- Преподавателю
- Химия
- Урок обобщения и систематизации знаний по химии в 8 классе
Урок обобщения и систематизации знаний по химии в 8 классе
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Князева В.И. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок обобщения и систематизации знаний в 8 классе
Тема: Кислоты. Основания
Цели урока:
1) Обучающая- создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся об основаниях и кислотах, их химических свойствах; продолжить формировать умение классифицировать неорганические вещества;
- учить алгоритму монологического ответа при записи уравнений реакций;
2) Развивающая - содействовать развитию познавательной и творческой активности учащихся через постановку проблемных вопросов, при подготовке творческих домашних заданий, выполнении исследовательской лабораторной работы и т.п., а также умению сравнивать, анализировать, находить решение заданий в нестандартных ситуациях;
- совершенствовать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой в ходе подготовки к уроку с использованием каталогов справочно-информационной литературы в кабинете.
3) Воспитательная - обеспечить формирование интереса к химической науке через использование химического эксперимента, вопросов проблемного характера, межпредметного материала:
-учить детей самоанализу своей деятельности на уроке при презентации знаний о кислотах и основаниях в выполнении разноуровневых заданий, на этапе рефлексии и т. п., формировать интерес к предмету через мультимедийные возможности компьютера.
Тип урока:
Обобщение и систематизация изученного материала.
Средства обучения:
1) Актуализация внимания учащихся с применением игровой формы урока (имитация космического корабля, химических планет «Кислейшество», «Гидроскополь», засекреченных героев: «Толковых академиков», «маршалов», «сыщиков», «военных министров» и т.д.).
2) Оборудование и реактивы для демонстрационного эксперимента в защите творческих домашних заданий.
3) Раздаточный материал из серии разноуровневых заданий по индивидуальной карточке «Расчетные задачи, практические и экспериментальные задания».
4) Опорные схемы, сигналы, связанные с практическим применением кислот и оснований.
5) Аудиовизуальные средства с фрагментами сочиненных учащимися стихотворений.
6) Проверочные многовариантные тесты.
7) Компьютер с мультимедийным проектором на экран для презентации проверочного теста и проверки, презентации знаний о кислотах и основаниях при выполнении разноуровневых заданий.
Оборудование: 9 химических стаканов, 50 мл; цветы из индикаторной бумаги: три цветка из фенолфталеина, три цветка из лакмуса, три цветка из метилового оранжевого; бутылка, пробирка, тряпичная подушечка, простейший прибор для получения газов, кусочек жести.
Реактивы: 60 г гидрокарбоната натрия, 0,5 л воды, 1н. раствор серной кислоты, 1н. растворы гидроксида натрия и серной кислоты.
Девиз урока: «Требуется гораздо больше ума, чтобы передать свои идеи, чем чтобы их иметь». (Гельвеций)
Структура урока
-
Организационный момент «Настроимся на урок».
-
Актуализация внимания учащихся с применением игровой формы.
-
Космическая разминка.
-
Разноуровневая самостоятельная работа «Умеешь ли ты решать расчетные задачи».
-
Защита творческих домашних заданий (демонстрационный эксперимент):
-
конструирование и действие содового огнетушителя;
-
работа по индивидуальной карточке «Химические сюрпризы»:
а) задание «Сыщики»,
б) групповая исследовательская лабораторная работа «Пусть расцветают цветы».
-
Презентация сведений о кислотах и основаниях.
1) Работа класса по двухвариантной разноуровневой карточке.
2) Мини-сочинения учащихся из цикла «Справочный отдел» о
практическом применении кислот и оснований.
3) Проверочные многовариантные тесты.
-
Подведение итога урока. Выставление оценок, их аргументация.
-
Дифференцированное домашнее задание.
-
Рефлексия.
Ход урока
-
Организационный момент «Настроимся на урок»
Сообщение темы, постановка цели урока, обращаю внимание на эпиграф.
