Урок обобщения и систематизации знаний по химии в 8 классе

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обобщения и систематизации знаний в 8 классе

Тема: Кислоты. Основания

Цели урока:

1) Обучающая- создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся об основаниях и кислотах, их химических свойствах; продолжить формировать умение классифицировать неорганические вещества;

- учить алгоритму монологического ответа при записи уравнений реакций;

2) Развивающая - содействовать развитию познавательной и творческой активности учащихся через постановку проблемных вопросов, при подготовке творческих домашних заданий, выполнении исследовательской лабораторной работы и т.п., а также умению сравнивать, анализировать, находить решение заданий в нестандартных ситуациях;

- совершенствовать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой в ходе подготовки к уроку с использованием каталогов справочно-информационной литературы в кабинете.

3) Воспитательная - обеспечить формирование интереса к химической науке через использование химического эксперимента, вопросов проблемного характера, межпредметного материала:

-учить детей самоанализу своей деятельности на уроке при презентации знаний о кислотах и основаниях в выполнении разноуровневых заданий, на этапе рефлексии и т. п., формировать интерес к предмету через мультимедийные возможности компьютера.

Тип урока:

Обобщение и систематизация изученного материала.

Средства обучения:

1) Актуализация внимания учащихся с применением игровой формы урока (имитация космического корабля, химических планет «Кислейшество», «Гидроскополь», засекреченных героев: «Толковых академиков», «маршалов», «сыщиков», «военных министров» и т.д.).

2) Оборудование и реактивы для демонстрационного эксперимента в защите творческих домашних заданий.

3) Раздаточный материал из серии разноуровневых заданий по индивидуальной карточке «Расчетные задачи, практические и экспериментальные задания».

4) Опорные схемы, сигналы, связанные с практическим применением кислот и оснований.

5) Аудиовизуальные средства с фрагментами сочиненных учащимися стихотворений.

6) Проверочные многовариантные тесты.

7) Компьютер с мультимедийным проектором на экран для презентации проверочного теста и проверки, презентации знаний о кислотах и основаниях при выполнении разноуровневых заданий.

Оборудование: 9 химических стаканов, 50 мл; цветы из индикаторной бумаги: три цветка из фенолфталеина, три цветка из лакмуса, три цветка из метилового оранжевого; бутылка, пробирка, тряпичная подушечка, простейший прибор для получения газов, кусочек жести.

Реактивы: 60 г гидрокарбоната натрия, 0,5 л воды, 1н. раствор серной кислоты, 1н. растворы гидроксида натрия и серной кислоты.

Девиз урока: «Требуется гораздо больше ума, чтобы передать свои идеи, чем чтобы их иметь». (Гельвеций)

Структура урока

  1. Организационный момент «Настроимся на урок».

  2. Актуализация внимания учащихся с применением игровой формы.

  3. Космическая разминка.

  4. Разноуровневая самостоятельная работа «Умеешь ли ты решать расчетные задачи».

  5. Защита творческих домашних заданий (демонстрационный эксперимент):

  1. конструирование и действие содового огнетушителя;

  2. работа по индивидуальной карточке «Химические сюрпризы»:

а) задание «Сыщики»,

б) групповая исследовательская лабораторная работа «Пусть расцветают цветы».

  1. Презентация сведений о кислотах и основаниях.

1) Работа класса по двухвариантной разноуровневой карточке.

2) Мини-сочинения учащихся из цикла «Справочный отдел» о

практическом применении кислот и оснований.

3) Проверочные многовариантные тесты.

  1. Подведение итога урока. Выставление оценок, их аргументация.

  2. Дифференцированное домашнее задание.

  3. Рефлексия.

Ход урока


  1. Организационный момент «Настроимся на урок»

Сообщение темы, постановка цели урока, обращаю внимание на эпиграф.

