Разработка урока по химии Фосфор

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по химии в 9 классе

ФОСФОР

урок изучения новых знаний

Разработка урока по химии Фосфор



Подготовила и провела учитель химии

Кириченко И.С.



Цели урока:

Обучающие:

  • Изучить свойства и значение фосфора и его соединений;

  • Совершенствовать умения учащихся применять полученные знания для характеристики элемента по его положению в периодической системе.

Развивающие:

  • Развивать умение учащихся формулировать гипотезу и проводить ее опытную проверку, опираясь на знания химии;

  • Совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами;

  • Продолжить формирование умения оформлять результаты эксперимента.

Воспитательные:

  • Способствовать формированию взглядов учащихся о познаваемости мира;

  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Методы и методические приемы:

Фронтальный опрос;

Эвристическая беседа;

Лабораторный опыт, составление отчета по результатам эксперимента;

Работа с раздаточным материалом;

Демонстрация процесса горения фосфора в кислороде;

Работа со средствами наглядности: Периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева, таблицей растворимости веществ, таблицей электроотрицательности элементов;

Письменная работа с тестовыми заданиями.

Оборудование и реактивы:

проектор, лабораторный штатив с пробирками, ложечка для сжигания веществ, спиртовка, колба, стакан с водой, спички, коллекция апатитов;

фосфор (красный), метиловый оранжевый, фосфорная кислота, гидроксид натрия, нитрат серебра.

Ход урока

Актуализация знаний (фронтальная беседа).

Учитель химии: Мы продолжаем изучение главы "Неметаллы". И тема нашего урока - "Фосфор". Обратите внимание на эпиграф: "Фосфор - элемент жизни и мысли". Академик А.Е.Ферсман. На вопрос, почему фосфор называют элементом жизни и мысли, нам предстоит ответить на этом уроке.

Вопросы:

  • Вспомним все, что мы знаем об элементе фосфоре, исходя из его положения в ПС

  • Напишите схему строения атома фосфора, электронную и электронно-графическую формулы в невозбужденном и возбужденном состоянии.

  • Исходя из строения атома фосфора, сделайте вывод, какие степени окисления характерны для фосфора. Приведите примеры соединений фосфора, в которых он проявляет различные степени окисления.

(Ответы учащихся)

Беседа по вопросам

  • Обратите внимание на таблицу относительной электроотрицательности и посмотрите значение электроотрицательности магния, кислорода, водорода, фосфора. Почему значение степени окисления фосфора с металлами и водородом отрицательно, а с кислородом положительно?

  • Каков характер простого вещества фосфора? Сравните неметаллические свойства простого вещества фосфора с соседями по периоду и подгруппе.

  • Напишите формулы высшего оксида фосфора и соответствующего ему гидроксида, укажите их характер.

  • Напишите формулу летучего водородного соединения фосфора.

Учитель: Итак, зная периодический закон, периодическую систему химических элементов, теорию строения атома, мы смогли дать характеристику химическому элементу и его важнейшим соединениям.

Изучение нового материала.

Учитель : Познакомимся с тем, какое место занимает фосфор в неживой природе. Ответ учащегося

Ученик: Фосфор - весьма распространенный элемент в природе, на его долю приходится 0,093% от общей массы земной коры (13 место среди всех элементов). В свободном виде фосфор не встречается в природе, так как химически активен в свободном состоянии. Он входит в состав апатитов и фосфоритов (образцы минералов находятся на столах у учащихся, они их рассматривают, через кодоскоп показываются формулы основных природных соединений фосфора: фосфорит - Са3(РО4)2; апатит - Са5Х(РО4)3, где Х - фтор, реже хлор или гидроксогруппа. Учащиеся записывают формулы в тетрадях). В виде фосфидов железа, кобальта, никеля фосфор встречается в железных метеоритах.