-
Актуализация внимания учащихся с применением игровой формы
Учитель: Сегодня на уроке обобщения и систематизации знаний я приглашаю вас на «космический корабль» (показываю рисунок корабля, на котором изображены планеты «Гидроскополь» и «Кислейшество»). Наряду с планетами, которые реально существуют в космическом пространстве, при изучении классов неорганических соединений мы «обнаружили» новые «планеты»: «Кислейшество» - кислоты, «Гидроскополь» - основания.
Почему же вы приглашены?
Потому что лучшие знатоки химии, а также умельцы, владеющие секретами химических опытов «царицы наук» будут участвовать в космическом представлении, мостиком к которому являются ваши глубокие знания основных классов неорганических соединений.
А пока, чтобы попасть на космическое представление, вы должны показать глубокие знания планет «Кислейшество» и «Гидроскополь». Все герои планет подлежат рассекречиванию.
Королева кислот: На моей планете предлагаю всем желающим попробовать себя в ролях: «Маршалов» (металлов), «Сыщиков» (индикаторов) и, конечно, приглашаю «Толковых академиков».
Начальник планеты «Гидроскополь» Истинный гидроксид: На моей планете размещается национальный оборонный научно-исследовательский институт. Я предлагаю всем работать в качестве военных министров, экземпляров-мутантов «двуличных», сторожа секретной службы королевы - фенолфталеина по кличке «Малина» - бесцветная личность, но агент незаменимый.
Учитель: Итак, чтобы обеспечить пропуск на эти «планеты», необходимо знать правила техники безопасности при работе с кислотами и щелочами.
-
Космическая разминка (фронтальная работа)
-
Какие правила техники безопасности нужно соблюдать при работе:
а) с кислотами,
б) со щелочами.
-
Составьте схему простых и сложных веществ, классов неорганических соединений. Сделайте анализ схемы, приведите примеры, классифицируя каждый класс, используя сигнальные карточки.
Предлагаемые классы веществ: простые вещества (металлы, неметаллы, благородные газы); сложные вещества: кислоты, основания, щелочи, нерастворимые основания, индикаторы. (У учащихся заранее заготовлены наборы карточек).
-
Разноуровневая самостоятельная работа «Умеешь ли ты решать расчетные задачи?» (взаимопроверка).
Учитель: Ребята, вы будете выполнять работу по разноуровневой многовариантной карточке. В нее включены задания трех уровней: первое - базового; второе - конструктивного; третье - продвинутого. Вы имеете право выбора задания, возможность сравнить, оценить свои способности.
(см. Приложение№1)
Образец индивидуальной карточки по решению расчётных задач
-
Защита творческих домашних заданий (индивидуальная работа) демонстрационный эксперимент
-
конструирование и действие содового огнетушителя.
Учитель: Представьте ситуацию: внезапно на планете Земля возникает пожар! Могут ли нам помочь «жители новых планет?».
Ученик: Я думал над этим вопросом дома и сконструировал содовый огнетушитель. В этом случае мне необходимы оборудование и реактивы: 60г гидрокарбоната натрия, 0,5 л воды, 1н. раствор серной кислоты, пенящееся вещество, бутылка, пробирка, тряпичная подушечка, простейший прибор для получения газов, кусок жести. Объясню конструкцию и действие содового огнетушителя.
а) Вертикальное положение огнетушителя - нерабочее положение.
б) Огнетушитель под наклоном - находится в действии.
Главные условия действия огнетушителя:
-
бутылку держать под наклоном, чтобы кислота смешалась с содой;
-
пробку со стеклянной трубкой надо сильно придерживать руками, иначе она вылетит;
-
в результате образования газа в бутылке повышается давление, струя пены выталкивается наружу.
Ученик отвечает согласно алгоритму монологического ответа при записи уравнения химической реакции.
NaHCO3 +H2SO4=CO2 ↑ + H2O + NaHSO4
разб.