  1. Актуализация внимания учащихся с применением игровой формы

Учитель: Сегодня на уроке обобщения и систематизации знаний я приглашаю вас на «космический корабль» (показываю рисунок корабля, на котором изображены планеты «Гидроскополь» и «Кислейшество»). Наряду с планетами, которые реально существуют в космическом пространстве, при изучении классов неорганических соединений мы «обнаружили» новые «планеты»: «Кислейшество» - кислоты, «Гидроскополь» - основания.

Почему же вы приглашены?

Потому что лучшие знатоки химии, а также умельцы, владеющие секретами химических опытов «царицы наук» будут участвовать в космическом представлении, мостиком к которому являются ваши глубокие знания основных классов неорганических соединений.

А пока, чтобы попасть на космическое представление, вы должны показать глубокие знания планет «Кислейшество» и «Гидроскополь». Все герои планет подлежат рассекречиванию.

Королева кислот: На моей планете предлагаю всем желающим попробовать себя в ролях: «Маршалов» (металлов), «Сыщиков» (индикаторов) и, конечно, приглашаю «Толковых академиков».

Начальник планеты «Гидроскополь» Истинный гидроксид: На моей планете размещается национальный оборонный научно-исследовательский институт. Я предлагаю всем работать в качестве военных министров, экземпляров-мутантов «двуличных», сторожа секретной службы королевы - фенолфталеина по кличке «Малина» - бесцветная личность, но агент незаменимый.

Учитель: Итак, чтобы обеспечить пропуск на эти «планеты», необходимо знать правила техники безопасности при работе с кислотами и щелочами.

  1. Космическая разминка (фронтальная работа)

  1. Какие правила техники безопасности нужно соблюдать при работе:

а) с кислотами,

б) со щелочами.

  1. Составьте схему простых и сложных веществ, классов неорганических соединений. Сделайте анализ схемы, приведите примеры, классифицируя каждый класс, используя сигнальные карточки.

Предлагаемые классы веществ: простые вещества (металлы, неметаллы, благородные газы); сложные вещества: кислоты, основания, щелочи, нерастворимые основания, индикаторы. (У учащихся заранее заготовлены наборы карточек).

  1. Разноуровневая самостоятельная работа «Умеешь ли ты решать расчетные задачи?» (взаимопроверка).

Учитель: Ребята, вы будете выполнять работу по разноуровневой многовариантной карточке. В нее включены задания трех уровней: первое - базового; второе - конструктивного; третье - продвинутого. Вы имеете право выбора задания, возможность сравнить, оценить свои способности.

(см. Приложение№1)

Образец индивидуальной карточки по решению расчётных задач

  1. Защита творческих домашних заданий (индивидуальная работа) демонстрационный эксперимент

  1. конструирование и действие содового огнетушителя.

Учитель: Представьте ситуацию: внезапно на планете Земля возникает пожар! Могут ли нам помочь «жители новых планет?».

Ученик: Я думал над этим вопросом дома и сконструировал содовый огнетушитель. В этом случае мне необходимы оборудование и реактивы: 60г гидрокарбоната натрия, 0,5 л воды, 1н. раствор серной кислоты, пенящееся вещество, бутылка, пробирка, тряпичная подушечка, простейший прибор для получения газов, кусок жести. Объясню конструкцию и действие содового огнетушителя.

а) Вертикальное положение огнетушителя - нерабочее положение.

б) Огнетушитель под наклоном - находится в действии.

Главные условия действия огнетушителя:

  1. бутылку держать под наклоном, чтобы кислота смешалась с содой;

  2. пробку со стеклянной трубкой надо сильно придерживать руками, иначе она вылетит;

  3. в результате образования газа в бутылке повышается давление, струя пены выталкивается наружу.

Ученик отвечает согласно алгоритму монологического ответа при записи уравнения химической реакции.

NaHCO3 +H2SO4=CO2 ↑ + H2O + NaHSO4

разб.

Учитель: Какие свойства кислот помогли нам попасть на планету?

