Программа кружка Чудеса химии в повседневной жизни

Программа кружка по химии “Чудеса химии в повседневной жизни человека” предназначена для учащихся 8-12 классов. Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет  возможность интеграции в мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы....
Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа кружка по химии

«Чудеса химии в повседневной жизни человека».

Разработала учитель химии и биологии Мельникова Н.Н.

Пояснительная записка

Программа кружка по химии "Чудеса химии в повседневной жизни человека" предназначена для учащихся 8-12 классов.

Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции в мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.

В программу включены научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Богатый историко-искусствоведческий материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации к обучению.

Содержание занятий подбиралось следующим образом:

- интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т.д.);

-акцент на практические виды деятельности;

-обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену кружка путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности.

Занятия рассчитаны для проведения 2 раза в месяц по 1 часу.

Всего 17 занятий за учебный год.

Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием. Сообщения учащихся, тематика которых приводится в программе, позволяют сформировать у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.

Изучив программу данного кружка, учащиеся будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни.

План работы кружка по химии

«Чудеса химии в повседневной жизни человека».

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Практические работы

Дата

Время

1

Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком

1

1

10.09

2

Вода

1

1

08.10

3

Смеси в жизни человека

1

1

24.10

4

Поваренная соль

1

1

12.11

5

Химия пищи

2

6

28.11

10.12

6

Спички

1

1

26.12

7

Бумага

1

1

09.01

8

Стекло

1

1

21.01

9

Керамика

1

1

11.02

10

Химия стирает, чистит и убирает

2

3

20.02

11.03

11

Химия - хозяйка домашней аптечки

2

1

20.03

08.04

12

Химия - помощница садовода

1

1

24.04

13

Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии.

1

06.05

15.05


Итого

17

19


Программа

Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (1 ч).

Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.

Практическая работа № 1: получение каучука из листьев фикуса.

Тема 2. Вода (1 ч).

Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды. Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников.

Тема 3. Смеси в жизни человека (1 ч).

Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.

Практическая работа № 3: Самодельные духи.

Тема 4. Поваренная соль (1 ч).

Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.

Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка.

Тема 5. Химия пищи (2 ч).

Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.

Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.

Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.

Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах. .

Практическая работа № 8: Определение содержания жиров в семенах растений.

Практическая работа № 9: Качественные реакции на присутствие углеводов.

Практическая работа № 10: Химические опыты с жевательной резинкой.

Тема 6. Спички (1ч). . История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России.

Практическая работа № 11: Изучение свойств различных видов спичек (бытовых, охотничьих, термических, сигнальных, каминных, фотографических).

Тема 7. Бумага (1ч).

От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.

Практическая работа № 12: Изучение свойств различных видов бумаги.

Тема 8. Стекло (1 ч).

История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла .Виды декоративной обработки стекол.

Практическая работа № 13: Изучение физических свойств различных стекол.

Тема 9. Керамика (1ч).

Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.

Практическая работа № 14: Исследование физико-химических свойств глины.

Тема 10. Химия стирает, чистит и убирает (2 ч).

Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.

Практическая работа № 15: Определение среды в мылах и шампунях.

Практическая работа № 16: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.

Практическая работа № 17: Выведение пятен с ткани.

Тема 11. Химия - хозяйка домашней аптечки (2 ч).

Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.

Практическая работа № 18: Определение витаминов в препаратах поливитаминов.

Тема 12. Химия - помощница садовода (1ч).

Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.

Практическая работа № 19: Изучение состава различных почв. Тема 15. Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии (2 ч)

Требования к усвоению учебного материала

В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны расширить свои знания о:

- составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни;

- нахождении воды в природе, свойствах воды, аномалиях воды, способах ее очистки, роли воды в природе и способах ее рационального использования;

- составе и свойствах химических веществ, входящих в организм человека;

- составе и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли;

видах спичек и ОВР, протекающих при их горении;

- видах и свойствах бумаги, а также способах изготовления ее различных сортов;

- составе стекла, видах стекол и способах их получения;

- истории возникновения керамики и ее видов;

- составе и свойствах мыла, механизме действия, свойствах СМС;

- видах и назначении некоторых лекарственных препаратов;

- видах и свойствах удобрений, их химическом составе, а также экологических и медицинских проблемах, связанных с их применением.

В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны уметь:

- применять методы качественного и количественного анализа;

- самостоятельно осуществлять химические эксперименты;

- соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;

- составлять отчет о проделанном эксперименте.

Примерные темы для подготовки сообщений учащимися:

1. Память воды .

2.Влажность воздуха и самочувствие человека.

3.Физиологический раствор в медицинской практике.

4.Особенности приготовления пищи в микроволновой печи .

5."Соляные бунты" в России.

6.Полимеры в медицине. Химические материалы для создания искусственных органов.

Литература

1.Химическая энциклопедия. Т. 1. М., 1988 г.

2.Кукушкин Ю.Н. "Химия вокруг нас". М.: "Высшая школа", 1992 г.

3.Петрянов И.В. "Самое необыкновенное вещество в мире". М.: "Педагогика", 1985 г.

4.Скурихин И.М., Нечаев А.П. "Все о пище с точки зрения химика. Справочное издание". М.: "Высшая школа", 1991 г.

5.Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. "Домашняя химия, химия в быту и на каждый день". М.: "РЭТ", 2001 г.

6.Ольгин О.В. "Опыты без взрывов". М.: "Химия", 1986 г.



© 2010-2022