в голове и груди, диспепсические расстройства, сухой кашель, слезотечение, резь в глазах. В более тяжелых случаях возможно возникновение токсического отека легких и бронхопневмонии с повышением температуры.

Причины возникновения избытка хлора: вдыхание концентрированных паров с содержанием хлора на вредных производствах (текстильное, фармацевтическое, химическое), прием некоторых лечебных препаратов, а также ряд заболеваний: гиперфункция коры надпочечников, повреждение гипоталамуса и другие. Дезинфекция питьевой воды с помощью хлора, в результате чего образуются соединения, приводящие к респираторно-вирусным заболеваниям, гастритам, пневмонии, и по некоторым данным, даже к онкозаболеваниям. Предполагают также, что есть большая опасность отравления хлором при вдыхании концентрированных токсичных веществ во время длительного приема горячего душа.

В таблицах отдела Приложение приводится содержание хлора в некоторых продуктах питания.

Бром также входит в число необходимых микроэлементов и больше всего его содержится в гипофизе, крови. Щитовидной железе, надпочечниках. Бромиды в небольших дозах (0,1-0,3 взрослого человека) положительно действуют не центральную нервную систему как усилители процессов торможения в коре головного мозга. В природе бромиды накапливаются в таких растениях, как рожь, пшеница, ячмень, картофель, морковь, черешня, яблоки. Много брома содержится в голландском сыре

Иод

РОЛЬ ЙОДА В ОРГАНИЗМЕ

В организме человека йод играет огромную роль:
1. Более 60%, поступившего в организм йода, потребляет щитовидная железа, которая усваивает его из крови и использует в синтезе гормонов - тироксина и трийодтиронина. Щитовидную железу называют «диспетчером» всей эндокринной системы. Посредством своих гормонов она регулирует деятельность других желез внутренней секреции (гипофиз, половые железы) и, тем самым, оказывает влияние на все метаболические процессы в организме человека. В этом состоит важнейшая физиологическая роль йода в организме человека.
2. Йод играет важную роль в формировании необходимых нашему организму клеток - фагоцитов, своеобразных санитаров, захватывающих и уничтожающих чужеродные микроорганизмы и повреждённые клетки.
3. Поддерживает двигательную активность и хорошее самочувствие.
4. Йод очень важен для нормального роста и развития детей и подростков: он участвует в образовании костно-хрящевой ткани, синтезе белка, стимулирует умственные способности.
5. Обеспечивает нормальное функционирование репродуктивной системы у мужчин и женщин. Такие проблемы, как бесплодие, низкое половое влечение, импотенция или фригидность, нарушения менструального цикла нередко связаны с патологией щитовидной железы, возникающей при йододефиците.
6. Обеспечивает правильное развитие плода.
7. Йод играет важную роль в обмене жиров, белков, углеводов и обеспечение организма энергией. Он необходим и для процесса обмена липидов, обмена веществ в подкожном жировом слое, способствует распаду жиров и устранению целлюлита.
8. От содержания йода в организме зависит нормальная работа нервной системы и состояние психики: растут и развиваются клетки, формируется эмоциональный фон, снимается раздражительность.
9. Участвует в развитии и регуляции сердечно - сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, половой и костно-мышечной систем.
10. Способствует здоровью кожи, волос, ногтей и зубов.
11. Йод важен для нашего интеллекта: он поддерживает память, способствует лучшему усвоению информации.

СОДЕРЖАНИЕ ЙОДА В ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ

Содержание йода в продуктах питания, как говорится, оставляет желать лучшего. Это может проявляться увеличением щитовидной железы (эндемическим зобом). Регулярное использование в пищу йодсодержащих продуктов, насыщение ими вашего рациона позволит в значительной мере решить вопрос об обеспечении организма достаточным количеством йода.

Лидером по содержанию йода в продуктах питания можно смело назвать морскую капусту (ламинарию), съедобную морскую водоросль. Йод в ней содержится вместе с витаминами и другими важными микроэлементами, такими как калий, бром, магний, в результате такого соседства он легче усваивается организмом и медленнее из него выводится. Ламинария также способствует улучшению работы желудка и повышает защитные способности человеческого организма. Иод также содержат печень трески, кальмар, пикша, лосось, хек, треска, креветки.