Ученик: Знания химических свойств кислот позволило нам попасть на планету «Кислейшество».

Кислота. А как же попасть на планету «Гидроскополь»?

Я предполагаю, что на ней действует агент по кличке «Малина» и он нам поможет.

  1. работа по индивидуальной карточке «Химические сюрпризы»:

а) Задание «Сыщики» (групповая работа).

Учитель: Как обнаружить щелочей «пришельцев» на планету «Кислейшество», чтобы вместе с ними проникнуть на планету «Гидроскополь» и приступить к рассекречиванию всех «героев» двух планет.

Агент по кличке «Малина»: За окнами - зима, холодно и пусто и сейчас, дорогие женщины, в канун праздника 8 Марта на ваших глазах расцветут цветы и как лучи солнца согреют ваши сердца. Они помогут нам обнаружить щелочи и попасть на их планету.

Учитель: Уважаемые «сыщики» можно ли разыскать щелочи, «пришельцев» на планету «Кислейшество» и забрать с собой кислоты, имея в распоряжении 3 стакана воды, 3 стакана кислоты, 3 стакана щелочи, а также три цветка из фенолфталеина, три цветка из лакмуса, три цветка из метилового оранжевого?

Жители планет «Кислейшество» и «Гидроскополь» проводят исследовательскую лабораторную работу «Пусть расцветают цветы» в поиске кислот и оснований.

Агент «Малина» проецирует на экран инструктивную карточку

Цель:

Распознать экспериментальным путём жителей планет.

1) Опустите поочередно каждый цветок в химические стаканы 2) Продумайте результаты проведенных расследований. 3)Запишите краткое уравнение реакций. 4)Проверьте правильность записей друг у друга. Объясните ошибки. 5)Каждая группа делает анализ и формулирует обоснованный вывод.

  1. Презентация сведений о кислотах и основаниях

Учитель: А сейчас проведём презентацию знаний о кислотах и основаниях. Те учащиеся, которые смогут представить выбранные задания, где нужно проявить мыслительную деятельность в нестандартной ситуации, логичность, умение быстро включиться в процесс познания обязательно попадут на «космический бал».

(примерные варианты заданий проецируются на экран)

(см. Приложение№2).

Учитель: «Толковым академикам» и всем жителям планет предлагаю решить познавательную задачу (текст задачи проецируется на экран). В сказке «Хрустальный лак П.П. Бажов рассказывает о замечательном лаке, которым нижнетагильские мастера покрывали расписные железные подносы: «А лак такой, что через него все до капельки видно, и станет та рисовка либо картинка как влитая в железо. Ни жаром, ни морозом ее не берет. Коли случится, какую домашнюю кислоту на поднос пролить, либо вино всплеснуть - вреда подносу нет… Паяльную кислоту, клей, железо к железу крепят, и ту, сказывают, доброго мастера подносы выдерживали. Ну, конечно, ежели царской водкой либо купоросным маслом капнуть - дырка будет. Тут не заспоришь, потому как против них не то что лак, а чугун и железо выстоять не могут». Как видите, мастеровые Урала еще в прошлом веке с кислотами «на ты»

Объясните, о каких химических соединениях ведет речь рассказчик.

(Ответ: Паяльная кислота - соляная кислота; купоросное масло - концентрированная серная кислота; царская водка - смесь трех объемов соляной и одного азотной кислоты).

Учитель: Прошу вас, ребята, представить мини-сочинения из цикла «Справочный отдел о практическом применении кислот и оснований» с использованием опорных схем, сигналов. (см. Приложение№3)

3) Проверочный многовариантный тест (задания раздаю, ответы проецируются на экран с помощью мультимедиа проектора, учащиеся проверяют по соответствующей инструкции, выставляют оценки, сдают учителю). (См. Приложение №4)

  1. Итог урока

1) В какой форме вы хотели бы выразить общность, различие состава и химических свойств важнейших классов неорганических соединений: кислот и оснований?

