- Преподавателю
- Химия
- Программа кружка Чудеса химии в повседневной жизни
Программа кружка Чудеса химии в повседневной жизни
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мельникова Н.Н. |
Дата | 11.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа кружка по химии
«Чудеса химии в повседневной жизни человека».
Разработала учитель химии и биологии Мельникова Н.Н.
Пояснительная записка
Программа кружка по химии "Чудеса химии в повседневной жизни человека" предназначена для учащихся 8-12 классов.
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции в мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.
В программу включены научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Богатый историко-искусствоведческий материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации к обучению.
Содержание занятий подбиралось следующим образом:
- интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т.д.);
-акцент на практические виды деятельности;
-обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену кружка путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности.
Занятия рассчитаны для проведения 2 раза в месяц по 1 часу.
Всего 17 занятий за учебный год.
Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием. Сообщения учащихся, тематика которых приводится в программе, позволяют сформировать у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.
Изучив программу данного кружка, учащиеся будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни.
План работы кружка по химии
«Чудеса химии в повседневной жизни человека».
№ п/п
Наименование темы
Количество часов
Практические работы
Дата
Время
1
Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком
1
1
10.09
2
Вода
1
1
08.10
3
Смеси в жизни человека
1
1
24.10
4
Поваренная соль
1
1
12.11
5
Химия пищи
2
6
28.11
10.12
6
Спички
1
1
26.12
7
Бумага
1
1
09.01
8
Стекло
1
1
21.01
9
Керамика
1
1
11.02
10
Химия стирает, чистит и убирает
2
3
20.02
11.03
11
Химия - хозяйка домашней аптечки
2
1
20.03
08.04
12
Химия - помощница садовода
1
1
24.04
13
Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии.
1
06.05
15.05
Итого
17
19
Программа
Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (1 ч).
Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.
Практическая работа № 1: получение каучука из листьев фикуса.
Тема 2. Вода (1 ч).
Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды. Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников.
Тема 3. Смеси в жизни человека (1 ч).
Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.
Практическая работа № 3: Самодельные духи.
Тема 4. Поваренная соль (1 ч).
Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.
Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка.
Тема 5. Химия пищи (2 ч).
Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.
Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.
Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.
Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах. .
Практическая работа № 8: Определение содержания жиров в семенах растений.
Практическая работа № 9: Качественные реакции на присутствие углеводов.
Практическая работа № 10: Химические опыты с жевательной резинкой.
Тема 6. Спички (1ч). . История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России.
Практическая работа № 11: Изучение свойств различных видов спичек (бытовых, охотничьих, термических, сигнальных, каминных, фотографических).
Тема 7. Бумага (1ч).
От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.
Практическая работа № 12: Изучение свойств различных видов бумаги.
Тема 8. Стекло (1 ч).
История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла .Виды декоративной обработки стекол.
Практическая работа № 13: Изучение физических свойств различных стекол.
Тема 9. Керамика (1ч).
Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.
Практическая работа № 14: Исследование физико-химических свойств глины.
Тема 10. Химия стирает, чистит и убирает (2 ч).
Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.
Практическая работа № 15: Определение среды в мылах и шампунях.
Практическая работа № 16: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.
Практическая работа № 17: Выведение пятен с ткани.
Тема 11. Химия - хозяйка домашней аптечки (2 ч).
Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.
Практическая работа № 18: Определение витаминов в препаратах поливитаминов.
Тема 12. Химия - помощница садовода (1ч).
Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.
Практическая работа № 19: Изучение состава различных почв. Тема 15. Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии (2 ч)
Требования к усвоению учебного материала
В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны расширить свои знания о:
- составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни;
- нахождении воды в природе, свойствах воды, аномалиях воды, способах ее очистки, роли воды в природе и способах ее рационального использования;
- составе и свойствах химических веществ, входящих в организм человека;
- составе и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли;
видах спичек и ОВР, протекающих при их горении;
- видах и свойствах бумаги, а также способах изготовления ее различных сортов;
- составе стекла, видах стекол и способах их получения;
- истории возникновения керамики и ее видов;
- составе и свойствах мыла, механизме действия, свойствах СМС;
- видах и назначении некоторых лекарственных препаратов;
- видах и свойствах удобрений, их химическом составе, а также экологических и медицинских проблемах, связанных с их применением.
В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны уметь:
- применять методы качественного и количественного анализа;
- самостоятельно осуществлять химические эксперименты;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;
- составлять отчет о проделанном эксперименте.
Примерные темы для подготовки сообщений учащимися:
1. Память воды .
2.Влажность воздуха и самочувствие человека.
3.Физиологический раствор в медицинской практике.
4.Особенности приготовления пищи в микроволновой печи .
5."Соляные бунты" в России.
6.Полимеры в медицине. Химические материалы для создания искусственных органов.
Литература
1.Химическая энциклопедия. Т. 1. М., 1988 г.
2.Кукушкин Ю.Н. "Химия вокруг нас". М.: "Высшая школа", 1992 г.
3.Петрянов И.В. "Самое необыкновенное вещество в мире". М.: "Педагогика", 1985 г.
4.Скурихин И.М., Нечаев А.П. "Все о пище с точки зрения химика. Справочное издание". М.: "Высшая школа", 1991 г.
5.Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. "Домашняя химия, химия в быту и на каждый день". М.: "РЭТ", 2001 г.
6.Ольгин О.В. "Опыты без взрывов". М.: "Химия", 1986 г.