Следует помнить, что кулинарная обработка и длительное хранение уменьшают содержание йода в продуктах. Поэтому, йодированная соль, к примеру, должна добавляться в пищу уже по окончании процесса приготовления блюда.

В 1 грамме йодированной соли содержится примерно 30 мкг йода, поэтому если человек потребляет 5 грамм ( одну чайную ложку) йодированной соли, то получает суточную дозу йода.

Наша промышленность освоила выпуск продуктов с повышенным содержанием йода: минеральной воды, бульонных кубиков, соков, сахара, молочных продуктов, хлеба и даже водки.

НЕДОСТАТОК ЙОДА В ОРГАНИЗМЕ

Недостатком йода в организме страдают около 1,5 миллиарда человек в мире, а в России - примерно 70 % населения. Признаками йодной недостаточности являются:
1. Снижение работоспособности.
2. Постоянная сонливость.
3. Набор лишних килограммов.
4. Снижение умственной активности, вы не можете запоминать тот объем информации, который с легкостью запоминали еще недавно.
5. Частые простуды.
6. Постоянно подавленное настроение.
7. Повышенный аппетит.

Если у вас есть хотя бы три симптома из вышеперечисленных, то можете смело предполагать, что страдаете от недостатка йода в организме.

У женщин при недостатке йода в организме нарушается репродуктивная функция, увеличивается количество выкидышей и мёртворождений, повышается перинатальная и детская смертность.

Недостаток йода в организме приводит к появлению так называемого зоба - увеличение щитовидной железы без нарушения её функции. Со временем начинает нарушаться и функция щитовидной железы, а в ней появляются узлы. Существует два теста для определения недостатка йода в организме:
Тест № 1. Обмакнув ватную палочку в спиртовой раствор йода, нанесите йодную сетку на любой участок кожи, кроме области щитовидной железы. На следующий день внимательно рассмотрите это место. Если вы ничего не обнаружите, то ваш организм нуждается в йоде, если следы йода останутся - у вас нет йододефицита.
Тест № 2, Перед тем как ложиться спать, нанесите на кожу в области предплечья три линии йодного раствора длиной 10 см: тонкую, чуть толще и самую толстую. Если утром исчезла только первая линия - с йодом у вас все в порядке. Если исчезли первые две - обратите внимание на состояние здоровья. А если не осталось ни одной линии - у вас явный недостаток йода в организме.При обнаружении недостатка йода в организме необходимо как можно скорее восполнить его дефицит.

ИЗБЫТОК ЙОДА В ОРГАНИЗМЕ

Элементарный йод очень токсичен. В большинстве случаев избыток йода в организме образуется при работе на вредных производствах, где происходит выделение большого количества паров йода. Симптомы схожи с отравлением - слезотечение, сопровождаемое кашлем, конъюнктивит и шум в ушах, головные боли и головокружение. Хроническая избыточность йода приводите к возникновению катара слизистых и нарушению функционирования пищеварительного тракта.

При длительном избыточном применении препаратов йода и при повышенной чувствительности к ним возможно появление йодизма: характерные проявления этого заболевания: головная боль, гнойничковые высыпания на коже, отеки, тошнота, рвота, кашель, насморк, конъюнктивит, лихорадочное состояние, боли в суставах, понос. Люди также жалуются на нарушение сна, повышенную возбудимость, сильное и резкое похудение. Избыток йода в организме может стать причиной разрушения клеток щитовидной железы, что приводит к серьезным сбоям в ее работе.

Приложение 2.

Бланк для творческого отчета Ф.И. ученика -

Правила техники безопасности при работе с химическими реактивами и спиртовкой.

1.Выполнение индивидуального задания. Решение задачи.





2.Выполнение практической работы:

Напишите молекулярные, полные и краткие уравнения реакций

Таблица 1.

Ураувнения реакций

Внешние изменения











Выводы по практической работе








  1. Проверка ответов на вопросы викторины:

1.

2.

3.

4

5.

6.

7.

8.



Подведение итогов:

  1. Решение задачи 5 баллов

  2. Заполнение таблицы 1 5 баллов

  3. Исследовательская работа 5 баллов

  4. Ответы нв вопросы викторины 5 баллов

Шкала перевода баллов в отметки:

18-20б. - «5» 14-17б. - «4» 7-13 б. - «3»

РЕФЛЕКСИЯ Допишите предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Самым интересным на уроке было…

Самым сложным для меня было …



Приложение 3.