Учащиеся читают составленные ими стихотворения.

Стихотворение о кислотах.

Состав наш сложен,

И водород, как составная наша часть,

Дает нам кислый вкус, а также

Замещается металлами,

Но не всегда и одинаково.

Вот в этом наш секрет и исключенье,

А индикатор нас определяет:

Цвет фиолетовый в красный превращает,

И будьте осторожны с нами вы,

А то мы за себя не отвечаем.

Стихотворение об основаниях.

Мы едкие и мылкие на ощупь,

-ОН- как составная наша часть

Дает реакцию нам щелочную

Цвет лакмуса в синий превращает

И будьте с нами также осторожны,

А то мы за себя не отвечаем.

Средь нас есть другие основания,

Которые из щелочи и соли получают

И тут же осадок они образуют,

Который разлагается при нагревании.

Но о кислотах не забывают,

Свою им дружбу предлагают!

2). Выделите сходство и различия в составе кислот и оснований.

3) На доске записаны химические свойства кислот и оснований. Найдите и подчеркните одной чертой общие химические свойства этих двух классов веществ. 4)Найдите и подчеркните различные химические свойства кислот и оснований волнистой линией. Сделайте анализ сходства и различий свойств.

5.)Дайте определения: что такое кислоты, что такое основания.

Учитель: Скажите, соответствуют ли слова, сказанные Д.И.Менделеевым, нашему с вами сотрудничеству на уроке?

«Жить - это значит творить, трудясь без устали с неисчерпаемым вдохновением».

Размышления учащихся.

Выставление оценок и их аргументация.

  1. Рефлексия

Я довольна вашей работой на уроке, вы умеет мыслить, доказывать свои предположения. Но моей оценки недостаточно. Оцените каждый свою работу на уроке:

подчеркните на выданных вам карточках то выражение лица, которое соответствует вашему настроению в конце урока. Объясните, почему вы себя так чувствуете? Какой фрагмент урока вам запомнился?

  1. Дифференцированное домашнее задание

Повторить §38-39, рабочая тетрадь по химии 8 класс Габриелян О.С.

стр.101-104 № 3 на «5», № 4 на «4», № 8 на «3».

Использованная литература:

1. Габриелян О.С. Химия. Учебник для 8-го класса. - М.: Дрофа, 2002.

2)Тимакова Л.Г. Тетрадь с печатной основой по неорганической химии. 8-й класс. - Харьков. Учебно-методический центр Школьник, 1998.

3.)Кнунянц И.Л. Большой энциклопедический словарь. Химия. М.: Научное издательство Большая Российская энциклопедия, 1998.

4.)Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. - Изд - во: Дрофа, 1995.

Приложение №1

Образец индивидуальной карточки по решению расчетных задач


«Гидроскополь»

«Кислейшество»

Уровень первый

Какой объём водорода (н.у.) образуется при взаимодействии соляной кислоты с 60 г алюминия?

Уровень первый

Какой объём (н.у.) углекислого газа получится при взаимодействии соляной кислоты с 56г оксида кальция.


Уровень второй

При растворении в соляной кислоте 58,5 смеси железных и медных опилок выделилось 8,96 л водорода. Определите массовые доли железных и медных опилок в этой смеси.

Уровень второй

При растворении в серной кислоте двухвалентного металла массой 1,6г выделился водород объёмом 0,896 л. Определите, какой металл был взят для опыта.



Уровень третий

Газ А под действием концентрированной серной кислоты превращается в простое вещество В, которое реагирует с сероводородной кислотой с образованием простого вещества С и раствора исходного вещества А. Назовите вещества А, В и С. Напишите уравнения реакций.

Уровень третий

При пропускании хлора через раствор сильной кислоты А выделяется простое вещество В, и раствор приобретает тёмную окраску. При дальнейшем пропускании хлора вещество В превращается в кислоту С, и раствор обесцвечивается. Назовите вещества А, В и С. Напишите уравнения реакций?