Учитель: Какие свойства кислот помогли нам попасть на планету?
Ученик: Знания химических свойств кислот позволило нам попасть на планету «Кислейшество».
Кислота. А как же попасть на планету «Гидроскополь»?
Я предполагаю, что на ней действует агент по кличке «Малина» и он нам поможет.
-
работа по индивидуальной карточке «Химические сюрпризы»:
а) Задание «Сыщики» (групповая работа).
Учитель: Как обнаружить щелочей «пришельцев» на планету «Кислейшество», чтобы вместе с ними проникнуть на планету «Гидроскополь» и приступить к рассекречиванию всех «героев» двух планет.
Агент по кличке «Малина»: За окнами - зима, холодно и пусто и сейчас, дорогие женщины, в канун праздника 8 Марта на ваших глазах расцветут цветы и как лучи солнца согреют ваши сердца. Они помогут нам обнаружить щелочи и попасть на их планету.
Учитель: Уважаемые «сыщики» можно ли разыскать щелочи, «пришельцев» на планету «Кислейшество» и забрать с собой кислоты, имея в распоряжении 3 стакана воды, 3 стакана кислоты, 3 стакана щелочи, а также три цветка из фенолфталеина, три цветка из лакмуса, три цветка из метилового оранжевого?
Жители планет «Кислейшество» и «Гидроскополь» проводят исследовательскую лабораторную работу «Пусть расцветают цветы» в поиске кислот и оснований.
Агент «Малина» проецирует на экран инструктивную карточку
Цель:
Распознать экспериментальным путём жителей планет.
1) Опустите поочередно каждый цветок в химические стаканы 2) Продумайте результаты проведенных расследований. 3)Запишите краткое уравнение реакций. 4)Проверьте правильность записей друг у друга. Объясните ошибки. 5)Каждая группа делает анализ и формулирует обоснованный вывод.
-
Презентация сведений о кислотах и основаниях
Учитель: А сейчас проведём презентацию знаний о кислотах и основаниях. Те учащиеся, которые смогут представить выбранные задания, где нужно проявить мыслительную деятельность в нестандартной ситуации, логичность, умение быстро включиться в процесс познания обязательно попадут на «космический бал».
(примерные варианты заданий проецируются на экран)
(см. Приложение№2).
Учитель: «Толковым академикам» и всем жителям планет предлагаю решить познавательную задачу (текст задачи проецируется на экран). В сказке «Хрустальный лак П.П. Бажов рассказывает о замечательном лаке, которым нижнетагильские мастера покрывали расписные железные подносы: «А лак такой, что через него все до капельки видно, и станет та рисовка либо картинка как влитая в железо. Ни жаром, ни морозом ее не берет. Коли случится, какую домашнюю кислоту на поднос пролить, либо вино всплеснуть - вреда подносу нет… Паяльную кислоту, клей, железо к железу крепят, и ту, сказывают, доброго мастера подносы выдерживали. Ну, конечно, ежели царской водкой либо купоросным маслом капнуть - дырка будет. Тут не заспоришь, потому как против них не то что лак, а чугун и железо выстоять не могут». Как видите, мастеровые Урала еще в прошлом веке с кислотами «на ты»
Объясните, о каких химических соединениях ведет речь рассказчик.
(Ответ: Паяльная кислота - соляная кислота; купоросное масло - концентрированная серная кислота; царская водка - смесь трех объемов соляной и одного азотной кислоты).
Учитель: Прошу вас, ребята, представить мини-сочинения из цикла «Справочный отдел о практическом применении кислот и оснований» с использованием опорных схем, сигналов. (см. Приложение№3)
3) Проверочный многовариантный тест (задания раздаю, ответы проецируются на экран с помощью мультимедиа проектора, учащиеся проверяют по соответствующей инструкции, выставляют оценки, сдают учителю). (См. Приложение №4)
-
Итог урока
1) В какой форме вы хотели бы выразить общность, различие состава и химических свойств важнейших классов неорганических соединений: кислот и оснований?