ЗАДАЧИ с экологическим содержанием.

1. Хотя растения и животные нуждаются в соединениях фосфора как элемента, входящего в состав жизненно важных веществ, загрязнение природных вод фосфатами крайне негативно сказывается на состоянии водоемов. Сброс фосфатов со сточными водами вызывает бурное развитие сине - зеленых водорослей, а жизнедеятельность всех прочих организмов угнетается. Определите количество катионов и анионов, образующихся при диссоциации 25 моль ортофосфата натрия.

2. Газовые выбросы животноводческих ферм содержат соединение азота, относительная плотность которого по водороду равна 8,5. Определите его формулу.

3. Большой ущерб водным организмам наносят соединения мышьяка. Особенно ядовиты соединения мышьяка (III). Предложите способ очистки сточных вод от арсенатов и арсенитов, принимая во внимание, что мышьяк является аналогом фосфора.

4. При реакции солей со щелочами также появляется запах аммиака. Подтвердите это уравнением реакции взаимодействия бромида аммония с натриевой щелочью - NaOH.

5. Как известно монооксид углерода (угарный газ) - является опасным загрязнителем атмосферы, также это яд, который образуется при неполном сгорании угля в печи. Он является одной из причин отравления человека. Образование угарного газа происходит, в том числе, и в результате эндотермической реакции углерода с диоксидом углерода:

C(2) + CO2(Г) 2CO(Г) - 173 кДж

6. Сколько граммов углекислого газа содержится в одном выдохе, если его плотность при н.у. 1,8 г/л? В среднем человек делает 15 вдохов в минуту. Сколько углекислого газа мы выдыхаем за сутки? Сколько в нем содержится кислорода?

7. Для удаления из промышленных газов ядовитого угарного газа - оксида углерода (II) - применяется метод его «дожигания», то есть перевод в полностью окисленную форму - оксид углерода (IV). Напишите уравнение этой реакции.

8. Кислород атмосферы постоянно потребляется животными, растениями и человеком в огромных количествах. В составе какого газа он возвращается обратно в атмосферу?

Если происходит возрастание количества углекислого газа в атмосфере, следовательно, происходит уменьшение количества кислорода. Почему же человечество озабочено возрастанием количества углекислого газа в атмосфере гораздо больше, чем уменьшением количества кислорода?

9. Определите, сколько сернистого газа поступит в атмосферу при сжигании 100 т угля с примесью 2,5% серы. Какое количество сернистой кислоты можно получить, если полностью уловить образовавшийся оксид и использовать для производства кислоты?

Приложение 4.

Оборудование : лабораторный штатив, штатив с пробирками, держатель для пробирок, пробирка с газоотводной трубкой, универсальная индикаторная бумага, спиртовка, спички.

Растворы и реактивы: 1% растворы нитрата серебра, нитрата бария, известковой воды, напиток «Кока-кола» , питьевая вода «Шишкин лес», соли - карбонат кальция, гидрокарбонат натрия.

Методика проведения практической работы.

Опыт 1. Качественный анализ на содержание оксида углерода (IV).

C помощью мерного цилиндра налить 10 мл напитка в широкую пробирку. Закрыть пробкой с газоотводной трубкой. Зажать широкую пробирку в штативе. Наполовину заполнить другую пробирку известковой водой

погрузить конец газоотводной трубки в известковую воду. Осторожно нагреть широкую пробирку, пропуская образующийся газ через известковую воду. Наблюдается помутнение известковой воды:

CO2 + Ca(OH)2 = CaCO3↓ + H2O

При дальнейшем пропускании газа через известковую воду помутнение исчезает в результате реакции - образуется растворимый в воде гидрокарбонат кальция:

CaCO3 + H2O + CO2 = Ca (HCO3)2

Опыт 2. Анализ на кислоту.

Для этого анализа нужно использовать 10 мл обесцвеченного раствора (см. предыдущий пункт). Погрузить универсальную индикаторную бумагу в раствор. Определить ее цвет и рН (показатели записать).