Приложение №2

I Вариант

II Вариант

Задание №1. Уровень первый (3 балла)

Узнать истинную королеву, назвать ее приближенных, имея набор карточек: СL-, H+, SO42 -, 3H+, S2- , Br-, NO-3, SO2-3, ClO-4

Кто же с планеты «Кислейшество» выполнит это задание? Сделать анализ, вывод.

Начальник HOH ИИ истинный гидроксид был строго засекречен. Он носил парик, пристегивающиеся мочки ушей и смывающуюся родинку на щеке. Определите формулу основания, если молекулярная масса 107, валентность III.

Задание №2. Уровень второй (4 балла)

Сотрудники секретной службы королевы начали лихорадочно готовиться за границу. Тут вмешался маршал Феррум, он должен был вычеркнуть из списка лишние кислоты; проклассифицировать их по основным признакам.

  1. HClO4, H2SO4, HNO3, HBr, H2SO4

  2. H2S, HJ, HF, HCl

  3. H2SO3, H2SiO3, H2CO3, H2SO4

Назовите их. Проклассифицируйте.

Сравните, сделайте анализ.

Военный министр Плюмбум лихорадочно подбирал сотрудников для секретных лабораторий национального оборонного научно-исследовательского института (НОНИИ). Определите лишние основания в рядах. Проклассифицируйте. Ответ обоснуйте. Найдите экземпляров-мутантов. Сравните, сделайте анализ.

  1. Zn(OH)2, AL(OH)3, KOH, Fe(OH)3

  2. Cu(OH)2, Pb(OH)2, Zn(OH)2

  3. KOH, NaOH, Fe(OH)2, LiOH

Задание №3. Уровень третий (5 баллов).

Теоретический эксперимент «Толкового Академика»

Имея в распоряжении CuCl2, NaOH, HCl, Zn, а также используя продукты их взаимодействия, получите два простых вещества, пять молекул воды и четырнадцать сложных веществ.

Дополнительные вопросы:

  1. Сформулируйте и найдите химические реакции, характеризующие свойства оснований, сделайте вывод.

  2. Сформулируйте и найдите химические реакции, характеризующие свойства кислот.


  1. Есть ли реакции, в которых объединены химические свойства оснований и кислот?

  2. Есть ли среди этих реакций такая, в которой представлены все классы неорганических соединений?

Приложение№3

Мини-сочинения:

"Кислоты вокруг нас», "Практическое значение кислот и оснований".

Молочная кислота.

Образуется при молочно-кислом брожении сахаристых веществ под действием бактерий (при квашении капусты, созревании сыра). Применяется в производстве лекарственных средств, пластификаторов, при протравном крашении.

Серная кислота.

Очень известная особа. Родоначальница огромного семейства Сульфатов и Гидросульфатов. Тучна, масляниста, имеет большую плотность. Страдает пристрастием к воде и даже отнимает ее от других, готова принимать ее в любых количествах, но начинает злиться, шипеть и плеваться, если кто-то насильно в нее вольет воду. В больших количествах ее не способен вынести никто! Агрессивна и неуживчива, вытесняет некоторые вещества из их привычных соединений. Обожает стряпать самые разнообразные соли. Из-за скверного характера недоброжелатели в ее присутствии чернеют и обугливаются.

Демонстрация формул веществ, о которых упоминалось в тексте

Примерные варианты опорных сигналов.

Опорный сигнал

H2S - раствор. Лечебные сероводородные ванны!

Здоровье!!!

Mg(OH)2 - для очистки сахара, Яблочная кислота- важнейший

компонент зубных паст, продукт обмена веществ в

Здоровые зубы!!! живых организмах!

(В цикле трикарбоновых кислот)

Урок обобщения и систематизации знаний по химии в 8 классе

© 2010-2022