Учащиеся читают составленные ими стихотворения.
Стихотворение о кислотах.
Состав наш сложен,
И водород, как составная наша часть,
Дает нам кислый вкус, а также
Замещается металлами,
Но не всегда и одинаково.
Вот в этом наш секрет и исключенье,
А индикатор нас определяет:
Цвет фиолетовый в красный превращает,
И будьте осторожны с нами вы,
А то мы за себя не отвечаем.
Стихотворение об основаниях.
Мы едкие и мылкие на ощупь,
-ОН- как составная наша часть
Дает реакцию нам щелочную
Цвет лакмуса в синий превращает
И будьте с нами также осторожны,
А то мы за себя не отвечаем.
Средь нас есть другие основания,
Которые из щелочи и соли получают
И тут же осадок они образуют,
Который разлагается при нагревании.
Но о кислотах не забывают,
Свою им дружбу предлагают!
2). Выделите сходство и различия в составе кислот и оснований.
3) На доске записаны химические свойства кислот и оснований. Найдите и подчеркните одной чертой общие химические свойства этих двух классов веществ. 4)Найдите и подчеркните различные химические свойства кислот и оснований волнистой линией. Сделайте анализ сходства и различий свойств.
5.)Дайте определения: что такое кислоты, что такое основания.
Учитель: Скажите, соответствуют ли слова, сказанные Д.И.Менделеевым, нашему с вами сотрудничеству на уроке?
«Жить - это значит творить, трудясь без устали с неисчерпаемым вдохновением».
Размышления учащихся.
Выставление оценок и их аргументация.
-
Рефлексия
Я довольна вашей работой на уроке, вы умеет мыслить, доказывать свои предположения. Но моей оценки недостаточно. Оцените каждый свою работу на уроке:
подчеркните на выданных вам карточках то выражение лица, которое соответствует вашему настроению в конце урока. Объясните, почему вы себя так чувствуете? Какой фрагмент урока вам запомнился?
-
Дифференцированное домашнее задание
Повторить §38-39, рабочая тетрадь по химии 8 класс Габриелян О.С.
стр.101-104 № 3 на «5», № 4 на «4», № 8 на «3».
Использованная литература:
1. Габриелян О.С. Химия. Учебник для 8-го класса. - М.: Дрофа, 2002.
2)Тимакова Л.Г. Тетрадь с печатной основой по неорганической химии. 8-й класс. - Харьков. Учебно-методический центр Школьник, 1998.
3.)Кнунянц И.Л. Большой энциклопедический словарь. Химия. М.: Научное издательство Большая Российская энциклопедия, 1998.
4.)Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. - Изд - во: Дрофа, 1995.
Приложение №1
Образец индивидуальной карточки по решению расчетных задач
«Гидроскополь»
«Кислейшество»
Уровень первый
Какой объём водорода (н.у.) образуется при взаимодействии соляной кислоты с 60 г алюминия?
Уровень первый
Какой объём (н.у.) углекислого газа получится при взаимодействии соляной кислоты с 56г оксида кальция.
Уровень второй
При растворении в соляной кислоте 58,5 смеси железных и медных опилок выделилось 8,96 л водорода. Определите массовые доли железных и медных опилок в этой смеси.
Уровень второй
При растворении в серной кислоте двухвалентного металла массой 1,6г выделился водород объёмом 0,896 л. Определите, какой металл был взят для опыта.
Уровень третий
Газ А под действием концентрированной серной кислоты превращается в простое вещество В, которое реагирует с сероводородной кислотой с образованием простого вещества С и раствора исходного вещества А. Назовите вещества А, В и С. Напишите уравнения реакций.