Учитель: Каково содержание фосфора в организме человека ( ответ учащегося)

Ученик: Фосфор вместе с кальцием является главным компонентом костей и зубов. Основную массу сухой кости составляют неорганические вещества (65 - 70%) - это главным образом соли фосфора и кальция, придающие костям твердость и прочность, которую можно сравнить с чугуном и бронзой. В детском возрасте недостаток любого из этих элементов вызывает рахит (демонстрируется рисунок рахитичного ребенка). В теле человека на долю фосфора приходится 1.5 килограмм в виде фосфата кальция, из этого 2/3 приходится на костную ткань, около 0,25% - на мышечную и 0,04% - на нервную и мозг (демонстрируется схема "Содержание фосфора в организме человека"). Фосфор попадает в организм человека в виде соединений с пищей. Суточная потребность человека в фосфоре составляет 1,5 грамма.

Учитель : Впервые фосфор в костях определил Ю. Ган в 1769 году, а через два года знаменитый шведский химик К. Шееле показал, что кости состоят главным образом из фосфата кальция, и предложил способ получения фосфора из золы, образующейся при сжигании костей.

Учитель : Очень интересна история открытия фосфора ( ответ учащегося)

Ученик: Открытие фосфора приписывается гамбургскому алхимику Х. Бранду. В поисках "философского камня", Бранд занимался перегонкой сухого остатка мочи. В приемнике оказалось вещество, испускавшее голубой свет. Так совершенно случайно в 1669 году был открыт белый фосфор - вещество, дававшее свечение. Разочаровавшись в своей находке, он продал открытие другому алхимику, тот третьему. Конец "фосфорному бизнесу" положил английский химик Р.Бойль, который опубликовал методику получения фосфора. Наименование элемента происходит от греческого слова "фос" - свет, и "форос" - несущий. Название "фосфоры" приписывают всем веществам, светящимся в темноте после облучения, а само явление холодного свечения называют фосфоресценцией (демонстрируется рисунок - открытие фосфора Х. Брандом).

Учитель : Так был получен фосфор много десятилетий назад. Основной же способ получения его сегодня сводится к следующему: его восстанавливают из фосфата кальция углем в присутствии оксида кремния (IV). Уравнение этой реакции следующее - (показывается через кодоскоп) 2Са3(РО4)2 + 10С + 6SiO2 = Р4 + 10СО + 6СаSiО3 (ученики записывают его в тетрадь). Особый интерес представляют физические свойства фосфора. Этот элемент является одним из самых богатых аллотропными модификациями. Вспомните, что же такое аллотропия?

Ученик: Аллотропия - это явление, при котором один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ.

Учитель : Одно из аллотропных видоизменений фосфора - белый фосфор, формула которого Р4, решетка молекулярная. На столах перед вами образцы другой аллотропной модификации - красный фосфор, решетка атомная. Они существенно отличаются друг от друга (на доске демонстрируется таблица "Свойства белого и красного фосфора").

Свойства белого и красного фосфора. СВОЙСТВА

БЕЛЫЙ ФОСФОР КРАСНЫЙ ФОСФОР

1. Агрегатное состояние. Твердое кристалл. вещество Порошок

2. Цвет. Белый Красный

3. Запах. Чесночный Без запаха

4. Свечение. Светится Не светится

5. Действие на организм. Яд! Не ядовит

6. Растворимость в воде. Не растворяется Не растворяется

7. Температура 44,3 С Возгоняется

Белый фосфор - сильный яд, ожоги от него долго не заживают. С белым фосфором связана много различных историй, о них нам расскажет (называется фамилия и имя ученика).

Ученик: Много мрачных суеверий и легенд порождали "блуждающие огни". Народная фантазия испокон веков заселяла кладбища душами грешников. Между тем "блуждающие огни" обязаны своим происхождением естественным биохимическим и химическим процессам. Растительные и животные останки содержат фосфор. Попадая в почву, они, под влиянием влаги, тепла, микроорганизмов, разлагаются. В результате образуются газы метан и фосфин, способные гореть. Реакция сопровождается выделением тепла, под влиянием которого воспламеняется фосфин и поджигает метан. Итак, таинственное явление вполне объяснимо.