Налить обесцвеченный раствор напитка в две пробирки. В первую пробирку внести один шпатель карбоната кальция. Затем добавить один шпатель гидрокарбоната натрия к обесцвеченному раствору, находящемуся в

другой пробирке. В кислой среде происходит выделение углекислого газа из солей внесенных в раствор

CaCO3 + 2H+ → Ca2+ + H2O + CO2

HCO3 + H+ → CO2 ↑ + H2O

Опыт 3. Анализ на фосфат ион.

Для анализа наливаем в пробирки по 5 мл исследуемых растворов газированной воды разных марок и добавляем по 2 мл раствора нитрата серебра..

Отличительной реакцией ортофосфорной кислоты от других фосфорных кислот является реакция с нитратом серебра - образуется жёлтый осадок фосфата серебра:

Н3РО4 + 3AgNO3 = Ag3PO4 ↓ + 3HNO3

Опыт 4. Анализ на наличие ионов в составе питьевой воды.

Для анализа наливаем в пробироку по 5 мл питьевой воды и добавляем в каждую различные реактивы в виде растворов - нитрат бария для определения сульфат иона и нитрат серебря для определения хлорид иона.

Анализ проведен с помощью качественных реакций на ионы: сульфат-ион, хлорид -ион. Вывод: наличие ионов подтверждено

SO42- + Ba2+ = BaSO4↓ Ba(NO3)2 помутнение воды

Cl- +Ag+ = AgCl↓ AgNO3 помутнение воды

Результаты анализа Приложение 1, таблица 1.

Для 1 группы - опыты 1и 4 Для 2 группы - опыты 2 и 3

Приложение 5.

Вопросы викторины.

Группа 1.


1. Сколько всего в периодической системе химических элементов - неметаллов? - (всего 22)

2. Название какого неметалла связано с именем богини Луны в греческой мифологии? (Это селен. От греч. Selenium - Луна)

3. Как Луна - спутник Земли, так и селен - спутник … чего? (Теллур. Tellur - в пер. с лат. - Земля)

4. Какой неметалл алхимики называли «желчью бога Вулкана»? (Это сера)

5. Название какого неметалла означает - разрушающий, смертоносный? (Фтор. В пер. с греч. - разрушение)

6. У какого неметалла название совпадает с фамилией знаменитого учёного? (Бор)

7. Какой неметалл академик А. Е. Ферсман назвал «элементом жизни и мысли»? (Фосфор. Почти все важнейшие физиологические процессы в организме человека связаны с превращением фосфоросодержащих веществ. В организме взрослого человека содержится около 4,5 кг фосфора.)

8. Какой неметалл получил своё название в связи с неприятным запахом его паров? (Br, в пер. с греч. - зловонный)

Группа 2.

1. Какой элемент-неметалл был открыт на Солнце (в спектре солнечной короны) на 13 лет раньше, чем на Земле? (Гелий)

2. Название какого неметалла слагается из названия двух животных? (Мышьяк)

3. Ионы какого неметалла определяют общие химические свойства растворов кислот? (Н+)

4. Какой из всех газов - простых веществ - самый тяжёлый? (Радон)

5. Какой неметалл был назван по цвету его паров? (Йод. В пер. с греч. iodes - фиолетовый)

6. Какой самый распространённый элемент-неметалл: a) на Земле, б) во Вселенной

в) в атмосфере Земли. (О2; Н2; N2)

7. Какое простое вещество - неметалл находится при обычных условиях в жидком состоянии? (Бром)

8. Назовите элементы-неметаллы, которые образуют различные аллотропные модификации. (С, О2, Si, бор, фосфор, S, As, Se)

Приложение 6.

Выводы и рекомендации:

« Как оградить себя от воздействия ионов, содержащих неметаллы?»


  1. Углерод. При употреблении газированных напитков надо быть осторожными, ведь углекислый газ может спровоцировать расстройство пищеварения или болевой приступ. Дело в том, что при соединении этого газа с водой образуется угольная кислота, раздражающая слизистую желудка и кишечника.


  1. Кремний. Небольшое количество кремния содержат все овощи и фрукты.
    Некоторые ягоды могут восполнить запасы кремния. Например, земляника и клубника.Бобовые растения содержат большое количество кремния в своем составе, но чтобы от них была весомая польза нужно употреблять их не менее 2х раз в неделю в виде гарнира или как самостоятельное блюдо.


