Статья учителя химии ИКТ в химическом эксперименте

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИКТ в организации химического эксперимента на уроках химии при работе с учащимися, имеющими проблемы со здоровьем.


Учитель химии Скворцова Н.П.


Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Технология классно-поурочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков учащимся.

Происходящие общественные изменения требуют развития новых средств образования, новых технологий, обучающих мыслить творчески. В современных динамичных условиях необходимо самостоятельно искать нужную информацию, ставить и решать жизненные, ситуативные задачи, умело планировать любые действия и их результаты.

Главная цель образования - формирование свободной, ответственной личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Образованный человек может легко приспосабливаться к изменяющимся условиям, осваивать новые сферы деятельности, анализировать различные ситуации и находить правильные решения.

ИКТ помогают современному учителю направлять и расширять познавательный интерес учащихся, помочь найти в Интернете массу информации, отобрать необходимую для учебного процесса, отсеять лишнюю (1). Компьютерные технологии не заменяют преподавателя, а дополняют его деятельность, делают ее более наглядной, образной, мотивируют учащихся на получение знаний.

В школах надомного обучения, для учеников с проблемами ОВЗ некоторые разделы ИКТ являются единственно возможными на определенных этапах обучения. Некоторые дети, в силу своих заболеваний, вынуждены проходить обследование в стационарах, реабилитацию в санаториях. В результате они пропускают уроки, иногда несколько недель. Такие учащиеся могут получать знания через «skype», полноценно взаимодействуя с учителем в учебном процессе.

Лабораторные опыты и практические занятия могут выполняться в виртуальной лаборатории или просматриваются в ссылках на единую коллекцию. Для детей-аллергиков - это единственная возможность увидеть вещества и химические явления.

Важнейшей целью обучения в таких школах остается полноценное развитие учащихся и усвоение ими необходимой системы знаний в соответствии с существующими стандартами (2). В настоящее время нет единой методической литературы для детей с различными формами нозологии, со спектром индивидуальных заболеваний. Педагогу приходится адаптировать имеющиеся программы и разработки, создавать новые.

Специфика химии - то, что это экспериментальная наука и, используя наглядность химического опыта, учащиеся познают природу веществ. Но много в ней такого, что невозможно увидеть, а нужно представить и понять, используя многочисленные средства наглядности и абстрактное мышление.

Интерактивная доска как инновационное решение вопросов обновления материальных ресурсов актуальна особенно на уроках химии. Её использование обеспечивает наибольшую безопасность учебно-воспитательного процесса, способствует повышению интереса к предмету, увеличивает вариативность поиска информации.

Работа с данным учебным оборудованием и его широким спектром возможностей повышает у учащихся интерес к предмету, даёт возможность создания насыщенного урока с компьютерной поддержкой, повышает наглядность и динамику процессов подачи и усвоения материала, позволяет установить мгновенную обратную связь - результат виден сразу, усвоен материал или нет.

Инновационные процессы не меняют методической основы урока, но усиливают её эффективность. Обучение с использованием возможностей интерактивной доски отличается от привычных методов преподавания, но в то же время основы успешного проведения любого урока всегда едины. Интерактивная доска может быть использована как на протяжении всего урока, так и на его части. Работа с интерактивными устройствами позволяет сделать любое занятие динамичным, благодаря чему можно заинтересовать учеников на начальном этапе урока и поддерживать этот интерес на протяжении всего занятия (3).

Химия наука экспериментальная. Умение проводить, наблюдать и объяснять химический эксперимент является одним из самых важных компонентов химической грамотности. Работа в химической лаборатории с веществами и оборудованием, несомненно, имеет первостепенное значение для развития навыков постановки эксперимента. Но информационные технологии при обучении химии незаменимы в том случае, если идет изучение токсичных или взрывоопасных веществ. В этом случае возможность проведения эксперимента в виртуальном мире является единственной.

Виртуальные лабораторные работы представлены в нескольких вариантах. Это моделирование молекул различных веществ, которые можно посмотреть в виде масштабных, шаростержневых, электронных, линейных моделей с указанием расстояния между атомами, угла между связями. Ученик может вращать их в пространстве, управляя мышкой. Также представлены работы по распознаванию и синтезу веществ.

Ученики могут работать индивидуально, работа сопровождается письменной и устной инструкцией. Можно посмотреть анимацию многократно. Оформление отчёта учитывает промежуточные результаты, записываются уравнения реакций. Компьютер помогает учителю проследить за всеми тонкостями практической работы, чётким соблюдением техники безопасности, правильной последовательностью выполнения опытов, ведь на уроке учеников много, а учитель один и в обычном режиме работы он может не увидеть ошибки в работе учащихся.

Виртуальная лаборатория позволяет моделировать механизмы химических реакций, образования различных видов химической связи, использовать лабораторное оборудование, которого нет в школе. Также она помогает подготовиться к практической работе заранее или выполнить её индивидуально в случае пропуска урока.

Виртуальная лаборатория доступна всем, так как выложена в «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов» (4).

В изучении школьного курса химии выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

  • наглядное представление объектов и явлений микромира;

  • изучение производств химических продуктов;

  • моделирование химического эксперимента и химических реакций;

  • система тестового контроля

  • подготовка к ЕГЭ.

Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств. Но я считаю, что главное достоинство компьютерного применения на уроке химии - его использование при рассмотрении взрывных и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого.

В рамках окружной экспериментальной площадки по использованию дистанционных технологий обучения, научным руководителем которой является Маняхина В.Г., мы разрабатываем и постепенно внедряем дистанционный курс по химии для учеников 8 - 9 классов.

Этот курс особенно актуален для детей с ОВЗ. Можно связаться с отсутствующим школьником, дать задание из собственного курса и получить ответную информацию о проработанном материале.

Литература:

  1. Современные технологии в процессе преподавания химии. - М.: 5 за знания, 2008, стр. 97.

  2. Система образования для детей с проблемами в здоровье. Выпуск 7. - М.: Центр «Школьная книга», 2006, стр. 22.

  3. Электронная библиотека «Просвещение». Химия 8,9, класс (DVD-BOX), 2002.

4. сайт http: // school-collection.edu.ru.


© 2010-2022