Учитель : История белого фосфора интересна, но у фосфора есть еще аллотропные видоизменения (по мере того, как их называют, на доске идут аппликации в той же цветовой гамме) - это синий, коричневый, фиолетовый, черный фосфор. Эти модификации имеют разное строение и отличаются по физическим свойствам и химической активности. Белый и красный фосфор взаимодействуют с металлами, образуя фосфиды (на доске записывается уравнение химической реакции, ученики записывают его в тетрадь).

3Са + 2Р = Са3Р2 (фосфид кальция)

Учитель : Белый фосфор горит в атмосфере галогенов, образуя тригалогенид при избытке фосфора и пентагалогенид при избытке галогена (учащиеся записывают уравнения реакций в тетрадях; учитель - на доске).

2Р + 3Сl2 = 2PCl3

2Р + 5Сl2 = 2РCl5

Фосфор образует соединение с кислородом, сгорая ярким пламенем (демонстрация опыта - горение фосфора в кислороде; ученики записывают уравнение реакции в тетрадях, учитель - на доске).

Образовавшийся оксид фосфора (V) хорошо растворим в воде. Какое вещество при этом образуется (демонстрация опыта - растворение оксида фосфора (V) в воде, добавляется метиловый оранжевый, который определяет, кислую среду).

Разработка урока по химии Фосфор

Ученик: По изменению цвета индикатора можно сделать вывод, что образовалась ортофосфорная кислота.

Учитель химии: Запишите уравнение химической реакции, которое отражает взаимодействие оксида фосфора (V) с водой (учащиеся записывают уравнение реакции в тетрадях, учитель - на доске).

Р2О5 + 3Н2О = 2Н3РО4

Ортофосфорная кислота - трехосновная. Это твердое вещество, хорошо растворимое в воде, кислота средней силы, образует несколько видов солей: средние - ортофосфаты и кислые - гидро- и дигидрофосфаты. Ортофосфорную кислоту и ее соли можно распознать с помощью раствора нитрата серебра. Давайте проверим это практически. Прежде чем приступить к выполнению лабораторного опыта, вспоминаем, что работать с растворами кислот нужно осторожно, так как они опасны для человека. (Учащиеся проводят опыт, учитель в это время демонстрирует его результат). Запишите уравнение реакции, свои наблюдения в тетрадях (ученик записывает уравнение реакции в молекулярном и ионном виде на доске, учащиеся сравнивают их со своими записями в тетрадях и заполняют таблицу).

Лабораторная работа "Качественная реакция на фосфат - ион".

Заключительная часть.

Домашнее задание:

Выполнение тестовых заданий, (5-7 минут).

Содержание проверочного теста по химии.

I вариант

Красный фосфор:

а) яд б) неядовит в) растворим в воде

2. Оксид фосфора (V) - это вещество использующиеся в:

а) производстве бомб б) производстве стекла в) производстве резины

3. У атома фосфора на внешнем энергетическом уровне:

а) 3 электрона б) 5 электронов в) 8 электронов

4. Осуществите превращение, рассмотрите уравнение реакции с точки зрения ОВР:

Р -> РСl5

5. Содержание фосфора в костной ткани:

а) 0,4 килограмм б) 2 килограмма в) 0,5 килограмм

II вариант

Белый фосфор имеет кристаллическую решетку:

а) молекулярную б) ионную в) атомную

2. Черный фосфор - это:

а) полупроводник б) диэлектрик в) газ

3. Фосфор находится:

а) в V группе главной подгруппе б) в V группе побочной подгруппе в) во II периоде

4. Осуществите превращение, рассмотрите уравнение реакции с точки зрения ОВР:

Р -> Р2О5

5. Содержание фосфора в головном мозге:

а) 12 грамм б) 130 грамм в) 50 грамм









© 2010-2022