  1. Азот. Чтобы не произошло нитратно-нитритное отравление необходимо снизить содержание нитратов в овощах при различных видах кулинарной обработки. Перед приготовлением промываем и вымачиваем очищенные овощи в течении 1 ч. Это снижает концентрацию растворимых солей азотной кислоты на 25-30%. У зелени вымачиваем только листовую часть. При варке овощей нитраты переходят в отвар до 50-60%. Отвар в пищу употреблять не следует, квашение, засолка, маринование также снижают количество нитратов, но рассол и маринад в пищу не употребляют.



  1. Фосфор. . Человеческому организму всегда будет хватать фосфора. Наши производители добавляют фосфаты во все продукты питания и даже в газированную воду, колбасы и другие мясные изделия, сгущенку, сливочное масло, сухое молоко, мороженное и сахар. Поэтому не надо искать продукты, которые содержат фосфор. Скорей всего, необходимо искать продукты, которые содержат кальций. Это позволит восстановить соотношение фосфора и кальция в организме. Кроме того, стоит отказаться от консервированных и синтетических продуктов и питаться только натуральными продуктами.


  1. Сера. Чтобы продлить срок хранения продуктов питания, в них производители добавляют сульфиты -в салаты, в пиво, в картофель, в копченые мясные и рыбные блюда. Тяжелых отравлений такие дозы сульфитов не вызывают, но они накапливаются в организме и многие врачи утверждают, что впоследствии это увеличивает количество больных бронхиальной астмой. Поэтому мы должны помнить о том, что питаться консервами, полуфабрикатами крайне вредно. Желательно, чтобы наш организм получал продукты в натуральном виде.



  1. Селен. Дефицит селена бывает при чрезмерном потреблении углеводов. Быстрые углеводы, содержащиеся в рафинированных продуктах, десертах и сладкой газировке, способны разрушать селен. Серьезный недостаток селена могут испытывать вегетарианцы, потребляющие продукты, приготовленные с использованием очищенного от оболочек зерна.

Людям, испытывающим высокие физические нагрузки, а также спортсменам, необходимо увеличить количество принимаемого микроэлемента.

При употреблении селена нужно проявлять осторожность - насколько пагубно влияет на здоровье недостаток селена, настолько же и недопустим его переизбыток.

Если вы здоровы и у вас хорошо сбалансированная диета, то организм получает достаточное количество селена. Но вы можете иметь низкие уровни селена, если:
- употребляете алкоголь.



  1. Фтор. Применение зубной пасты с фтором предотвращает размножение вредных бактерий, способствует сохранению целостности зубов, предохраняет их от возникновения зубного налета и камня.



  1. Хлор. Чтобы пары хлора не вызвали отравления - не вдыхайте долго токсические вещества во время приема горячего душа. Производите процесс отстаивания водопроводной воды от хлора в течении суток, прежде чем использовать воду для приготовления пищи.



  1. Бром. Природным источник брома служат соляные озера, природные рассолы, подземные скважины и морская вода, где бром находится в виде бромидов натрия, калия и магния. Рекомендуется по возможности чаще отдыхать на побережье теплых морей и озер, а в качестве профилактики заболеваний посещать искусственные соляные пещеры.



  1. Иод. Если вы провели опыт по определению количества иода в своем организме, то при его недостатке рекомендуем употреблять в пищу морскую капусту и морепродукты. Следует помнить, что кулинарная обработка и длительное хранение уменьшают содержание йода в продуктах. Поэтому, йодированная соль, к примеру, должна добавляться в пищу уже по окончании процесса приготовления блюда.

Приложение 7.

Домашнее задание.

Выполнить задания теста: тема «Неметаллы», 9 класс

1 группа

Часть А

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один правильный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ.