Уровень третий
При пропускании хлора через раствор сильной кислоты А выделяется простое вещество В, и раствор приобретает тёмную окраску. При дальнейшем пропускании хлора вещество В превращается в кислоту С, и раствор обесцвечивается. Назовите вещества А, В и С. Напишите уравнения реакций?
Приложение №2
I Вариант
II Вариант
Задание №1. Уровень первый (3 балла)
Узнать истинную королеву, назвать ее приближенных, имея набор карточек: СL-, H+, SO42 -, 3H+, S2- , Br-, NO-3, SO2-3, ClO-4
Кто же с планеты «Кислейшество» выполнит это задание? Сделать анализ, вывод.
Начальник HOH ИИ истинный гидроксид был строго засекречен. Он носил парик, пристегивающиеся мочки ушей и смывающуюся родинку на щеке. Определите формулу основания, если молекулярная масса 107, валентность III.
Задание №2. Уровень второй (4 балла)
Сотрудники секретной службы королевы начали лихорадочно готовиться за границу. Тут вмешался маршал Феррум, он должен был вычеркнуть из списка лишние кислоты; проклассифицировать их по основным признакам.
-
HClO4, H2SO4, HNO3, HBr, H2SO4
-
H2S, HJ, HF, HCl
-
H2SO3, H2SiO3, H2CO3, H2SO4
Назовите их. Проклассифицируйте.
Сравните, сделайте анализ.
Военный министр Плюмбум лихорадочно подбирал сотрудников для секретных лабораторий национального оборонного научно-исследовательского института (НОНИИ). Определите лишние основания в рядах. Проклассифицируйте. Ответ обоснуйте. Найдите экземпляров-мутантов. Сравните, сделайте анализ.
-
Zn(OH)2, AL(OH)3, KOH, Fe(OH)3
-
Cu(OH)2, Pb(OH)2, Zn(OH)2
-
KOH, NaOH, Fe(OH)2, LiOH
Задание №3. Уровень третий (5 баллов).
Теоретический эксперимент «Толкового Академика»
Имея в распоряжении CuCl2, NaOH, HCl, Zn, а также используя продукты их взаимодействия, получите два простых вещества, пять молекул воды и четырнадцать сложных веществ.
Дополнительные вопросы:
-
Сформулируйте и найдите химические реакции, характеризующие свойства оснований, сделайте вывод.
-
Сформулируйте и найдите химические реакции, характеризующие свойства кислот.
-
Есть ли реакции, в которых объединены химические свойства оснований и кислот?
-
Есть ли среди этих реакций такая, в которой представлены все классы неорганических соединений?
Приложение№3
Мини-сочинения:
"Кислоты вокруг нас», "Практическое значение кислот и оснований".
Молочная кислота.
Образуется при молочно-кислом брожении сахаристых веществ под действием бактерий (при квашении капусты, созревании сыра). Применяется в производстве лекарственных средств, пластификаторов, при протравном крашении.
Серная кислота.
Очень известная особа. Родоначальница огромного семейства Сульфатов и Гидросульфатов. Тучна, масляниста, имеет большую плотность. Страдает пристрастием к воде и даже отнимает ее от других, готова принимать ее в любых количествах, но начинает злиться, шипеть и плеваться, если кто-то насильно в нее вольет воду. В больших количествах ее не способен вынести никто! Агрессивна и неуживчива, вытесняет некоторые вещества из их привычных соединений. Обожает стряпать самые разнообразные соли. Из-за скверного характера недоброжелатели в ее присутствии чернеют и обугливаются.
Демонстрация формул веществ, о которых упоминалось в тексте
Примерные варианты опорных сигналов.
Опорный сигнал
H2S - раствор. Лечебные сероводородные ванны!
Здоровье!!!
Mg(OH)2 - для очистки сахара, Яблочная кислота- важнейший
компонент зубных паст, продукт обмена веществ в
Здоровые зубы!!! живых организмах!
(В цикле трикарбоновых кислот)