А1. В каком ряду представлены простые вещества-неметаллы:

1) хлор, никель, серебро 3) железо, фосфор, ртуть

2) алмаз, сера, кальций 4) кислород, озон, азот

А2. Химическому элементу 3-го периода V группы периодической системы Д.И.Менделеева соответствует схема распределения электронов по слоям:

1) 2,8,5 2) 2,3 3) 2,8,3 4) 2,5

А3. У элементов подгруппы углерода с увеличением атомного номера уменьшается:

1) атомный радиус 3) число валентных электронов в атомах

2) заряд ядра атома 4) электроотрицательность

А4. Наиболее прочная химическая связь в молекуле

1) F2 2) Cl2 3) O2 4) N2

А5. Взаимодействие аммиака с хлороводородом относится к реакциям:

1) разложения 2) соединения 3) замещения 4) обмена

А6. Сокращенное ионное уравнение реакции Ag+ + Cl-  AgCl

соответствует взаимодействию между растворами:

1) карбоната серебра и соляной кислоты

2) нитрата серебра и серной кислоты

3) нитрата серебра и соляной кислоты

4) сульфата серебра и азотной кислоты

А7. Горящая свеча гаснет в закрытой пробкой банке, потому что:

1) не хватает кислорода 3) повышается содержание азота

2) повышается температура 4) образуется водяной пар, гасящий пламя

А8. С помощью раствора серной кислоты можно осуществить превращения:

1) медь  сульфат меди (II) 3) карбонат натрия  оксид углерода ( IV)

2) углерод оксид углерода (IV) 4) хлорид серебра  хлороводород

Часть В.

В1. Неметаллические свойства в ряду элементов Si  P  S  Cl слева направо:

1) не изменяются 3) ослабевают

2) усиливаются 4) изменяются периодически

Ответом к заданию В2 является последовательность букв. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

В2. Смещение равновесия системы N2 + 3H2 <=>2 NH3 + Q в сторону продукта реакции произойдет в случае:

А) увеличения концентрации аммиака

Б) использования катализатора

В) уменьшения давления

Г) уменьшения концентрации аммиака

В3. Какой объем (н.у.) хлороводорода можно получить из 2 моль хлора?

Выполнить задания теста: тема «Неметаллы», 9 класс

2 группа

Часть А.

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один правильный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ.

А1. О кислороде как о простом веществе говорится в предложении:

1) растения, животные и человек дышат кислородом

2) кислород входит в состав воды

3) оксиды состоят из двух элементов, один из которых - кислород

4) кислород входит в состав химических соединений, из которых построена живая

клетка

А2. В атоме фосфора общее число электронов и число электронных слоев соответственно

равны: 1) 31 и 4 2) 15 и5 3) 15 и 3 4) 31 и 5

А3. Сумма протонов и нейтронов в атоме углерода равны:

1) 14 2) 12 3) 15 4) 13

А4. Ковалентная полярная химическая связь характерна для:

1) KCl 2) HBr 3) P4 4) CaCl2

А5. Реакция, уравнение которой 3N2 + H2 <=> 2NH3 + Q , относят к реакциям:

1) обратимым, экзотермическим 3) обратимым, эндотермическим

2) необратимым, экзотермическим 4) необратимым, эндотермическим

А6. Для того, чтобы доказать, что в пробирке находится раствор угольной кислоты,

необходимо использовать: 1) соляную кислоту 3) тлеющую лучинку

2) раствор аммиака 4) раствор гидроксида натрия

А7. Признаком реакции между соляной кислотой и цинком является:

1) появление запаха 3) выделение газа

2) образование осадка 4) изменение цвета раствора

А8. Сокращенному ионному уравнению Ba2+ + SO42-  BaSO4 соответствует

Взаимодействие между: 1) фосфатом бария и раствором серной кислоты

2) растворами сульфата натрия и нитрата бария

3) растворами гидроксида бария и серной кислоты

4) карбонатом бария и раствором серной кислоты

Часть В.

В1. С уменьшением порядкового номера в А(главных)подгруппах периодической системы Д.И.Менделеева неметаллические свойства химических элементов :

1) не изменяются 3) изменяются периодически

2) усиливаются 4) ослабевают

Ответом к заданию В2 является последовательность букв. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

В2. Какие из перечисленных условий не повлияют на смещение равновесия в системе

H2 + Cl2 <=> 2HCl - Q : А) понижение температуры

Б) повышение температуры

В) введение катализатора

Г) понижение концентрации HCl

Д) понижение давления

В3. Какой объем газа ( н.у.) выделится при полном сгорании 600 г угля?

32


© 2010-2022